Творческое
мышление -
процесс, позволяющий связать воедино
предметы или идеи, которые ранее связаны
не были, с целью разработать что-то новое.
Процесс творческого мышления имеет пять
стадий:
1.
Подготовка. Сбор всех известных
фактических данных;
использование конвергентного (аналитического)
мышления, насколько это возможно;
определение проблемы с различных сторон,
т.е. разные ее формулировки.
2.
Мыслительные усилия. Использование
дивергентного мышления,
которое
ведет либо к возможному решению
проблемы, либо кфрустрации
(разочарованию).
3.
Инкубация. Проблема оставляется в
подсознании, в то время как человек
занимается другими делами. За это время
слабеет эмоциональное торможение и
противодействие новым идеям, а также
возникает возможность воспринять новые
идеи, которые могут появиться за это
время.
4.
Озарение. Вспышка озарения, дающая
ответ и возможностьрешения
рассматриваемой проблемы.
5.
Оценка. Анализ всех идей, полученных
на трех предыдущих стадиях, с целью
нахождения возможных решений.
Две из этих стадий - подготовка и оценка -
требуют аналитического мышления. В трех
других стадиях, занимающих центральное
положение,
- мыслительные усилия, инкубация и
озарение - необходима свобода
творчества и раскованность, отсутствие
скоропалительных суждений.
Поощряется высказывание всяческих
безумных идей, так как цель - количество,
а не качество. При обилии идей новые
становятся развитием высказанных ранее.
Ключ к успешному творческому мышлению -
разумное и целенаправленное разделение
процессов производства идеи и их оценки.
К методам творческого мышления в числе
прочих относятся:
метод "мозгового штурма", или "мозговой
атаки" - один из наиболее
распространенных методов раскрепощения
и активизации творческого мышления.
Впервые этот метод был использован в США
как способ получения новых идей,
заключающийся в полной свободе
высказываний и запрещении их критики.
Замечено, что боязнь критикимешает
творческому мышлению, поэтому основная
идея штурма - это отделение процедуры
генерирования идей в замкнутой группе
специалистов от процесса анализа и
оценки высказанных идей.
Как правило, штурм длится около 40 мин.
Участникам (до 10 человек) предлагается
высказывать любые идеи (шутливые,
фантастические, ошибочные) на заданную
тему. Критика запрещена. Обычно
высказывается более 50 идей. Регламент до
двух минут на выступление.
Самый интересный момент штурма - это
наступление пика (ажиотажа), когда идеи
начинают "фонтанировать", т.е.
происходит непроизвольная генерация
гипотез участников. При последующем
анализе всего лишь 10-15% идей оказываются
разумными, но среди них бывают весьма
оригинальные. Оценивает результаты
обычно группа экспертов, не
участвовавших в генерации;
метод
мозговой атаки "6, 3, 5" состоит в том,
что 6 специалистов за 5 минут должны
предложить 3 варианта прогноза развития
рынка и продвижения на него товаров на
специально раздаваемых для этой цели
бланках. Через 5 минут для той же
процедуры приглашаются следующие 6
сотрудников и т.п. Таким образом, за
полчаса фирма может получить 108 новых
идей и предложений, которые затем
активно обсуждаются и используются.
Метод имеет важное значение для
получения случайных результатов;
метод
разложения на части применяется в
отношении материальных (вещественных)
объектов; он заключается в составлении
перечня основных характеристик идеи или
предмета и рассмотрении каждой из них на
возможное усовершенствование;
морфологический
анализ заключается в занесении всех
переменных в матрицу и их
комбинирование. Например, если нужна
новая форма транспорта, можно составить
список переменных. Хотя матрица не
представляет все возможные
альтернативы, различные комбинации
перечисленных элементов дают
значительное количестворазных
форм транспорта, многие их которых
существуют в действительности.
Большинство альтернатив будут
отброшены, однако некоторые из них могут
рассматриваться в дальнейшем и укажут
на новые полезные решения;
латеральное
(боковое) мышление - рассмотрение всех
возможностей, включая те, которые,
казалось бы, выходят за пределы данной
области;
метод
"дневных грез" предлагается, если
длительная интенсивная работа по какой-либо
проблеме не дает новаторского решения. В
такой ситуации полное расслабление и
мечтание могут привести к творческому
озарению.
Независимо от того, какой метод
применяется, необходимы следующие
четыре правила:
1) воздержание от преждевременных
суждений - необходимоисключить
преждевременную критику идей;
2) раскованность - чем безумнее идея, тем
лучше результаты;
3) количество - необходимо получить как
можно больше идей;
4) перекрестное опыление - может быть
полезно комбинировать иусовершенствовать
идеи, высказанные другими.