Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только. Знаки на теле


Йога и не только. Знаки на теле Выпуск 727.
подписаться на рассылку

ЗНАКИ НА ТЕЛЕ



По материалам проекта http://yogaxaoc.ru  

       На протяжении всей истории человеческое тело выступало независимым культурным феноменом и претерпевало немало разнообразных манипуляций, изменяющих внешний вид. Среди таких телесных модификаций наверное первое место принадлежит татуировкам, которые, как ни странно, сегодня стали столь же популярными как и в древности. Йогическая среда – не исключение, а может даже наоборот: довольно часто тела, завернутые в асаны, демонстрируют какие-то надписи, рисунки, какие-то таинственные знаки на теле. Но что сегодня обозначает этот акт нанесения неизгладимых рисунков на тело и чем он отличается от того, которые производили наши предки тысячи лет назад? Мы обратились с вопросом о татуировках к инструкторам йоги и не только. Предлагаем вашему вниманию их ответы на вопросы по поводу наличия у них татуировок, отношения к этому акту и знакам, а также мы попросили открыть их смысл и предназначение.

Ольга ШевченкоОльга Шевченко
йогатичер, фотограф

       Мое отношение к татуировкам такое же, как и к любому проявлению творчества вообще. Оно, т.е. творчество, должно быть действенным. И неважно, о чем идет речь – музыка, изобразительное искусство или поэзия – это должно работать, воздействовать на ваше мышление, душевное и физическое состояние. В этом и заключается его магия. Если ничего подобного не происходит, возникает вопрос: зачем? Зачем  напряженный мозг поднатужившись порождает этот пустой продукт?  Прекрасное правило «писАть, как и пИсать, стоить лишь тогда, когда не можешь этого не делать» можно, наверное, распространить на все виды творческой деятельности, другими словами на все, что ты «творишь».

Ну, а если без общих фраз, мне кажется глупостью делать тату для того, чтобы:
1) быть не как все;
2) быть как все (те «избранные», частью которых ты являешься);
3) потому что модно (сексуально, мужественно, эзотерично);
4) потому что у хххххх ххххх такая же;
5) хочется что-то поменять в жизни: цвет волос, фамилию, пирсинг, или вот тату хотя бы набить себе…
6) ну, крайних случаев, присущих маргинальным слоям общества, касаться не будем.

С другой стороны, мне представляется вполне оправданным сделать это, если:
1) приснился сон с эскизом и подробной инструкцией где и для чего (с вечера вы не пили и не курили);
2) на теле есть шрам и ничего уже с этим не поделать, разве что закрасить;
3) вы вдруг неожиданно понимаете, как эта штука работает, и пользуетесь ею, как инструментом;
4) возможно, я что-то еще упускаю.

       В любом случае, если уж делать тату, имеет смысл потратить время и деньги на то, чтобы попасть к специалисту высокого класса. И, если непреодолимое желание посетило в юности или ранней молодости, лучше дождаться, пока личность не сформируется более-менее и вам не станет хоть приблизительно понятно кто вы и что вы (это я сыну сказала в свое время).

       У меня 2 картинки. Сделала я их достаточно поздно, т.е. сравнительно недавно. До тех пор пребывала в полном равнодушии к этой теме и даже в некоторой оппозиции.

       Первая картинка, и не картинка собственно, а надпись на запястье. Шрифт рукописный, плохо читаемый, потому как предполагается, что читать буду только я. Язык – латынь. Не особенно оригинально, но переводчика на венгерский не нашла, а иероглифы уже задрали. Помогает мне избавиться от одной вредной привычки, которая в свое время осложняла мне жизнь. Работает, поскольку вложено в нее много чего.

       Вторая картинка на спине. Тут все просто – блок, который нельзя не заметить на моем физ. теле, и с которым я пытаюсь разобраться уже много лет. Как только появилась эта тату, процесс пошел ускоренными темпами. Не скажу, что всегда приятно, но другого я и не ждала. Картинку составляла сама, мастера искала долго по своим, не общепринятым критериям. Надписи да, что-то значат. Что – не скажу. Да, в общем, люди деликатные и не спрашивают.

Важно: не повторять!  Она составлена именно для меня и является в какой-то степени разрушительной. Говорю это для тех, кто роет инет в поисках неизбитых эскизов. Как всегда, говорю несерьезно, на правоте своей не настаиваю).


Андрей Лукашенков
телесный wellness-терапевт,  эксперт по физиотерапии, традиционным и нетрадиционным методам оздоровления

       У меня нет татуировок… У меня к ним немного консервативное отношение.
В общеупотребительном контексте у нас забыли о сути татуировки… Раньше татуировка всегда имела смысл. Исследовать значение татуировки можно в разных аспектах. Но я остановлюсь на кратком рассмотрении 2-х их них — культурологическом и физическом.

       Культурологически суть татуировки во все времена отождествляла принадлежность носителя кому-либо, например, хозяину, или чему-либо (какому-либо культу, верованию, профессиональной группе и т.д. и т.п.). С этой позиции татуировка — это клеймо. Клеймо, которое говорило о том, что человек уже не обладает в полной мере Свободой Выбора, Богом ему данного и уже себе в каком-либо аспекте не принадлежит, является носителем определенных правил.

       Если рассматривать татуировку с точки зрения воздействия на физические свойства объекта, то здесь мы обязаны обратиться к свойствам многомерных пространств, которые изучали Евклид, Риман, Лобачевский. Одно из основных свойств n-мерных пространств — любая линия, проведенная в пространстве, меняет физические свойства локальной области. На этой особенности n-мерных пространств построена вся так называемая Символьная магия… То есть, нанося татуировку, которая по сути является сочетанием определенных линий, мы способствуем тому, что меняются свойства того предмета, на который эта татуировка нанесена, в данном случае тела человека. А вот последствия этого «изменения» очень часто не прогнозируемы, особенно если носитель и татуировщик не знают, что они наносят.

     Ежи Туманский  Еще интересная тема о татуировках животных и различных символов…. У любого, даже самого положительного символа, есть оборотная сторона, инь-янь, так сказать. Так вот, нанося на тело татуировку, например, какого-либо животного, мы жаждем приобрести его сильные качества, нам интересные. Но, на самом деле, нанесенный знак, символ, изображение животного будет способствовать проявлению в нас его слабых качеств и пороков, и только когда мы их преодолеем, то приобретаем сильные желаемые стороны.

     И чуть- чуть о так называемых «защитных» татуировках-символах, например от «злых сил»… Вроде вещь полезная, но как костыли — если пользоваться постоянно, то самостоятельно «ходить» так никогда и не научишься…


Ежи Туманский

       У меня нет татуировок и никогда не было желания их сделать. Я с интересом могу посмотреть на роскошный татуаж исключительно как на произведение мастера, но придерживаюсь концепции «я сегодня не такой, как вчера». Когда ты это делаешь, для тебя имеет смысл это изображение, как  концепция сегодняшнего дня. Маша любит Петю, она наполнена любовью… завтра все не так… В 17 лет все немножко неформалы, в 25 немножко буддисты, в  40 ортодоксальные христиане и т.д… завтра все не так. Плюс сама структура кожи с возрастом превращает произведение искусства в нечто размыто-неопрятное… Если сказать проще — это личное дело каждого…

       Пожалуй, однозначно смешно выглядят попытки вносить в этот процесс глубокий сакральный смысл… часто встречается у глубоко эзотерически одержимых субьектов… Татуировки имеют глубокие традиции, где все обуславливалось культурой и пониманием происходящего — например, богатые по исполнению, насыщенные полинезийские татуировки, отображающие жизненный путь и статус владельца, очень болезненные в исполнении и сопровождающиеся ритуалами, когда человек страданиями доказывал, что достоин поддержки духов… Я полагаю, что на каких-то сверхпродвинутых  этапах духовных практик (правда, живых успешных соотечественников не встречалось))) это может и быть… но вряд ли человеку, который что-то понял и осознал, нужны подпорки для жизни… Если, конечно, внутри большая дыра, а в голове большая вера — возможно)) привнесенная символика поможет плотнее задернуть шторки и защититься или победить..от чего?? и кого??))


Юная дочь пиктовЕлена Груздева
психоаналитик

       У меня на теле нет татуировок. Но когда у меня появился зять – художник и мастер тату, я задумалась, сделала бы себе или нет  Пока не сделала и вряд ли сделаю, но тема эта мне чрезвычайно интересна в исследовательском плане, поскольку в этом вопросе «знаков на теле»  особенно ярко проявляются некоторые взаимоотношения субъекта и тела. 

      Совсем недавно я как раз написала небольшую статью на эту тему, она опубликована в рассылке «Йога и не только» от  9 апреля.  Не хочу повторяться, статью можно  прочесть в архиве (http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.yogakiev/201304/09230139.html), хочу лишь выделить основные моменты. Во-первых, меня поразила древняя история татуировок – оказывается, она насчитывает несколько тысяч лет. Неизгладимые знаки на теле были обязательным атрибутом древнего человека. Вообще, раньше люди не считали тело высшей природной или божественной данностью, это пришло уже с христианской моралью, древние люди его постоянно доделывали на протяжении всей жизни. Причем, эти манипуляции с телом носят необратимый характер, и это не только татуировки, но и шрамирование, травмирование и скарификация (символическое трепанирование  – преднамеренное нанесение шрамов такой глубины, что следы их оставались на черепе).

       Понятно, что они несли не эстетическую функцию, как часто в наше время, у них было намного более серьезное предназначение, связанное с идентификацией и мистикой.  Как пример, можно вспомнить Гарри Поттера. Джоан Роулинг в  своем произведении опиралась на кельтскую мифологию. Гарри Поттер каким-то образом избежал смерти в схватке с Волдемортом, но после этого сражения у него остался шрам, обладающий магическими свойствами предвещать опасность и защищать. Чем-то подобным являлись и знаки на теле у древних людей – они отображали религиозно-мистические верования.

       Татуировками или другими знаками на теле сопровождались ритуалы перехода из одного состояния в другое: инициации подростков и принятие их в общество мужчин племени, принадлежность какой-то деятельности – воинов или охотников. При вступлении в брак супруги делали себе татуировки, означавшие принадлежность одной семье, что является древним аналогом обручальных колец и печати в паспорте. Все члены племени носили татуировку, означавшую принадлежность этому племени, это могло быть изображение тотемного животного.  Тату вождя с изображением тотемного животного обнажалось для ритуального единоборства с чудовищем для «шаманской схватки».

       У древних людей татуировки делал шаман или кто-то от лица вождя племени  – некто, обладающий силой и знанием, кто вводит человека в иное мироощущение от лица богов. Главное отличие от современного татуированного человека в том, что не он сам захотел и сделал себе тату, это ему делают как отметина свыше, как подчинение некоему закону и порядку племени. И ритуалы перехода, после которых делали татуировку как знак подтверждения прошедшего испытания.  Как правило, эти ритуалы были болезненными, это были проживания, отождествляющиеся с подобием смерти и последующим возрождением в новом качестве. Эти переходы – особые испытания, которые можно было пройти или нет. Такой момент наверное можно назвать, используя термин синергетики, точкой бифуркации, когда человек стоит на раздвоении сценариев жизни и смерти. И те, кто благополучно преодолевают испытания, проходят через ритуальную символическую смерть, получают новое имя, новую жизнь и обновленное тело с определенными знаками. Эти ритуалы  символической смерти несли идею возрождения не только отдельных людей, но и племени и жизни вообще.

        Получается, что  татуировки на телах древних людей говорят о том, что это не просто знаки, а сакральные тексты, истоки письменности и  геральдики. Тела были носителями образного языка культуры предков, который передавал  традиции и философию племени.

       Чем является татуировка сегодня в постиндустриальном обществе без традиций однозначно утверждать наверное нельзя. К тому же, кроме тату популярны и другие архаические манипуляции с телом: пирсинг, перфорация и растяжение мочек ушей, инкрустация зубов – то, чем занимались индейцы доколумбовой Америки, сейчас является  гламурным элитарным развлечением, только теперь зубы украшают бриллиантами или золотыми фигурками.
 
       Для кого-то все эти модификации несут просто эстетическую функцию, для  кого-то остаются магическим ритуалом, что говорит о преобладании магического мышления. Только для архаичного человека тату-знаки имели сакральный смысл, в настоящее же время те же знаки не имеют ни силы, ни того первоначального смысла. Сегодня они являются неким культурным кодом, что является, скорее, способом самоидентификации, благодаря которому человек заявляет о себе, своих предпочтениях, верованиях, скорее, он хочет выделиться и не соответствовать навязанному стереотипу, в то время  как архаичный человек с помощью татуировок приближался к определенному образу и поведению, который являлся законом племени.  Но популярность заявления о себе в виде мнемонических символов – это регрессия в довербальное:  мышление до письменности, без символического языка, без сложностей понимания себя и объяснения с другим.

Я узнаю тебя по тайному знаку,
Ты узнаешь меня по перстню на пальце.
Наша память хранит забытые песни,
Мы умеем плясать первобытные танцы.
 (И.Кормильцев,  «Атлантида»)


С полной версией, которая включает и другие мнения по поводу татуировок, Вы можете ознакомиться на сайте http://yogaxaoc.ru


ведущая рассылки Елена Груздева, Киев.
архив предыдущих выпусков

В избранное