Обучение и подготовка кадров в
организации-клиенте
Обучение работников организации-клиента -
повышение квалификации работников в ходе индивидуальных и групповых
бесед, в
процессе выполнения работ, предусмотренных программой договора;
подготовка
внутренних консультантов; индивидуальное обучение руководителей на
основе
разработанных консультантом программ.
Обучение новым методам работы предполагает проведение семинаров,
дискуссий,
создание специальных проектных групп и т.п.
Наиболее интересный и эффективный, хотя и наименее формализованный,
метод -
подготовка персонала клиента путем прямого сотрудничества с
консультантом
при решении проблем.
На небольшом предприятии это может касаться самого
владельца-руководителя.
В других организациях это может относиться к некоторым руководителям,
другим
членам группы, которые отвечают за проект совместно с консультантом.
Опытный консультант использует любую возможность, чтобы не только
передать
рутинную работу (например, сбор данных) персоналу клиента, но и вовлечь
его
в более сложные операции, требующие профессионального умения, опыта и
побуждающие к самообразованию.
Так как это дает отличные возможности для обучения, целесообразно
назначать
на эту работу людей с хорошими способностями, а не просто тех, кого
можно
освободить от обычных обязанностей на требуемый период.
Члены высшего руководства также могут обучаться в ходе выполнения
задания,
если консультант знает, как говорить с ними, и если у них есть желание
познакомиться с методами работы консультанта.
Вот почему руководителю интереснее найти действительно хорошего
консультанта
и часто взаимодействовать с ним, а не просто прочитать его отчет в конце
выполнения задания.
Обычный элемент выполнения задания - обучить персонал клиента особым
приемам. Это касается работников, участвующих во внедрении и
использовании
данного метода (например, измерение времени, статистический контроль
качества, расчет нормативных издержек).
Обучение может охватывать многих людей и требовать точно определенной по
графику программы подготовки, которая начинается до стадии внедрения и
может
продолжаться на первой его стадии.
Возможен ряд подходов, таких, как:
-
подготовка консультантов без отрыва от производства;
-
подготовка инструкторов консультантом;
-
подготовка экспериментальных групп, которые затем будут
обучать остальной персонал;
-
официальные подготовительные курсы для работников компании (ведутся
консультантом, специальными инструкторами, приглашенными для этой цели,
или
штатными инструкторами организации);
-
участие отдельных сотрудников в подготовительных курсах за пределами
организации;
-
ознакомительные программы для лиц, которые непосредственно не участвуют,
но
должны быть информированы.
По мере того, как проблемы, которыми занимается консультант, становятся
все
более сложными и требующими высокой компетентности, соответствующую
подготовку и обучение персонала также становится все сложнее
разрабатывать и
организовывать. Так, например, обстоит дело в заданиях, цель которых -
крупные изменения - такие, как значительные реорганизации, важные
изменения
в продукции и рыночной стратегии или строительство нового завода,
включая
внедрение новой системы управления. Помимо обучения новым конкретным
методам, которые могут понадобиться, в этом случае нужны коллективные
усилия
по подготовке кадров, которые должны значительно изменить принципы,
стратегию и стиль управления.
В этих ситуациях обучение конкретным методам работы должно дополняться
программами, цель которых - изменить поведение.
Они могут включать семинары, рабочие группы, дискуссионные группы,
специальные группы по работе над проектом, индивидуальную работу над
проектом, обмен ролями, помощь со стороны консультанта и специалистов на
самом предприятии и т.д.
Кроме того, другой важной особенностью подготовки кадров в связи с
выполнением консультационного задания является то, что она пробуждает
интерес к дальнейшему обучению и самообразованию.
При правильной организации интерес стимулируется и расширяется, что
может
являться, в сущности, наиболее устойчивым вкладом многих
консультационных
заданий.
Рекомендуемая рассылка (не моя)
Все знают, что сейчас происходит настоящая революция Интернета. Все
знают,
что Интернет - будущее бизнеса. То, чего еще многие люди не понимают,
это
КАК. Данная рассылка предназначена для Вас, первопроходцы! Как достичь
успеха в Интернете. Как сделать так, чтобы о Вашем проекте узнали тысячи
людей. Как проводить эффективные маркетинговые кампании с помощью лучших
инструментов информационных технологий. Как извлечь максимальную выгоду
из
электронной коммерции с минимальными капиталовложениями. Как находить
клиентов и партнеров по бизнесу. Как успешно продавать свои услуги и
продукты: Ответы на эти вопросы вы сможете узнать, подписавшись на
рассылку
Секреты Успеха в Интернете.