Жажда вечной жизни

Человечеству открылась дорога в вечность

28 апреля 2006 Утро.ру
Петр АЛЕКСЕЕВ

Что заставляет человека стареть? Этот вопрос издавна волнует умы, но однозначного ответа на него как не было, так и нет, хотя за последние десятилетия генетика и молекулярная биология накопили значительный объем данных, проливающих свет на данную проблему.

В частности, учеными был открыт целый ряд генов, способных влиять на продолжительность жизни . Кроме того, были выявлены многие факторы, связанные с образом жизни, – от количества потребляемой пищи до числа выкуриваемых сигарет , – которые приближают или, напротив, отодвигают наступление старости. Тем не менее, до полного консенсуса исследователям, занимающимся этим кругом проблем, пока еще далеко. Так, одни ученые полагают, что клетки организма в течение жизни накапливают усталость под воздействием разрушительных молекул – так называемых активных кислородных частиц. Другие придают наибольшее значение проблемам, связанным с митохондриями – органами клетки, отвечающими за выработку энергии. Третьи сосредотачивают свое внимание на процессе постепенного изнашивания концевых участков хромосомы, называемых теломерами.

В стремлении проникнуть в тайну старения человеческого организма некоторые биологи обратились в последние годы к изучению группы заболеваний, получивших название прогерии. Страдающие этим недугом дети лысеют, испытывают проблемы с сердцем и проявляют другие симптомы преждевременного старения. В 2003 г. ученым удалось показать, что одно из расстройств этого типа, известное как прогерия Гартингса, вызывается мутацией белка ламин А, представляющего собой строительный материал для ядра клетки и его стенок. И вот теперь специалистам из Национального института рака (США) Тому Мистели и Паоле Скаффиди удалось показать, что люди преклонного возраста испытывают точно такие внутриклеточные проблемы, а, следовательно, данный белок играет ключевую роль и в естественном процессе старения.

В организме пожилых людей клеточные ядра покрываются морщинами, в ДНК накапливаются повреждения, а уровень ряда белков, в которых "упакована" ДНК, начинает колебаться. Точно такие же изменения наблюдаются у детей, больных прогерией Гартингса.

Как предполагают авторы исследования, здоровые клетки также вырабатывают незначительное количество белка-мутанта, но в то время, как молодые клетки могут чувствовать неладное и избавляться от него, старые лишены этой способности. Теоретически, если блокировать выработку зловредного белка, все проблемы с ядром должны исчезнуть. "Можно взять старые клетки и снова сделать их молодыми", – говорит Мистели. В будущем он и его коллега намерены заняться разработкой препарата, который открыл бы человечеству дорогу к вечной молодости.

Ссылка по теме:
Wrinkled cell nuclei may make us age, Nature, Helen Pearson, 27.04.06

Написать комментарий/Обсудить эту новость                                                          Прочитать

В мае начнутся испытания вакцины от птичьего гриппа на волонтерах
25/ 04/ 2006 РИА Новости
Ольга Второва

В мае петербургский НИИ гриппа планирует приступить к испытаниям вакцины от птичьего гриппа для людей, сообщил РИА Новости во вторник директор НИИ гриппа, академик РАМН Олег Киселев.

"В мае мы планируем начать испытания на волонтерах вакцины, разработанной на основе вируса H5N1 в нашем институте", - сказал Киселев.

Он также сообщил, что пока не определено точное количество волонтеров, на которых будут проводиться испытания. По словам Киселева, вакцина против птичьего гриппа для людей была создана НИИ гриппа в ноябре 2005 года.

"При разработке вакцины мы использовали метод обратной генетики", - отметил Киселев.

Птичий грипп завоевывает мир. Карта

Морщинки исчезают, кожа молодеет
28.04.2006 НГТР
Татьяна Моноенко

Морщинки исчезают, кожа молодеетНеобычный медицинский эксперимент поставил новосибирский хирург. Он ввел себе стволовые клетки, чтобы разгладить морщины, помолодеть и доказать всем - клеточная терапия эффективна, а главное безвредна.

Стволовые клетки пересаживают сегодня пациентам с заболеваниями головного и спинного мозга, больным с циррозом печени, ранами, повреждениями суставов и даже сахарным диабетом. Результаты - обнадеживают. Но о лечении речь не идет, пока это только эксперимент. На один из них и решился Николай Колосов.
Николай Колосов – заведующий кафедрой ортопедии, травматологии и медицинских катастроф НГМА, д.м.н., профессор: "Когда ты сам вводишь, на себе доказываешь, это и есть гарантия, что они безвредны".

Так профессор выглядел несколько недель назад - зафиксирована и подсчитана каждая морщинка. На борьбу с ними брошены 1,5 миллиарда стволовых клеток. Их профессору ввели прямо в вену, как капельницу. А умная клетка сама найдет больное место.

Николай Колосов – заведующий кафедрой ортопедии, травматологии и медицинских катастроф НГМА, д.м.н., профессор: "Цвет лица должен измениться, морщинки исчезнуть, вот на это мы пока будем обращать внимание".

Между тем, обычные салоны красоты уже навязывают процедуру со стволовыми клетками как панацею от всех болезней. Но довеять этому не стоит - эксперименты подолжаются. Самое главное, подчеркивают медики, – стволовые клетки должны быть правильно протестированы и обследованы. Только тогда и не будет побочных эффектов.

Уже сейчас коллеги Николая Георгиевича замечают - профессор стал выглядеть лучше. Морщинки исчезают, кожа молодеет. Но на проведение эксперимента дается полгода. Так что окончательные выводы можно будет делать в августе.

Ссылка по теме:

28.04.2006 ИТАР-ТАСС
Лариса Ключникова

В Белоруссии проведена уникальная операция по пересадке ткани щитовидной железы от кролика человеку. Это абсолютно новый способ помощи людям, у которых удалена щитовидная железа.

"В мировой практике данная технология применена впервые, операции предшествовали четырехгодичные исследования", - рассказал сегодня корр. ИТАР-ТАСС заведующий 2-й кафедрой хирургических болезней Белорусского государственного медицинского университета профессор Станислав Третьяк. По его словам, зарубежные медики пытались трансплантировать щитовидку от человека человеку, но в большинстве случаев организм отторгал донорский орган.

Ученым удалось вырастить клетки щитовидной железы и паращитовидных желез, выделенных у эмбрионов кролика, и при их пересадки реакции отторжения практически не возникает.
Прооперированная 39-летняя минчанка чувствует себя вполне удовлетворительно. Исследования показали, что уровень гормонов в крови в пределах нормы. Однако медики в своих прогнозах осторожны. "Это наши первые шаги. О серьезном успехе мы сможем говорить спустя, как минимум год, при удачных результатах", - сказал Третьяк.