Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале / Сумерки просвещения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Андрей Борзенко
Школа, где не кричат
или Как выращивают образовательную концепцию

От редакции. Только ленивый не ругает нынешнее образование. Это стало "доброй" традицией, знаком времени. Это позволяет ругающему почувствовать себя приобщенным к социальным проблемам, "подержаться за пульс эпохи".

Есть, правда, пара-тройка записных образчиков достойного образования. Они у всех на слуху. Если и есть что-то образовательно положительное, так уже только там и нигде кроме.

"Сумерки просвещения" считают, что в российском образовании не сумерки, а пока оно блуждает впотьмах, хотя образования - тьма. Дабы развеять сумеречность, предлагаем новую тему - "Школа, в которой хотят учить и учиться". Надо сказать, что таких немало. О каких-то мы уже знаем, о каких-то нам еще предстоит узнать - и в этом мы рассчитываем на помощь читателей.

Упреждая всяческие намеки, дескать, это реклама, сообщаем: не просто реклама, а пропаганда всего разумного, что есть в нашем образовании.

Впервые услышав название "Донская гимназия", я представил себе специальное казачье учебное заведение, где учителя ходят с нагайками, а дети носят штаны с лампасами. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что это имя носит вполне нормальная школа #1333, расположенная на Донской улице в помещении Дома научно-технического творчества молодежи. Впрочем, "нормальной" ее можно назвать с некоторой натяжкой: слишком сильно она отличается от среднестатистической московской школы. Где вы еще найдете государственную школу, в которой примерно на 70 учеников приходится около 60 учителей и сотрудников школы, из них почти половина - "остепененные" мужчины, в смысле с различными научными степенями? Это - лишь одна из специфических черт Донской гимназии, далеко не самая важная, но, согласитесь, удивительная.

Определенную информацию о Донской гимназии (ДГ) можно найти на сайте dg1333.euro.ru. Я же попытаюсь в качестве лица незаинтересованного разобраться, что же это за явление такое в российском образовании и каковы его главные особенности.

Школа была основана в 1991 году компанией недавних выпускников разных факультетов МГУ, объединенных общим увлечением - туризмом. Созданная на основе дружеских связей, идущих от турклуба, Донская гимназия поначалу и походила больше на клуб: не было оценок, домашних заданий, форма уроков была далека от традиционной. Позже многие атрибуты обычной школы появились, но все-таки изначально заложенная специфика дружеской компании единомышленников до сих пор определяет лицо гимназии.

В школе очень мало, а точнее считанные единицы, "профессиональных учителей", то есть людей, имеющих педагогическое образование, для которых преподавание - основная профессия. Учителя в большинстве своем ведут постоянную научную работу в разных институтах и вузах. Например, любезно предоставивший мне фотографии из своей коллекции И.С.Демин преподает в ДГ экономику и москвоведение, в свободное от ДГ время он трудится доцентом одной из кафедр Финансовой академии. Учителя приходят в гимназию "по зову сердца". Это препятствует развитию традиционных школьных отношений по принципу "учитель всегда прав". Отсюда - совершенно особые отношения между учителями и учениками.

Пришедшая недавно в ДГ завуч И.Г.Егорова - из тех единиц, кто долгие годы работал в других школах, - рассказывает о том, что ее поразило: здесь невозможно себе представить учителя, кричащего на ученика. "Донской" учитель просто не видит себя в позиции "главного" по отношению к ученику. Он для него - младший коллега, иногда - друг, которому надо стараться помочь. Главное, что каждый ученик для каждого сотрудника школы - живой человек, личность, а не часть материала для педагогических экспериментов и не один из тех маленьких негодяев, которые пытаются испортить ему жизнь. У учителя может хватать времени на 1-2 урока в неделю, но он рядом с детьми не только когда приходит в гимназию. Для того чтобы воспитывать, постоянный физический контакт "здесь и сейчас" не нужен.

Естественно, что подобное отношение в свою очередь ценят школьники, которые, поступая в гимназию уже во вполне сознательном возрасте, удивляются и вспоминают свои предыдущие школы, где "учитель - это всегда что-то такое...". Выпускники обычных школ часто с благодарностью вспоминают об одном или (реже) нескольких учителях, которые относились к ним "по-человечески", интересовались их проблемами, проводили с ними время не только на уроках или экскурсиях, а просто так, потому что им вместе было интересно. В ДГ это - норма, причем не внедренная законодательно, а абсолютно естественная. Поэтому гимназистам, как они сами говорят, нравится приходить в школу и проводить там свободное время, то есть не возникает вполне обычного разграничения "школы" и "нормальной жизни". Даже каникулы и выходные "взрослые" и "дети" проводят вместе: ведь они постоянно организуют друг для друга разные поездки и встречи.

Здесь, наверное, логично спросить, не идет ли такое замечательное общение в ущерб образованию. Не думаю. А если и идет, то в допустимых пределах. Ведь школа, о чем мы часто забываем, - это не только образование, но и общение, и воспитание. И люди, работающие в ДГ, постоянно ищут баланс между этими тремя составляющими.

Директор гимназии А.В.Леонтович подчеркивает, что Донская гимназия - это государственная общеобразовательная школа. По закону "Об образовании" 1992 года государственные школы получили возможность разрабатывать собственные педагогические концепции и модели, впрочем, не без неусыпного контроля вышестоящих инстанций. Модель, которую реализуют в ДГ, Леонтович определяет как "построение концепции образования на основе исследовательской деятельности учащихся в старших классах общеобразовательной школы". Что это значит?

Набор новых учеников в гимназию ведется из числа восьмиклассников. Разделения на несколько профилей не происходит; следовательно, в школе всего три класса - 9, 10 и 11-й - плюс вечерники - восьмиклассники, которые собираются поступать в Донскую и с начала второго полугодия проходят предварительную подготовку. Подготовка эта включает в себя, кроме всего прочего, участие в "специализации", то есть работу в группе из нескольких учеников разных классов, которые вместе с преподавателем занимаются исследованиями в той или иной области. Это может быть фольклор, биогеохимия, геология, история, психология или что-то еще, - дети сами выбирают то, что им интереснее и нужнее. Руководитель - специалист в соответствующей области, достаточно опытный и квалифицированный, чтобы преподать детям необходимые знания и навыки практической работы, главное же, поддержать их интерес к научному творчеству. Каждому ученику предлагается постепенно углубляться в выбранную им научную область: изучать ! теорию, осваивать методику исследования, собирать собственный материал, анализировать и обобщать полученные данные в курсовой работе, которую он пишет и защищает в конце 9-го, 10-го, а по желанию, и 11-го классов. Материал, как правило, собирается "в поле" - в экспедиции: дает о себе знать туристическая закваска ДГ. Кстати, на том самом сайте dg1333.euro.ru есть раздел "Что было", в котором, помимо всего прочего, перечислены все поездки ДГ. Посмотрите - это впечатляет. Верховья Волги, Архангельская область, Урал, Тянь-Шань, Крым, Байкал и, как говорится, "многое, многое другое".

В последние годы выбор всевозможных специализаций и кружков расширился: ученики могут писать курсовые, например, по театроведению, математике, философии. Конечно, не все темы требуют сбора материала в экспедиции, однако это не означает, что ездят туда только "фольклористы" и "геологи": все едут вместе, а дальше кто-то отправляется общаться с бабушками-сказительницами или собирать биоматериал, а кто-то - просто хорошо проводит время в полевых условиях. Даже только собирающиеся поступать в гимназию вечерники-восьмиклассники на весенние каникулы отправляются со всеми в экспедицию, проходя своеобразное боевое крещение, а также осваивая азы полевой работы.

Основная цель всей этой деятельности даже не в получении объективно новых научных знаний, хотя некоторые участники специализаций выступают с докладами на различных конференциях и публикуются в научных изданиях. Главное в том, что подростки получают навыки интеллектуальной работы, учатся обрабатывать материал, формулировать темы и составлять осмысленные тексты. Учатся не поглощать без разбора то, что скажет учитель или лектор, а самостоятельно познавать мир, иногда прибегая к помощи более опытного коллеги. Настоящая исследовательская деятельность - это всегда творчество.

Это все прекрасно, но ведь даже защита гениальных курсовых на такие, скажем, темы, как "Бытование и функционирование необратимых математических игр на клетчатом поле", "Влияние метода ультрафильтрации питательной среды на ее состав и токсинообразование дифтерийных бактерий" или "Современные школьные приметы и суеверия", не дает льгот при поступлении в вуз. А в общеобразовательной школе #1333 "Донская гимназия" обучение в основном ведется по стандартному учебному плану, который, как известно, сильно не стыкуется с требованиями большинства вузов. Что делать? В одних школах создается специализация по классам: начиная с 8-го класса ученик целенаправленно готовится к поступлению, например, на исторический или филологический факультет, и по "непрофильным предметам" нагрузки у него значительно меньше. В других провозглашается "предметное равноправие" и все учебные дисциплины преподаются на высшем уровне. Чаще всего это оказывается рекламным ходом, не подтвержденным на практике. ! Донская гимназия, как многопрофильное учебное заведение, предлагает наряду с нормальным общим образованием специализацию. Только не массовую, а опять-таки индивидуальную. Кроме упомянутой системы учебно-исследовательских специализаций, практикуется еще разделение класса на группы в рамках преподавания отдельных предметов, существуют и курсы для поступающих.

На группы классы делятся в зависимости от потребностей и способностей учеников. Такая практика давно существует во многих школах, но касается она только иностранного языка: разделение на сильную и слабую английские группы - явление привычное. В Донской такое разделение происходит по многим предметам, что позволяет ученику как бы самостоятельно подбирать уровни для собственного образования: кому-то нужен сильный английский и не нужна сильная химия, а кто-то собирается поступать на химфак и соответственно расставляет акценты. И это разделение укладывается в рамки расписания.

Что касается курсов, то здесь мы снова имеем дело с явлением в духе ДГ: учителя находят время, чтобы за ту же зарплату дополнительно заниматься с желающими поступить в тот или иной вуз. Не знаю, как это назвать - альтруизмом, героизмом или фанатизмом, но в самой школе это воспринимается как должное. Конкретная цель - поступление в вуз - объединяет школьников, их родителей и учителей, делая их сотрудниками и единомышленниками.

В результате почти все выпускники ДГ поступают туда, куда хотят. А потом постоянно приходят в родную школу. Кому-то в ДГ это не нравится: мол, в школе создаются тепличные условия, и выпускники все время возвращаются, потому что не могут найти себя в новой жизни. Появился даже особый термин: "синдром Донской гимназии". Однако, как считает руководитель специализации "Социокультурная психология", заместитель главного редактора журнала Развитие личности (sic!) А.С.Обухов, эта проблема явно надумана. По его мнению, выпускники приходят в Гимназию не потому, что им где-то плохо, а просто потому, что в ДГ хорошо. Так или иначе, всем бы такие проблемы...

Стоп, стоп, стоп! У меня получается то ли дифирамб, то ли ода, то ли рекламный проспект Донской гимназии. Наверное, это неправильно, да и как-то не принято, когда речь идет о современном российском образовании. Но что делать, если у ДГ действительно больше видимых достоинств, чем недостатков? Перейдем, однако, к последним.

Как резонно заметил в разговоре со мной о своей школе один из учеников 11-го класса: "Это все на словах так хорошо звучит". Естественно, на практике неизбежно возникают разные сложности. Как часто бывает, недостатки ДГ обусловлены теми же особенностями, что и достоинства. Так, например, одной из проблем является, по мнению многих, излишняя "интеллигентность" учителей, не привыкших чего-то требовать от учеников. И.Г.Егорова считает, что и педагогам, и ученикам недостает некоторой дисциплинированности: и те и другие нередко опаздывают на уроки, не всегда содержат в порядке свои рабочие места и т.п.

Конечно, не всех учеников удается заинтересовать научной работой, да и те, кому интересно, не всегда находят в себе силы выполнять ее добросовестно и пунктуально. Не берусь рассуждать, кто в этом больше виноват - учителя или ученики, наверное, и те и другие. Важно то, что они пытаются разрешить возникающие проблемы вместе: проводятся различные опросы общественного мнения, семинары и дискуссии. Причем, если учесть среднестатистическую научную степень и заинтересованность участников, станет ясно, что уровень этих обсуждений достаточно высок.

Для понимания сути ДГ важно отметить стремление идти от практики к концепции, а не наоборот. Ведь многие педагогические модели на практике не срабатывают, хотя сформулированная концепция изначально выглядит очень солидно, на деле оказывается чем-то вроде ярлыка. У ДГ другой путь: сначала практика, постоянный поиск, а потом - формулировка концепции. Это можно назвать современным научным методом познания, можно - творческим поиском или как-нибудь еще, но суть от этого не изменится. Этот общий принцип проявляется на всех уровнях жизни ДГ: как и дети, учителя сначала учатся собирать материал, а потом делают обобщения; сначала выслушиваются различные мнения, потом принимаются решения. Обмен мнениями идет постоянно: кроме опросов и обычного общения, учителя, например, ежегодно отправляются на выездной педсовет - собираются где-нибудь под Москвой и обсуждают накопившиеся проблемы. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а способность не повторять своих ошибок, работать над собой! , как говорит Обухов, позволяет развиваться и творить.

Конечно, одного общего принципа мало, да и сам он, наверное, слишком теоретичен. Его еще нужно воплотить в жизнь. Изначально жизнь школы замешана на личных качествах тех людей, которые ее создали и создают. На их дружбе и их любви к своему делу и к своим ученикам. Кто-то говорит, что на энтузиазме далеко не уедешь. Возможно. Но и без энтузиазма тоже никак нельзя. Особенно когда в современной российской действительности нет мало-мальски пристойной системы образования.

И последнее. Донская гимназия, по всей видимости, - явление достаточно уникальное. Едва ли можно предположить широкое распространение ее опыта в масштабах страны. Хотя бы потому, что материальное положение подавляющего большинства наших ученых не может не препятствовать их бескорыстной работе с детьми. Но на базе школы возникла структура, которая, по мнению ее отцов-основателей, может уже существовать и без них. Речь идет о Всероссийских юношеских чтениях им. В.И.Вернадского. Не стану здесь подробно рассказывать, что это такое: об этом можно узнать на сайте vernadsky.euro.ru. В двух словах: это - существующий уже восемь лет конкурс, в ходе которого со всей России в оргкомитет конкурса (председатель - А.В.Леонтович) приходят исследовательские работы школьников. От других подобных мероприятий конкурс Вернадского отличает то, что это не отборочный турнир в тот или иной вуз, а самодостаточное событие, имеющее образовательную! направленность. Цель конкурса не в подготовке молодой смены ученых, а в том, чтобы поспособствовать приобретению авторами навыка познания мира с помощью исследования и творчества. Существует этот конкурс, благодаря все тем же сотрудникам школы #1333 "Донская гимназия": А.В.Леонтовичу, А.С.Саввичеву, А.С.Обухову, М.В.Гущиной, Н.В.Свешниковой, Е.М.Гурвич и другим. И благодаря ученикам ДГ, которые принимают в Москве авторов лучших работ, съезжающихся на итоговую часть конкурса со всей страны. Со всей страны, в которой, оказывается, не так все трагично обстоит с образованием и воспитанием, как многим кажется. Хотя, спору нет, не так прекрасно, как всем хотелось бы.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное