Древнерусские названия мая: травень, травник, травный, светозарник,
розовоцвет, розацвет, цветень, светодень, птичий пересвист, соловьиный месяц.
Происхождение этих названий связано с тем, что май - последний месяц весны, месяц
цветов и любви, самый зеленый период года.
Подсезоны мая:
с 1 по 6 мая - Оживление весны;
с 7 по 22 мая - Разгар весны;
с 23 по 31 мая - Предлетье.
Средняя температура воздуха в мае переходит за +10 С (а иногда достигает +25 "С),
хотя возможны и возвраты холодов, правда, весьма непродолжительных. Чаще всего холода
совпадают с периодом цветения черемухи. По этому поводу старые люди говорили:
"Когда цветет черемуха - всегда жди холода ". Холода в мае называют "черемуховыми". Приметы и наблюдения.
Замечали: если у этого месяца хорошее начало, т.е. было очень тепло, то жди во второй
половине холода, особенно под конец мая. Если в мае идут дожди и вообще очень сыро,
то даже холод - благословение полям, хороший урожай: "Дождь в мае хлеба поднимает
", "Май холодный - год хлебородный ", "Холодный май - много сена". Крестьяне опасались
за свое будущее, если долго не было дождей, ибо "майская трава и голодного кормит".
Если грохотали грозы, поселяне радовались: "Гроза - милость Божья". Частые громы
- к изобилию.
Для мая характерно всеобщее оживление насекомых:
муравьи, бабочки-белянки, капустницы - все они начинают собирать свой корм, в т.ч.
нектар с цветов.
Птицы в это время видны повсюду: ласточки, соловьи, жаворонки,зяблики.
Цветут анютины глазки, душистая фиалка, незабудки. Знатоки лекарственных растений
считают, что именно в этот период следует заготавливать некоторые травы и цветы -
бессмертник, ландыш и ромашку, листья брусники, кору калины.
Поскольку в мае идут полевые работы, то в народе подмечали: "Если к концу месяца
дождливо, то хлеба будет мало ", "Если в мае гуси летят высоко, то овес будет высок;
если низко, то овес будет низок". Дождливый май, как правило, обещает сухой сентябрь
(и наоборот). Град в мае - градобойное лето.
Говорили: Сей овес в грязь - будешь князь.
Рябина зацветает - сеять лен приспевает.
Зацветает ольха - сеять гречу пора.
Май - время дорогое, мужику нет покоя.
Овес любит хоть в воду, да в пору.
Даст бог дождь - уродится рожь.
Ячмень сеют - когда цветет калина.
Гречиху сей, когда роса хороша.
Просо ветра не боится, а морозу кланяется.
Человеку, в этот день рожденному, не странником полагалось быть,
а огородником. Заботиться о плоде-овоще, над грядами спину гнуть. Тогда, мол, и в
судьбе у него будет путь, а не беспутье.
Копали крестьяне гряды, приговаривали:
"Пришел Козьма - заглянул в погреба, лопату взял - у избы землю вскопал".
По народному поверью, радел Козьма о животе крестьянина. И потому семя овощей сберег
от вьюговеев, а позже от сухостоев бережет, в земле прячет.
В этот день рачительные хозяева засевали морковь и свеклу. Так
и говорили: "На Ивана Нового сей морковь и свеклу". Перед посевом выходили утром
к обетным студенцам - колодцам для смачивания семян и бросали в колодцы медные деньги
для удачи. Другие смачивали семена речной водой в продолжении трех утренних зорь.
Все хозяйки стремились проделать эти операции скрытно от других, дабы завистливый
глаз не навредил.
В начале мая говорили: "Убери пень в вешний день, и пень будет пригож", имея
в виду расцвет природы.
В день Ивана сельские ткачихи выносили холсты на первое весеннее
солнышко. Расстилали и приговаривали: "Вот тебе, матушка-весна, новые новины",
в надежде, что матушка-весна, видя радение мастериц, поспособствует доброму урожаю
льна и конопли и следующим летом.
По древнему обычаю, одевали Весну в новину. Поразвешивали крестьянки на тронутых
зеленью кустах, на землице, что чуть зеленью поросла, холсты вытканные. И холстам
передавалась сила первой зелени, вешней водицы.
Думали в старину наши предки, что передается сила красного солнца роду человеческому.
А Весна, одетая в новину, в этот день красуется. Людям себя кажет.
Проветренные и прогретые холсты, готовя к ярмарке, сворачивали в "новины" - своеобразные
трубки огромных размеров. По случаю хорошо распроданного на ярмарке холста ставили
свечки перед иконой Иоанна Ветхопещерника в надежде, что хлеб уродится в изобилии
так же, как лен и конопля.
В этот день поселяне молятся о защите от всех напастей. Повсеместное
верование в Ивана Воина, или Ивана Воинственника было столь сильным, что к нему прибегали,
чтобы он рассудил: кто прав, кто виноват. Обворуют кого, служили молебен Ивану Воину,
и тогда открывались обидчики и воры.
Все даты в календаре указаны по новому стилю.
Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону
по адресу:
org@land.ru