Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Аналитика, эссе, интервью
http://russ.ru/ist_sovr
http://russ.ru/edu
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии РЖ http://russ.ru/forums
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
История современности
http://russ.ru/ist_sovr

Евгений Сно
       snow@russ.ru

Список Алана Милна, или Дорогие наши женщины

Физиология прессы

Этот текст о тайнах женской публицистики формально открывает новую рубрику,
которая будет целиком посвящена анализу загадочных процессов, происходящих
в темных недрах бумажных изданий (а впоследствии, быть может, доберется и
до сетевых ресурсов), пишущих о культуре во всех ее видах. О том, какие
бывают интервью и как определить издание по отдельно взятому заголовку, я
уже писал на позапрошлой и прошлой неделях. Сегодня - о женщинах, а в
будущем - о разных иных интересных вещах: как правильно закончить статью,
почему одни журналисты злые, а другие еще злее, кого боится Екатерина
Деготь, о чем молчат "Итоги" и о многом-многом другом.

Кого бы вы могли назвать лучшей российской женщиной-критиком?

Дуню Смирнову

Елену Стишову

Евгению Пищикову

Татьяну Толстую

Лидию Маслову

Капитолину Деловую

Аркадия Ипполитова

Свой вариант шлите на snow@russ.ru



Наиболее интересные публикации в бумажной прессе за последнюю неделю (28
января - 3 февраля 2000 года)

Перечитывая отобранные мной (после долгих сомнений и колебаний, разумеется)
лучшие образцы того, чем на этой неделе решили заполнить свои посвященные
культурной жизни страницы ежедневные и еженедельные издания, я вспомнил
статью одного английского биографа Алана Александра Милна, которую лет семь
назад напечатал один из несуществующих ныне литературных журналов. Имени
автора я, к сожалению, уже не помню, помню только суть. Выдвигается
следующая гипотеза: все ключевые персонажи "Винни-Пуха"
http://kulichki.rambler.ru/moshkow/MILN/winnizah.txt (кроме, конечно,
Кристофера Робина) представляют собой галерею ярких женских типов,
соответствующих родственницам и знакомым писателя. То есть в своей книге
Милн http://kulichki.rambler.ru/moshkow/MILN выводил и описывал под видом
разных животных своих подруг, разумеется, в гипертрофированном виде.
Трактовка, конечно, спорная, как, впрочем, и остальные трактовки, имя
которым легион. В наиболее известном русскоязычном исследовании http://ku!
lichki.rambler.ru/moshkow/CULTURE/RUDNEW Вадима Руднева ("Философия
обыденного языка"), кстати, встречаются похожие мотивы, но там превалирует
фрейдизм и характерам большого внимания не уделяется. Англичанин же упирает
именно на милновскую попытку классифицировать знакомых женщин по
доминирующим качествам: восторженность - пятачки, целеустремленность -
пухи, склонность к философствованию - иа-иа и так далее. Видимо, что-то в
этом есть, поскольку самые интересные рецензии этой недели, будучи все
написаны женщинами, являются достойными представителями этой галереи. Итак,
публикации недели.

Винни-Пух

Дуня Смирнова http://mn.ru/columns/68.html, раз в две недели украшающая
своими Пыхтелками, Сопелками и Шумелками журнал "Афиша"
http://www.afisha.net, - уникальная женщина-журналист. В ней, мирно
уживаясь друг с другом, поселились Элиза Дулитл, профессор Хиггинс и все
герои Михаила Зощенко. К тому же, она уже достигла достаточной степени
известности, чтобы посвящать большую часть рецензии себе любимой. "Я,
конечно, тут же побежала покупать," - пишет она в начале. "В общем, ничего
хуже в области книгоиздания мне видеть не приходилось," - в конце. "Может
быть, конечно, я больная. Даже наверняка", - это из середины. "А чем тут
поможешь?" - конец другой рецензии. В общем, такой женский монолог без
конца и начала, изредка прерываемый подробностями из жизни литературных
героев и их прототипов. Когда я его читаю, у меня всегда появляется такое
ощущение, что основная Дунина цель - как раз публичная самоидентификация, а
чтение и последующее рецензирование разных книжек - даже не средст!
во, а скорее красивая разноцветная декорация, на фоне которой автор
пытается дать сам себе ответы на всякие важные и нужные вопросы. А что
касается литературы, то о ней-то Дуне Смирновой давно все известно, и
знанием своим она, хотя и довольно скупо, иногда делится с читателем.
"Генри Миллер http://kulichki.rambler.ru/moshkow/INPROZ/MILLER, как всем
известно, для меня - пустой звук", - обронит она случайно. И рассказывает
свою очередную историю дальше, не считая нужным вышеприведенный факт как-то
прокомментировать. На отчетной неделе, например, появилась новая Ворчалка,
формально посвященная книге о Лиле Брик Аркадия Ваксберга, а фактически -
давно сложившимся плохим отношениям между той же Брик и Дуней Смирновой,
которые автор мучительно пытается объяснить себе и окружающим: "Не может
вменяемый человек испытывать такую горячую ненависть к давно умершей
женщине, которую никогда не знал. А я испытываю. В глазах темнеет..." Пух
тоже, как правило, четко представлял, что он любит !
или куда он идет, но вопрос почему всегда ставил его в тупик: "Опять ничего
не могу я понять. Опилки мои - в беспорядке".

Так он и ходил часами вокруг дерева по собственным следам, напевая под нос
очередное свое произведение и недоуменно потряхивая головой, что, судя по
всему, является также любимым занятием героини этого фрагмента.

Ослик Иа-Иа (согласно переводу Вадима Руднева, И-Е)

Осликом на этой неделе оказалась хороший кинокритик Елена Стишова
http://www.ng.ru/culture/2000-02-01/7_lo.html ("Независимая Газета").
Рецензируя, как и обозреватели других изданий, немецкий фильм "Беги, Лола,
беги" (лучше всех, кстати, написал об этой картине Остап Кармоди в
"Эксперте"), Елена решила ступить в чужую колею и немедленно увязла в ней
по колено, запутавшись в своих выводах и посылках, как золотая рыбка в
стариковском дырявом неводе. Она, надо сказать, четко обозначила в своей
статье место, где она вступает на вражескую территорию: "Вот тут и настал
момент истины, из-за чего мне захотелось написать про фильм, который вроде
бы отменяет мою (традиционную) культуру и тем самым меня как ее продукт".
После такой артподготовки Стишова вступает в борьбу и, разумеется,
побеждает, отменяя при этом попутно всю (нетрадиционную) культуру фильма,
режиссера Тома Тыквера как ее продукт и заодно всех действующих лиц. Беги,
Лола, беги, от Лены не уйти... Веселый эмтивишный клип в!
 руках Стишовой в одночасье превращается в огнедышащего экзистенциального
монстра: "Это уже не самоцельный монтаж аттракционов, это экзистенция,
визуальная формула состояния, пограничного между жизнью и гибелью. (...)
Сломя голову спешит девушка на свидание, совершая по дороге подвиг любви.
Напрасная жертва! Но не последняя". После таких предуведомлений и смотреть
не хочется, просто "Ведьма из Блэр" какая-то получается...

Как-то раз, теплым весенним утром, Пух, заметив, что шишки, которые он
бросал в Реку с одной стороны мостика, выплывали с другой, придумал игру в
Пустяки. Каждый бросал шишку или палочку, а выигрывал тот, чей предмет
выплывал первым. Вся компания с увлечением предавалась этому занятию до тех
самых пор, пока из-под мостика вместо ожидаемых шишек не выплыл,
периодически поворачиваясь вокруг своей оси, ослик Иа-Иа, который, вместо
того чтобы играть с остальными, по своему обыкновению стоял на берегу реки
и... "Я стоял на берегу реки и размышлял, размышлял, - я надеюсь,
кто-нибудь из вас понимает это слово?" - оправдывался он потом. Кончилось,
впрочем, все хорошо: после того как Иа был извлечен из воды, он, поворчав
немного, пошел играть в Пустяки со всеми вместе. И выигрывал чаще всех.

Пятачок

В отличие от редко встречающихся интеллигентных пухов и мудрых осликов,
восторженных пятачков вокруг нас великое множество. Главный из них, как
известно, жил под именем Посторонним В. На этой неделе я обнаружил нового
Пятачка под именем Марии Киселевой, написавшей в "Новых Известиях" статью
"Невинность и скромность во всей наготе". О новых коллекциях итальянских
дизайнеров, разумеется. Во первых строках своей статьи Киселева
предупреждает: "Писать об этом можно только с междометиями "ах", "ох" и
восклицательными знаками". Так и пишет, все по-честному: немыслимые,
невесомые, непостижимый, зовущая откровенность, холодная неприступность,
сознательная расчетливость... Всю эту красоту я из первых двух предложений
надергал, а дальше сразу резюме следует: "Выделять кого-то из модельеров не
имеет смысла, поскольку восхитительны все модели во всех вариантах".

Пятачок, между прочим, тоже был к высокой моде неравнодушен: когда он
как-то увидел голубые помочи Кристофера Робина, он так разволновался, что
его уложили спать на полчаса раньше обычного. Зато он, единственный из всех
обитателей Леса, умел четко и адекватно излагать свои мысли на бумаге:
"Помогите! Пятачку (это я)". Или так: "Это я, Пятачок, спасите, помогите!"
Он, правда, хранил свои рукописи в бутылке, закупоренной пробкой, и не
стремился печатать их в газетах. Видимо, у каждого своя дорога...

А действительно хорошую женскую статью желающие могут прочитать в газете
"Известия" http://www.izvestia.ru/. Написала ее Евгения Пищикова.
Называется она "Люблю я Пушкину, но странною любовью..." и посвящена
творчеству одноименных (точнее, однофамильных) телеведущих - Оксаны и клона
ее Татьяны с первого канала. Я недавно на сайте Марата Гельмана, кажется,
читал святочный рассказ Бориса Акунина
http://gelman.ru/slava/akunin/dar.html про то, как к Борис Абрамычу явилась
фея-имиджмейкер и пообещала сделать его президентом. Для начала она
посоветовала ему изменить облик и предстать на телеэкранах в виде этакого
Воланда, чтобы электорат уважал и боялся, женщины - особенно. Олигарх
следует совету и достигает некоторых успехов, но в конце рассказа
выясняется, что вредная фея заглянула и к Гайдару, снабдив его указанием
показаться несчастным маменьким сынком в разбитых очках и со съехавшим
набок галстуком, в результате чего Егор Тимурович разбил оппонента в пух и
прах. Примерно такая !
же работа и у Оксаны Пушкиной, только она по женскому полу
специализируется, что, по справедливому замечанию Пищиковой, и мужчинам
помогает: "Вот пошли Чубайс свою жену к Пушкиной да попроси ее поплакать,
посмотрим, какой рейтинг будет на следующий день! Да причем не у Пушкиной,
а у Чубайса..." Почитайте, советую, там есть и любопытная классификация
всех наших известных телеведущих, и цитаты из "Анны Карениной"
http://www.online.ru/sp/eel/russian/Tolstoy.Lev/annak.rhtml хорошо
подобраны, а главное, написано так, как только женщина о женщине написать
может - в мужском языке все-таки столько яда не вырабатывается... На этом и
остановимся. До следующей недели.

----------------------------------------------------------------------------
Рубрики Русского Журнала:
Образование
http://russ.ru/edu
История современности
http://russ.ru/ist_sovr

Авторы Русского Журнала. Досье.
http://russ.ru/journal/dosie

Антологии РЖ
http://russ.ru/antolog

Русский университет
http://russ.ru/univer

Страница М.Я. Гефтера
http://russ.ru/gefter

Интернет-парламент
http://elections.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное