Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


"Размышления о славянстве, или
Чьих же богов мы внуки?"

Книга, предлагаемая вашему вниманию, касается вопросов, столь же удивительных, сколь и мало известных, хотя ее тема
относится к нашему с вами прошлому – истории древних славян, живших более тысячи лет назад. Этот период – неизведанная
terra incognita, открытие которой мы и предлагаем, поскольку именно в прошлом заложены те краеугольные камни, на которых
строился, строится и будет возводиться в дальнейшем фундамент нашего мировосприятия и мироощущения, национального
самосознания.
Еще со школьной скамьи мы хоть бегло знакомы с пантеоном греческих, римских, скандинавских, египетских и других богов. С
мифологией этих народов можно познакомиться в учебниках и книгах по истории Древнего Мира. Однако там нет раздела о Древней
Руси – почему-то принято считать, что славяне как цивилизованный народ сложились с принятием христианства, хотя
исторические и особенно археологические данные свидетельствуют: наши предки на протяжении многих тысяч лет сохраняли себя
как нацию, берегли язык, культуру, обычаи, отстаивали территориальную и духовную независимость даже в те времена, когда
вокруг рождались и умирали великие государства, империи, а порою навсегда исчезали с лица Земли многие племена и народы.

Сколько же бесчисленных войн вели древние славяне с персами, греками, готами и другими завоевателями… Целую тысячу лет, то
откатываясь, то снова притекая, словно морские волны, бились о скальную твердость духа римские легионы. Уверенные в победе
шли на нас полчища могучих аваробров, надвигались рати беспощадных гуннов, языгов, хазар, печенегов, многих других народов.
Где они сейчас? Иных уж нет, а те далече…
А славянские племена как жили на своих землях, так, в основном, и живут. Что же за удивительный стержень имели древние
славяне, и какие такие качества помогли им выстоять? Как они жили, каким молились богам?
Вопрос о религиозно-философских воззрениях древних славян чрезвычайно сложен прежде всего из-за скудости дошедших до нас
сведений. Начиная с крещения Руси святилища и боголесья, ведические книги, славянская философия и ее носители волхвы
тотально уничтожались. От древних знаний нередко оставались лишь отголоски, которые вырождались в суеверия.

Еще одна сложность в том, что мировоззрение это очень емко, имеет широкий спектр понятий и образов, к тому же неразрывно
связано с природой, и чтобы его понять, нужно ощутить эту живую связь, иначе рассуждения будут абстрактными. Наши предки
были органично вписаны в окружающий мир, составляли с ним одну ткань, и поэтому глубоко чувствовали законы Природы, ощущали
тонкое биение ее пульса. Это ни в коей мере не нарушало самостоятельности человека и не ущемляло его свободы воли,
напротив, давало возможность присоединиться к масштабам Природы и в целом – к Космосу.

Надо сразу обозначить принципиальный момент: древние славяне не были заурядными политеистами и язычниками, как это принято
считать. Поэтому мы и не станем употреблять далее термин "язычники". А поскольку изначальное значение "православия"
(прославление Прави – единого закона Космоса) с переходом в стан христианства неузнаваемо трансформировалось и по сути
стало его антиподом (аналогичное недоразумение произошло с древнеарийским знаком движущегося Солнца – свастикой,
воспринимаемой ныне как символ нацизма), то наиболее точным термином, отражающим сущность явления, нам представляется
Славянский Ведизм. Созвучны этому смыслу древнеславянской веры и такие названия, как "родновера" (родная вера),
"родоверие", (вера в Род, каковым именуется Сварог, а также следование родовым традициям), "родославие" (прославление
Рода), "родолюбие" и им подобные.

Как свидетельствует древнейшая летопись дохристианского периода "Велесова книга", "язычниками" стали называть славян
персы, когда им удавалось угонять тех в египетское рабство. "Язычниками и варварами" их также презрительно именовали
римляне и греки. Последние особенно преуспели в том, чтобы опорочить славян перед христианским миром, приписав им
человеческие жертвоприношения, чего изначально в обычаях наших предков не было.

"Боги русские не приемлют ни людской жертвы, ни животной, а только плоды, овощи, цветы и зерно, молоко, питьевую сурью,
сброженную на травах и – мед, и никогда живую птицу или рыбу. Это варяги и эллины дают богам жертву иную и страшную –
человеческую. Но мы не должны так делать, поскольку мы – Даждьбоговы внуки, и не должны идти чужими стопами". ("Велесова
книга", дощ.24)

Один из первых исследователей "Велесовой книги" Сергей ЛЕСНОЙ (который и дал летописи такое наименование исходя из
упоминания в тексте, что книга сия посвящается богу Велесу – не только хранителю земных и небесных стад, но и покровителю
искусств, преумножителю знаний и мудрости) установил, что человеческие жертвоприношения были привнесены на Русь от варягов
при князе Владимире и просуществовали не более десяти лет.

Каких же еще богов почитали древние славяне, и сколько их было всего? Вот разъяснение из первоисточника: "Если найдется
такой заблуждающийся, который начнет пересчитывать богов, разделяя их в Свароге, он изгнан будет из Рода, поскольку мы не
имеем богов разных вышень, Сварог и иные суть – множество, поскольку Бог и един и множественен, и пусть никто не разделяет
того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов". (ВК, дощ.30)

Как видим, философия славян отличается глубиной и емкостью: Единый Бог является фактически живой и разумной Вселенной –
многоликой и многомерной. Вот почему пресловутое обвинение наших предков в многобожии оскорбительно: в древнеславянской
космогонии просто нет места ничему случайному, там все подчинено незыблемым законам Сварога и его проявлениям – Яви, Прави
и Нави, которые тесно переплетены и взаимосвязаны.

Обширнейший пантеон славянских богов, представленный впервые в "Велесовой книге", – это законченная система, действующая
на основе реальных законов Бытия. В центре этой картины находится поразительный образ – Великий Триглав, состоящий из
Сварога-Перуна-Свентовида. Сварог – это Дед богов, Начальник всего Рода божьего, Род-Рожанич (Род Рождающий), дающий всему
сущему Жизнь.

Сварог – бог Прави, Яви и Нави – основополагающих принципов древневедической философии, исходящей из триединства мира.
Навь – потусторонний мир, в котором обитают боги и души умерших пращуров, Явь – мир реального бытия, а Правь – система
законов, по которой живут и развиваются миры. Сварог же является владыкой всего мироздания. Он – Источник Вечной Жизни,
Начало Начал, Вселенная-Осознающая-Сама-Себя.
В первоисточнике мировоззрения индусов Риг-Веде говорится о Творце Савитри (аналогия Сварога), а у египтян их бог Татенен
также является Праотцом всех богов. Эта родовая близость понятия Деда богов у славян подтверждает как древнейшее
происхождение самого образа, так и философии славянского ведизма.

Еще одним ликом Великого Триглава является Перун-Громовержец, который ведет своих последователей по стезе Прави и вращает
"сварожьи колеса" Яви, то есть колеса самой Жизни. Он – бог Действия, Вечного Движения, та сила, что преобразует Вселенную.

И третий лик Великого Триглава – Свентовид, являющийся богом Яви и Прави, богом Света, посредством которого люди
приобщаются к миру явленному.
Три лика Единого – "Это великая тайна, поскольку Сварог есть в то же время Перун и Свентовид" (ВК, дощ.11). Неразрывное
единство и взаимоперетекание, эта живая диалектика и составляют сущность Великого Триглава. Божественное начало у славян
пронизывает весь Космос – через прочие Триглавы до самых Малых (Стеблич, Листвич, Травич).

Близок по масштабу в Великому Триглаву и образ Матери-Сва, Матери-Славы – прекрасной Птицы, Матери всех руссов. О главных
фигурах славянского божественного пантеона (который одновременно является и земледельческим календарем) скажем позже, пока
же еще раз констатируем: в мировоззрении наших предков не было ничего случайного, оно по природе своей синкретично,
гармонично сочетает науку, культуру, философию, религию, богов, людей – весь мир, перетекающий из одного состояния в другое.

Ясно, что такая сложная и вместе с тем лаконичная система могла сложиться и выкристаллизоваться лишь за очень длительный
период, и жизнеспособной могла оставаться лишь в свободном обществе с демократическим, вечевым правлением. По нашим
оценкам, славянскому ведизму, идущему еще от ариев, 7-10 тысяч лет. Надо отметить и то, что в славянском ведизме Бог и его
ипостаси не стеснены рамками конкретного облика и не наделены, как в греческой мифологии, человеческими страхами и
пороками. Это действительно боги, а не жалкая людская пародия. Если перефразировать известную пословицу: "Скажи мне, кто
твой бог, и я отвечу, кто ты", то именно представление о богах является верным отражением того духовно-культурного уровня
развития народа, по которому можно судить о его цивилизованности.

Совершенно удивительным для этой эпохи был и исповедуемый славянами культ чистоты – духовной и телесной, поскольку "Сварог
установил те омовения и Купалец на них указал" (ВК). Ежедневно утром и вечером славяне "творили мовь", то есть одновременно
совершали молитву и омовение. А в праздники, прыгая через костер, они очищались и огнем.

Наши предки считали, что с богами их соединяет разум, ОУМ (явное родство с ведическими источниками Востока!). Не случайно,
по их понятиям, душа человека находится в голове. У древних славян не было стремления упростить Вселенную и ее законы. Они
не ограничивали себя верой, а старались осознать божественный замысел, и потому добросовестно изучали Сварожьи законы,
чтобы следовать по пути Прави и после смерти обрести вечную жизнь в прекрасном Рае-Ирии с Богами и Пращурами, где они
намеревались продолжать свой труд, начатый на земле.

Носителями самых глубоких знаний у славян были волхвы и старейшины родов. Они не присваивали светскую власть, поскольку та
не входила в ценности их миропорядка. Настоящую власть, заключающую в себе безопасность Рода, давало лишь обладание
истинным знанием. Сама жизнь в средних и северных широтах – суровая и опасная – требовала от славян реальных знаний, а не
иллюзорных видений или пустых фантазий. Принять ложную посылку за истинную – значит обречь свой Род на голод, лишения, а
порой и на гибель. Вот почему так высоко ценилась мудрость, накапливаемая веками и передаваемая из поколения в поколение.
Назывались же эти письменные или устные произведения Ведами (от слова "ведать").

Можно лишь догадываться, как много опыта и наблюдений было сосредоточено в славянских Ведах и волховских книгах, поскольку
даже редкие из дошедших до нас названий трудов – Звездочтец, Волховник, Коледник, Громовник, Травник, Молнияльник, Путник,
Требник, Сносудец, Чаровник, Мысленник, Птичник или позднейшие "отреченные книги" Шестокрыл, Воронограй, Альманах и другие
говорят о широчайшем спектре древних наук, которые соответствуют нынешним астрономии, агрономии, ботанике, географии,
медицине и прочим.

Неудивительно, что наши пращуры считали себя детьми и внуками богов, а не их рабами. В их мировоззрении практически не был
антагонизма. Даже крайние в божественном пантеоне лики, Чернобог и Белобог – это две стороны Бытия, как День и Ночь. И если
они "сражаются по обе стороны Сварги", то лишь потому, что являются силами, уравновешивающими мир. Точно так же обстоит
дело с образами Мора и Мары – богов Мрака, Зимы и Смерти. Они отвечают за столь печальные (?) явления, как холод и
угасание, но ведь речь идет о вечном круговороте Вселенной, где без распада нет возрождения, а без смерти нет жизни.
Наблюдаемые древними славянами явления природы воспринимались ими как естественные разновидности диалектических процессов.
И современному человеку не мешало бы поучиться у пращуров – изнеженные благами современной цивилизации и оторванные от
Природы, мы часто теряем связь с единым организмом Земли и Космоса, что крайне опасно.

Философия древних славян несет удивительно жизнеутверждающий заряд. Ежедневные заботы о пище, семье, безопасности рода,
тяготы войны и переселения не убавляли оптимистического мироощущения наших предков. Напротив, в испытаниях и лишениях
целыми тысячелетиями отсеивались фальшивые сущности и оставались краеугольные камни Истины, из которых и строился фундамент
Вед.

Как прямые потомки славяно-ариев, мы обязаны знать, помнить и сохранять величайшее наследие, которое подобно египетским
пирамидам и храмам древних ацтеков и майя входит в сокровищницу всемирного опыта. Лишь при таком подходе можно построить
Вселенский Храм Гармонии, который начали возводить очень далекие по времени и очень близкие нам по духу предки.
Юлия и Валентин ГНАТЮК
e-mail: veles2001@ukr.net; pardus3000@mail.ru


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное