Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Вне насилия

Мне хотелось бы поговорить о проблеме существования во всей её полноте.

Вы, вероятно, знаете, что происходит в мире – полнейший хаос, беспорядок, насилие, крайние
формы жестокости и мятежи, переходящие в войну.
Наши жизни чрезвычайно сложны, запутаны и противоречивы, и не только в нас самих – так
сказать, внутри нашей скорлупы, – но и вовне. Идёт полное разрушение. Все ценности меняются
день ото дня, не существует ни уважения, ни авторитета, и никто ни во что не верит – ни в
церковь, ни в существующий порядок, ни в какую-либо философию.

Таким образом, каждый предоставлен полностью самому себе при выяснении того, что ему делать в
этом хаотичном мире. Что такое правильное действие? – если вообще существует такая вещь, как
правильное действие.

Я уверен, каждый из нас задаётся вопросом, что такое правильное поведение. Это очень серьёзный
вопрос, и я надеюсь, что вы настроены действительно серьёзно, потому что мы собираемся вместе
исследовать факты, как они есть, – очень внимательно, объективно, без эмоций и
сентиментальности.

Чтобы такое исследование стало возможным, должна быть свобода от предубеждений, от всякой
обусловленности, от любой философии, свобода от всякого верования; мы будем вести это
совместное исследование неспешно, терпеливо, чтобы разобраться и все выяснить.

Это значит, что примете участие в совместной исследовательской экспедиции, где каждый
находится в постоянном общении с другими, то есть делится с другими, вместе исследует,
наблюдает. Ибо само слово "общение" означает "вместе участвовать, делиться друг с другом". Так
что здесь нет ни учителя, ни ученика; здесь также нет и лектора, которого вы слушаете,
соглашаясь или не соглашаясь – что было бы абсурдно. Если мы общаемся, проблемы согласия или
несогласия нет, так как мы смотрим вместе, вместе исследуем – не с точки зрения ведущего беседу
или вашей.

Если нам ясно, что будучи свободными от наших предрассудков, от наших верований, от нашей
обусловленности и знания, мы готовы к свободному изучению – тогда мы можем продвигаться дальше;
помня, что мы используем точный инструмент – микроскоп, и должны увидеть одно и то же; в
противном случае общение станет невозможным.
Так как это очень серьёзное дело, вы должны быть свободны не только для исследования, но и для
применения увиденного, для проверки его в повседневной жизни; не следует относиться к этому
лишь как к теории или принципу, ради разработки которых вы трудитесь.

Теперь давайте посмотрим, что же действительно происходит в мире; существует насилие в самых
различных формах, не только внешнее, но также и в наших отношениях друг с другом. Существуют
многочисленные националистические, религиозные барьеры между людьми, один человек противостоит
другому как на политическом, так и на личном уровне. Видя всеобщее смятение, эту огромную
скорбь, что вы должны делать? Можете ли вы рассчитывать на кого-то, кто скажет вам, что делать?
– на священника, на специалиста, на психолога. Они не принесли ни мира, ни счастья, ни радости,
ни свободы в нашу жизнь. Так куда вам обращаться? Если вы как индивид возьмёте на себя
ответственность быть своим собственным авторитетом, поскольку у вас больше нет веры в авторитет
внешний – будете ли вы искать внутри себя?

Слово "индивидуальность" означает "нечто неразделимое", не разбитое на части. Индивидуальность
означает полноту, целостность, а слово "цельный" значит здоровый, непорочный. Но вы не индивид,
вы не здоровы – ведь вы разбиты, разделены на части внутри себя; вы находитесь в противоречии с
самим собой, разделены – так что вы вовсе не индивид. Как при таком состоянии раздробленности
можно говорить, что один фрагмент есть авторитет для других фрагментов?

Пожалуйста, поймите это очень отчётливо – мы видим, что образование, наука, организованная
религия, пропаганда, политика потерпели неудачу. Они не привели к миру – и хотя в области
технологии человек неимоверно продвинулся вперёд, тем не менее он остаётся таким же, каким и
был тысячи лет – воюющим, жадным, завистливым, полным насилия, отягощённым великой скорбью. Это
факт; не предположение.

Итак, чтобы выяснить, что делать в мире, таком запутанном, жестоком, таком беспредельно
несчастном, мы должны исследовать не только что такое жизнь, какой она в действительности
является, мы должны также понять, что такое любовь; и что означает умереть. Нам также
необходимо понять то, что человек пытается выяснить уже тысячи лет: существует ли реальность,
которая выходит за пределы всякой мысли.

Пока вы не поймёте этой картины в целом, во всей её сложности, спрашивать: "Что мне делать с
этим конкретным фрагментом?" не имеет никакого смысла. Вы должны понять всё существование
целиком, а не только его часть; как бы утомительна, мучительна и жестока эта часть ни была, вам
необходимо увидеть всю целостную картину – что такое любовь, существует ли Бог, и что означает
"жить". Мы должны понять этот феномен существования как целое. Только после этого вы можете
задавать вопрос: "Что мне делать?" Если вы увидите всю эту картину целиком, вы, вероятно,
никогда не зададите такой вопрос, – тогда вы будете жить, и тогда жизнь – это правильное
действие.

Так что прежде всего мы посмотрим, что является жизнью, а что – нет. Нам необходимо понять,
что означает слово "наблюдать". Это довольно сложно – видеть; нужно обладать этим искусством.
Вы, вероятно, ни разу не видели дерево – когда вы на него смотрите, в уме всплывают все ваши
познания в ботанике, которые мешают вам увидеть дерево таким, каково оно есть в
действительности. Наверное, вы никогда не смотрели непредвзято на свою жену или мужа, своего
друга или подругу, потому что у вас имеется образ её или его. Этот созданный вами образец её,
его или самого себя не даёт вам видеть. Поэтому когда вы смотрите, присутствует искажение,
противоречие между наблюдающим и наблюдаемым. Пожалуйста, прислушайтесь к этому, так как здесь
необходимы особое внимание и интерес. Известно, что когда у вас есть к чему-либо заботливый
интерес, вы наблюдаете очень внимательно; это значит, что у вас есть большая страсть, любовь;
тогда вы способны наблюдать.

А чтобы видеть ясно, точно, без искажения, необходимо избавиться от образа в любой форме – от
представления, что вы американец или католик, богатый или бедный; должны уйти все ваши
предрассудки. Всё это исчезает в момент, когда вы ясно видите то, что находится перед вами. Как
только вы видите что-то очень ясно, из этой ясности самопроизвольно рождается действие. Лишь
хаотичный, находящийся в смятении, выбирающий ум спрашивает: "Что мне делать?"

Поэтому очень важно научиться видеть, наблюдать. Что именно мы наблюдаем? Не только внешние
проявления, но также внутреннее состояние человека. Ибо пока не произойдёт коренной,
радикальной революции в душе, в самой основе нашего существа, одно только поверхностное
наведение порядка, законодательная деятельность на периферии имеют очень мало смысла.

Предмет нашей заботы – это вопрос, может ли человек, такой, какой он есть, произвести коренную
трансформацию в себе самом; не в соответствии с какой-то особой теорией, философией, а
посредством видения того, чем он действительно является. Само восприятие того, чем он является,
и вызовет радикальную перемену: в момент осознавания ложное уходит само по себе, а правильное
становится жизнью. Это необычайно важно – видеть, что он такое, а не то, чем он сам себя
считает, не то, что о нём говорится.

Есть разница между тем, когда вам говорят, что вы голодны, и действительным голодом. Эти два
состояния совершенно различны; в одном вы на самом деле знаете, что вы голодны, и тогда
действуете. Но когда вам кто-то говорит, что вы, должно быть, голодны, действие ваше бывает
совсем иным. Аналогичным образом, человек должен наблюдать, видеть сам, на деле, что он такое.

Уже говорилось, что познание себя – высочайшая мудрость, однако лишь очень немногие из нас
действительно осуществили это. У нас нет терпения, нет силы или страсти, чтобы выяснить, что мы
такое. Мы обладаем энергией, но мы передали её другим; мы нуждаемся в том, чтобы нам сказали,
что мы такое есть.

Мы собираемся выяснить это, наблюдая самих себя, ибо в момент радикальной перемены в том, чем
мы являемся, мы принесём покой в мир. Мы будем жить свободно – не делать всё, что пожелаем, но
жить счастливо, радостно.
В человеке с великой радостью в сердце нет ненависти, нет насилия, он не будет способствовать
уничтожению другого.

Свобода означает отсутствие осуждения, что бы вы в себе ни увидели. Большинство из нас
осуждают, или объясняют и оправдывают, мы никогда не смотрим на вещи без оправдания или
осуждения. Поэтому первое – а возможно, и единственное, что следует сделать, – это наблюдать,
не допуская осуждения ни в какой форме. Это очень трудно, так как вся наша культура, традиция,
направлена на сравнивание, оправдание или осуждение того, какие мы есть. Это и есть насилие. Мы
говорим "это правильно", "это неправильно", "это правда", "это неправда", "это прекрасно", – и
это мешает нам на самом деле наблюдать, какие мы есть.

Послушайте: то, какие вы есть, – нечто живое, а когда вы осуждаете увиденное в себе, вы
осуждаете это исходя из памяти, которая есть прошлое. Следовательно, есть противоречие между
живым и прошлым. Для того чтобы понять живое, прошлое должно уйти, чтобы вы могли видеть. Если
вы полагаетесь на кого-нибудь или на что-нибудь, – всё пропало, будь то ваш психолог, священник
или ваша собственная память, ваш собственный опыт, ибо всё это – прошлое. И если вы смотрите на
настоящее глазами прошлого, вы никогда не поймёте живого.

Итак, мы вместе исследуем это живое, чем бы это ни оказалось; это означает, что мы
рассматриваем явление насилия – прежде всего насилие в нас самих, затем насилие во внешнем
мире. Если мы поймём насилие в себе, может быть и не потребуется рассматривать насилие внешнее,
ибо всё, чем мы являемся внутри, мы проецируем вовне.

По природе, через наследственность мы развили в себе это насилие.
Это факт: мы, люди, склонны к насилию. Есть тысячи объяснений этому нашему свойству. Мы не
будем вдаваться в объяснения. Нам кажется, чем больше существует объяснений, тем лучше мы всё
понимаем, – но при этом всё остаётся так, как есть. Так что, пожалуйста, помните: описание не
является тем, что описывается; то, что объяснено, – это не то же самое, что есть. Существует
множество довольно простых и очевидных объяснений – и переполненные города, и перенаселение, и
наследственность – да и всё остальное; мы можем всё это отбросить. Остаётся факт: мы, люди,
склонны к насилию. С детства нас воспитывают таким образом, чтобы мы были готовы к насилию, к
соперничеству – к жестокости по отношению друг к другу. Мы ни разу не взглянули данному факту в
лицо. Мы только спрашивали: "Что нам делать с насилием?"

Пожалуйста, слушайте осознанно – с вниманием. Как только вы задаёте вопрос: "Что нам с этим
делать?", – ваш ответ на него предопределяется прошлым. Потому что это единственное, что вы
знаете: всё ваше существование основано на прошлом – ваша жизнь и есть прошлое. Если бы вы хоть
один раз посмотрели на себя должным образом, вы бы увидели, до какой степени вы живёте в
прошлом.
Всё мышление есть реакция прошлого, это реакция памяти, знания и опыта. Поэтому мышление
никогда не ново, оно никогда не свободно. Вы умозрительно смотрите на жизнь, и когда
спрашиваете: "Что мне делать с насилием?", вы уже ушли от факта.

Итак, можем ли мы изучать, наблюдать, что такое насилие? Как вы сейчас смотрите на него?
Осуждаете его? Оправдываете? Если нет – тогда как вы смотрите на насилие? Пожалуйста, займитесь
этим, пока мы об этом разговариваем – это невероятно важно.
Смотрите ли вы на это явление, которое и есть вы как склонное к насилию человеческое существо,
смотрите ли вы на него как внешний наблюдатель, заглядывающий внутрь? Или вы смотрите не с
позиции постороннего, без присутствия цензора? Смотрите ли вы как наблюдающий, который
отличается от наблюдаемого, как человек, который говорит: "Я не склонен к насилию, но мне
хочется избавиться от насилия"? Когда вы смотрите таким образом, то полагаете, что один
фрагмент важнее других фрагментов.

Когда вы смотрите в качестве одного фрагмента, разглядывающего другие, этот фрагмент
присваивает себе авторитетные полномочия и становится тем самым причиной противоречия, а значит
и конфликта. Но если вы способны смотреть не с точки зрения какого бы то ни было фрагмента, –
вы наблюдаете целое без наблюдающего. Так сделайте это! И вы увидите, как происходит
удивительное: у вас не будет больше вообще никакого конфликта. Конфликт – это то, что мы есть,
то, с чем мы живём. Дома, на работе, во сне – всё время мы находимся в конфликте, в
непрекращающейся борьбе и противоречиях.

Пока вы сами не осознаете корень этого противоречия – у вас не может быть жизни в мире,
счастье и радости. Поэтому очень важно, чтобы вы поняли, ЧТО именно вызывает конфликт и
противоречие, что является корнем всего этого?

Это разделение между наблюдающим и наблюдаемым. Наблюдающий говорит: "Я должен избавиться от
насилия" или "Я живу жизнью ненасилия", тогда как он сам и является насилием, так что это –
обман, лицемерие. Поэтому выяснить, что вызывает это разделение, чрезвычайно важно.

Вы слушаете человека, который не обладает никаким авторитетом, который не является вашим
учителем; есть только человеческие существа, пытающиеся найти жизнь без конфликта, жить мирно,
в богатстве любви. Но если вы следуете за кем-то, тогда вы разрушаете и себя, и других. Важно,
чтобы вы и я понимали – и жили жизнью иного рода, не той глупой жизнью, какой мы живём.

Очень важно увидеть собственным наблюдением, что конфликт будет существовать до тех пор, пока
существует разделение в виде "я", в виде вашего "эго", старающегося непременно отличаться от
кого-то ещё. Ясность означает, что вы сами видите очень отчётливо – и потому без всякого
выбора, как разделение между наблюдающим и предметом наблюдения порождает зло, смятение и
скорбь. Поэтому когда в вас проявляется насилие, можете ли вы смотреть на него в себе, не
прибегая к памяти, оправданиям и утверждениям, – просто смотреть?

Чтобы увидеть, вам нужно много энергии, вам нужна интенсивность и вам следует быть свободными
от прошлого. В вас должна быть великая энергия устремления и интенсивность, иначе вы не сможете
увидеть. Эта страстная интенсивность разрушается, когда вы начинаете осуждать или оправдывать,
когда вы говорите: "Я должен", "Я не должен", или когда вы говорите: "Я живу жизнью, в которой
нет насилия", или притворяетесь, что ведёте такую жизнь. Вы так и остаетесь в заочной позиции
наблюдающего.

Именно поэтому все идеологии разрушительны в высшей степени. В Индии о ненасилии говорят с
незапамятных времён. Они говорят: "Мы практикуем ненасилие", – хотя насилия в них не меньше,
чем во всех других. Идеал обеспечивает их некоторым видом лицемерного ухода от факта. Если вы
можете отодвинуть в сторону все идеологии и принципы и просто посмотреть в лицо факту, тогда вы
имеете дело с чем-то настоящим, а не с мифическим или теоретическим.

Итак, это первое – наблюдать без наблюдающего; смотреть на свою жену, детей, не прибегая к
готовому образу из прошлого. Этот образ может носить поверхностный характер или скрываться
глубоко в подсознании. Человеку следует наблюдать не только образы, созданные им вовне, но и
образы, заложенные глубоко внутри него, – образы расы, культуры, историческую перспективу,
сложившиеся на скрытом уровне, в тайниках и глубинах ума.

Не знаю, наблюдали ли вы когда-нибудь бессознательное. Знаете ли вы, как всё это трудно? Легко
цитировать кого-нибудь, или повторять, что сказал вам ваш психолог или профессор, – это детская
игра. Но если вы не просто читаете книги о подобных вещах, тогда это требует большого труда –
заглядывать глубоко внутрь себя. Нужно осознавать не только внешние явления, но и внутреннее
движение жизни – внутреннее движение желаний, мотивов, тревог, страхов, печали.
Осознавать без выбора – значит видеть цвет чьей-то одежды, не говоря при этом: "Мне нравится"
или "Мне не нравится", – просто наблюдая; наблюдать, когда вы сидите в автобусе, за движением
своей мысли, не осуждая, не оправдывая, не выбирая. Если вы посмотрите именно так, то увидите,
что "наблюдающего" – нет.

Наблюдающий – цензор, американец, католик; он – результат пропаганды; он – это прошлое. А
когда смотрит прошлое, рассудок – он непременно разделяет, осуждает или оправдывает. Человек,
испытывающий голод, или по-настоящему скорбящий, разве он спрашивает: "Если я так сделаю,
получу ли я это?" Он хочет избавиться от скорби или насытиться, но никогда не говорит о
теориях.

Поэтому, прежде всего – избавьтесь от идеи "если". Не живите где-то в будущем; будущее – это
то, что вы проецируете сейчас. Вы вообще живёте в прошлом, поскольку это прошлое направляет и
формирует вас; воспоминания о прошлом заставляют вас поступать так или иначе.
Таким образом, "жить" – значит быть свободным от времени; когда вы говорите "если", вы вводите
условность и время. А это – величайшая скорбь.

Точно так же: надо не разделять, но видеть целое; в этом наша задача: увидеть сознание целиком
очень сложно, увидеть же фрагмент достаточно легко. Чтобы увидеть что-то целое – увидеть его
трезво, разумно, полностью, – вы не должны иметь точки зрения фрагмента – центра, который
называется "я", "ты", "они", "мы".
*
Это не доклад, не лекция, которую вы прослушали мимоходом и ушли. Вы слушаете самих себя; и
если у вас есть уши, чтобы услышать сказанное, вы не можете соглашаться или не соглашаться –
это есть. Мы вместе это видим, мы находимся в общении, работаем вместе. В этом заключена
величайшая свобода, величайшая любовь, и в конечном итоге из этого возникает понимание.

Из цикла бесед Джидду Кришнамурти, 1970г.


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное