Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Аналитика, эссе, интервью
http://russ.ru/ist_sovr
http://russ.ru/edu
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии РЖ http://russ.ru/forums
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
История современности
http://russ.ru/ist_sovr

Елена Григорьева, Родион Веревкин

"Видит в тебе Киев победы и ревность владимерову..."

Извлекли мы намедни из новостных потоков несколько сообщений, вызвавших 
запредельный подъем наших эстетико-теоретических чувств.

http://www.polit.ru/news.html?date=2000-02-18&time=19:56#19:56 Первое - с 
ленты новостей: "Завтра исполняется 60 лет со дня рождения президента 
Туркменистана Сапармурата Ниязова. И юбиляр решил поздравить себя сам, 
выпустив серию юбилейных монет. Коллекция из трех монет - серебряной, 
золотой и платиновой - изготовлена, между прочим, Британским королевским 
монетным двором. На серебряной монете изображен Сапармурат Ниязов в 
детстве, на золотой - студентом, а на платиновой - уже в качестве 
Туркменбаши на фоне президентского дворца".

Второе - показали по http:/www.vesti-rtr.com TV, как некий профсоюзный 
деятель на Съезде независимых профсоюзов взахлеб пытается сравнить Путина с
Владимиром Красное Солнышко.

И http://www.polit.ru/documents/175629.html третье, тоже с ленты новостей: 
когда цвет Питерской науки - профессура Юридического факультета во главе с 
ректором Университета Вербицкой - потребовал привлечения программы "Куклы" 
к уголовной ответственности за использование куклы и.о. президента.

Такие факты всегда приводят в ликование - начинаешь верить в Провидение 
Божие или, по крайней мере, в наличие законов истории. Дело в том, что во 
всех этих примерах использованы некие риторические фигуры, которым 
соответствуют весьма и весьма архаичные схемы в русском политическом 
дискурсе. Эти фигуры и схемы мы и попытаемся представить читателю чуть 
ниже.

* * *

Начнем, традиционно, с Петра, который, как известно, Первый. Наиболее 
значимое (по крайней мере, для нашего изложения) деяние сего великого мужа 
- создание основ новой для России структуры - бюрократии.

Платон бы отметил, что последняя являет собой "тень" идеи иерархичности. То
есть модели, в которой низшие уровни поглощаются высшими в процессе 
сведения к одной точке, в нашем случае, к единоначалию.

Однако принципов, организующих иерархическую редукцию - и противоречащих 
друг другу, может быть более одного. Наиболее очевидным является 
противоречие между духовной и светской иерархиями. Практически все 
европейские государства в ту или иную эпоху сталкивались с необходимостью 
решения проблемы, какая из иерархий Главная или Истинная. Россия - не 
исключение. Кроме этих двух иерархий существует и гораздо более древняя, 
сословная, отягощенная неразберихой перекрестного родства, личных заслуг и 
исторических случаев. То есть уже заведомо не Идеальная.

Но в автократическом государстве система систем не может не противоречить 
себе каждую секунду. Такое государство, по определению, - это Личность(1) 
во главе идеального административного аппарата. Аппарат занят в первую 
очередь урегулированием и фиксацией идеально иерархичного образа 
государства. Но один указ Личности - и вся пирамидальная система 
схлопывается до двух точек бинарной оппозиции: никаких прохождений по 
инстанциям - воля Государя на каждый конкретный случай ("верх-низ").

Аналогичное свертывание-схлопывание случается и с Историей, с ее 
поступательным движением, когда она сводится к двум точкам: "началу" и 
"концу".

Эта формула свертывания выражена в псевдоисторическом жанре 
восхвалений-панегириков. В них Петр описывается при помощи системы отсылок 
к мифологическим и историческим прототипам. В панегириках словесные цепочки
уподоблений создают видимость исторической перспективы, то есть временной 
иерархии. Чтоб не быть голословными, приведем набор уподоблений: Петр - 
православный Марс, Улисс, Персеуш, Зевс, Давид, Моисей, Иисус Навин и т.д. 
В этом ряду стоит отметить принципиальное смешение языческой и библейской 
мифологии, образующее замкнутую на себя бинарную конструкцию. По 
аналогичным принципам в христианской экзегезе(2) новозаветная история 
истолковывается ветхозаветной. В нашем случае, выбор в первую очередь 
ветхозаветных имен - для соположения их с античными - предполагает 
истолкование новой русской истории как заново возникшего христианства, то 
есть "начала".

С другой стороны, в этой концепции Петр венчает и заканчивает весь 
предшествующий ход истории. Этим способом снимается системное противоречие 
между гражданской (выраженной в образах античной мифологии) и сакральной 
(выраженной в библейских сопоставлениях) версиями истории. Резюмируя: в 
этом смысле Петр, завершая историю, тем самым начинает ее.

Это подкрепляется (тут мы вдохновляемся второй из приведенных в начале 
статьи новостей) в панегириках еще и соположением Петра с национальными 
"зачинателями" - Владимиром Святым и Ярославом Мудрым:

Видит в тебе Киев [...] победы и ревность владимерову: той многие народы 
мечем пленил, и Россию Евангелием просвятил; ты многия грады отеческие от 
ига оттоманского и от уз еретических освободил еси. Видит любомудрие 
ярославово: той писания божественныя и иныя многия книги от языка 
еллинского на словенский преведе; ты академию в царственном своем граде 
воздвигл еси, и везде людьми учительными разширяти мудрость не перестаеши.

Ведь до чего на кое-что похоже, совсем родное и близкое. Здесь, конечно, 
приходит на ум исполняющий чьи-то обязанности, сначала бьющий мечом 
супостата до последнего (правда, сортир - это свежо, это ново, это know 
how! - здесь одна опасность самому на горшке не загнуться, как матушка 
Екатерина), а затем тот же и.о. в академической мантии в святых 
университетских стенах (которые сам же, следуя мифологической логике, и 
"воздвигл еси"), слегка смущенный заслуженной честью, 
http://www.polit.ru/news.html?date=2000-01-31&time=18:47 принимает титул 
почетного Ученого мужа.

Или вот еще:

Се день [...] тезоименитства Петра Великаго [...] монарха, перваго толикия 
славы в царех российских первому апостолу тезоименнаго.

(Феофан Прокопович)

Так и хочется воскликнуть: "Вот оно - инкогнито проклятое!"

Но вернемся опять от "истории современности" к современности истории.

С этого момента традиция отсылает к фигуре Петра уже как к первоисточнику, 
совместив тем самым с ним вершину исторической перспективы-пирамиды. При 
этом имя каждого нового монарха сопрягается с Петром в обход реальной 
исторической последовательности. С одной стороны, имя Петра оказывается уже
достаточно авторитетным и служит основанием для сравнения, в свернутом 
виде давая представление о предшествующей истории, сополагаясь с новым 
именем по принципу "начало-конец". Но с другой стороны, эта же оппозиция 
переносится на имя нового монарха - он так же завершает и начинает историю.

Логика историческая заменяется эмблематической, бинарной(3).

Даже в этих панегерических цепочках-уподоблениях поступательная 
(историческая) непрерывность постоянно дублируется эмблематическим скачком 
через чью-то голову.

Не Владимир=>Ярослав=>Петр,

а Владимир*Петр; Ярослав*Петр.

После Петра "континуальность" в сопоставлениях не соблюдается даже 
формально(4).

Сюжет взаимоотношений Петра Великого и ныне царствующего монарха сводится к
двум точкам: "начало - конец".

Великий Петр что зачал сам,
Елисавет восставит нам.

(Ломоносов)

Державин следует этой формуле:

Монархиня! и ты в следы его ступаешь,
Зовись великою: он начал, ты кончаешь!

Что касается Екатерины II, то ее имя, во многом благодаря усилиям 
Державина, приобретает такой авторитет, что на какое-то время становится 
возможным сочетать имена последующих монархов именно с ней(5).

Такое принципиальное тяготение к бинарности с выкидыванием "лишних" 
элементов - характерное проявление эмблематического сознания. История 
государства в этой схеме сводится до бинарной пары типа "идеал-реализация".
Течение истории трансформируется в ее проекцию - конструкцию, изъятую из 
времени. Соответственно, эта конструкция являет собой готовый блок для 
внедрения в память, что в определенной мере объясняет, почему в русской 
истории так часто и с такой легкостью опускаются промежуточные звенья.

Эта же дискурсивная логика наиболее адекватно обслуживает идеологию 
дворцового переворота. Имя устраненного предшественника просто изымается из
дискурса(6). Последовательное изложение исторических событий в такой 
системе требует огромного гражданского мужества, поскольку заполняет 
эмблематические зияния(7).

* * *

Теперь, после необходимого исторического и теоретического экскурса, можно 
вернуться к истории современности.

В новейшей российской истории все признаки образца-авторитета приобрело имя
и образ Ленина (Владимира(8) Ульянова), с которым каждый последующий глава
государства считал необходимым сопоставить свой имидж и деятельность - 
вплоть до развала Советского Союза. Сама внутренняя конструкция 
"авторитетного образца" строится в соответствии с принципами жестких 
оппозиций, заполняющих собой крайние точки всех возможных иерархий(9).

Государь, таким образом, занимает обе крайние точки противопоставления 
"пирамидального" типа: он и самый первый, и самый последний, начало и 
конец, верх и низ, как уже говорилось, вмещающие всю протяженность 
иерархии. Он и самый символичный символ (высшая точка обобщения), и самый 
"человечный человек"(10).

Такая система редукции иерархии к двум полярным точкам ("высокое" и 
"низкое") применительно к одному имени является достаточно универсальной - 
по отношению к диктаторским, тоталитарным, т.е. авторитарным, формам 
власти.

Чтобы было яснее - примеры "низовых" символов: серый сюртук Наполеона, 
кепка Ленина, полувоенный френч Гитлера (особенно на фоне немыслимых 
мундирных изысков Геринга), китель и френч Сталина (и Мао), неизменная со 
времен штурма казармы Монкадо форма Фиделя.

Весь этот ряд использует эффект готового бинарного блока - контрастного 
сочетания подножия (образ: простой, в обычной курточке, можно даже 
невысокого роста и рыжеватенький на фоне широкоплечих форменных генералов) 
и вершины (места в государственной иерархии), то есть все того же 
контрастного сочетания двух редуцированных форм иерархии: государственной и
личностной.

Фигура монарха по законам эмблематического сознания не может быть 
подвергнута сомнению. Властителя невозможно превзойти ни в одном 
направлении, он представляет собой принципиально всеобъемлющую, 
непроницаемую конструкцию-эмблему государства(11). Почитание эмблем при 
этом абсолютно исключает рефлексию над ними, особенно опасную в варианте 
насмешки.

Именно поэтому прогнувшиеся коллеги из http://www.spbu.ru Петербургских 
Двенадцати Коллегий (3-я из списка вдохновляющих новостей) гневно выступили
против использования куклы нашего инкогнито у Шендеровича. "Знамя есть 
священный хоругвь!", "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!", 
"Президент - символ государства!" - эти формулы замкнуты сами на себе в 
своей объяснительной силе. Рефлексия разрушает жесткую конструкцию бинарной
структуры, в которой одно неизбежно предполагает только свою пару и более 
ничего. Так, лозунг на артиллерийском училище "Наша цель - коммунизм!" 
после секундного раздумья вызывает комический эффект, а от этого и до 
насмешки над целями один шаг.

Замещая собой все государство, властитель определяет (и заменяет собой) 
государственную теорию и практику. Он вездесущ, "и мореплаватель, и 
плотник", все в государстве делается как бы его руками:

Был вождь, законодатель,
Строитель, плаватель, работник, обладатель.

(Державин)

Такое построение сходно с пирамидой, увенчанной конной статуей "в 
совершенном возрасте"(12) Возрастной признак имеет важное эмблематическое 
значение. Возраст расцвета, золотой середины, акмэ эмблематически присущ 
диктатору, поскольку является нулевой временной точкой между "прошлым" 
старости и "будущим" детства. Наш и.о. наилучшим образом удовлетворяет 
этому параметру.

Иногда эта конструкция может получать иную, более дискретную (с разрывом во
временной иерархии) форму. Диктатор, глава иерархии, с ребенком на руках -
фигура типичная и повторяющаяся. Особенный контраст такая пара приобрела в
брежневскую эпоху геронтократии: дети неизменно соседствовали с 
высокопоставленными старцами на вершине Мавзолея, а эфир заполнялся 
попеременно то старческим голосом, докладывающем об успехах партии и 
правительства, то детским хором, прославляющим детство и "юные" ценности 
вообще ("И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди..."). Сам образ 
Ленина в процессе адаптации советской иконографией подвергся такому 
эмблематическому раздвоению: Ленин был одновременно и "дедушкой Лениным" и 
"маленьким Володей Ульяновым" - кудрявым мальчиком-ангелом с октябрятской 
звездочки. Таким образом фиксировались и заполнялись крайние возрастные 
точки, так сказать, физиологической иерархии - нельзя быть ни старше, ни 
моложе вождя, впрочем, как и нельзя быть более "совершенно!
го возраста", чем он(13).

Каждый из этапов имеет тенденцию обособляться и служить отдельным предметом
поклонения. Что и продемонстрировал нам господин Сапармурат Ниязов, 
выпустив столь восхитившие нас монеты. Мы думаем, что нашему инкогнито 
следует перенять передовой опыт дружественного Государя и выпустить медаль 
с тремя чеканными профилями: например, (здесь еще трудно настаивать на 
определенном наборе лиц, есть только тенденция) Ельцин - Путин - Кириенко 
(читай: "мудрая старость - бодрая зрелость - многообещающее детство"). 
Будет красиво.

* * *

Мы сейчас еще только в самом начале процесса, подобного вышеописанному. Но 
у нас уже есть два "зачинателя", один из которых "первый Российский 
президент", а второй (на самом-то деле, исторически первый) - непонятно 
кто. Так, частное лицо, рекламирующее пиццу. Нынешний и.о. пока держится - 
старика-Первого, который непосредственный предшественник, не забывает.

Однако, смысл долгой речи не в том, что наше инкогнито непременно хочет 
стать диктатором. Напротив, это его хотят видеть в такой парадигме. Уже все
готово - схемы задействованы. Работают они, как и работали на протяжении 
веков, во вполне автоматическом режиме. Есть только одно средство - 
посмеяться. В русском народе это также вполне налаженный механизм 
(www.anekdot.ru).


Примечания:

(1) А за Петром Личность признавалась как современниками, так и потомками. 
Собственно, он и задал инерцию Личности на троне. Позже это оказывалось 
необходимым условием Главенства, будь ты хоть трижды не личность, а полное 
ничтожество.

(2) Экзегеза - толкование неясных мест в древних, в первую очередь 
религиозных, текстах.

(3) Эмблема, если коротко, это такая специальная конструкция, состоящая из 
чего-нибудь абстрактного (условного) и конкретного (образного). Слово - 
картинка. Видеоряд - закадровый текст (комментарий). Правило - пример (как 
в учебнике). Поскольку в этой конструкции используются ну совсем 
разноприродные знаки, она и значит только самое себя. Двоичность 
(бинарность) этой конструкции принципиальна, при внесении в нее "третьей" 
точки зрения, например, скептика или юмориста, она распадается.

(4) Примеры: Петр - Елизавета (пропущена, как будто и не было), Петр - 
Екатерина II (пропущены Екатерина I, Елизавета, Петр III). Павел I 
сополагает себя непосредственно с Петром I, делая, впрочем, исключение для 
Петра III.

(5) Ср. высказывание Александра I при вступлении на царство: "Все будет, 
как при бабушке" (пропуск- Павел I). Державин при вступлении на трон Павла 
сопрягает его имя с Екатериной II, а затем - непосредственно Александра 
через голову Павла.

(6) Это историческое зияние ("хиатус") эксплуатирует тенденцию элементов в 
бинарной конструкции замыкаться друг на друге, образовывая один смысл.

(7) То же можно сказать и об иконографии - портреты (как и имена) 
эмблематически не существующих персон просто уничтожались.

(8) (!) Напоминаю, если кто забыл, а вот профсоюзный лидер не забыл - сразу
после Владимира Красного Солнышка вспомнил.

(9) "Последний принял чин и, царствуя, служил" (Ломоносов), "подъемля рабий
зрак, подвластвуя царил" (Державин)- о Петре.

(10) Маяковский о Ленине- высшая точка индивидуализации!

(11) В литературной практике эта схема реализуется сгущением контрастных 
мотивов вокруг образа монарха, принятого за образец (по принципу А = -А):

Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки,
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землех далеких был и странствовал в морех,
Художников збирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества Отец.

(Державин)

(12) Монумент, который предполагал воздвигнуть Петр в честь победы под 
Полтавой.

(13) В триаде "младенец-муж-старец" легко опознается модификация одного из 
вариантов христианской Троицы: младенец Христос - Христос в 33 года - 
Бог-Отец.

----------------------------------------------------------------------------
Рубрики Русского Журнала:
Образование
http://russ.ru/edu
История современности
http://russ.ru/ist_sovr

Авторы Русского Журнала. Досье.
http://russ.ru/journal/dosie

Антологии РЖ
http://russ.ru/antolog

Русский университет
http://russ.ru/univer

Страница М.Я. Гефтера
http://russ.ru/gefter

Интернет-парламент
http://elections.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное