В 2001г. 4-я седьмица Великого Поста - Средокрестие, Средопостие, Преполовение (середина поста), Крестопоклонная.
Среда - перелом поста. Пекут кресты из теста.
Суббота - Родительская суббота. Поминовение усопших.
19 марта Константиновы круги
Именинники: Аркадий, Ерофей, Федор, Константин.
Бабы и мужики обходили колодцы кругами. Чтобы те горькими стоками не полнились, чтобы подземную водицу подпустили добрую, что от всяких болезней на славу. И чиста, и сладка.
Заклинали ласточек-касаток, что велико уже солнце, что пора собираться из верей к родным гнездам.
20 марта Василий Капельник ( в северных губерниях) Икона Божией Матери " Споручница грешных"
Иконе "Споручница грешных" кланялись. Видимо, неспроста откуда-то задувать стало на чердаке, петь по-худому в печном столбе. Ни с того ни с чего выпадет из устья кирпич. Надобно было подумать о добром духе дома. Щемь в душе (а не моя ли то вина?) не давала крестьянину покоя.
21 марта Верба осеребрилась Вешнее равноденствие, астрономический день рождения Весны
Именинники: Афанасий, Дементий, Лазарь.
О вербе со стародавних времен сохранились поверья, что она всякую тяжесть из стен дома гонит.
Вербой в старину хлестали тело. С подошв ног до пупка, с ладони правой руки до сердца, с ладони левой руки опять же до сердца, а потом обихаживали спину. Так "выгоняли себя" из земли. Мол, за зиму-то мы поутоптались, поуходились. А верба подымает будто бы над землей. И уже человеку легче ходить, надсада от сердца отступает.
А когда голова болела, то веточку вербы разминали, клали под платок, на голову. И головная боль отступала.
Клен начал подмокать - сок двинулся по его древесным жилам. !Тринадцатый час свету - вода подо льдом не стоит.
22 марта Сорок Сороков. Сороки святые
День иконы Божией Матери, именуемой "Слово плоть бысть"
Сорок Сороков отмечали как праздник наступающей весны.
День с ночью меряется. К этому дню прилетают к родным гнездовьям Сорок Сороков птиц из заморских стран.
Утренники - весенние морозы, что случаются до восхода солнца, - с этого дня будут один мягче другого. По народному поверью, их будет сорок. Сорока в этот день свое гнездо строит. И кладет (как старые люди говорят) в него сорок палочек.
В честь первых вестников весны пекли сорок фигурок птиц "жаворонков" - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина.
Приметы:
Сороки теплые - сорок дней будут теплыми, если холодные Сороки - жди сорок холодных утренников.
Если на Сорок Сороков солнце в кругах, то урожай летом будет отменный.
Если утренники (утренние морозы) будут продолжаться постоянно - лето будет теплое.
Если сороки и галки прилетают на Сороки - к теплу.
Грач - на проталину, скворец - на прогалину.
Жаворонок является к теплу (к траве), зяблик - к стуже, к морозу.
Ранний прилет журавлей - к ранней весне.
Журавль прилетит на наст - к неурожаю.
Журавль прилетел - и тепло принес, на болоте растает.
Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья.
Ранние ласточки - к счастливому, урожайному году.
Если на Сороки синица запела - тепло ворожит.
Синка (трясогузка) прилетит, так через 12 дён река подойдет.
Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принес.
Увидел скворца - знай: весна у крыльца.
У Василисы - весенние заботы. Отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла.
Самая первая весенняя гроза. !Вешний ледок, что молоденький умок.
24 марта Евфимий
Именинники: Ефим, Софрон.
Всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подает.
На солнышке все чаще мелькают бабочки-крапивницы.
Прилетают зяблики и чибисы. Примечали:
Если холода заканчиваются к концу марта, то ждали теплое лето.
25 марта Феофан Проломи Наст
Именинники: Феофан, Григорий, Семён.
Разбрасывали в этот день крестьяне горсть конопляного и льняного семени по двору, привечая птиц и весеннюю влагу.
В этот день примечали: "На Феофана туман - урожай на коноплю, да лен будет волокнистый". Русские крестьяне исстари связывали с именами Григория и Феофана свои заботы о возделывании лубяных культур - льна и конопли. Получалось так, что в этот день в одних церквах поминали, исходя из симпатий верующих, Феофана, а в других - Григория Богослова. Поэтому, в зависимости от этого обстоятельства, говорили и так: "Утром туман Григорию дорогу застит - быть урожаю конопли и льна".
Чтобы примета сбывалась, бросали по двору несколько семян конопляных и льняных для угощения птиц. Такое внимание к приметам не случайно. Посевы льна и конопли были распространены на обширном пространстве Центральной России, а также по всему Верхнему Поволжью. Затем они простерлись далеко по всей Южной Сибири.
Из льняного волокна получали наиболее ценную тонкую ткань - на рубахи, сарафаны, скатерти, занавески, для постельного белья. Льняное семя к тому же содержит до 50% масла, которое было основным растительным жиром на крестьянском столе.
Конопля, хотя и представляла собой меньшую ценность, требовала больших забот. Волокно из конопли (посконь) давало более грубое полотно. Однако при нужде и оно годилось: "Невеяный хлеб не голод, а посконная рубашка - не нагота".
Весенний туман в середине марта предвещал влажное и теплое время посева льна и конопли. В середине мая обычно начинали сев льна. Многолетние наблюдения крестьян указывали на зависимость благоприятных майских дней от мартовских туманов. Поэтому и радовались туманам на Феофана и Григория.
Приложения: к 20 марта:
Чудотворная икона "Споручница грешных"
Название свое эта икона получила по надписи, сохранившейся на ней: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну..." Споручница, то есть Поручительница, или Посредница между Господом и согрешившими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница.
На иконе изображена Пресвятая Богородица с Бого-младенцсм на левой руке. Главы их украшены венцами. Младенец Иисус обеими руками касается простертой к Нему правой руки Богоматери. По углам иконы изображены свитки с надписью: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну: да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечне через Мене испросят".
Так, еще 2 июня 1848 г. в алтаре храма, ночью, один человек наблюдал с улицы через окно необыкновенное блистание, как бы игру света. Икона находилась на аналое, близ левого клироса. К этому месту ежедневно стекались больные, получая исцеление от мироточившего образа.
Эти явления в одно и то же время повторялись и в следующие дни. Их видели многие люди. Явления огня или света представлялись в виде звезд, которые то исчезали совсем, то снова появлялись, казались более или менее тусклыми, то постепенно принимали яркий блеск. 4 июня снова показались в большом количестве капли масла. Эти необыкновенные явления привлекали множество людей, не отходивших от Никольской церкви в Хамовниках ни днем, ни ночью.
Только по 1850г. от иконы "Споручница грешных" последовало не менее 115 засвидетельствованных чудесных исцелений, в т.ч. от холеры, одержимых припадками и другими болезнями.
к 22 марта:
В 320 г. 40 воинов-христиан попали в плен к sидам (т.е. sлом идущим, так встарь называли раsбойников, попирающих заповеди Божьи) , которые осудили их на побивание камнями, а потом на холодную смерть: раздели и поставили на лед Севастийского озера. В полночь один воин упал замертво, но остальные были верны, гласу Господа: "Верующий в меня, если и умрет, то оживет, а претерпевший до конца спасен будет". На рассвете стражник Аглай увидел над головой каждого из 39 мучеников светлый венец. Потрясенный, он со словами "И я - христианин!" присоединился к мученикам. Наутро мучители с удивлением увидели, что все пленные живы. Им перебили голени и сожгли...
В числе 40 севастийских мучеников воспоминается один из них по имени Сисиний. У наших предков он пользовался глубоким уважением и известен был как целитель от лихорадки.
В старину этого угодника изображали на иконах. На одной из икон, находившейся в старинной церкви Орловской губернии, изображена была скала, возвышающаяся над озером с черною водою. В озере купаются 12 дев совершенно нагих, причем желтого, синего и других цветов, с растрепанными волосами. На скале по одну сторону изображается мученик Сисиний, простерший правую руку на озеро, а по другую - Архистратиг Михаил, поражающий дев. Девы представляют собою образы болезней: лихорадка, трясавица и др.
Возникновение представления о Сисиний как целителе лихорадок пришло к нам из Болгарии, где память о нем празднуется в весеннее время, когда везде свирепствовали "трясавичные болезни" - лихорадки.
Все даты в календаре указаны по новому стилю.
Ваши вопросы и пожелания отправляйте Трифону
по адресу:
info@mailru.com