Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Политика в Русском Журнале

  Все выпуски  

Политика в Русском Журнале / Интерпол Политика


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Политика
Все дискуссии "Политики"



Иван Давыдов
Интерпол, выпуск двадцатый: НТВ-провал

Прелюдия: Башня

Я пишу это еще в августе, но вы прочтете уже в сентябре. Следовательно, как минимум вы август пережили и это хорошо.

Август под занавес подарил нам пожар на башне. Можно было ожидать от СМИ повторения отработанного сценария реакции на трагедию, уж мы насмотрелись. Но, оказалось, нет. Видимо, понятие "трагедия" определяется для российских журналистов математически - количеством погибших. Больше ста - трагедия, однозначно. Двенадцать - туда-сюда еще. Но три - явно маловато.

Этим, видимо, объясняется смещение тематического спектра: никто, например, не ищет виноватых. Все как-то сразу смирились с тем, что виноваты пейджинговые компании. А ведь какие возможности: ну, во-первых, понятное дело, башню поджег Путин. Чтобы окончательно покончить со свободой слова. (Впрочем, эту версию неявно озвучили Киселев и Доренко в своих интервью "Эху".) Башню подожгли коммунисты. Они ведь уже пытались. Чеченцы (эту версию озвучил Удугов, но поверили ему, кажется, только во Франции). Башню подожгли газетчики. Торговцы видео. Почему президент не приехал в Останкино? Не ринулся в огонь с огнетушителем наперевес?! Я не иронизирую: неделю назад вопрос "почему президент не нырнул в Баренцево?" казался всем осмысленным. Не вижу разницы.

А вот Проханов говорит, что башня сгорела по молитвам оптинских старцев. Отцы-пустынники и жены непорочны добились, словом, своего. Проханов - гений: "Что-то не выдержало в природе вещей - в медном кабеле или в сердце ангела небесного. Быть может, последних мерзостей, которые вытворяло ОРТ с североморскими вдовами. Или гадостей НТВ, которое показывало Хангу девственницам, натерев ее чесноком и ртутью. Башня дымила, превращаясь то в огромную Новодворскую, бранящую коммунизм, то в Киселева, воздающего хвалу войскам НАТО. Черным облаком из башни вылетал Попцов, изображавший уродами ветеранов войны. Дядюшка Познер, как пастор, верхом на метле, в кальсонах, носился вокруг иглы. Голова Сванидзе, пугая пожарных, одна, без щуплого тела, мерцала белками, держа в зубах туфлю Наины Иосифовны. И только Швыдкой, зацепившись за башню подтяжками, был невозмутим, как причинное место голого прокурора".

Интересный момент: ратоборец за духовность русскую и против нерусской, захлебываясь ликованием, не отдает себе отчета в собственном цинизме. Трое погибших - это те самые простые русские люди, за счастье которых он вроде борется. Впрочем, ни его самого, ни его коллег-однопартийцев необходимость платить чужими жизнями за собственные идеи никогда не смущала. Кроме того, обратите внимание на, извините, причинное место голого прокурора. Голый прокурор у нас один, и вы его знаете. Забавно же то, что красная пресса, "Завтра" - не исключение, посвятила в свое время немало страниц защите честного и семьей ошельмованного борца с преступностью. А теперь в таком контексте поминают. Быстро забывают старых друзей, однако. А если и вспоминают, то частично как-то.

За рассуждениями, которыми неделю полнились все газеты, о том, что вот теперь начнем ходить в театры и читать книги (представляете, кстати, оказывается, телевизор кто-то смотрит кроме Шушарина, но он хоть за деньги, а остальные зачем?), скрывается некая интересная проблема. Август оказался действительно судьбоносным, в первую очередь - для СМИ. Понадобился лишь месяц для того, чтобы все ведущие медиа превратились в листки стандартного формата: эффектная картинка с места происшествия плюс некий набор безответственно-пропагандистской лирики. Результат: из контекста обсуждения выпали все вообще важные темы. Пристально следившие за каждым шагом власти оппозиционные СМИ так долго убеждали себя и поклонников, что президент должен быть водолазом, что потеряли из виду реальные намерения власти. И плач по телевидению в газетах и журналах - это плач по собственной беспомощности (см. также статью Андрея Левкина "Рыба Баскервилей"). Что ж, коллеги, будете ходить в театр и читать книги. Последнее, возможно, пойдет на пользу, если под книгами не имеются в виду какие-нибудь роматы болманов.

Телевидение же, которое, впрочем, уже почти вернулось, расширило свою представленность в интернете. Новости центральных телеканалов можно читать в "Газете.ру", прочих - в новом проекте "Порта", всех сразу - в "СМИ.ру".

Шальная мысль: в какой стране мы бы сейчас жили, если бы пожар в Останкино случился за пару месяцев до выборов в Думу?

А теперь страшная тайна. Только ленивый не прогнозирует взлета популярности сети в столицах. Некоторые даже с цифрами в руках убеждают, что взлет уже случился. Ну, и кому это выгодно? Не устроен ли пожар, например, с тем чтобы поэффектней подать досрочную, как в былые времена, сдачу в эксплуатацию давно обещанного "НТВ-портала"?

НТВ-провал

Итак, свершилось. Он открыт, этот давно обещанный русский CNN. Все сетевые и многие несетевые СМИ полны отчетами. А также выступлениями создателей, в первую очередь - Антона Носика. Ненавязчивость и непрямолинейность пиара поражает в самое сердце.

Вот, например, говорит Антон в интервью недавно открытому им же "Нетоскопу":

В холдинге "Медиа-мост", не только в телекомпании НТВ, работает тысяча журналистов. На создание первоклассной, эксклюзивной информации затрачиваются миллионы. В российском Интернете еще нет такого информационного продукта, когда оперативная информация, над созданием которой работали сотни профессионалов, полностью представлена в Интернете в удобной и привычной интернет-аудитории форме, то есть с гипертекстом, с архивом, с удобно загружаемой картинкой, слайд-шоу и видеоклипами основных сюжетов.

Хочется кричать ура и подбрасывать в воздух какой-нибудь чепчик. Но отчего-то вспоминаются слова Людмирского, сказанные года два назад по другому поводу: "Говорите, плохо? Так ведь в данном случае и не надо хорошо, в данном случае именно плохо и надо! Я профессионал, я знаю, я этим давно занимаюсь". Этот аргумент идет в ход, когда исчерпаны все остальные понты". Это из статьи "С понтом маркетинг", опубликованной некогда в почившем ныне "Колонном зале". Я случайно вернулся в этот практически уже мемориальный комплекс и с удивлением обнаружил, что колонки образца 1998 года оказались литературой в полном смысле слова профетической. Мы об этом еще поговорим.

О технических недостатках проекта уже многое сказали, но они, скорее всего, следствие досрочного открытия. Да и неинтересно это. Главный недостаток проекта - концептуальный. Всякая телекомпания должна иметь сайт. Это правило хорошего тона теперь уже. Даже всякая прачечная должна иметь сайт. Но если телекомпания делает не презентационную страничку, а информационный ресурс, то ограничиваться банальным переносом в сеть собственного (пусть уникального и качественного, хотя в данном случае это спорный момент) продукта - большая ошибка. И наличие какого-нибудь там слайд-шоу дела не спасает. За слайд-шоу народ вообще на другие сайты ходит, уж Антону ли Борисовичу не знать?

Информационные интернет-ресурсы живут по отличным от офф-лайновых законам. Интернет упорно диктует собственные требования к подаче информации. И вопрос выживания для интернет-версии офф-лайнового СМИ - стать чем-то большим, чем интернет-версия. Разве объективно "Итоги", например, не качественнее любого "сугубо сетевого" СМИ? Однако до популярности "Вестей" или "Газеты.Ру" им (и любой другой сетевой версии топового офф-лайнового СМИ) далеко. Законы эти в инструкциях не описаны, но не в том ли и профессионализм, чтоб их чувствовать?

Банальная пересадка офф-лайновых цветов на сетевую почву таит в себе и другие опасности: на данном этапе то, что можно назвать "обратным эффектом раскрученного брэнда". Ну с чего это мне читать в он-лайне "Коммерсантъ", если я привык с этого начинать свое утро еще до включения компьютера (век бы его, кстати, не видеть)? Уж в сети я лучше чего-нибудь посмотрю, чего вне ее не найти. (Имеется в виду, например, "Лента.Ру", а не порнография, как некоторые могли подумать. Разве мало вне сети порнографии, в том же, например "Коммерсанте"?)

Если же сбудутся оптимистичные прогнозы о неизбежном росте интернет-аудитории, перед "сетевыми версиями" встанет новая проблема: их сетевая аудитория перекроет "традиционную". Касательно НТВ это пока выглядит утопией, но для тех же "Итогов" перспектива вполне реальная. Какую ломку сложившихся структур это за собой повлечет - страшно подумать. Может, пожалеют тогда руководители офф-лайновых СМИ о тех временах, когда давали отмашку на досрочный спуск со стапелей собственных интернет-версий и разбивали бутылки шампанского о пластиковые борта серверов.

Кстати сказать, "НТВ-портал" - не единственный МОСТовский сайт, появившийся на минувшей неделе. "НТВ-профит" открыло официальный сайт не поспевшего к юбилеям фильма "Русский бунт" (в девичестве - "Капитанская дочка"). Bunt.Ru - домен завидный. Глядишь, МОСТу и сгодится на что. В обозримом будущем.

Прочее

Журнал "Мир Интернет" к собственному четырехлетию опубликовал очередную схему треста РУНЕТ. Версия, в которой компании объединяются в "группы влияния" по сходству названий (например, все, у кого в названии есть слово "media" - в одну группу, слово "фонд" - в другую), не лишена определенного наивного изящества. Что-то вроде рассуждений трехлетнего ребенка о мироздании. Или шизофреника - на ту же тему. Подробности (и собственно схема) - в моей статье на "СМИ.ру".

На сайте "Обозрения.ру" появился эксклюзивный фотоотчет о пожаре на башне.

На официальном сайте башни публикуются отчеты о ходе восстановительных работ.

Лодка

А на одном эстонском сайте появилась игра: управляя английской спасательной лодкой, вы можете спасти экипаж "Курска". Или не спасти, но на этот случай имеется кнопка "play again".

Можно рассматривать это как предел цинизма. А можно - как попытку исправить неисправимое. Хотя бы так.





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное