Триста лет не проживешь,
Как бы ни был мир прекрасен.
Каждый шаг земной опасен –
От чего-то, да умрешь.
Не помогут ни вино,
Ни богатство, ни лекарство.
Ты не вечен в этом царстве,
Как не вечно и оно.
Сколько б денег ни копил,
Все равно их будет мало.
Коль нажива целью стала –
Сам себе не будешь мил.
Ходишь в модном ты пальто,
Или в старой телогрейке –
В мир небесный ни копейки
Не пронес еще никто.
Знатен был ты иль смешон,
Тьме служил иль рвался к свету –
Твой уход с родной планеты
Не тобою предрешен…
Погордишься, пофорсишь
Важным чином, тряпкой модной,
Но коль жил с душой бесплодной –
Чем ты небо удивишь?
Неизбежный переход –
Трудный шаг для душ незрелых.
Кто всю жизнь был только телом,
В Мир Любви не попадет.
Иван ДАЦКЕВИЧ, Брестск. обл.
*
Душой не ощущаю
Лет жизни, снегом тающих…
Лишь время замечаю
По детям подрастающим.
Седины на головушке
О старости пророчат.
Душа же моя юная
И знать о ней не хочет
Владимир СИПЯГИН
Memento mori
Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор. (Ларошфуко)
Большинству современных людей свойственно сторониться всего, что связано со смертью. Сегодня
большинство рождается и умирает уже не под крышей родного дома, а в больницах и клиниках.
Передоверив себя Минздраву, человек получил иллюзорное освобождение от проблем, великое
таинство смерти стало в основном лишь тягостной обязанностью. Мы оберегаем подрастающее
поколение от раздумий о смерти, утратили мужество говорить о ней в зрелом возрасте, втихомолку
провожаем в последний путь своих родных и близких.
Впрочем, людям всегда было свойственно избегать разговоров о смерти. Замечательный русский
писатель Михаил Зощенко в своей философской книге "Перед восходом солнца" замечал: "Отношение к
смерти – это одна из величайших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей
жизни. Однако эта проблема не только не разрешена (в философии, литературе, искусстве), но даже
мало продумана. Решение ее предоставлено каждому человеку в отдельности. А ум человеческий
слаб, пуглив и откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более
поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти застали врасплох".
"Люди страшатся смерти, как малые дети потемок, – говорил английский философ Фрэнсис Бэкон, –
и как у детей этот врожденный страх усиливается сказками, так же точно и страх смерти у
взрослых"…
Отношение к смерти менялось в разные исторические эпохи. По мнению некоторых ученых, именно
отношение к смерти служит эталоном, индикатором характера цивилизации.
Смерть Сократа (399 до н.э.) на многие столетия определила отношение к смерти мыслителей
древности. "Смерть – это одно из двух: либо умереть, и значит стать ничем, так что умерший
ничего уже не чувствует, либо же, если верить преданиям, это какая-то перемена для души,
переселение ее из здешних мест другое место. Если ничего не чувствовать, то это все равно, что
сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть удивительное приобретение.
С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место. Где находятся все
умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого? Да я готов умереть много раз, если все это правда:
для меня было бы восхитительно вести там беседы".
Еще большее влияние на потомков оказало отношение к смерти Эпикура( 341 – 270 до н.э.): Смерть
не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает,
то нас уже нет".
Этот тезис Эпикура неоднократно варьировался в многочисленных эпиграммах эпохи Возрождения и
более позднего времени. Например, у французского поэта Гишара (18 век):
Смерть совершенно не тревожит
Воображение мое:
Пока я есмь – не может быть ее,
А есть она – меня уж быть не может.
"Но ведь я имею дело с огромнейшим организмом, и мне непонятно, что значит смерть, когда с
высоты холма я оглядываю пространство и вижу, как там и сям опадают листья, там и сям рождаются
почки, а могучий ствол здравствует и живет. И отдельными хворями и недугами не задето ничто
существенное, и ты видишь, как по-прежнему житница опорожняясь, наполняется снова, и поэма
становится с каждым разом все краше…"
Экзюпери
Некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить. (Ван Дейк)
Подготовил Сергей КОРЖИЦКИЙ
Что заставляет нас бояться смерти?
Как вы думаете, боится ли смерти падающий лист? Разве птица живет в страхе смерти? Когда
приходит смерть, она ее встречает; но птица не беспокоится по поводу смерти, так как она
слишком занята жизнью: она ловит насекомых, строит гнездо, распевает песни, летает ради самого
счастья полетать. Случалось ли вам наблюдать за тем, как несомые ветром птицы парят высоко в
воздухе, не шевеля крыльями? Кажется, они способны до бесконечности наслаждаться полетом! А
смерть их не беспокоит, если она придет – все будет правильно, им наступит конец. Здесь нет
никакой заботы о том, что должно случиться; и разве они не живут от мгновения к мгновению?
Именно мы, люди, всегда беспокоимся по поводу смерти, – потому что мы не живем. В этом-то и
беда: мы умираем, а не живем. Старики уже находятся на краю могилы, но и молодые стоят лишь
немного дальше от них.
Видите ли, такая озабоченность по поводу смерти существует потому, что мы боимся утратить
известное, то, что насобирали. Мы боимся потерять жену или мужа, ребенка или друга; нам страшно
потерять то, что мы накопили, то что узнали. Если бы нам было можно унести с собой все
собранное нами: друзей, имущество, добродетели – разве стали бы мы тогда опасаться смерти? Вот
почему мы изобретаем теории о смерти и посмертных состояниях. Но факт в том, что смерть – это
конец; и большинство из нас не желают глядеть прямо в лицо этому факту. Мы не хотим расстаться
с известным, и вот именно эта наша привязанность к известному порождает в нас страх, а вовсе не
неизвестное. Неизвестное не может быть постигнуто известным. Но ум, сделанный из известного,
говорит: "Я движусь к концу" – и потому вы испытываете страх.
Но вот если вы способны жить от мгновения к мгновенью и не беспокоиться о будущем; если вы
сможете жить без мыслей о будущем – что не означает поверхностного отношения, жизни лишь одним
днем – если осознавая весь процесс известного, вы сумеете от него отказаться и оставить за
ненадобностью, – тогда вы обнаружите, что произошло нечто удивительное. Попробуйте сделать это
в течение хотя бы одного дня – отбросьте все, что вы знаете, забудьте обо всем известном – и
просто посмотрите, что случится. Не переносите свои тревоги из одного дня в другой, из одного
часа в следующий, из одного мгновения в другое, пусть они уйдут – и вы увидите, что из этой
свободы придет необыкновенная жизнь, которая включает в себя и жизнь, и смерть. Смерть – только
конец чего-то, и в самом этом умирании заключается обновление.
Из цикла бесед Кришнамурти с индийскими школьниками, их преподавателями и родителями
ПЕРВОБЫТНОЕ
Привычка жить в тисках
животного инстинкта,
Кошмары созерцать
и полнить вымена,
Рождаться и рождать
из фосфора и цинка -
Чтоб не кончалась плоть
и длились времена.
Привычка тосковать
и выть от одиночеств,
Вынюхивая след
себе подобных стад, -
Чтоб тосковать и выть
в ярме имен и отчеств,
И плуг любви тащить
с восхода на закат.
Привычка няньчить свет,
чья узкая полоска
Сквозь мрак сочится к нам,
как божье мумие, -
Чтоб лепестки огня
над столбиками воска
Очеловечили скотину и зверье.
x x x
О смерти думать с уваженьем. Не без дрожи.
Она - внутри, она у каждого своя.
Никто не будет к нам внимательней и строже
И не разделит с нами труд небытия.
Она - не череп, не скрещенье двух костей.
Ты ей обязан вечной жаждой новостей,
Любовных сил, непредсказуемых путей,
И перемен, и сногсшибательных затей.
Она заботится о наших совершенствах
И с этой целью снится после тридцати.
А к сорока - во всех безумствах и блаженствах
Ее стремительность ты должен обрести.
Она - не желтая, не ведьма, не с косой.
Ты ей обязан безупречною красой,
Красой серебряною, голой и босой,
Своей решительно последней полосой.
О смерти думать, как подросток о призванье.
Не примерять ее, как тесное жилье.
Не лезть на кухню к ней, чтоб знать судьбу заранее.
И верить в собственные силы как в ее.
Юнна Мориц
+Дети нередко боятся темноты, а мы нередко пугаемся света. Лукреций