Кометы и другое

Звёздный Курьер

ЗВЁЗДНЫЙ КУРЬЕР

Рассылка астроклуба "Карелия"

Выпуск 5. (8 мая 2006 г.)

Просим прощения за задержку рассылки!

Новости сервера:

Если у Вас есть интересные материалы, статьи, дневники астрономических наблюдений, фотографии, присылайте на astrokarelia@mail.ru и мы их обязательно опубликуем.

***

Пополнения в нашем описании объектов Мессье:

М15 – шаровое звёздное скопление

М16 – Диффузная туманность «Орёл»

Также вносятся изменения и дополнения в ранее опубликованные материалы.

Просим Вас присылать свои фотографии объектов Месье для опубликования в этом разделе.

Опубликована статья заочного члена астроклуба «Карелия» Георгия Бурбы «Большая одиссея». Статья посвящена истории космических исследований Луны.

Новости астрономии:

08.05.2006 - Календарь наблюдателя на июнь 2006 г. от Козловского А.Н.

07.05.2006 - Фотографии малого красного пятна на Юпитере от космического телескопа "Хаббл". Космический телескоп Хаббл" предоставил астрономам дтальное изображение малого красного пятна, недавно открытого на планете. Впервые в истории астрономии астрономы засвидетельствовали рождение нового мощногог атмосферного вихря на гигантской планете, удалённой от нас на полмиллиарда миль. Диаметр нового пятна составляет примерно половину диаметра БКП. Исследователи говорят, что появление нового пятна может быть связано с изменением кламата в Юпитерианской атмосфере.

30.04.2006 - Великолепные фотографии кометы 73Р Швассмана-Вахманаполучены космическим телескопом имени Хаббла. Сейчас эта комета приближается к Солнцу и очень активно распадается на множествофрагментов. На снимках Хаббла обнаруживается значительно больше фрагментов, чем ранее было обнаружено с Земли, и это притом, что земные астрономы уже сумели обнаружить их более 30! Благодаря этим снимкам можно во всех подробностях изучить процесс разрушения ядра кометы. В настоящее время 73Р представляет собой цепочку из осколков, которые расположились на небе на расстоянии друг от друга, внесколько раз превышающем угловые размеры полной Луны. Снимки Хаббла показали десятки мини-комет, которые движутся за основными фрагментами и образовались из их поверхностного материала.

28.04.2006 - Юпитер вблизи противостояния. 4 мая 2006 года в 17 часов по московскому летнему времени планета Юпитер достигнет точки противостояния. Планета-гигант, и без того являющийся самой удобной для телескопических наблюдений планетой, в этот период предстанет перед взорами наблюдателей во всем своем величии. Блеск Юпитера составит -2,5m (из планет ярче только Венера), а видимый диаметр - более 45 угловых секунд. Во время противостояния планета будет видна все темное время суток в созвездии Весов, а продолжительность видимости газового гиганта в средних широтах приблизится к 7 часам. Хотя максимальная высота Юпитера над горизонтом не превысит на широте Москвы 20 градусов (на широте С.-Петербурга - 16 градусов), высокая яркость позволит наблюдать его даже в сумерки, а также зарисовывать и фотографировать богатую деталями поверхность. Даже в малые телескопы, начиная от инструментов с диаметром объектива от 60 мм и выше, можно наблюдать полосы на желтом диске, а полноценные наблюдения Юпитера можно провести с телескопом от 100 мм в диаметре. В такой инструмент видны многочисленные детали и знаменитое Большое Красное Пятно, наблюдающееся уже несколько столетий, а теперь к нему прибавилось недавно открытое Малое Красное Пятно, которое меньше БКП в два раза. Противостояние - самое лучшее время для наблюдений спутников Юпитера. В бинокли и малые телескопы, как всегда, будут доступны 4 главных спутника планеты: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. (А.Козловский)

28.04.2006 - Максимум действия метеорного потока Эта-Аквариды. В ночь с 3 на 4 мая 2006 года наступит максимум действия метеорного потока Эта-Аквариды. Максимальное часовое число замеченных метеоров (ZHR), вычисленное с поправками на зенитное расстояние и состояние неба, может достигать в экваториальных районах 200. Радиант потока находится в созвездии Водолея. Его координаты: Пр.В. = 22ч15м, Скл. = -1°. Поток дает достаточно много быстрых метеоров, скорость которых достигает 60 км/сек, но в России хорошо наблюдается только на юге страны, где можно видеть до 60-100 "падающих звезд" в час. Этот метеорный рой связан с кометой Галлея, которая в последний раз приближалась к Солнцу в 1986 году. В этом же году обнаружен второй максимум потока, который приходится на 9-10 мая. В период максимума Эта-Акварид Луна будет находиться в фазе первой четверти, зайдет к полуночи и не будет помехой для наблюдений этого метеорного потока. Свежие результаты анализа IMO в последние годы, основанного на данных 1984-2001 гг., показывают, что ZHR обычно находится выше 30 в период около 3-10 мая, а пиковая активность меняется с периодом около 12 лет. Если этот цикл вызван влиянием Юпитера, то следующий подъем должен произойти в 2008-2010 гг. (А. Козловский)

23.04.2006 - Наблюдаем в мае! Май месяц не изобилует яркими астрономическими явлениями, а после такого красивейшего и редкого астрономического события, как полное солнечное затмение 29 марта 2006 года, все другие небесные шоу кажутся менее интересными. Тем не менее, каждое небесное явление по-своему неповторимо. В текущем месяце любители астрономии смогут успешно наблюдать Юпитер, который вступит в противостояние с Солнцем 4 мая. В этот же день можно будет заметить и "падающие звезды", т.к. метеорный поток Эта-Аквариды достигнет максимума действия. Несомненным астрономическим событием является появление на утреннем небосводе кометы P/Schwassmann-Wachmann (73P), которая будет видна невооруженным глазом. 19 мая астероид Флора вступит в противостояние с Солнцем, и на этом значительные события месяца на небе закончатся. Вторая половина мая пройдет достаточно спокойно в астрономическом отношении, и лишь проявившийся (в конце месяца) на вечернем небе Меркурий будет привлекать внимание любителей астрономии. К концу месяца ночи станут совсем короткими, а в северных широтах наступят белые ночи, поэтому наблюдения темного звездного неба придется отложить до августа. Растущий серп нашей небесной соседки будет украшать вечернее небо в начале месяца, а к середине мая взорам предстанет полная Луна. Ночная видимость Луны постепенно сменится на утреннюю, и в последнюю полную неделю мая наступит новолуние. Из всех небесных объектов Луна будет, как всегда, самым доступным объектом для наблюдений. Кратеры и горы на ней можно наблюдать даже в самый скромный бинокль. (А.Козловский)

22.04.2006 - Наблюдаем комету Швассмана-Вахмана-3! На данный момент астрономам удалось открыть уже 33 компонента этой кометы. Причём комета буквально разваливается на части на глазах наблюдателя. Совсем недавно от наиболее яркого компонента B откололся фрагмент. Максимума блеска обломки кометы достигнут в середине мая, когда в России, особенно северных её частях, светлеющие ночи не будут благоприятствовать этим наблюдениям. В это время комету можно попытаться обнаружить в простой бинокль. Соглассно расчётам, которые провёл Фёдор Шаров, наиболее ярким в максимуме будет неожиданно вспыхнувший компонент B (4,8m). Компонент C достигнет блеска 5,3m, G - 8,1m, R - 11,4m. Более подробные сведения на блески компонент и ссылки на эфемериды см. на нашей кометной страничке. Астроклуб "Карелия" желает Вам удачных наблюдений!

При обнаружении ошибок и неточностей просим сообщать о них на электронный адрес клуба.

Подготовлено любилелем астрономии Новичонком А.О.

Астроклуб "Карелия"