Математическая карусель -- одно из самых популярных, увлекательных и
полезных соревнований, особенно для 5-7 класса.
Правила на
первый взгляд могут показаться несколько запутанными, но это
обманчивое впечатление. Один раз сыграв, ребята всегда просят проводить
карусели как можно чаще.
Командная игра на втором занятии помогает кружковцам
познакомиться друг с другом и раскрепоститься. Простые задачи
способствуют обретению уверенности в себе.
Традиционно письменное оформление решённых задач непросто
для пятиклассников и традиционно в кружках все решения рассказываются устно.
Этот метод отлично зарекомендовал себя и отказываться от него ни в коем
случае не следует. Тем не менее в этот раз на дом
задано и несколько "письменных" задач. После каждой такой задачи
указывается, что именно следует написать -- если задача решена,
такая письменная работа не представляет сложности для кружковца,
но существенно помогает преподавателю. Конечно, полезно
выслушивать и устные решения этих задач -- выборочно, а, если есть
возможность, то и полностью.
Задача 8. Замените буквы в слове ТРАНСПОРТИРОВКА цифрами от 0 до 9 (разные
буквы - разными цифрами, одинаковые - одинаковыми) так, чтобы выполнялись
неравенства
Т<Р<А<Н>С>П>О>Р>Т<И<Р<О>В>К>А.
Следует написать: Ответ
Задача 9. В типографии было два одинаковых с виду набора букв - легкий и тяжелый,
а внутри каждого набора буквы весили одинаково. Ученик смешал наборы.
Оказалось, что слово ГРОЗНЫЙ тяжелее чем УЧИТЕЛЬ, составленное из тех же
букв слово ГУЛ тяжелее чем РОТ, а буква Т тяжелее Г. Какие буквы - из
легкого набора?
Следует написать: Ответ
Задача 10. Алеша задумал число. Он прибавил к нему 5, потом разделил
сумму на 3, умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и получил число 2.
Какое число задумал Алеша?
Следует написать: Арифметические действия, которые привели к ответу и ответ.
Задача 11. Семья ночью подошла к мосту. Папа может перейти его за 1 минуту,
мама - за 2 минуты, малыш - за 5, а бабушка - за 10 минут. У них есть один
фонарик. Мост выдерживает только двоих. Как им перейти мост за 17 минут?
(Если переходят двое, то они идут с меньшей из их скоростей. Двигаться по
мосту без фонарика нельзя. Светить издали нельзя, носить друг друга на
руках нельзя).
Следует написать: Последовательность переходов
Задача 12. В классе 40 учеников. Из них 18 занимаются каратэ, а 20 увлекаются
волейболом. Среди каратистов - шесть волейболистов. Сколько учеников класса
не занимаются ни каратэ, ни волейболом?
Следует написать: Арифметические действия, которые привели к ответу и ответ.
Задача 13. Из 100 туристов, отправляющихся в заграничное путешествие, немецким
языком владеют 30 человек, английским - 28, французским - 42. Английским
и немецким одновременно владеют 8 человек, английским и французским - 10,
немецким и французским - 5, всеми тремя языками - 3. Сколько туристов не
владеют ни одним языком?
Следует написать: Арифметические действия, которые привели к ответу и ответ.
Писать решения таких задач -- для пятиклассников непосильный труд.
Их решения придётся обязательно надо будет принимать у каждого
решившего в режиме диалога.
Задача 14. Золотоискатель Джек добыл 9 кг. песка. Сможет ли он за три
взвешивания отмерить 2 кг песка с помощью двухчашечных весов а) с двумя
гирями - 200 г и 50 г; б) с одной гирей 200 г?
Задача 15.
Два класса с одинаковым количеством учеников написали контрольную. Когда
им сказали оценки, оказалось, что двоек на 13 больше, чем остальных оценок.
Докажите, что при подсчёте числа оценок произошла ошибка.