Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Аналитика, эссе, интервью в Русском Журнале Вне рубрик


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Русский Журнал. История современности
Все дискуссии "Истории современности"



Сергей Малашенок
К философии террора

В свое время у меня вызрела теория: Америки не существует. Мол, все это некая мистификация властей и прессы в духе Оруэлла. Действительно, думал я, никогда мне самому лично не съездить туда и не убедиться в реальном существовании Лас-Вегаса, Голливуда, ну и, конечно, Диснейленда. А то, что по телевизору и в кино все время показывают, рассказывают, чем манят и пугают, - так дурят нашего брата в высших целях. Никаких сколь-нибудь существенных причин сомневаться в данной теории не было. Действие романов Хемингуэя происходило, в основном, в Европе. Страсти у Фолкнера, Теннеси Уильямса или Юджина О'Нила никак не вязались с мультяшным идиотизмом героев американских фильмов любых жанров. Джаз мы употребляли в стерильном виде - и так далее. То есть мне, как человеку начитанному, было бы легче поверить в ! несуществование Америки, чем наоборот. Особенно в конце семидесятых, после окончания войны во Вьетнаме. Тогда и завершился процесс финального отказа от аристократизма в Соединенных Штатах, самыми главными событиями чего были убийства братьев Кеннеди. И тогда же началось быстрое и неуклонное движение Запада к тому материальному и духовному состоянию, в котором он встретил 11 сентября 2001 года.

И особенно одна картина укрепляла меня в моей "теории", несмотря даже на появление у нас "Макдональдсов". Речь идет о панораме Манхеттена. Этот пронзающий небо лес из стекла и камня ясно давал понять, что я, я лично, для него не существую, как не существуют для него пирамида Хеопса, двадцать семь вагонов хлопка, любовь под вязами и прочая дребедень. Да так оно и было. А любое презрение порождает в ответ лишь презрение. Напомню, что две башни WTC в Нью-Йорке были построены в 1973 году.

Убивать, ничем не рискуя; получать в тысячи раз больше по отношению к приложенному труду (за счет ростовщичества); учить всех, ничему не учась. Таковы возможности, которые получил Запад за счет солидарности или, если точнее, круговой поруки. Речь идет не столько о политическом объединении, сколько об общественном договоре, по которому в подполье политкоректности вытесняется все и вся, что хоть сколько-нибудь не соответствует глубинным животно-материальным целям этого тоталитарного муравейника, который мы называем Западом. Здесь никого ни в чем нельзя обвинять. Причины - исторические. В свое время, после окончания монгольской дани, русский народ заключил с элитой договор, по которому отказывался от большинства гражданских прав во имя единства страны, потому что альтернативой была полная гибель. После смутного времени этот договор был закреплен, гражданских прав нет до сих пор, но мы не только превзошли шириной все залетейские державы, более того - мы все еще существуем. По! сле столетий кровавых междоусобных войн Запад отказался, в основном, от национализма и религиозного экстремизма, от философии (ведь философия занимается инстинктами) и от многих инстинктов на индивидуальном уровне, оставив личности гражданские права и суррогаты. Взамен - то, о чем сказано в начале абзаца, и удовлетворение инстинктов на коллективном уровне. Вы испытываете тягу к насилию?! Пожалуйста, можем предложить бомбардировки Сербии. Чувствуете неполноценность?! Не надо! Посмотрите на этих русских, мы заставим их жить по нашим правилам (вы их заставите). Власть морали, как учил Достоевский, то есть, например, воцарение либеральных ценностей, ведет к страшному угнетению человеческой натуры, к вытеснению в подполье естественных страстей, и, если так случится - и наступит на земле золотой век, то обязательно найдется сумасшедший, который ради прихоти опрокинет весь этот рай в тартары. Однако Федор Михайлович не рассматривал тот вариант, когда золотой век утверждается лишь ! на части земного шара и все обитатели этого сверкающего под райским со лнцем города на холме могут при желании оттягиваться (хотя бы частично) за счет остального мира, предаваясь без особых издержек при этом самому извращенному групповому лицемерию. Повторяю, здесь нет обвинения. Не существует никакого другого способа обращения с деструктивными свойствами человеческой природы, как только фарисейское их замалчивание и подавление с помощью навязанных извне моральных императивов в форме соответствующих законов и государственных механизмов. В свое время интерпретатор Достоевского Лев Шестов создал так называемую философию трагедии, по которой обычные человеческие законы действуют только в нормальных обстоятельствах, а в трагических ситуациях открывается полный простор для произвола. История показала, что все наоборот. Любые этические эксперименты еще кое-как допустимы на бытовом уровне, но, если вы попадаете в пространство-время, где речь идет о жизни и смерти, осуществление "передовых" теорий приводит в Освенцим, Кампучию - или в Россию первой тре! ти двадцатого века. Да и на бытовом, индивидуальном уровне опыты с десятью заповедями к добру не приводят. Преодолеть обаяние зла, присоединившись к нему, можно, но ведь неизбежен возглас в конце: "Не то, это совсем не то!" (Бесы). К 11 сентября 2001 года Запад подошел сплоченным и благополучным, пожинающим плоды разрешения всех роковых вопросов на основе своего внутреннего опыта и технологических возможностей, то есть путем их, этих вопросов, отбрасывания. Запад отбросил также все иллюзии и предрассудки, мешающие труду и росту материального богатства. Но тот, кто не имеет своих иллюзий и предрассудков, наиболее беззащитен перед чужими предрассудками и иллюзиями. А чужих - пять шестых населения земного шара. Запад сплотился и трансформировался, прежде всего, в борьбе с коммунизмом, но по настоящему он (Запад) никогда не считал, что правила игры, принятые в нем самом, можно всерьез применять для кого бы то ни было еще. Я хочу сказать, что третий мир использовался и только, п! ричем порой в грубой и извращенной форме. Но когда ты слишком увлеченн о используешь кого-нибудь, можно легко не заметить, что тобой уже давно пользуются еще более цинично. Политика Запада по отношению к остальному миру была агрессивно колониальной, говоря языком юности - империалистической именно в гуманитарном, опять-таки, в философском плане, и осуществлялась средствами поп-культуры и поп-медиа. Колоссальный военный перевес уже сам по себе был насилием (почему был?) и базой этой агрессии пустоты. Плюс гуманитарная помощь.

После 11 сентября Манхеттен перестал быть символом высокомерия и неукорененности. К сожалению, конечно, к сожалению, потому что все люди связаны между собой, живые и мертвые. Осталось только воспоминание о клоунах на Таймс Сквер в рождественские дни (в каком-то фильме). Но что произошло - то произошло. Так захотел Бог. И единственным христианским и великим ответом Америки и Запада на это зло был бы только отказ от мести. Наказание виновных и акция возмездия - разные вещи. И отказ от мести для Запада означал бы прорыв в новую реальность. Может быть, это был бы возврат к истокам, к собственной истории. К аристократизму. Необходимо понимать, что террор не имеет никакого отношения к противоречиям между бедными и богатыми, востоком и западом, исламом и христианством. Он использует эти противоречия, без сомнения, но не стремится их разрешить. В основе - недостаточность и скрытая аморальность компенсации, которую предлагает западная цивилизация в обмен на отказ от индивидуальнос! ти, или, наоборот, от общности. Сытость и отчуждение (или только отчуждение) плюс суррогаты страстей и вера без жертвы многих не устраивают. Немецкая Фракция Красной Армии прекратила существование только в конце девяностых. Террор это, может быть, - вывернутая наизнанку философия общего дела. Общее дело (например, освоение космоса), считал русский философ Федоров, спасет мир. Но общее дело террора может его и разрушить. Любая террористическая организация (в том числе и спец. служба) - это тоталитарная секта, которая не ждет конца света, а устраивает его сама. Большинство рядовых членов являются объектами манипуляции, а причины, по которым люди становятся жертвами манипуляторов, специалистам хорошо известны. Это причины - прежде всего - экзистенциальные, грубо говоря, философские. И ответ, повторяю, должен бы быть философским, то есть публичный отказ от мести, может быть даже - прощение.

Ничего этого не будет. Это ясно. И все-таки, даже если когда-нибудь башни WTC восстановят, хотя бы как памятник погибшим, Манхеттен, мне кажется, уже никогда не будет смотреть на меня с экрана телевизора так, как раньше. К сожалению.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное