Йога и не только.

  Все выпуски  

Йога и не только. Интервью с Шибенду Лахири.


Йога и не только. Интервью с Шибенду Лахири. Выпуск 729.
подписаться на рассылку

ИНТЕРВЬЮ С ШИБЕНДУ ЛАХИРИ



Шибенду Лахири       Пару дней назад я совершенно случайно наткнулась на YouTube на видеофрагменты интервью, которое я взяла у известного учителя адвайты Шибенду Лахири для журнала YOГА еще в 2010 году. К сожалению, интервью так и не появилось в журнале, он тогда перестал издаваться. Зато в  результате нашей встречи в процессе общения родились Послания от Учителя. Мы встречались с Шибенду Лахири, когда он приезжал в Киев, и для меня это было одним из самых запоминающихся интервью. Я впервые увидела этого человека, возле которого было много помощников – его учеников, пространство было окутано какой-то таинственностью, но когда мы начали разговаривать, Лахири был таким открытым и возникло впечатление, что мы очень давно знакомы, как будто рядом со мной находится какой-то родственник. Но что и как он говорил, поражало тем, что люди вообще-то так не разговаривают – с определенной интонацией, как будто он откуда-то считывает эти тексты. Чтобы ничего не упустить, во время интервью мне помогали два переводчика. Я тогда впервые взяла с собой дочь, она фотографировала. И я увидела, как она пыталась запечатлеть Шибенду Лахири с открытыми глазами и боялась помешать процессу, но это было невозможно – он говорил откуда-то… - ну точно не из себя. Он как будто впадал в транс, когда говорил, полулежал с закрытыми глазами, но его речь была очень яркой, хорошо структурированной.  Как я уже сказала, в журнале интервью так и  не появилось, зато его можно прочесть на сайте династической крия-йоги в традиции Бабаджи и Лахири Махасая http://originalkriya.info/interview-i-must-cease-for-the-other-to-be_ru.html , а также увидеть фрагменты  видеозаписи на  YouTube.   А на страницах рассылки «Йога и не только» я предлагаю Вашему вниманию расшифровку перевода  интервью, нестареющие Послания Учителя Адвайты – откровения, разоблачающие мнимую дихотомию во внутреннем бытии человеческих существ.


О Шибенду Лахири


Шибенду Лахири  - правнук знаменитого йогина-домохозяина Лахири Махасая (Шьяма Чарана Лахири, 1828-1895), он распространяет аутентичное учение и техники крия-йоги.

В 1960 году Шибенду Лахири был посвящен в подлинный крия-процесс своим отцом, Сатья Чараном Лахири, в домашнем храме «Сатьялок» в Варанаси. Шибенду был удостоен введения в крию путем передачи по древней традиции индийских Риши – из поколения в поколение, от отца к сыну: от Шьяма Чарана Лахири к Тинкори, от Тинкори к Сатья Чарану, от Сатья Чарана к Шибенду.

Подобно своим предкам, Шибенду Лахири тоже является домохозяином.  Он прошел через все аспекты бытия человека: он получил высшее университетское образование и поддерживает свою семью. Две его дочери и их мужья – доктора медицины, его сын также имеет семью и  является дипломированным инженером.

С 14 января 1988 года Шибенду целиком посвятил себя крия-йоге. Каждый год он путешествует по миру по приглашению своих учеников. Он посещал США, Канаду, Австралию, Испанию, Италию, Францию, Швейцарию, Австрию, Германию, Швецию, Южную Африку, Болгарию, Голландию, Англию, Россию и другие страны, не считая, конечно, множество мест у себя на родине.

У Шибенду Лахири нет ни организации, ни учреждения, ни секты, ни культа. У него нет намерений влиять на кого-либо. Он всего-навсего приглашает искателей истины разделить с ним прозрение, цветущее в династии Лахири  поколение за поколением, благодаря методам и пониманию крии. Его миссия – обучать глубокой индийской духовности, подобно тому, как это делали его предки.

ОБ ИСТОКАХ КРИЯ-ЙОГИ

Вопрос: Каков источник той крия-йоги, которую распространяет Гуруджи?

       Источник крия-йоги в вечности. Мудрецы говорили об этой йоге тысячи лет назад, продолжают говорить сейчас, будут говорить в будущем. Эта крия йога – единственная йога, которая упоминается в йога-сутрах Патанджали. В 196-ти сутрах встречается название лишь этой йоги. Все остальные «йоги» являются более поздними проявлениями ума в его вредоносной самоодержимости и болезненной склонности к построению излишне сложных ментальных схем, в его постоянной занятости сменяющимися идеями. Йога-сутры говорят: «tapaḥ svādhyāy-eśvarapraṇidhānāni kriyā-yogaḥ» («крия-йога – это тапас, свадхьяя, Ишвара-пранидхана»). Здесь не только дается определенное название йоге, но и указывается на ее триединство. Троица – триединство современной западной цивилизации – это Бог, Божий Сын и Святой Дух. Тримурти – триединство древности – это Брахма, Вишну, Махешвара (Шива). А три неразделимых аспекта крия-йоги – это свадхьяя, тапас, Ишвара-пранидхана. Для удобства произнесения было сказано «тапас, свадхьяя, Ишвара-пранидхана», но правильнее сказать «свадхьяя, тапас, Ишвара-пранидхана», так как именно свадхьяя является началом крия-йоги.

Свадхьяя

       Свадхьяя означает пробуждение к осознанию деятельности отдельного человеческого сознания – «меня», видение механизма, с помощью которого «я» «увековечивает» себя, осознание того факта, что именно эта безостановочная деятельность и является тем, что скрывает Разум. Скрывающее Разум «я» иначе называется читта-вритти. Другое имя для Разума – Чайтанья. Деятельность «я», чрезмерная его деятельность, не позволяет Чайтанье «подняться» из глубины сознания на поверхность. Чайтанья переводится как Разум. Это самый близкий перевод. Поэтому мы пишем это слово с заглавной буквы. И этот Разум совсем не тот мелкий поверхностный «разум», с которым имеют дело психологи и о котором знают все люди. Этот Разум не является ни утонченной образованностью, ни изысканным хитроумием, ни какой бы то ни было ментальной сверх-деятельностью. Разум – нечто иное! Он – некое качество пробужденности осознания, целостной пробужденности, измерение, в котором отсутствует не только множественная раздробленность, но и любая двойственность, в нем нет никакого раскола, расщепления. Так «выглядит» Разум, Чайтанья. Он – единое неизбирательное осознание, неиспорченное желанием и нежеланием, оправданием и осуждением, тем что приятно, и также тем, что неприятно (влечением к приятному, отвращением к неприятному). Никакая подобного рода порча не затрагивает его. Разум не поражен никакой порчей. Что такое «испорченность», «непорочность»? Испорченность подразумевает распад и разложение на части, непорочность же указывает на целостность, неприкосновенность. Это непорочное осознание ни на что не похоже, оно никуда не стремится. В нем совершенно отсутствует зацикленная на себе изменчивая «личность». Лишь непреходящая «сущность» бытия есть там. Никакой деятельности личности! Это осознание непреклонно и не подвержено никакому влиянию. Это осознание – никто, и, тем не менее, оно – все! Таков Разум, таков Чайтанья. А скрывающий Разум смог эгоцентрической деятельности «личности», «я-меня-мне-мое», непрестанно клубится вокруг. Смог разделяющего так хорошо нам знакомого человеческое сознания, смог внутренне противоречивого, всецело обусловленного прошлыми влияниями предубежденного «я», преследующего желаемое, – этот смог называется «читта-вритти». Это то сознание, которое мы чувствуем, и оно полно осколков, разногласий и пороков. Углубленное исследование этой фрагментарной «личности», эго, того, что мы считаем собой, – вот что такое свадхьяя. Крия-йога начинается со свадхьяи.



Ишвара-пранидхана

       И в такой свадхьяе мутное изменчивое марево «я» становится спокойнее и прозрачнее. Такое – более здоровое – «я» уже не ослепляет столь сильно, уже не столь самонадеянно и упрямо. И то, что происходит затем, является пробуждением Разума, остававшегося в глубинах сознания до поры молчаливо дремлющим и сокрытым деятельностью «я», о которой мы только что говорили. И хотя деятельность «я» возможна лишь вследствие подключенности «я» к Разуму, «я» – то есть – мы остаемся совершенно слепыми к этому подключению, мы вообще не замечаем существования Разума. Но когда деятельность «я» иссякает, Разум выходит на поверхность, Разум просыпается, разгорается заря, рассвет Разума. И этот рассвет зовется Ишвара-пранидханой. Ишвара-пранидхана – это восприятие сущностного аспекта сознания – его безраздельности. Сознание в том его ракурсе, который нам привычен, расколото на части и имеет тенденцию порождать новые и новые фрагменты, раскалываясь на всё большее количество частей, тогда как Разум – целостный, неделимый, нефрагментарный ракурс сознания. Таким образом, пробуждение Разума – третий аспект триединой крия-йоги. Первый – углубление в «я» и его исследование. Итак, исследование читта-вритти и последующее снижение читта-вритти ведет к «восстанию» Разума, который обычно остается бездействующим, дремлющим, потенциальным. «Восстание», как бы из «мертвых», вечно живого Разума – это Ишвара-пранидхана.

Интервью с Шибенду Лахири


Тапас

       Между этими двумя аспектами крия-йоги находятся определенные полные глубокого смысла практики. Практический аспект называется тапасом. И этот тапас, практика йоги, практика крии, не является одной из тех программ фитнеса, что можно найти в йога-студиях. Нет никаких проблем с программами фитнеса, те, кто в них нуждаются, занимаются ими и даже получают от них какую-то пользу, оздоровление. Но все достигнутые результаты сводятся на нет из-за психологических проблем – деятельности «я», пытающегося достичь чего-то нового и стать кем-то другим. И если нет заложенного с самого начала фундамента психологического исцеления, даже практика хатха-йоги и прочие подобные практики, несущие в себе потенциал исцеления тела, не особенно полезны, не работают так, как могли бы. Крия-йога исцеляет психику, и поэтому сначала нужно (необходимо) благословение крия-йоги, для того даже, чтобы хатха-йога стала эффективной. Крия-практики нашей крия-йоги очень тонкие, но очень действенные. Главная их цель – освободить тело из удушающих объятий ума. Ум возникает из тела. Если не было бы тела, не было бы и ума. Но, в конце концов, ум становится господином тела и, вмешиваясь в работу тела, создает разнообразные психосоматические проблемы. А мы практикуем крии, чтобы высвободить тело из-под господства ума, влияния вмешивающегося ума. Наши практики очень простые, но они трансформируют. Они не столь яркие и возбуждающие как те практики, что есть в хатха-йоге в виде самых разнообразных (необычных) и своеобразных поз. Они не похожи ни на что подобное. И всё же, среди наших практик есть определенные упражнения для frenulum linguae (уздечки под языком), усиливающие железы внутренней секреции центральной нервной системы: щитовидную железу, эпифез, гипофиз, гипоталамус, для того чтобы железы управляли телом, а не мышление, создающее беспорядок своим вмешательством. Также есть совершенный способ привнесения покоя в сознание через определенный особый метод  дыхания, называемый нами крия-пранаяма, состоящий не только из специфического вида дыхания, но и из особого осознания в центральной линии сушумны. И конечно, есть еще и другие тонкие практики, например практики, растворяющие загрязнения в виде страха и удовольствия. Страх и удовольствие – это те две вещи, которые являются источником всей порчи и деградации. Мы заперты в коридоре противоположностей, и базовые, фундаментальные противоположности – страх и удовольствие. Удовольствие – вторая сторона страха, его антипод. Наши практики исцеляют мозг, атрофированный вследствие чрезмерной эгоцентричной деятельности, вследствие неврологического дефекта, порождающего иллюзию разделения внутри сознания. Ведь вот что происходит – вследствие атрофии мозга, искалеченного влияниями культурной среды и ограниченного вынужденной обусловленностью, совершенное послание свадхьяи очень трудно понять! И поэтому, если понимания не случается, мы пребываем в практике, в тапасе. И в должное время, когда тапас срабатывает, происходит понимание. Таким образом, тапас и свадхьяя – практика и понимание – создают вместе нечто, что можно назвать кругом добродетели – вы движетесь в нем от одного блага к другому. В деятельности же одержимого самим собою эго человек всегда остается запертым в порочном кругу, где одно зло сменяет другое. Но пребывать в «кругу» свадхьяи и тапаса означает двигаться, украшаясь добродетелью, и в конце концов взорваться в Ишвара-пранидхану – непосредственное восприятие того ракурса Сознания, в котором Сознание едино и совершенно целостно без каких бы то ни было осколков (изъянов).

Крия-йога сегодня

       Та работа, которую делает этот человек, унаследована им от его предков – от отца, деда, прадеда, столкнувшегося в свое время с Загадочным Чудом Гималаев. С этой встречи всё и началось. И в нашей семье мы не делаем никаких изменений и добавлений к той крия-йоге, которая была открыта нашему прадеду в Гималаях. Эта йога течет в нашей линии передачи в своей чистейшей и первозданной форме. Наши же собственные ученики изменяют и модифицируют крию совершенно бесцеремонно. И сейчас на рынке духовности много разного происходит под баннером крия-йоги. Удачи всем продавцам и покупателям этого рынка! Но мы не имеем со всем этим ничего общего. Этот человек, на самом деле, избегает даже произносить «Бабаджи», но переводчик сказал это слово, к несчастью. А говорящий не сказал его намеренно, ведь вся бессмысленная движуха на рынке духовных услуг происходит именно под прикрытием Бабаджи, – вся эта деятельность ума, его неразрешимых противоречий и его отчаянного преследования своих целей. Мой прадед говорил «Бабаджи» потому что всякого святого в Индии называют «Бабаджи», если он мужчина, и «Матаджи», если этот человек – женщина. Бабджи – это не все те шизофренические извращения, которые происходят от его имени. Делаются разнообразные громкие заявления, за которыми следуют опровержения оппонентов. Мы в стороне от всей этой активности. И сейчас приходится говорить всё это из-за переводчика, произнесшего слово, намеренно избегаемого говорящим. Было сказано – Загадочное Чудо Гималаев – и довольно! О практиках и учениях было сказано, как о вполне определенных и полных смысла – и достаточно! Стоит только дать чему-то имя, как начинается «мышиная возня». Самая отвратительная деятельность происходит под брендом «Бабаджи»! В последнее время Бабаджи является всем Васям, Петям и Колям для того, чтобы устроить цирковое представление, показать фокусы и клоунаду. А потом эти Васи, Пети и Коли, переполненные историями о чудесах и своими собственными выдумками, распространяют кошмарное удушье на рынке духовности. Какой странный мир… Мы не меняемся... Из-за деятельности иллюзорного «я», поражающего новые и новые иллюзии, мы не можем измениться. Но это – именно то, что происходит. Таким способом «я» защищает себя и продолжается. И это – трагедия! Даже чистка языка, носа и кишечника, и не только это называется теперь крия-йогой. Пха-пха… пху-пху… всевозможные виды возбуждающего дыхания зовутся криями. Жуть! Но мы не собираемся ничего менять, мы можем лишь пожелать удачи тем людям, которые вовлечены в подобную деятельность. Мы тихо и спокойно делаем свое дело, и те, кто приходят к нам, знают об этом. Некоторые из тех, что приходят, действительно затронуты Энергией Понимания. И именно это позволяет говорящему путешествовать по всему свету – приглашения от этих людей, только от них. И это самые простые люди, действующие стихийно. Не существует никакой организации. Ведь Истина не может быть втиснута в рамки организации, лишь представления об истине могут быть упорядочены. У нас нет денег, но есть Любовь! Есть вдохновение. И это вдохновение движет теми, кто приглашает говорящего к себе в гости. И он едет, чтобы исполнить свой долг, и исполняет его – просто и тихо. Для того же, чтобы всегда оставаться в контакте с теми, кто затронут Энергией, существуют письма-послания, которые публично доступны на веб-сайте. И эти письма не защищены авторским правом, т.к. они содержат в себе Истину, которая не имеет авторства. И каждый может использовать эти послания, как пожелает, может даже сказать, что он сам их написал… Нет проблем! Но, если серьезно, послания существуют на сайте для того, чтобы поддерживать контакт с теми людьми, которые приходят к этому Учителю. И некоторые из писем были переведены на русский язык и изданы в форме очень красивой книги. Возможно, такая книга будет передана Вам вот этими людьми, я же тогда смогу подписать ее Вам в знак моей к Вам любви – я сделаю это. Итак, на сегодняшний день моя работа – путешествовать по всему миру, распространяя Энергию Понимания – продолжается уже 22 года. И я могу сказать точно сколько людей пришло ко мне к сегодняшнему дню, т.к. все они записаны в храмовом журнале, текущий том которого я вожу с собой. (открываем ящик, берем журнал) Посмотрите – последний номер на сегодня 15461. Именно столько людей пришло к говорящему. И некоторые из них были поражены Энергией Понимания. И это делает возможным продолжение всего труда, хотя нет никакой организации, нет секты, нет культа, нет никакой пропаганды. Весь наш труд – это сокровенная, очень личная работа. Сейчас Вы видели девятый том журнала, а восемь предыдущих хранятся в храме. Вы можете сфотографировать журнал, сфотографировать записи в нем, последнюю запись... И вот еще... (изображение Ганеши).

 Шибенду Лахири рассказывает об изображении Ганеши.



Ганапати

       Взгляните на это символическое, иконографическое, изображение индийского Божества. Есть специфическое верование, что такая икона дарует процветание и защиту людям. Но духовный символизм этого изображения не имеет ничего общего с этим широко распространенным верованием. Вы, наверное, заметили крысу, сидящую в ногах Божества. Итак, послание этой иконы… Крыса – мысль. А вы держите ее в своей голове. И она бегает там по кругу, напуганная и агрессивная, безостановочно! От этого вся ваша жизнь превращается в жалкую трагедию. Послание иконы следующее. Пожалуйста, Бога ради, держите эту крысу не в голове, а под пятой, пусть работает, исполняя ежедневные обязанности. Только тогда забрезжит свет Божественного. Мысль – разделение, Божественное же в свободе от разделения. И эта свобода от разделения – Божественное, огромное и величественное, подобно слону – открывается тогда, когда мысль находится в подчинении. Вот что означает голова слона, этот символ. Каков слон – большой и спокойный, и какова маленькая злобно-тревожная крыса? Но мы так сильно увлечены крысой, захвачены ей, нам так с ней весело, что мы не видим ничего другого! Но символ говорит: «Нет, нет! Удерживая эту крысу в подчинении, «в ногах», для разрешения практических вопросов, связанных с пищей, одеждой и кровом, сам же будь открыт для Ишвара-пранидханы, для Божественного в сознании, для полного понимания, для Иного, для искренней веры». Вот что выражено этой иконой, индуистской иконой.

Вероисповедание: индуизм, христианство, ислам и т.д.

       Но хотя эта икона и индуистская, тот, кто о ней говорит, является просто человеческим существом. И он не связан ни индуизмом, ни христианством, ни исламом, ничем… И вообще, такой вещи как индуистское, христианское, мусульманское сознание – не существует! Есть лишь обусловленность – индуистская, христианская, мусульманская и т.д. И это то, что разделяет, - обусловленность. А целостное сознание является тем, что объединяет, а не противопоставляет. И в этом красота Мироздания. У нас есть уникальное тело, в котором находится универсальное человеческое сознание. Такое многообразие, но, на самом деле, разделение отсутствует совершенно.
О, пока я говорил о том, что такое крия-йога, столько времени прошло!

Вопросы и ответы

       А я не дал Вам никакой возможности задать вопрос! И я хочу, чтобы люди жили с вопросами, а не с предубеждениями, не с заранее готовыми мнениями. Поэтому, спрашивайте. Это же тело, отвечая, никогда не повторяется. Каждое сказанное слово – живое цветение момента. И как один цветок кажется таким же, как другой, всё же – каждый цветок неповторим. Может быть, он выглядит так же точно, как другой, на первый взгляд, но в каждом бутоне – свежее цветение. Так что не может и речи идти о повторе чего бы то ни было. Мы не вещаем со свалки накопленного интеллектуального мусора. Эта речь всегда поток Разума. (Обращаясь к переводчику). Какого дьявола ты всегда желаешь что-то повторить!

Крест

Вопрос: Я видела видеозапись Вашей встречи с о. Серафимом, которая состоялась на Валааме. Во время этой встречи Вы упомянули, что православный крест и символ йоги имеют на самом деле одно и то же духовное значение. Не могли бы Вы разъяснить эту символику и рассказать подробнее о духовном феномене, стоящем за ней.

       А отцу Серафиму было сказано всего-навсего вот что… Он говорил, что основная идея христианства: «Я – грешник и поэтому я нуждаюсь в Спасителе». А потом он спросил: «Как это понимается в Йоге?» И говорящий ответил: «Не то что бы – я – грешник, и не то что бы – я без греха… Это еще одно противопоставление. В противопоставлениях же всегда – и ум, и «я». То есть неверно и то, что я – грешник, и то, что я не имею греха. «Я» и есть грех, потому что «я» – это разъединение с Божеством, отпадение от целого. «Я» – это осколок, падение и грех. И поэтому нельзя сказать ни о том, что у «меня» есть грех, ни о том, что у «меня» нет греха, т.к. «я» и «грех» – одно и то же. И поэтому Крест Господень – отрицание «я», где вертикальная черта – «я», а горизонтальная черта – отрицание «я», – святая святых. И такой Крест Господень конечно же – символ йоги, так как йога означает отринутое «я» – читта-вритти-ниродхах! «Я» – это читта-вритти, и это читта-вритти ушло, для того чтобы остался один Чайтанья. С разделением покончено ради Божественного. Таков символ йоги в Индии – математический знак «плюс». Но в «плюсе» обе черты, пересекающиеся в центре, – и вертикальная и горизонтальная – одной длины. Крест Господень немного отличается, и, возможно, хорошо, что он отличается. Так он более ясно показывает вертикальную линию «я» и горизонтальную линию, перечеркивающую «я». В математическом «плюсе» эта символика стирания «я» не столь очевидна, как в Кресте Господнем. Поэтому говорящий сказал, что Крест, возможно, лучший символ для йоги, чем тот символ – плюс, который существует в Индии…

Продолжение интервью в следующем выпуске рассылки.

Беседовала Елена Груздева

Фото Алиса Саенко

http://originalkriya.info/interview-i-must-cease-for-the-other-to-be_ru.html

Видео http://youtu.be/ejvZSM148dk




ведущая рассылки Елена Груздева, Киев.
архив предыдущих выпусков

В избранное