Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Книжные новости в Русском Журнале


Книжные новости в Русском Журнале


Сегодня в выпуске
06.10.2006

Books@Google

Google открыли новую страницу в истории цивилизации, установив в книжном магазине Всемирного банка станок: в него закладывается оцифрованный текст, и станок печатает и переплетает книгу в мягкой обложке по низкой цене.

Колоссальная по объему - и постоянно расширяющаяся - мешанина из искусств, наук, метафизики, практических знаний, коммерции, сплетен и всякой прочей всячины, хранящаяся в электронной памяти Всемирной Паутины, является прямой наследницей той передававшейся нашими предками из уст в уста и с места на место неорганизованной болтовни, из которой была выкована человеческая мудрость. На протяжении тысячелетий эта болтовня хранилась в коллективной памяти, в давно забытых языках и культурах, пока требования быстро набиравшей обороты коммерции не привели лет шестьсот назад - совсем недавно по масштабам возраста Homo sapiens - к изобретению письменного языка, краеугольного камня нынешнего документированного мира, в который входит и сама Паутина.

Изобретение электронной памяти (в годы Второй мировой войны) и Всемирной Паутины (каких-нибудь семнадцать лет назад первоначально для установления связи между учеными, находившимися далеко друг от друга) послужило следующим - и, возможно, самым важным - шагом в эволюции от коллективной памяти, где главным "носителем информации" были мнемонические стихи, к прозаическим надписям на глине, камне и бумаге. При помощи этих примитивных "технических средств" человеческие существа сумели зафиксировать и сохранить - на глубоко проникновенном языке несравненной красоты - запас мудрости, накопленной за нашу долгую предысторию. Трудно себе представить, какие триумфы человеческого духа смогут быть извлечены из Всемирной Паутины, если род человеческий продолжит существование в состоянии нынешнего сумасшествия.

В 1998 году два выпускника Стэнфордского университета Ларри Пейдж и Сергей Брин основали компанию Google.com, под эгидой которой была на основе новейших технологий разработана поисковая система, способная распознавать и получать информацию из множества ресурсов Всемирной Паутины, а затем классифицировать веб-сайты, содержащие эту информацию, по степени их важности для каждого данного случая в соответствии с количеством ссылок на них по всему Интернету. Эта система классификации - PageRank system - радикально трансформировала Паутину, превратив ее из канала передачи узкоспециальной научной информации и средства обмена случайными репликами в структурированный поисковый ресурс, способный снабжать миллионы пользователей необходимыми фактическими данными самого разного качества и свойства.

И снова в дело вмешались требования коммерции: они трансформировали сам Google из оригинальной поисковой технологии, задуманной без мыслей о бизнес-плане, в необычайно прибыльное предприятие, предлагающее поистине необъятный набор услуг, включая электронную почту, новости, видео, карты, не говоря уже о героических усилиях по переводу на электронные носители ('дигитизации', или 'оцифровке') содержания книг и других единиц хранения ведущих библиотек и музеев мира. Эти новые программы откроют пользователям, находящимся в любом уголке планеты, где есть возможность подсоединиться к Интернету, доступ к миллионам "единиц хранения" - причем библиотеки смогут обслуживать миллионы посетителей, не увеличив ни на дюйм пространство книжных полок и не потратив ни пенни на доставку.

Ввиду новых небывалых возможностей, предоставляемых Google, а также в связи с низкими ценами, высокой доходностью и мгновенным достижением контакта с потребителем книгоиздатели и другие держатели авторских прав должны наконец преодолеть свою традиционную инертность и согласиться, как это уже сделали музыкальные издатели, выйти на рынок со своими товарами, переведенными в электронную форму, чтобы пользователи могли читать их либо в онлайновом режиме, либо, что более удобно, распечатывать по требованию на месте продажи - в обоих случаях по цене, соответствующей обычному балансу издательских затрат и доходов с учетом авторских гонораров с предусмотренным контрактом долевым вознаграждением с продаж ("ройалти"). Таким образом, впервые в истории человечества будет создана теоретическая возможность для того, чтобы любая книга, опубликованная на каком угодно языке, окажется доступной каждому жителю планеты, имеющему доступ к Интернету.

Не все приветствуют революцию, совершенную компанией Google. Жан-Ноэль Жаненеи, директор французской Национальной библиотеки (Bibliotheque Nationale), выражает (в книге "Google и миф об универсальном знании) беспокойство по поводу того, что национальные библиотеки, включая вверенную ему Национальную, пострадают от повсеместного доминирования Google; однако ничто не мешает Национальной библиотеке и другим учреждениям подобного профиля и масштаба самим перевести свой книжный фонд в электронную форму или позволить Google сделать это (как поступила Oxford's Bodleian Library). Крис Андерсон, редактор Wired, превратил свою нашумевшую статью "Длинный хвост" в книгу-бестселлер, где говорится о том, что на обширной виртуальной "книжной полке" Паутины можно разместить практически неограниченное по разнообразию и объему текстовое содержание, которое предъявило бы свои требования к относительно запутанному или узко специализированному рынку, чья аудитория ! с ее многогранными интересами имеет запросы, далеко не полностью удовлетворяемые нынешней, замыкающейся на бестселлерах, высоко централизованной структурой розничной торговли, зависящей от быстрого оборота слабо дифференцированных товарных единиц.

Радикальная децентрализация электронного книжного рынка уже была продемонстрирована в музыкальной индустрии, и имеющиеся на этот счет предварительные данные позволяют присоединиться к точке зрения Криса Андерсона, по мнению которого существенно расширившийся выбор аудиозаписей приведет к увеличению спроса также и на широкий ассортимент книг. Ярким примером подобного подхода может послужить издание книг на испанском языке, предназначенных для сорока миллионов испанцев, живущих ныне в Соединенных Штатах и из рук вон плохо обслуживаемых случайными, разрозненными розничными торговцами. В статье Марка Сандлера из Университета Мичиганской библиотеки (University of Michigan Library) "Библиотеки и Google" рассказывается о проведенном библиотекой эксперименте, в ходе которого были созданы и предложены пользователям соответствующего веб-сайта электронные версии 10 000 монографий "низкого спроса"; в результате за месяц были зафиксированы "от 500 000 до миллиона посещений с за! просами на эти книги, хотя они были доступны и раньше, - пишет Сандлер, - но только для 40 000 студентов, преподавателей и работников института. Иными словами, на каждую книгу, включенную в проект, нашлось по четыре читателя. Когда стали доступны электронные версии этих работ, 40 000 потенциальных читателей мгновенно превратились в 4 миллиона, а коэффициент читательского интереса подскочил с 4:1 до 400 000:1. Добавьте к этому легкость доступа: исчезли все трудности и ограничения, связанные с физическим предоставлением книги читателю библиотеки - ранее приходилось почти вслепую (не имея исчерпывающих данных) затребовать книгу из фонда, прождать 24 часа, пока она не будет доставлена, самолично прийти в библиотеку, чтобы ее забрать, и так далее. Наличие же электронных версий позволяет практически мгновенно установить контакт между книгами и миллионами их читателей. Этот сервис-о-котором-можно-только-мечтать становится реальностью для библиотек и их пользователей, особенно не и! меющих возможности получить непосредственный доступ к большим ! книжным фондом исследовательского характера".

Поэтому боязнь монополии Google представляется необоснованной: конкурирующие структуры могут добавлять специализированные сегменты к его собственному "длинному хвосту".

Google был не первой поисковой системой, предназначенной для фильтрации содержания Паутины, но его главная инновация в виде изобретения революционной системы PageRank привела к созданию новой инфраструктуры и изменила методику ведения поиска. Прежние поисковые серверы в большой мере исходили из того, насколько часто слово появляется на веб-странице. Google использует PageRank для изучения всей структуры ссылок Интернета и определения, какие страницы являются наиболее важными. Затем выполняется анализ сопоставления гипертекста для определения, какие страницы являются релевантными для данного поиска. Сочетание показателей общей значимости и релевантности для конкретного запроса позволяет Google размещать на первых местах наиболее релевантные и надежные результаты.

Основатели Google также не были первыми "поисковиками", оценившими коммерческие возможности технологии, дающей возможность миллионам пользователей найти то, что их интересует, и таким образом "наводящей" потребителей на широчайший ассортимент товаров и услуг; но уникальная технология Google предоставляет наиболее эффективные средства для сопоставления различных предложений, что позволяет сделать осознанный выбор. Благодаря Google сотни тысяч рекламодателей, большинство из которых являются представителями мелкого бизнеса, принимают участие в грандиозном интернет-аукционе, где идет борьба на равных за потенциального покупателя; при этом они оплачивают каждое посещение своего сайта, что сделало Google одной из богатейших корпораций мира. В результате интерактивные желтые страницы всевозможного содержания радикально демократизировали всемирный рынок товаров и услуг.

"Отцы-основатели" Google провозгласили амбициозные - и при этом возвышенно-идеалистические - цели: "Мы будем делать то, что считаем нужным; а мы считаем нужным делать мир лучше, наш девиз: 'не сотвори зла' ('don't be evil')". Неизбежное столкновение этих целей со сложной реальностью, включающей также и поразительные финансовые достижения компании, - это сюжет библейского масштаба, приводящий на память изгнание наших нагих и дрожащих прародителей из безгрешного Эдема в мир, где выбор обязателен и ошибки неизбежны; они навлекли благословение и бремя не только на себя, но и на своих "потомков" - на тех, кого Мильтон со смешанным чувством назвал "злополучным племенем" ('hapless seed').

Как известно, Google не выдержал испытания: он утратил невинность, столкнувшись с требованиями правительства Китая. В январе 2006 года специалисты Google выпустили китайскую версию своей поисковой системы, где используется специальный фильтр, не позволяющий производить поиск информации, запрещенной властями Китая. Подобное решение вызвало массу критических замечаний со стороны правозащитных организаций, которые продолжают обвинять американскую интернет-компанию в нарушении права на свободу слова. Пресс-служба Google пояснила: "Мы считаем, что лучше иметь работающую поисковую систему, в которой отсутствуют ссылки на определенное количество сайтов, чем не иметь никакой. Эта был трудный для нас выбор, но мы решили, что он послужит интересам наших пользователей, живущих в Китае". Google - публичная компания, ответственная перед своими акционерами и конкурирующая с такими гигантами, как Yahoo, Microsoft и другие мощные корпорации, не делающие заявлений относительно добра и зла! . Утверждение о том, что "трудный выбор" послужит "интересам пользователей", - это типичная полуправда, потому что на самом деле принятое решение служит интересам китайских цензоров и нарушает права пользователей. Та же полуправда содержится и в якобы беспристрастном упоминании об отсутствии ссылок "на определенное количество сайтов"; правда же состоит в том, что в системе отсутствуют те - и только те - сайты, исключения которых потребовало правительство Китая. 1 "Добро пожаловать в реальный мир", где политика Google в сфере сохранности личных данных (privacy policy) являет собой еще один пример юридического крючкотворства:

"Мы можем поделиться частной информацией, если посчитаем, что этого требует от нас закон, или если придем к выводу, что обеспечение доступа к такой информации и ее раскрытие необходимы для защиты прав, собственности или безопасности Google, его пользователей или общества.

"Иными словами, - пишет Джон Батель, автор "Поиска", информативного, преисполненного энтузиазма, но некритического повествования о выдающихся достижениях компании, - если Google решит, что его интересы требуют раскрытия той или иной частной информации, он сможет это сделать - и сделает".

Политика по отношению к частным данным и "случай с Китаем" - типичные образчики корпоративных двойных стандартов: мы имеем здесь дело не столько со злом, сколько с грязью, в которую "вляпались" два выпускника Стэнфорда, которые выработали свой благородный девиз до того, как столкнулись с "нечистотой" реального мира. Столкновение корпорации со сложными законами авторского права - еще более интересный и показательный случай, связанный с новым противоречием внутри закона, регулирующего технологию дигитизации. Законом об авторском праве дозволяется так называемое "честное применение" ("fair use"), предполагающее право использовать и тиражировать в своих книгах короткие цитаты из печатных текстов с соответствующими ссылками. Но для того чтобы Google мог предоставить эту возможность своим пользователям, он должен сначала дигитизировать весь текст, что является нарушением закона об авторском праве, запрещающего копирование всего, что не может быть названо 'кратким фрагментом тек! ста'. Юристы, работающие на Google, и издатели будут пререкаться и обмениваться талмудическими репликами в этом споре до тех пор, пока книгоиздатели не решат окунуться с головой в дигитальный мир ко всеобщему удовольствию, ибо это отвечает их собственным интересам и интересам связанных с ними авторов. Тогда возникнет настоятельная необходимость решить этот вопрос, и юристы будут вынуждены это сделать.

Из "Истории Google" Дэвида Вайза, еще одной, наряду с "Поиском" Бателя, прекрасной книги о развитии компании, мы узнаем о том, что идея системы поиска книг (Google Book Search) пришла в голову Ларри Пейджу, со-основателю Google, когда он, будучи аспирантом в Стэнфорде, вспомнил, с какими трудностями столкнулся в старших классах школы, пытаясь найти нужные учебные пособия по сборке электронных 'гаджетов'. "Учащимся трудно было находить нужные книги, - вспоминает он, - выходящие за пределы школьной программы из-за физической ограниченности фондов библиотек". В связи с этим у него родилась идея электронной межбиблиотечной системы взаимопомощи, при которой библиотеки одалживали бы не сами имеющиеся у них книги, а их электронные копии. Из этой практической потребности выросла система Google Book Search с ее замыслом дигитизировать и выставить для всеобщего пользования 20 миллионов названий книг из собраний крупнейших библиотек мира и тем самым практически принудить изда! тельства разрешить цитировать книг, правами на которые обладают их авторы. Остается неясным, каким образом можно будет делать деньги из этого проекта; и Пейдж вряд ли думал об этом, когда ему в голову пришла вдохновленная заботой об общественном благе идея об электронной межбиблиотечной системе; однако рано или поздно Google и его подразделения превратятся не только в единственную в мире многоязычную библиотеку библиотек, но и в универсальный книжный магазин, предлагающий миллионы названий читателям всей планеты; за этим последует "монетизация" проекта, что приведет к теоретической возможности ситуации, при которой любая книга, когда-либо опубликованная, сможет стать реально доступной каждому человеку, имеющему доступ к Интернету.

Изначально разработанная Пейджем концепция Google Book Search исходила, как мне кажется, из предпосылки, что книга - как, например, учебные пособия, которые были ему необходимы, когда он учился в школе, - есть нечто вроде склада информации, по которому пользователь может перемещаться в своих поисках, как он перемещается по Паутине. Однако большинство книг, в отличие от учебников и пособий, не могут быть адекватно представлены при помощи обычных поисковых процедур типа Ахиллес/гнев, Отелло/ревность или Ахав/киты. "Илиада", пьесы Шекспира, "Моби Дик" сами по себе являются информацией, которую необходимо воспринять и обдумать в ее целостности. Как дигитизация со всеми вытекающими последствиями приспосабливается к нормам человеческой природы, эта ложная концепция исцелит себя и избавится заодно от другой, связанной с первой ошибки - предположения, что книги, переданные по электронным каналам, обязательно будут читаться с использованием электронных средств. Рассматривать возмо! жность получения удовольствия от такого рода деятельности может только тот, кто не читал "Илиаду", "Моби Дика", "Холодный дом", "В сторону Свана" или "Происхождение видов". Пока сами человеческие существа не превратятся в "электронные приемники", читатель будет находить такого рода книги - представляющие собой высшие достижения цивилизации - в виде файлов во Всемирной Паутине, откуда они будут скачиваться либо на персональный компьютер и распечатываться (утомительная процедура, имеющая результатом кипу разрозненных листов бумаги), либо - что более удобно - перебрасываться на ближайший станок размером не намного больше устройства АТМ (Asynchronous Transfer Mode - модус асинхронной передачи), который автоматически напечатает и переплетет книгу, а также украсит ее титульным листом по желанию покупателя; в результате получится книга, неотличимая от книги, изготовленной типографским способом, - такая, какую принято было читать на протяжении столетий.

Итак, Google наряду с Проектом "Гутенберг" (Gutenberg Project), Open Content Alliance (проект по оцифровке литературных произведений и периодики, затеянный компанией Yahoo и организацией Internet Archive в противовес Google Print) и прочим аналогичным проектам, открыли новую страницу в истории цивилизации, предоставив нам привилегию - и бремя - следить за дальнейшим развитием этой истории. В согласии с этими усилиями компания "Книги по требованию" (On Demand Books), в которой я имею честь участвовать, установила в книжном магазине Всемирного банка (World Bank bookstore) в Вашингтоне, округ Колумбия, экспериментальную версию станка наподобие ранее описанного: в него закладывается оцифрованный текст в виде файла, и станок автоматически печатает и переплетает по требованию покупателя книгу в мягкой обложке типографского качества по низкой цене с минимальным вмешательством человека - своего рода ATM для книг. Второй экспериментальный станок такого типа был послан в Египет, в ! Александрийскую библиотеку, и скоро на нем будут печататься книги на арабском языке. Усовершенствованная модель такого станка будет установлена в конце этого или в начале следующего года в Нью-Йоркской публичной библиотеке. 2

Книги, упоминающиеся в этой статье:

Жан-Ноэль Жаненеи. Google и миф об универсальном знании: Взгляд из Европы. Перевод с французского Терезы Лавендер Фаган. (University of Chicago Press, 92 pp.; выйдет в свет в США в ноябре текущего года)

Джон Батель. Поиск: Как Google и его конкуренты переписали правила бизнеса и трансформировали нашу культуру. (Nicholas Brealey, 336 pp.; в бумажной обложке)

Крис Андерсон. Длинный хвост: Почему будущее бизнеса состоит в продажах - более или менее успешных. (Hyperion, 256 pp.)

Библиотеки и Google. Под редакцией Уильяма Миллеранда Пеллена. (Haworth, 240 pp.)

Дэвид А. Вайз и Марк Молсид. История Google: Горячий бизнес изнутри, СМИ и успехи технологии нашего времени. (Delta, 336 pp.; в бумажной обложке)

Примечания:

Вернуться1 Википедия, в отличие от Google, Yahoo и Microsoft, отказалась внести соответствующие ограничения, и год назад была в связи с этим запрещена в Китае.

Вернуться2 См. статью Джейсона Эпстайна "Будущее книги" (Technology Review, January 2005).

Перевод Иосифа Фридмана

Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

В избранное