Махмуд Алисултанович Эсамбаев - чеченец из села Старые Атаги, выросший в Киргизии после депортации семьи в 40-х. Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту - и стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины.
Он начинал в оперном театре города Фрунзе, куда его приняли, оценив возможности самородка, после двухлетнего профессионального образования (для танцовщика срок малый до невозможности). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в "Тарасе Бульбе" и феи Карабос - отрицательной героини "Спящей красавицы". Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр. И объедет весь мир с программой "Танцы народов мира". Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру
- и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами!
.
Бразильский танец "Макумба" - злой дух, покрытый перьями и с красным, точно в крови, лицом. Или "Золотой бог" - эстрадный вариант индийского танца бхарат-натья, в котором Эсамбаев показывал восход солнца через виртуозное медленное "вырастание" из приседания и заход светила - через столь же медленное опускание. Монгольский "Охотник и орел", башкирский "Воин", колумбийский "Бамбук", "Танец огня" на музыку Мануэля де Фалья. И "Автомат", взятый им из старого балета "Красный мак", - там Эсамбаев танцевал в вечернем костюме и цилиндре, с набеленной маской кокаиниста.
Он избирался депутатом Верховного Совета СССР, был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, вице-президентом Международного союза театральных деятелей и Международной ассоциации балета. Являлся членом Центрального Совета ВОПД "Духовное наследие".
Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999).