Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Александр Уланов
Полет на крюке крана
Андрей Башаримов. Инкрустатор. Тверь, KOLONNA Publications, Митин журнал, 2002. - 312 с. ISBN 5-94128-062-9, тираж 2000 экз.

"Посмотри на меня. Мне нечего делать. В основном, мне нечего делать. И тогда я захожу, чтобы быть, оставаясь, пребывая, всматриваясь. Всматриваясь. А за дверцей только затемненная студия с бутафорскими ступеньками, куда спускаются с третьего дубля Буратино, Мальвина и злобный Арлекин, чтобы оказаться в ТЮЗе и хлопать себе самим под музыку Шаинского".

Но за дверцей гораздо больше. Бандиты. Пьяные литераторы. Ласки языком анального отверстия. Профессора, спорящие о Ямвлихе и Псевдо-Дионисии Ареопагите. Женский роман: "он скучал, он хотел ее видеть, хотел чувствовать ее мягкую руку на своем плече, хотел танцевать с ней танец огня". Учебник немецкого. Инструкция по изготовлению кастета из вентиля. Методы знакомства, достойные поручика Ржевского: "огромное спасибо за снимки. На них у Вас вид любительницы орального и группового секса. Очень рад, что не ошибся в Вас. Посему, я увеличиваю долю Вашего участия в своей личной жызни". Атом, матом, фатум... Даже и Северянин: "согрело солнце абиссинии: и веки синие, и реки синие, пассаж, этюд, апассионату, - в руках dovlatoff, в ногах dovlatoff. усиль насилие - массируй сильвию".

Привет коммерчески успешным инсталляциям Ильи Кабакова? "Он срезал с пальцев рук и ног свои ногти, аккуратно ссыпал их в конверт, заклеивал его, смачивая влажным и шершавым языком клейкую полоску, и отсылал другу в московское военное училище. Взамен друг присылал в многочисленных конвертах кусочки шинельного пуха, отпечатки начищенных сапог и ушную серу". И без соцарта не обошлось, без Мересьева и Зои Космодемьянской. И без сорокинской копрофагии, а заодно и поедания личинок мух из банки протухших консервов. Инкрустатор, конечно, не Сорокин (тот, кажется, ничего, кроме советских романов, не читал; кажется, даже и порнографии не читал). Инкрустатор - тоньше. Он может устроить вполне элегантное скольжение субъекта высказывания: "я люблю эту маленькую вещицу из трех слепых звездочек я целовала ей запястья и холодная дорожка гиперсаливации на изгибе ступней у нее были хазарейские глаза ими она внимательно посмотрела на меня и улыбнулась чему-то внутреннему я взял стакан и сделал тяжелый глоток..." Но инкрустации предсказуемы. После лирики должен быть мат. Или чернуха. "И вот так совсем отстраненно и с неторопливой ленцой достать вялый сморщенный хуй, большим и указательным пальцем выдавив капельку гонорейного гноя, стащить с чучела несвежие трусы и ссать, ссать в сцепленные замком руки, на низ живота, где лобковые вши выстроили свои детские деревни".

Истерики (частое повторение слов - скорее не фольклор, не вариации минималистской музыки, а именно истерика, громкая или тихая). Физиология, удары, ругань, доведенные до картонности детской страшилки. Мир - говно, и все люди в нем - идиоты. "Все мы, Дима, выходцы из манды, и примерно половина из нас проводит всю жизнь в ней, в изнанке хера, как в перчатке... Среди нас есть еще и выходцы из более глубокой и дышащей перегноем жопы. И примерно все из них проводят всю жызнь в ней, в перегнойной жопе, как в перчатке". (И даже акцент на ы не нов - еще Бродский говорил о неизбежности ы в правописаньи жизни.) Инкрустатор - продвинутый, он знает, что и это заслуживает лишь иронии. Но о поиске на свой страх и риск фрагментов подлинности речь не заходит.

Иногда, кажется, мы слышим голос самого Инкрустатора. "В поле моего мозга не входит поддержка собеседника, рудиментарные приветствия, междугородние поездки и половые контакты через полтора-два часа после первой встречи, хорошее проведение выходных, длительная переписка, ночные звонки, слезы в подушку, незакрытые глаза в потолок. Мне интересно, как это может кого-то интересовать. Долго, очень долго. Как? Объясните". Инкрустатор - лишь наблюдатель, не вкладывающий себя в наблюдаемое. А не вложишь - не получишь.

Есть аутизм. "Есть только я и я. Я кладу руки на стол и что-то пишу. Потом, в какие-то моменты времени, я могу извлечь фрагменты своего бормотания, скрэмблировать их, превратить в текст, как это рассуждение о тексте. Оно уже очень ценно для меня". У Инкрустатора нет в собеседниках ни людей, ни вещей, потому для него все и является одинаковым - только равно пригодным для игры стилей.

"Перевернутый месяц на мальчишечьем плече, незаметный взгляд в убегающую пешеходную дорожку, нужное слово, вспыхивающее в лобной доле головы. И вдруг я понял, что эти фрагменты - это и есть я... Фрагменты - это состояние. Понимаешь, очень часто У МЕНЯ УЖЕ ЕСТЬ СЛОВА. Я просто ГОВОРЮ ИХ ТЕБЕ. Все складывается таким образом, что я должен сказать тебе именно эти, уже имеющиеся, слова". Вот именно: слова уже есть. Готовые чужие стили, в которые Инкрустатор не вовлечен. Неожиданности не будет - лишь мертвые камешки, кусочки перламутра. "отвяжи шкуру песца, балагуря триумфы пастелью в два мазка, в три резца, уложись на укоры тенью, или в рупор звени, звени, перелеском лети в конверте, колким трепетом, первертом резонируй в трескучей пыли, где-то здесь шли жнецы - лен обласканный, нитью терпкий, в пряной млечности жизнетерпий бисер - гипсовый антрацит". Не писал ли Инкрустатор в нежном возрасте "красивые" стихи? В чем потом жестоко разочаровался? Но ведь разочарование - не меньшее клише, чем романтика. И ползут по тексту выделенными буквами фразы вроде "Прейскурант на молчание", "Прейскурант на отсутствие", "Это ад, сынок" - эстрада и рок-культура ведь в значительной степени питаются романтическими клише.

"разница только в том что я предельно а ты еще нет ты еще разговариваешь с ними выборочно сохраняешь буквы..." - да, если все одинаково, предел - молчание, так как любая речь и движение лишены смысла. Большое желание говорить - когда сказать практически нечего. Упражнения в стиле. Ничей текст.

Это ад - но ведь не всегда. И не везде.

"очень хочется встать, подойти к окну, выглянуть в хмурую правду голых яблоневых веток. сдержаться. любить лето банально. гораздо лучше любить позднюю осень. как пушкин." Текст - также и один из способов поиска и построения индивидуальности - хотя тогда он уже не будет игрой.

"Что делает человека человеком а кошку кошкой? - разница. В чем разница между тупым дядей с IQ=80 и интеллектуалом сIQ=120? - в разнообразии". Но разнообразие тоже бывает очень различное. Иногда - в виде дурной бесконечности перебираемых стилей. Текст заканчивается тем, с чего начался: перечнем механизмов. Пусть большей частью подъемных - кранов, тельферов, - но ведь они выше себя не поднимут... и скоро назад положат... и какова свобода полета у лохани с раствором на крючке... Хотя тоже полет... И диссертаций тут можно написать много - по рассчитанным текстам это легко.

И не близка ли демонстративная брутальность Инкрустатора некоторым другим современным литературным поискам энергии и витальности любой ценой? "иногда он находит способность мыслить излишней, они больны, слова - есть вырождение духа, словами можно наиболее точно обозначить вырождение, чем больше слов - тем больше значимости вырождения, чем больше вырождения - тем больше душевная тяга..." Декадентство и ницшеанство конца позапрошлого века - тоже вначале только игра...

"любовь - это божественный диссонанс, тупое лезвие бесконечности, так давай же он усрет твое небо тонким божественным пафосом, любовь - это жемчужная рать, шелковая аура в закатной дымке, реликтовые пульсары, зависшие на пределе существования, руническая прелюдия в руках, золото дыхания флейты, иными словами, любовь - это улыбающееся говно плюс маисовая водка". Так говорит подросток, перемежая красивые слова, услышанные с эстрады, руганью, потому что чувствует, что все эти слова чужие. Ругань тоже. А других у него нет.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
мечательным названием "Мудрость Сорокина" (это по ассоциации с книжкой Гершензона?). Но все это уже происходит в 56-м номере "НЛО" и станет нашим будущим предметом.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное