Консультация # 200804: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос: Автомобиль трогается с места и, двигаетсяясь равноускоренно, за время t проходит путь S на подъеме с углом наклона α к плоскости горизонта. Масса автомобиля m, КПД двигате...
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос: Автомобиль трогается с места и, двигаетсяясь равноускоренно, за время t проходит путь S на подъеме с углом наклона α к плоскости горизонта. Масса автомобиля m, КПД двигателя ɳ, расход бензина при среднем коэффициенте сопротивления движению k составляет V. Найти путь S. Дано: t = 15 с; угольα=6,5°; m = 2,3 т; η = 0,3; k = 0,12; V = 76 мл; ρбензина = 0,7*10^3 кг/м3; q бензина = 46 МДж/м3кг
Дано: автомобиль двигается равноускоренно; м/с -- начальная скорость автомобиля; т кг -- масса автомобиля; -- угол наклона плоскости, по которой движется автомобиль, к плоскости горизонта; с -- время движения автомобиля; -- КПД двигателя автомобиля; -- коэффициент сопротивления движению автомобиля; мл м3 -- расход бензина; кг/м3 -- плотность бен
зина; Дж/кг -- удельная теплота сгорания бензина (именно в этих единицах измерения, согласно [1]). Определить: -- путь, пройденный автомобилем.
Решение
Выполним рисунок к задаче (прикреплённый файл).
На автомобиль, который поднимается по наклонной плоскости, действуют сила тяжести нормальная реакция наклонной плоскости, сила сопротивления движению (её модуль сила тяги двигателя автомобиля. Согласно второму закону Ньютона, в проекциях на направление движения автомобиля получим
div>
Имеем, согласно [2], -- масса бензина, расходованного при движении автомобиля; -- количество теплоты, выделившейся при сгорании бензина; -- количество теплоты, затраченной на выполнение полезной работы; -- работа, выполненная при движении автомобиля равнодействующей силы тяги автомобиля и силы сопротивления движению автомобиля; Отсюда получим
Чтобы уменьшить вероятность ошибки, подставим в последнее уравнение числовые данные. Получим
(Дж/кг),
(м/с2),
(м).
Ответ: м.
Использованные источники 1. Удельная теплота сгорания некоторых видов топлива 2. Аксенович Л. А., Ракина Н. Н., Фарино К. С. Физика в средней школе. Теория. Задания. Тесты. -- Минск: Адукацыя i выхаванне, 2004.
Дано: v0=0 t=15c α=6,5º m=2,3*103кг ɳ=0,3 k=0,12 V=76*10-6м3 ρ=700 кг/м3 q=46*106Дж/кг Найти:S Решение: 1) Все задачи, в которых есть аббревиатура "КПД", я начинаю решать с формулы (*) ɳ=АПОЛ/АСОВ (*) А затем соображаем, что в данной задаче есть работа полезная (АПОЛ), а что - совершенная (АСОВ) В нашем случае AПОЛ=FТ*S (1) АСОВ=Q=qρV (2) Тогда ɳ=FТ*S/qρV (**) 2) В последней формуле (**) неизвестна сила тяги двигателя FT. Её найдем, составив уравнение сил по 2-му закону Ньютона.(В следующей записи все обозначе
ния, выделенные жирным шрифтом - вектора) mg+N+FТ+FC=ma (3) (FC=kN - сила сопротивления). Проецируем на оси координат: - в проекции на ось х -mg*sinα+FТ-kN=ma (3.1) (Ускорение a=2S/t2) - в проекции на ось y -mg*cosα+N=0 (3.2) Из (3.2) имеем N=mg*cosα Тогда из (3.1) FТ=2mS/t2+mg*sinα+kN Или, с учетом (3.2) FТ=2mS/t2+mg*sinα+mgk*cosα (4) Подставим (4) в (**), получим ɳ=[(2mS2/t2)+mgS(sinα+k*cosα)]/(qρV) (***) Из последнего уравнения (***) получаем квадратное уравнение относительно неизвестной S А*S2+B*S+C=0 (5) где А=2m/t2=2*2,3*103/152=204,4≈0,02*103 B=mg(sinα+k*cosα)=2,3*103*10*(0,113+0,12*0,994)=5,3*103 C
=-ɳqρV=-0,3*46*106*700*76*10-6=-734,2*103 Общий множитель 103 можно вынести за скобки и рассчитать дискриминант и корни уравнения уже без него. Получим: D=B2-4AC=5,32-4*0,02*(-734,2)≈87 Тогда искомый путь S=(-B±√D)/2A =( -5,3±9,3)/2*0,02; S1<0 - не удовлетворяет условию задачи; S2=(-5,3+9,3)/2*0,02=100 м ******* Итак, после многократных и несколькочасовых перерасчетов окончательный ответ S=100м ******* Удачи
Ответ отредактирован модератором Konstantin Shvetski (Модератор) 13.05.2021, 16:14
Консультировал: Konstantin Shvetski (Модератор)
Дата отправки: 11.05.2021, 00:53
style="font-style: italic; color: gray;">нет комментария ----- Дата оценки: 11.05.2021, 15:30
Дано: Масса автомобиля m = 2,3·103 кг , Время разгона tr = 15 c , угол наклона α = 6,5° , КПД двигателя η = 0,3 , коэффициент сопротивления движению k = 0,12 , Расход бензина V = 7,6·10-6 м3, Плотность бензина ρ = 700 кг/м3 , Вычислить путь S .
Лучшие эксперты Портала уже отправили Вам 2 Ответа. Но поскольку эти Ответы НЕ совпали, значит, где-то в решении присутствует ошибка, и надо искать её, чтоб авторы вопросов не уходили от нас с недоделками / сомнениями.
Задача Ваша - необычная, потому что в жизни транспортные средства не разгоняются с постоянным ускорением. При некоторой постоянной мощности двигателя ускорение максимально в начале разгона, и затем затухает по мере увеличения скорости. Это особенно заметно на старте самолёта в начале взлётной полосы, когда пилот уже задал макси-обороты двигателя и отпустил тормоза. Сильное ускорение прижимает всех пассажиров к спинкам кресел. Но по
сле взлёта обороты двигателя НЕ стихают (шум стабилен), а ускорение убавляется до нуля. Этот процесс хорошо описывается упрощённой формулой (без учёта сопротивлений): P = F·V = m·a·V , где P - мощность двигателя, F - сила тяги, V - скорость, m - масса, a - ускорение. То есть, при постоянной мощности двигателя ускорение обратно пропорционально набранной скорости.
Придётся представить, будто в нашей задаче какой-то бортовой компьютер или искусный водитель сильно ограничивает мощность двигателя на старте и затем плавно "добавляет газу", чтоб обеспечить Условие "Автомобиль … двигается равноускоренно…". Среди многочисленных параметров задачи здесь ключевой величиной является Ускорение. Через него мы можем легко выразить все прочие величины. А само это ускорение ограничено дозой истраченного топлива, его энергией. Значит, и связывать ускорение с расходом бензина проще через формулы Энергии. Закон сохранения энергии прост: Исходная энергия од
ного вида перешла в энергию другого вида. Нам осталось все виды энергий расписать в виде формул - составить уравнение.
Исходная энергия сгоревшего бензина Q = q·ρ·V = 2,45 МДж - тут удельная теплота сгорания бензина q = 46·106 Дж/кг (Андрей Владимирович нашёл эту норму в справочнике при подготовке своего выше-Ответа)
Двигатель превратил тепловую энергию в механическую, зафиксируем её как механическая РаботаЗатраченная: A = Q·η = 734 кДж . Ассоциировать η с силой тяги η = FТ·S / (q·ρ·V) - как это сделано во 2м ответе, вероятно тоже можно, но рискованно, тк параметр η задан в Условии как "КПД двигателя" (а не всей системы) - и надёжнее использовать этот КПД "в чистом виде" как конкретный коэффициент пересчёта тепловой энергии топлива в механическую энергию двигателя, которая разгоняет автомобиль. Не будем впутывать в формулу сомнительные вторичные силы.
В какие виды энергии превр
атилась полученная механическая РаботаЗатраченная ? Составим главное уравнение задачи: A = Ap + Ak + Aso Тут Ap = m·g·h - потенциальная энергия поднятия автомобиля на высоту h = S·sin(α) Ak = m·Vk2 / 2 - кинетическая энергия автомобиля, разогнанного до конечной скорости Vk = a·tr Aso = Fso·S - энергия потерь на сопротивление движению, она перешла в тепло. Fso = m·g·k·cos(α) - сила, противодействующая разгону. Она зависит от угла α (в отличие от выше-Ответа N1, см статьи "Силы трения. Физика10й-кл" Ссылка1 и "Силы сопротивлени движению" Ссылка2 )
Передаём эти данные в вычислитель-приложение Маткад (
ссылка3) . Маткад выполняет рутинные вычисления быстро и избавляет меня от частых ошибок. Маткад-скриншот прилагаю. Я добавил в него подробные комментарии зелёным цветом. Ответ : Путь автомобиля равен 101 м. Сделаем тщательную проверку убедиться в отсутствии ошибок. Попытаемся получить обратно из вычисленного Путь-значения заданный нам Расход бензина, но сделаем это другим, альтернативным методом, ч-з расклад сил. Расход должен совпасть с величиной V = 76 мл, заданной в Условии. Проверка выполнена в Маткаде успешно, значения совпали с высокой точностью (Маткад вычисляет с поразительной точностью 15 значащих цифр! Но на экран выводит значения округлённые по-умолчанию до 3х знаков после зпт, можно изменить). Если что-то непонятно, спрашивайте в мини-форуме.
Команда портала RFPRO.RU благодарит Вас за то, что Вы пользуетесь нашими услугами. Вы только что прочли очередной выпуск рассылки. Мы старались.
Пожалуйста, оцените его. Если совет помог Вам, если Вам понравился ответ, Вы можете поблагодарить автора -
для этого в каждом ответе есть специальные ссылки. Вы можете оставить отзыв о работе портале. Нам очень важно знать Ваше мнение.
Вы можете поближе познакомиться с жизнью портала, посетив наш форум, почитав журнал,
который издают наши эксперты. Если у Вас есть желание помочь людям, поделиться своими знаниями, Вы можете зарегистрироваться экспертом.
Заходите - у нас интересно!