Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале / Сумерки просвещения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Арсений Расторгуев
Реформа образования: никто не против, все - за?

Реформа образования, идущая уже, по заверениям чиновников от образования, полным ходом, становится одной из наиболее обсуждаемых в обществе тем. Интересен тот факт, что обсуждение это происходит практически постфактум. Концепция уже сформулирована, сроки определены, в ряде регионов уже началось реформирование в виде разного рода экспериментов. В таких обстоятельствах вполне естественно, что критика имеет своею целью не внесение каких-то корректив в программу реформы, а принципиальное противостояние ей. Это не означает, что в порядке критики не высказываются здравые замечания, но нельзя закрывать глаза на то, что любые дебаты по определению рамок какого-либо проекта и его общей стратегии уместны на подготовительной фазе, а не когда этот проект уже запущен в действие. Теперь речь может идти лишь о тактических поправках курса, уточнении средств, цифр, акцентов. Все остальное вольно или невольно попадает в разряд ст! енаний и причитаний. На фоне этих умеренно возбужденных обсуждений встает вопрос: в какой степени можно говорить о сформировавшемся поле дискуссии по поводу реформы и ее претворения в жизнь.

На запрос "реформа образования" любой поисковый сервер выдает достаточно большой список ссылок, остающийся весьма внушительным даже после отсеивания тех из них, что попали в него исключительно из-за несовершенства поисковых машин. Однако это именно тот случай, когда количество еще никак не соотносится с качеством, тем паче в него не переходит. "При всем богатстве выбора" нормальной, принимающей и сторонников и противников реформы площадки для дискуссии не существует! Есть раздел на сайте Высшей школы экономики, содержащий все основные тезисы концепции и рубрику, отведенную под дискуссию по этому поводу. Все остальные материалы разбросаны по новостным сайтам, журналам и т.п.

По ознакомлении с этими материалами становится понятно, что не понятно ничего. Почитаешь основные тезисы реформаторов - так и спорить не с чем, если сам себе не враг и не желаешь погибели родной стране. Посмотришь новости, особенно за конец февраля, - все против. "Ширится фронт народного сопротивления", как сказали бы иные наши товарищи. "За" только Филиппов, Греф и Кузьминов. Изучишь новости повнимательнее - перестаешь понимать, что же не нравится в реформах учителям, вышедшим на демонстрации и объявившим кратковременные стачки. И дело, конечно, не в том, что реформа так хороша, что не может вызывать нареканий, просто учителя артикулировали только требование выплатить им долги по зарплате и повысить уровень их благосостояния. Все остальное сделали за них противники реформы: цепочка "реформа - деньги - зарплата" оказалась слишком наглядной. Деньги пойдут или на реформу, или на зарплату, третьего не дано. Я не первый, кто заметил, что с критикой стратегии реформы акции про! теста учителей имели крайне мало общего, однако, как мне кажется, это отнюдь не умаляет сложности проблемы. Думается, что было бы гораздо более обнадеживающим знаком, если бы речь шла о столь же сильной оппозиции правительственной программе реформы. Это означало бы, что учителям есть дело до того, как развивается система образования как институт общества, какие в ней происходят процессы, какие задачи она призвана решать и т.д. Даже если бы 99,9% учителей отвергли существующую концепцию из-за каких-то ее внутренних изъянов - и тогда это был бы положительный результат, дающий основания верить в то, что школа и образование в целом могут быть реформированы в принципе. Однако в ситуации, когда учителя озабочены уже только своим жалованием, я боюсь, что их оценка реформы значения для ее судьбы не имеет. Можно написать сколь угодно удачный план, но выполнять его в конечном счете будут учителя, которые должны иметь какое-то мнение по поводу содержания этого плана, а н! е какие-то подозрения относительно самого факта налич ия такого плана.

Безусловно, в сложившейся ситуации в значительной степени виновато правительство и тем, что довело учителей до этого состояния, и недостаточной гласностью реформы. В ее обсуждении принимают участие в основном чиновники от образования и ректоры вузов, директорам же школ, не говоря уже об учителях, приходится лишь "задавать вопросы" (здесь мы интересным образом возвращаемся к проблеме интернетизации школ, которая могла бы значительно оживить этот процесс и в то же самое время является одной из составляющих частей реформы). В результате вокруг реформы существует по крайней мере не меньше мифов, чем достоверной информации. Самое интересное, пожалуй, - проследить, как плодятся эти мифы самими "прорабами" реформы. Я уже упоминал триумвират Греф-Кузьминов-Филиппов, являющийся по сути ее локомотивом. Есть такое смутное ощущение, что тройка эта сильно смахивает на известных персонажей басни. Каждый из них, похоже, видит в концепции реформы нечто свое. Министр образования в интервь! ю газете Версты заявил о том, что ни о какой "реформе" речь и не идет. Так, просто 11 пунктов плана действий правительства, ничего серьезного. Герман Греф смотрит на реформу в рамках общей стратегии развития страны и видит в образовании в первую очередь "кузницу кадров" для российской экономики. Соответственно, центральными для него являются проблемы образования как процесса профессиональной подготовки. В то же время ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов упивается осознанием социальной значимости всего того, что предусмотрено проектом реформы: тут и сдвиг в мировоззрении, и открытие каналов вертикальной мобильности. Проще говоря, для Кузьминова реформа - в первую очередь научный проект в области социологии образования, неудачный исход которого также будет проблемой скорее научной, чем политической или общественной. Каждый из "тройки" стремится разъяснить смысл того, что делается, на свой лад, что отнюдь не прибавляет ясности.

Тем не менее реформа идет: в ряде регионов вводятся элементы "нового порядка", практически повсеместно начинают закупаться компьютеры для школ, создаются ремонтно-сервисные центры для их обслуживания и проводятся занятия по обучению учителей компьютерной грамоте. Кстати, хочу заметить, что я еще ни разу не сталкивался с примерами удачного обучения пользованию компьютером исключительно в рамках каких-либо курсов в отрыве от рутинной необходимости и возможности работать с компьютером. Очень хочется верить, что результатом обучения учителей станет что-то большее, нежели толстые тетрадки с конспектами. Еще одна проблема - чисто психологическая. Все мои попытки обучить кого-либо старше себя осмысленной (выходящей за пределы исполнения последовательности каких-то действий) работе на компьютере заканчивались неудачей. Может, я плохой педагог, а может, это и есть пресловутый "digital divide" - "цифровой раздел". Если я прав, то кампания по обучению учителей может оказаться ограни! ченно полезной. По крайней мере тот факт, что ясного представления о том, что из себя должна представлять программа компьютеризации и интернетизации всей страны и что она должна дать в результате, нет практически ни у кого из осуществляющих ее чиновников, у меня сомнений почти не вызывает. Иначе мне не приходилось бы читать о закупке компьютеров, которые должны не устаревать ни морально, ни физически еще 5-10 лет, одностороннем доступе в Интернет, не имеющем смысла просто технически - асимметричный доступ все-таки предполагает исходящий канал связи, и многих других благодушных глупостях, продиктованных причудливым сплавом желания одновременно помочь детям, выполнить заветы партии и правительства и прослыть технологически продвинутым человеком. С другой стороны, если президент страны предлагает коллегам по G8 переписываться по e-mail'у, то - уже прямо-таки по Достоевскому - "все можно".

Образец того, как страна рапортует о ходе реформы образования.

Реализация президентской программы по компьютеризации сельских школ (Брянская область)

На выполнение президентской программы компьютеризации сельских школ Брянская область получит более 15 млн. рублей. По 5 млн. также поступит из областного и из местных районных бюджетов. А так как соглашение с Министерством образования о начале президентского проекта "Компьютеризация сельских школ - 2001" подписано было уже после принятия областного бюджета, где такие расходы предусмотрены не были, придется в чем-то себе отказывать. 583 новейших компьютера появятся в 308 сельских школах. Во всех школах будут установлены модемы, а там, где телефонная связь отсутствует, - радиомодемы. Каждую школу оборудуют лазерным принтером и сканером. Прилагаются учебные программы по двенадцати базовым предметам. В комплект поставок входит и универсальная библиотека "Электронная школа". А чтобы учителя-предметники не попали в зависимость от компьютерных специалистов, каждый из них пройдет переподготовку. За этот год планируется обучить работе с предметными компьютерными программами 826! 0 учителей. Поставщики аппаратуры отбираются на конкурсной основе. Техника приобретаться будет самая качественная. Во-первых, для того, чтобы лет 5-10 не было необходимости ее менять как морально устаревшую. Во-вторых, чтоб реже выходила из строя.

Мне бы не хотелось говорить о том, что реформа умышленно направлена на разрушение системы образования в России, наверное, ее авторы искренне хотят улучшить состояние дел в этой сфере. Однако сложно отделаться от мысли, что реальными результатами реформы могут стать совсем не те, что видятся ее сторонникам. И еще раз повторюсь, дело не в том, плохой план реформы или хороший, а в том, что для таких мероприятий нужна совсем другая степень подготовки общества и, что самое главное, непосредственных исполнителей. От них требуется готовность действовать, исходя из профессиональных, а не профсоюзных интересов. На что в данный момент "буревестники реформы" оказались не способны, пусть даже и не по своей вине. А значит, если не направить сейчас серьезнейшие усилия именно в этом направлении, можно ожидать того, что реформа увязнет в безразличии тех, кто должен воплощать ее в жизнь.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное