Украинский премьер-министр Виктор Ющенко сделал наиболее отчаянное за все время своего пребывания на посту главы правительства заявление, предупредив о своей отставке в случае, если давление на его кабинет будет продолжено. Ющенко вынужден был сделать это заявление после того, как комиссия, возглавляемая секретарем Совета безопасности и национальной обороны Украины Евгением Марчуком, подтвердила уже предлагавшиеся на рассмотрение президента страны выводы о том, что правительство излишне оптимистично оценивает ситуацию в топливно-энергетическом комплексе и готовность Украины к зиме.
У выводов комиссии Марчука куда более серьезная подоплека: не случайно большая часть близких к власти украинских СМИ сообщили о них как о новости номер один, и не случайно премьер-министр так нервно реагировал на происходящее. Критика правительства Ющенко представителями различных олигархических группировок продолжается достаточно долго. Но никогда еще эту критику не удавалось институциализировать, превратить в авторитетное экспертное заключение, подтвержденное секретарем Совета национальной безопасности.
Назначение Виктора Ющенко премьер-министром Украины сразу же после победы Леонида Кучмы на выборах главы государства рассматривалось большинством игроков на украинской политической сцене главным образом как шаг к созданию экспертной власти, не способной повлиять на расстановку политических сил. Все предыдущие премьеры Леонида Кучмы были, прежде всего, действующими политиками. Виталий Масол, назначенный на этот пост еще Леонидом Кравчуком под давлением Верховной Рады, отражал ослабление президентской власти перед выборами главы государства в 1994 году, и хотя бы поэтому Кучма поспешил избавиться от него при первой же возможности. Евгений Марчук, нынешний секретарь СНБОУ, был уволен с поста главы правительства с формулировкой, обвинявшей его в попытках создания собственного имиджа. И хотя в момент отставки Марчука подобная формулировка казалась предвзятой, позже именно он оказался одним из наиболее непримиримых критиков президента, участником объединения оппозиционных канди!
датов на пост главы государства ("каневская четверка") и даже несостоявшимся единым кандидатом от этой группы. Наследовавший Марчуку Павел Лазаренко... Впрочем, это особая тема. Очевидно одно - премьеру удалось сосредоточить в своих руках такую гигантскую политическую и экономическую власть, что президент стал, по существу, превращаться в заложника не просто главы правительства, но создаваемой им "корпорации "Украина". Леониду Кучме помогла самоуверенность главы правительства, помноженная на его непреодоленный днепропетровский провинциализм: после отставки Лазаренко в конце концов превратился в политического изгоя. Валерий Пустовойтенко, старавшийся прежде всего отражать интересы президента, просто вынужден был конкурировать со всеми прочими политиками и "олигархами", боровшимися за президентскую благосклонность... Так что после отставки Пустовойтенко, вопрос о которой был решен еще до выборов 1999 года. Появилась необходимость в нейтральной фигуре, которая к тому же будет !
иллюстрировать решимость президента проводить реформы в стране.
Именно такую роль и предстояло сыграть председателю правления Национального банка Украины Виктору Ющенко. Он никогда не занимался политикой; более того, даже как банкир Ющенко долгое время находился в тени своего влиятельнейшего предшественника Вадима Гетьмана.
Гетьман и после ухода из Национального банка считался личностью, оказывающей решающее влияние на политику НБУ. Превращение Ющенко в знаковую фигуру, с которой связывались общественные надежды на оздоровление экономики, во многом происходило при непосредственном участии Гетьмана. Человек, считавшийся многими наблюдателями одним из самых обеспеченных людей на Украине, мог рассчитывать на усиление собственных позиций по мере роста влияния своего преемника. Но в апреле 1998 года Гетьман был убит - что произвело на Виктора Ющенко неизгладимое впечатление и заставило его стать сверхосторожным в проявлениях собственной политической активности. Недоброжелатели главного банкира не забывали напоминать ему, что без Гетьмана он вряд ли может на что-то рассчитывать... Так Ющенко и оказался идеальным кандидатом на пост главы правительства. Однако уже после его назначения произошло непредвиденное: во-первых, правительство Ющенко стало пользоваться реальной популярностью не только на Укр!
аине, но и на Западе. О Ющенко говорят, как о премьере-реформаторе. Руководители правительств стран Евросоюза и Центральной Европы наперебой выражают ему свою поддержку. Ющенко объявляется человеком года на престижном международном экономическом форуме в Кринице (Польша), почетным доктором Люблинского университета... Проходят специальные конференции, на которых западные дипломаты элегантно убеждают представителей администрации Кучмы поддержать реформаторский настрой правительства... Что самое интересное - по крайней мере на Западе президент Кучма с правительственными реформами не ассоциируется. Возможно, не из-за собственной позиции, а из-за роли собственного олигархически-чиновничьего окружения, опасающегося успехов популярного премьера. Да и сам президент, вне всякого сомнения сохраняющий все рычаги влияния в собственных руках, уже несколько раз критиковал кабинет министров, причем очень резко.
Вместе с тем президент, уже имевший счастье работать с Лазаренко, панически боится ответственности за происходящее в экономике страны и поэтому вряд ли может отказаться от услуг Ющенко незамедлительно. То же касается и наиболее критикуемого члена кабинета - вице-премьера по ТЭКу Юлии Тимошенко. Ющенко пригласил в правительство некогда ближайшую сотрудницу Павла Лазаренко, отдавая себе отчет в том, что именно она может иметь реальное представление о механизмах разграбления ТЭКа олигархическими кланами и их могущественными партнерами в российских энергетических монополиях. Результат не замедлил сказаться: впервые украинскому правительству удалось достичь наполняемости бюджета, расплатиться по зарплатам и пенсиям. Но впервые вынужденные оплачивать все это национальное удовольствие "олигархи" требуют отставки "железной леди" украинской энергетики. Тем не менее приходится признать: если Ющенко откажется от Тимошенко, он вряд ли сможет обеспечивать наполняемость бюджета с други!
м вице-премьером... Поэтому глава правительства защищает Тимошенко не столько ради нее, сколько ради собственного политического выживания.
У Евгения Марчука, возглавившего комиссию, столь негативно отозвавшуюся о работе кабинета, свои резоны. После поражения на президентских выборах и начала работы в СНБОУ некогда влиятельный политик стремится восстановить свою репутацию борца с коррупцией в том узком коридоре возможностей, который предоставлен ему должностью. Тем более, что и в случае с кабинетом Марчук, как и другие критики правительства, должен спешить. Если зима пройдет благополучно для кабинета, от него будет весьма трудно избавиться в теплое время года.
Это понимают все. Это понимает и Ющенко, делающий столь рискованные для себя заявления. Премьер-министр отдает себе отчет в том, что президент вряд ли рискнет менять исполнительную власть накануне надвигающихся холодов, - последние зимы были на Украине непростыми, и обещания правительства, что в новом тысячелетии все будет по-другому, для президента очень важны. Но репутация Виктора Ющенко в случае успешной сдачи зимнего зачета будет гораздо прочнее.
Именно поэтому для главы украинского правительства так важны переговоры с его российским коллегой. Выгодна ли отставка Виктора Ющенко для Москвы? Вряд ли. Конечно, пророссийским политиком Ющенко не назовешь. Но на Украине нет пророссийских политиков. Есть, скорее, люди, стремящиеся словами о необходимости развития отношений с Россией решить собственные политические и - главным образом - экономические проблемы. Рассчитывать на возможность реального сотрудничества российского бизнеса с олигархическим украинским конгломератом не приходится прежде всего ввиду тотального отсутствия среди украинских олигархов стратегически мыслящих людей: грустная история олигарха номер один Павла Лазаренко доказала это лучше всего. Ющенко - во всяком случае, реалистически мыслящий партнер. И в этом смысле Михаилу Касьянову гораздо удобнее найти общий язык с ним, чем с каким-нибудь вероятным преемником Ющенко, далеким не только от экономических категорий, но и от экономической грамотности.
Тем более, что после саммита Россия-ЕС, когда стало ясно, что новый газопровод в Европу будет построен, платформа для реализма появилась. Ющенко выступал против строительства такого газопровода в обход украинской территории, мотивируя это возможностью модернизации уже существующих путей транспортировки газа. В новой ситуации у украинского премьера есть возможность продемонстрировать, что он может предложить Москве и удастся ли до начала строительства договориться относительно украинской задолженности за российские энергоносители и "несанкционированного отбора" российского газа украинскими потребителями.