Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Выйти замуж!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Аналитика, эссе, интервью
http://russ.ru/ist_sovr
http://russ.ru/edu
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии РЖ http://russ.ru/forums
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
История современности
http://russ.ru/ist_sovr
Елена Григорьева, Родион Веревкин
"Видит в тебе Киев победы и ревность владимерову..."
Извлекли мы намедни из новостных потоков несколько сообщений, вызвавших
запредельный подъем наших эстетико-теоретических чувств.
http://www.polit.ru/news.html?date=2000-02-18&time=19:56#19:56 Первое - с
ленты новостей: "Завтра исполняется 60 лет со дня рождения президента
Туркменистана Сапармурата Ниязова. И юбиляр решил поздравить себя сам,
выпустив серию юбилейных монет. Коллекция из трех монет - серебряной,
золотой и платиновой - изготовлена, между прочим, Британским королевским
монетным двором. На серебряной монете изображен Сапармурат Ниязов в
детстве, на золотой - студентом, а на платиновой - уже в качестве
Туркменбаши на фоне президентского дворца".
Второе - показали по http:/www.vesti-rtr.com TV, как некий профсоюзный
деятель на Съезде независимых профсоюзов взахлеб пытается сравнить Путина с
Владимиром Красное Солнышко.
И http://www.polit.ru/documents/175629.html третье, тоже с ленты новостей:
когда цвет Питерской науки - профессура Юридического факультета во главе с
ректором Университета Вербицкой - потребовал привлечения программы "Куклы"
к уголовной ответственности за использование куклы и.о. президента.
Такие факты всегда приводят в ликование - начинаешь верить в Провидение
Божие или, по крайней мере, в наличие законов истории. Дело в том, что во
всех этих примерах использованы некие риторические фигуры, которым
соответствуют весьма и весьма архаичные схемы в русском политическом
дискурсе. Эти фигуры и схемы мы и попытаемся представить читателю чуть
ниже.
* * *
Начнем, традиционно, с Петра, который, как известно, Первый. Наиболее
значимое (по крайней мере, для нашего изложения) деяние сего великого мужа
- создание основ новой для России структуры - бюрократии.
Платон бы отметил, что последняя являет собой "тень" идеи иерархичности. То
есть модели, в которой низшие уровни поглощаются высшими в процессе
сведения к одной точке, в нашем случае, к единоначалию.
Однако принципов, организующих иерархическую редукцию - и противоречащих
друг другу, может быть более одного. Наиболее очевидным является
противоречие между духовной и светской иерархиями. Практически все
европейские государства в ту или иную эпоху сталкивались с необходимостью
решения проблемы, какая из иерархий Главная или Истинная. Россия - не
исключение. Кроме этих двух иерархий существует и гораздо более древняя,
сословная, отягощенная неразберихой перекрестного родства, личных заслуг и
исторических случаев. То есть уже заведомо не Идеальная.
Но в автократическом государстве система систем не может не противоречить
себе каждую секунду. Такое государство, по определению, - это Личность(1)
во главе идеального административного аппарата. Аппарат занят в первую
очередь урегулированием и фиксацией идеально иерархичного образа
государства. Но один указ Личности - и вся пирамидальная система
схлопывается до двух точек бинарной оппозиции: никаких прохождений по
инстанциям - воля Государя на каждый конкретный случай ("верх-низ").
Аналогичное свертывание-схлопывание случается и с Историей, с ее
поступательным движением, когда она сводится к двум точкам: "началу" и
"концу".
Эта формула свертывания выражена в псевдоисторическом жанре
восхвалений-панегириков. В них Петр описывается при помощи системы отсылок
к мифологическим и историческим прототипам. В панегириках словесные цепочки
уподоблений создают видимость исторической перспективы, то есть временной
иерархии. Чтоб не быть голословными, приведем набор уподоблений: Петр -
православный Марс, Улисс, Персеуш, Зевс, Давид, Моисей, Иисус Навин и т.д.
В этом ряду стоит отметить принципиальное смешение языческой и библейской
мифологии, образующее замкнутую на себя бинарную конструкцию. По
аналогичным принципам в христианской экзегезе(2) новозаветная история
истолковывается ветхозаветной. В нашем случае, выбор в первую очередь
ветхозаветных имен - для соположения их с античными - предполагает
истолкование новой русской истории как заново возникшего христианства, то
есть "начала".
С другой стороны, в этой концепции Петр венчает и заканчивает весь
предшествующий ход истории. Этим способом снимается системное противоречие
между гражданской (выраженной в образах античной мифологии) и сакральной
(выраженной в библейских сопоставлениях) версиями истории. Резюмируя: в
этом смысле Петр, завершая историю, тем самым начинает ее.
Это подкрепляется (тут мы вдохновляемся второй из приведенных в начале
статьи новостей) в панегириках еще и соположением Петра с национальными
"зачинателями" - Владимиром Святым и Ярославом Мудрым:
Видит в тебе Киев [...] победы и ревность владимерову: той многие народы
мечем пленил, и Россию Евангелием просвятил; ты многия грады отеческие от
ига оттоманского и от уз еретических освободил еси. Видит любомудрие
ярославово: той писания божественныя и иныя многия книги от языка
еллинского на словенский преведе; ты академию в царственном своем граде
воздвигл еси, и везде людьми учительными разширяти мудрость не перестаеши.
Ведь до чего на кое-что похоже, совсем родное и близкое. Здесь, конечно,
приходит на ум исполняющий чьи-то обязанности, сначала бьющий мечом
супостата до последнего (правда, сортир - это свежо, это ново, это know
how! - здесь одна опасность самому на горшке не загнуться, как матушка
Екатерина), а затем тот же и.о. в академической мантии в святых
университетских стенах (которые сам же, следуя мифологической логике, и
"воздвигл еси"), слегка смущенный заслуженной честью,
http://www.polit.ru/news.html?date=2000-01-31&time=18:47 принимает титул
почетного Ученого мужа.
Или вот еще:
Се день [...] тезоименитства Петра Великаго [...] монарха, перваго толикия
славы в царех российских первому апостолу тезоименнаго.
(Феофан Прокопович)
Так и хочется воскликнуть: "Вот оно - инкогнито проклятое!"
Но вернемся опять от "истории современности" к современности истории.
С этого момента традиция отсылает к фигуре Петра уже как к первоисточнику,
совместив тем самым с ним вершину исторической перспективы-пирамиды. При
этом имя каждого нового монарха сопрягается с Петром в обход реальной
исторической последовательности. С одной стороны, имя Петра оказывается уже
достаточно авторитетным и служит основанием для сравнения, в свернутом
виде давая представление о предшествующей истории, сополагаясь с новым
именем по принципу "начало-конец". Но с другой стороны, эта же оппозиция
переносится на имя нового монарха - он так же завершает и начинает историю.
Логика историческая заменяется эмблематической, бинарной(3).
Даже в этих панегерических цепочках-уподоблениях поступательная
(историческая) непрерывность постоянно дублируется эмблематическим скачком
через чью-то голову.
Не Владимир=>Ярослав=>Петр,
а Владимир*Петр; Ярослав*Петр.
После Петра "континуальность" в сопоставлениях не соблюдается даже
формально(4).
Сюжет взаимоотношений Петра Великого и ныне царствующего монарха сводится к
двум точкам: "начало - конец".
Великий Петр что зачал сам,
Елисавет восставит нам.
(Ломоносов)
Державин следует этой формуле:
Монархиня! и ты в следы его ступаешь,
Зовись великою: он начал, ты кончаешь!
Что касается Екатерины II, то ее имя, во многом благодаря усилиям
Державина, приобретает такой авторитет, что на какое-то время становится
возможным сочетать имена последующих монархов именно с ней(5).
Такое принципиальное тяготение к бинарности с выкидыванием "лишних"
элементов - характерное проявление эмблематического сознания. История
государства в этой схеме сводится до бинарной пары типа "идеал-реализация".
Течение истории трансформируется в ее проекцию - конструкцию, изъятую из
времени. Соответственно, эта конструкция являет собой готовый блок для
внедрения в память, что в определенной мере объясняет, почему в русской
истории так часто и с такой легкостью опускаются промежуточные звенья.
Эта же дискурсивная логика наиболее адекватно обслуживает идеологию
дворцового переворота. Имя устраненного предшественника просто изымается из
дискурса(6). Последовательное изложение исторических событий в такой
системе требует огромного гражданского мужества, поскольку заполняет
эмблематические зияния(7).
* * *
Теперь, после необходимого исторического и теоретического экскурса, можно
вернуться к истории современности.
В новейшей российской истории все признаки образца-авторитета приобрело имя
и образ Ленина (Владимира(8) Ульянова), с которым каждый последующий глава
государства считал необходимым сопоставить свой имидж и деятельность -
вплоть до развала Советского Союза. Сама внутренняя конструкция
"авторитетного образца" строится в соответствии с принципами жестких
оппозиций, заполняющих собой крайние точки всех возможных иерархий(9).
Государь, таким образом, занимает обе крайние точки противопоставления
"пирамидального" типа: он и самый первый, и самый последний, начало и
конец, верх и низ, как уже говорилось, вмещающие всю протяженность
иерархии. Он и самый символичный символ (высшая точка обобщения), и самый
"человечный человек"(10).
Такая система редукции иерархии к двум полярным точкам ("высокое" и
"низкое") применительно к одному имени является достаточно универсальной -
по отношению к диктаторским, тоталитарным, т.е. авторитарным, формам
власти.
Чтобы было яснее - примеры "низовых" символов: серый сюртук Наполеона,
кепка Ленина, полувоенный френч Гитлера (особенно на фоне немыслимых
мундирных изысков Геринга), китель и френч Сталина (и Мао), неизменная со
времен штурма казармы Монкадо форма Фиделя.
Весь этот ряд использует эффект готового бинарного блока - контрастного
сочетания подножия (образ: простой, в обычной курточке, можно даже
невысокого роста и рыжеватенький на фоне широкоплечих форменных генералов)
и вершины (места в государственной иерархии), то есть все того же
контрастного сочетания двух редуцированных форм иерархии: государственной и
личностной.
Фигура монарха по законам эмблематического сознания не может быть
подвергнута сомнению. Властителя невозможно превзойти ни в одном
направлении, он представляет собой принципиально всеобъемлющую,
непроницаемую конструкцию-эмблему государства(11). Почитание эмблем при
этом абсолютно исключает рефлексию над ними, особенно опасную в варианте
насмешки.
Именно поэтому прогнувшиеся коллеги из http://www.spbu.ru Петербургских
Двенадцати Коллегий (3-я из списка вдохновляющих новостей) гневно выступили
против использования куклы нашего инкогнито у Шендеровича. "Знамя есть
священный хоругвь!", "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!",
"Президент - символ государства!" - эти формулы замкнуты сами на себе в
своей объяснительной силе. Рефлексия разрушает жесткую конструкцию бинарной
структуры, в которой одно неизбежно предполагает только свою пару и более
ничего. Так, лозунг на артиллерийском училище "Наша цель - коммунизм!"
после секундного раздумья вызывает комический эффект, а от этого и до
насмешки над целями один шаг.
Замещая собой все государство, властитель определяет (и заменяет собой)
государственную теорию и практику. Он вездесущ, "и мореплаватель, и
плотник", все в государстве делается как бы его руками:
Был вождь, законодатель,
Строитель, плаватель, работник, обладатель.
(Державин)
Такое построение сходно с пирамидой, увенчанной конной статуей "в
совершенном возрасте"(12) Возрастной признак имеет важное эмблематическое
значение. Возраст расцвета, золотой середины, акмэ эмблематически присущ
диктатору, поскольку является нулевой временной точкой между "прошлым"
старости и "будущим" детства. Наш и.о. наилучшим образом удовлетворяет
этому параметру.
Иногда эта конструкция может получать иную, более дискретную (с разрывом во
временной иерархии) форму. Диктатор, глава иерархии, с ребенком на руках -
фигура типичная и повторяющаяся. Особенный контраст такая пара приобрела в
брежневскую эпоху геронтократии: дети неизменно соседствовали с
высокопоставленными старцами на вершине Мавзолея, а эфир заполнялся
попеременно то старческим голосом, докладывающем об успехах партии и
правительства, то детским хором, прославляющим детство и "юные" ценности
вообще ("И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди..."). Сам образ
Ленина в процессе адаптации советской иконографией подвергся такому
эмблематическому раздвоению: Ленин был одновременно и "дедушкой Лениным" и
"маленьким Володей Ульяновым" - кудрявым мальчиком-ангелом с октябрятской
звездочки. Таким образом фиксировались и заполнялись крайние возрастные
точки, так сказать, физиологической иерархии - нельзя быть ни старше, ни
моложе вождя, впрочем, как и нельзя быть более "совершенно!
го возраста", чем он(13).
Каждый из этапов имеет тенденцию обособляться и служить отдельным предметом
поклонения. Что и продемонстрировал нам господин Сапармурат Ниязов,
выпустив столь восхитившие нас монеты. Мы думаем, что нашему инкогнито
следует перенять передовой опыт дружественного Государя и выпустить медаль
с тремя чеканными профилями: например, (здесь еще трудно настаивать на
определенном наборе лиц, есть только тенденция) Ельцин - Путин - Кириенко
(читай: "мудрая старость - бодрая зрелость - многообещающее детство").
Будет красиво.
* * *
Мы сейчас еще только в самом начале процесса, подобного вышеописанному. Но
у нас уже есть два "зачинателя", один из которых "первый Российский
президент", а второй (на самом-то деле, исторически первый) - непонятно
кто. Так, частное лицо, рекламирующее пиццу. Нынешний и.о. пока держится -
старика-Первого, который непосредственный предшественник, не забывает.
Однако, смысл долгой речи не в том, что наше инкогнито непременно хочет
стать диктатором. Напротив, это его хотят видеть в такой парадигме. Уже все
готово - схемы задействованы. Работают они, как и работали на протяжении
веков, во вполне автоматическом режиме. Есть только одно средство -
посмеяться. В русском народе это также вполне налаженный механизм
(www.anekdot.ru).
Примечания:
(1) А за Петром Личность признавалась как современниками, так и потомками.
Собственно, он и задал инерцию Личности на троне. Позже это оказывалось
необходимым условием Главенства, будь ты хоть трижды не личность, а полное
ничтожество.
(2) Экзегеза - толкование неясных мест в древних, в первую очередь
религиозных, текстах.
(3) Эмблема, если коротко, это такая специальная конструкция, состоящая из
чего-нибудь абстрактного (условного) и конкретного (образного). Слово -
картинка. Видеоряд - закадровый текст (комментарий). Правило - пример (как
в учебнике). Поскольку в этой конструкции используются ну совсем
разноприродные знаки, она и значит только самое себя. Двоичность
(бинарность) этой конструкции принципиальна, при внесении в нее "третьей"
точки зрения, например, скептика или юмориста, она распадается.
(4) Примеры: Петр - Елизавета (пропущена, как будто и не было), Петр -
Екатерина II (пропущены Екатерина I, Елизавета, Петр III). Павел I
сополагает себя непосредственно с Петром I, делая, впрочем, исключение для
Петра III.
(5) Ср. высказывание Александра I при вступлении на царство: "Все будет,
как при бабушке" (пропуск- Павел I). Державин при вступлении на трон Павла
сопрягает его имя с Екатериной II, а затем - непосредственно Александра
через голову Павла.
(6) Это историческое зияние ("хиатус") эксплуатирует тенденцию элементов в
бинарной конструкции замыкаться друг на друге, образовывая один смысл.
(7) То же можно сказать и об иконографии - портреты (как и имена)
эмблематически не существующих персон просто уничтожались.
(8) (!) Напоминаю, если кто забыл, а вот профсоюзный лидер не забыл - сразу
после Владимира Красного Солнышка вспомнил.
(9) "Последний принял чин и, царствуя, служил" (Ломоносов), "подъемля рабий
зрак, подвластвуя царил" (Державин)- о Петре.
(10) Маяковский о Ленине- высшая точка индивидуализации!
(11) В литературной практике эта схема реализуется сгущением контрастных
мотивов вокруг образа монарха, принятого за образец (по принципу А = -А):
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки,
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землех далеких был и странствовал в морех,
Художников збирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть Петр, отечества Отец.
(Державин)
(12) Монумент, который предполагал воздвигнуть Петр в честь победы под
Полтавой.
(13) В триаде "младенец-муж-старец" легко опознается модификация одного из
вариантов христианской Троицы: младенец Христос - Христос в 33 года -
Бог-Отец.
----------------------------------------------------------------------------
Рубрики Русского Журнала:
Образование
http://russ.ru/edu
История современности
http://russ.ru/ist_sovr
Авторы Русского Журнала. Досье.
http://russ.ru/journal/dosie
Антологии РЖ
http://russ.ru/antolog
Русский университет
http://russ.ru/univer
Страница М.Я. Гефтера
http://russ.ru/gefter
Интернет-парламент
http://elections.ru
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/
|
http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru |
| В избранное | ||
