Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале / Сумерки просвещения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Ревекка Фрумкина
Реформа образования как проблема социального партнерства

Из статьи Арсения Расторгуева видно, что обсуждение реформы школьного образования распадается на несколько острых, но при этом не связанных напрямую проблем. Главное же, в этой дискуссии не выявлены партнеры - если у нас вообще можно говорить о социальном партнерстве. Однако придется: иначе в нашем расколотом обществе мы лишимся всяких перспектив. Впрочем, чтобы остаться при перспективах, начнем с попыток избавиться от иллюзий.

Иллюзия 1. Общность интересов граждан, так или иначе связанных со школьным образованием

Это не просто иллюзия, а иллюзия опасная.

Судите сами.

Армии от выпускников средней школы нужно одно - численность призыва. Уровень образованности призывников, по поводу которого так любят распространяться наши военные, для них самих - совершеннейшая мифология. На деле считают, что призывник должен уметь читать, писать и считать в пределах ста. Остальному его будут учить, уже обрив под ноль и одев в х/б б/у.

Родителям учащихся нужно другое. И это "другое" - признаемся в этом, наконец! - спасти своих мальчиков от армии, понимаемой как мясорубка и концлагерь одновременно. В частности, путем отправки детей пола мужеска в вуз, поскольку социально этот путь пока бесспорен.

О девочках разговор особый, но и он вовсе не в первую очередь ориентирован на образование как получение знаний. Хотя знания - тоже хорошо. Но ведь школа, если она увлекает, еще и отвлекает - девочка за партой, в спортзале или на экскурсии с одноклассниками (предположительно) куда в большей безопасности, чем девочка на дискотеке, в подворотне, на подоконнике в подъезде.

Министру Филиппову нужно сохранить лицо - быть может, намерения у него, как у нормального человека, самые добрые, и вообще, я готова поверить в то, что он безупречный семьянин, преданный гражданин и прочая, и прочая. Но денег он не печатает и работоспособной команды явно не имеет - если бы таковая была, мы с вами об этом и сами бы догадались.

Учителям нужно - а кстати, отчего принято думать, что у нас есть учителя "вообще"? Учителей "вообще" нет даже в такой зарегулированной системе образования, как французская. Потому что там учителя колледжей и, тем более, лицеев кончали какую-нибудь из "Больших школ" и в социальном плане относятся к элите госслужащих, а учителя ecoles maternelles - институций, объединяющих детский сад и начальные классы, - хотя тоже госслужащие, но социально это несколько другая публика, с более скромной зарплатой и иным положением в обществе.

Так что о позициях наших учителей, включая тех, кто регулярно получает зарплату, придется говорить отдельно и не в этих заметках.

Ну, а учащиеся?

Им тоже не все равно, как и чему их учат, есть ли в школе интернет, спортзал и т.п. Разумеется, наши школьники - это не французские студенты образца 1968 года, которые на попытку изменения статуса университетов ответили так, что отозвалось и за океаном, да и до сих пор не успокоилось. Наши - социально весьма индифферентны.

Более важно однако то, что разным учащимся от школы нужно совершенно разное. Не говоря уже о различиях между детьми в способностях и интересах, дети имеют разные социальные установки. Ограничусь единственным аспектом: для одних детей характерен тезис "дайте мне "пропуск" в вуз и оставьте в покое"; для других - "мы здесь с ребятами кореша, а учителям платят не за то, чтобы они мешали нам жить; будете мешать - мы вам покажем...". И покажут, в особенности в частных школах.

На этом я остановлюсь, чтобы подытожить: от реформы образования даже перечисленные социальные группы ждут совершенно разного. И притом несопоставимого, а нередко - несовместимого.

Иллюзия 2. Ясность позиций общества по поводу отношений между школой и жизнью

Как мне представляется, эта проблема у нас вообще не поставлена. Поэтому материал о гимназии на Донской, который я, в свое время сотрудничавшая еще с наставниками работающих там учителей, должна была бы читать с восторгом, прочитала, честно сказать, не без раздражения.

Конечно, мы еще не настолько оскудели талантливыми и самоотверженными педагогами, чтобы сделать невозможным создание еще одного штучного учебного заведения. Поэтому опыт гимназии на Донской воспроизводим - но при условии сохранения подлинной штучности как по части качества учителей, так и в соотношении количества учителей на одного ученика. Однако же само по себе это не новость, по крайней мере со времен Царскосельского лицея.

Более важно иное. Я точно знаю (из первых рук и по собственному опыту), что поступление в любое штучное учебное заведение и сегодня отчасти похоже на описанный Ю.Тыняновым процесс "определения" юного Пушкина в Царскосельский лицей:

Между тем о лицее нечего и думать; без важного покровителя туда никак не попасть.

И Василий Львович Пушкин везет племянника к министру и царедворцу Ивану Ивановичу Дмитриеву (далее читайте у Тынянова, как Александра по существу не экзаменовали, потому что "все уже было решено").

О мотивах, по которым в 1810-е годы отцы стали везти сыновей в Петербург, Тынянов тоже написал с полной ясностью: без образования карьера не давалась, а чему именно сыновей будут там учить - отцов не слишком занимало.

Вы возразите, что Царскосельский лицей был один. Но современные штучные учебные заведения, даже если их по стране наберется с десяток, у нас прежде всего внесистемны: они являются исключениями из всех правил сразу. И, возможно, именно в этом их главное отличие от подкрепленной вековой традицией системы знаменитых французских лицеев.

Поэтому и поступление в наши лучшие школы определяется во многом набором случайных факторов, а не уровнем подготовленности кандидата.

А раз школы типа гимназии на Донской внесистемны, то они полностью зависят от наличного на данный момент состава учителей и их желания работать так, а не иначе. Стоило трем-четырем преподавателям покинуть одну из лучших московских школ, как ее штучность оказалась сомнительной. И это вовсе не случайность.

Наша все еще "советская" средняя школа умеет одно: в массовом порядке готовить детей к приобретению ими массовых же профессий в вузе. Она заведомо не задумана как источник формирования жизненных ориентиров, как среда, где молодежь проходит социально запрограммированную культурную инициацию. Иначе говоря, наша школа все еще функционирует как ступенька для вуза, а не среда, готовящая вообще к жизни здесь и сейчас.

Итак, "Время менялось" (Ю.Тынянов, "Пушкин").

Ну, разумеется - так на какие аспекты изменившегося времени ориентирована реформа?

Иллюзия 3. Компьютеризация как универсальная отмычка

Статья Расторгуева информирует нас о том, что уже повсеместно начинают закупать компьютеры для школ, создавать сервис для их обслуживания и учить школьных учителей компьютерной грамоте. Параллельно цитируются пожелания ответственных чиновников: иметь в каждой школе лазерный принтер и вообще качественное компьютерное оборудование, чтобы его не надо было менять через 5-10 лет (!).

Такого роскошного абсурда и следовало ожидать, если понимать само наличие компьютера как универсальную отмычку, обеспечивающую реформирование образовательного процесса.

Оставим в стороне то "малозначительное" обстоятельство, что на компьютере надо еще научиться работать.

Забудем и то, что сам по себе компьютер - это груда железа, а создание действительно обучающих программ - задача куда более сложная, чем автоматизация продажи билетов на самолет.

Зададим вместо этого кощунственный вопрос: с учетом наших российских реалий, так ли необходим сегодня каждому школьнику и даже каждой школе современный компьютер?

Действительно необходим компьютер для выхода в интернет. Необходим, но не достаточен - нужен еще и телефон, что для нашей глубинки предполагает не вечно занятую линию, по которой и "скорую" не вызовешь, а масштабную телефонизацию.

Обрадую читателя тем, что она кое-где реализуется, но вовсе не в связи с образовательными реформами, а в связи с хозяйственными надобностями больших корпораций. Потому что это дорогое удовольствие. Я живу на даче в 40 километрах от столицы. В нашем поселке есть два телефона с московскими номерами. Но хотя кабель находится в 500 метрах от моего дома, никаких шансов на подключение нет ни у меня, ни у моих соседей: затраты по прокладке кабеля и покупке московского номера сопоставимы с инвестициями немаленькой организации. Так что в получасе езды от метро "Выхино" интернет-цивилизация для меня кончается. Едва ли в Брянской области (откуда поступил отчет, цитируемый Расторгуевым) дела обстоят лучше.

Рискуя быть зачисленной в ретрограды, скажу, что для математических выкладок обычному школьнику (и даже школьному учителю) достаточно иметь приличный программируемый калькулятор - вещь, по цене сопоставимая с ценами на хороший велосипед. Писать и печатать можно на электрической пишущей машинке: и сама она не слишком дорога, а главное - "расходники" к ней (попросту лента в кассете) доступны. (Я уверена, что чиновники от образования вообще не знают, ни сколько стоит картридж для лазерного принтера, ни сколь дорогая бумага для него необходима - иначе он просто сломается.)

А кстати - почему никто не подумал, что в школе - и особенно в школе сельской, где совсем плохо с книгами, - может оказаться нужнее ксерокс, а вовсе не компьютер? На ксероксе можно размножать любые необходимые для учебы материалы (например, вечно дефицитные и к тому же дорогие "учебные тетради"), задания для контрольных, выпускать школьный журнал, да мало ли что еще! Не случайно в любом самом заштатном европейском и американском учебном заведении ксерокс последние лет 50 доступен всем и притом за символическую цену.

Не менее любопытно задуматься о том, почему телевидение, которое уже есть везде, в совокупности с видео не предлагается использовать в учебных целях. В свое время студия учебных фильмов была убежищем для талантливых художников и операторов - и где это богатство ныне? Не все же снятое устарело!

Ну, и самое очевидное - и самое болезненное - катастрофическое положение всех школьных библиотек, особенно - сельских. Если читать официальные документы, можно подумать, что интернет, который и в Москве далеко не каждому по карману, в России уже вытеснил книгу как таковую. Отчего-то под информатизацией понимают что угодно, но вовсе не оснащение школьных и районных библиотек энциклопедиями, словарями и элементарными справочными изданиями.

Как рассказал в интервью РЖ С.М.Александров, один из редакторов уникального словаря "Русские писатели. 1800-1917", второй и третий тома Словаря все еще продаются в редакции по 50 руб. за том. По-моему, за 100 рублей не купишь даже коврик для компьютерной мыши...

Печальный итог: когда нет общей идеи, касающейся целей, культивируется магия средств. Подайте мне к подъезду шестой "Пежо", тогда я смогу решить, куда мне ехать.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное