[svoboda] Чему и как учат американских Буратин
Здравствуйте, rest.
Одно из немногих, чем мы можем утереть нос Америке - это наше образование. Наш
стабильный троечник без труда выходит в отличники среди своих сверстников в
американской школе. Перевести метры в дециметры или ярды в метры в выпускном
классе - сделать серьезную заявку на получение гранта для дальнейшего образования,
вроде как у нас выиграть краевую олимпиаду по математике.
1. Школьное образование.
Программа в школах (как и в колледжах и университетах) вариативная, т.е., нет
понятия единой программы обучения. Есть ряд обязательных предметов в минимальном
объеме, а остальные определяет сам ученик. Ему необходимо набрать определенное
количество баллов к окончанию учебного заведения. Видимо, понятие <<нагрузка>>
существует и у американских педагогов. А наберет он их математикой, физикой,
биологией или пением, физкультурой, рисованием, - по большому счету, не важно.
Недальновидность такого подхода к обучению станет явной для ученика только при
продолжении образования. И сколько времени он будет получать это своё <<среднее>>
образование - тоже никого не волнует. При школах есть даже детские сады для
детей учеников.
По этой причине нет понятия <<класс>> и <<одноклассники>> в значении объединенного
единой учебной программой, общими учителями и уроками коллектива сверстников.
Этими коллективами являются всевозможные спортивные секции, кружки, факультативы.
Основной предмет в американских школах - это физкультура. Спортивные залы,
стадионы, бассейны есть практически в каждой школе.
Сама же школа представляет собой скорее школьный городок - комплекс зданий,
не обязательно соединенных крытыми переходами. Отдельные классы в школе располагаются
в помещениях типа морских грузовых контейнеров с узкими щелями окон под крышей.
Клаустрофобам - смерть, а наши санитарные врачи по гигиене детей и подростков
закрыли бы все американские школы навсегда!
Обязательный атрибут школьного городка - огромная автомобильная парковка. Поразившись
первый раз такому количеству автомобилей около школы (это ж сколько учителей
в этой школе работает!), получила разъяснение - это машины учеников. Водительские
права американцы получают в 15 лет. У состоятельных родителей стимулом к хорошей
учебе отпрыска служит обещание поменять ему автомобиль на более престижный -
в случае успешного завершения учебы (не только школы, но и отдельного класса).
Выпадение осадков в виде снега толщиной 2 см отменяет занятия в школах по причине
аварийно-опасных дорог.
Наличие школьных автобусов на ситуацию не влияет - как можно ученику, владельцу
<<Порше>> (есть и такие!) ездить на школьном автобусе, хоть и пару раз в год?!
Школьные автобусы - это каста неприкасаемых в автомобильном транспорте. Если
едут школьные автобусы - напряжение на трассе как у нас при проезде правительственного
кортежа. Остановившийся автобус откидывает на проезжую часть знак <<Стоп>>,
и нарушение этого знака автоматически ведет к потере водительских прав.
В процессе обучения, по результатам сдачи ежегодных итоговых тестов, ведется
рейтинг успеваемости и достижений потенциальных студентов - в каждом штате и
обще-американский. Т.е., за тобой так же, как и в случае кредитной истории,
внимательно наблюдает всевидящее око дяди Сэма. И в последний год обучения в
школе уже колледжи начинают делать тебе предложения, а ты выбираешь, кого осчастливить
своей светлой головкой, кто более заманчивые финансовые (в основном!) условия
тебе предлагает.
2. Колледж - это следующая ступень обучения. В большинстве случаев она является
и достаточной для безбедного дальнейшего существования. По нашим меркам - это
ПТУ (а школьная программа - это 9 классов). В колледже можно учиться без особых
финансовых проблем, имея успехи не только в обучении, но и в спорте. Ибо каждый
колледж имеет свои спортивные команды, защищающие его честь, и старается их
укомплектовать соответствующими кадрами.
3. Высшее образование.
Получение высшего образования доступно далеко не всем. Ибо в среднем стоимость
обучения в университете составляет 25-45 тысяч в год (без проживания). Часто
студенты берут образовательный кредит и вместе с дипломом получают многотысячный
долг. Но наличие диплома о высшем образовании гарантирует приличный (зависящий
от престижности вуза) минимум зарплаты. Однако получение самого диплома далеко
не так однозначно, как в наших вузах. Мы, при отсутствии академических задолженностей
и положительной оценке при защите дипломного проекта, получаем свои вожделенные
корочки однозначно. Там же члену комиссии на защите диплома может показаться,
что вот в этой теме вам еще не мешало бы взять три курса месяца на три, и пройти
стажировку по этой теме, и, может, через полгода можно будет еще раз попробовать
защитить свой проект... Т.е., КОРОЧКИ вам не дадут! Нашему дипломнику-отличнику
(именно отличнику!), даже обучающемуся на бюджетной основе, при таком развитии
финала потребовалась бы реанимац ия.
4. Специальное образование.
Система профессиональной подготовки отличается в корне от нашей. Т.е., если
профессиональным навыкам слесаря или строителя можно научиться за 3 месяца,
то незачем тратить на это два года. Центр подготовки имеет множество классов
различной направленности, и в них квалифицированные специалисты дадут необходимый
объем профессиональных знаний и <<корочки>>, позволяющие тебе выполнять конкретный
вид работ. Часто эти курсы можно получить бесплатно (все-таки, кому-то работать
надо, и по стандартам!) Наши инженеры и кандидаты технических наук без труда
становятся универсальными рабочими, способными выстоять в профессиональной конкуренции
в период сокращения производства и увольнения рабочих.
В этих же центрах работают языковые курсы для эмигрантов, разного уровня подготовки.
Я, с моим школьно-вузовским английским двадцатилетней давности (оцените качество
преподавания!), попала на третью ступень, а в группе у нас было 11 мексиканцев,
трое перуанцев, четверо вьетнамцев и трое нас, русских. Попали, наконец, великороссы
в нацменьшинства. Преподаватель разговаривает только на английском, немного
понимает испанский (Мексика за околицей). Основной упор делается не на разговорный
язык, а на предметный - что как называется. Про ассимиляцию эмигрантов в американскую
действительность с её правилами и законами на этих курсах речь не шла. Может,
для этого есть другой курс?
Получая возможность отправить наших детей на учебу <<по обмену>> в Америку,
мы надеемся на ОБМЕН знаниями, навыками, информацией. Но американским тинэйджерам
чаще всего предложить на обмен нечего. У них нет ни знаний, ни эрудиции, ни
культуры, но самое обидное, что они и от вас ничего НЕ ЖЕЛАЮТ брать, им это
НЕИНТЕРЕСНО! Основной источник информации у них - телевизор, передачи в котором
делятся поровну на мыльные оперы, ток-шоу и телепроповеди различных сект. Они
нелюбознательны, самоуверенны, эгоистичны, самодостаточны. А американский язык
- это вроде и английский, но не аристократов, а прислуги (вспомните классический
фильм <<Моя прекрасная леди>>).
Цените наше среднее образование, оно в другом полушарии вполне может конкурировать
с их высшим - в практическом применении знаний. А для чего мы, иначе, учимся?
(с) shkolazhizni.ru
--
