Хиротоши Хонда объявил, что компания Mugen не будет участвовать в Формуле-1
в будущем году. Это плохо для Minardi (которые надеялись получить японские
двигатели). Это хорошо для Флавио Бриаторе, в полном распоряжении которого
теперь оказалась Minardi, ввиду того, что единственными доступными двигателями
остались его Supertec V10. Они дорогие и устаревшие, но Бриаторе это не
беспокоит, пока поступают деньги. А если денег не будет, он сможет отсудить
себе кусочек Minardi на случай, если Renault однажды решит выставить его за
дверь команды Renault Sport.
У Бриаторе есть великолепное свойство приземляться на ноги. Он всегда выживает.
И хотя ситуация не всегда складывается в его пользу, нельзя не поражаться его
способности выйти сухим из воды и вновь оказаться в заголовках новостей на
следующий день.
И вот опять Флавио будет веселиться по дороге к своему банку. А положение
Хиротоши Хонда не такое веселое. Его имя уже не так высоко ценится, как бывало.
Напомним, что Хиротоши Хонда - сын человека, основавшего Honda Motor.
Это был Соичиро Хонда, он был эксцентричным и гениальным человеком, который
основал грандиозный бизнес вместе с Такео Фуджисава. Хонда-старший довольно
своеобразно относился к менеджменту, и среди прочего его сыну не было разрешено
участвовать в бизнесе. Также сын не получил и акций
компании, ведь господин Хонда-старший отказался от всех своих акций при уходе
в отставку. Он говорил, что Honda не принадлежит семье Хонда. Замечательно
непривычный ход, просто невозможный нигде, кроме Японии.
Он не оставил Хиротоши и семью совсем без денег, и некоторое влияние в компании
сохранилось благодаря Honda Foundation. Юный Хонда хотел быть гонщиком, как
когда-то его отец, но затем стал готовить машины и, по здравому размышлению
решил: раз ему не удастся работать в Honda, он может
создать бизнес, успешно развивающийся рядом с основной компанией. В результате
появился Mugen, который настраивал для гонок серийные машины Honda. Затем
компания перешла на производство деталей для модернизации дорожных машин
Honda и тому подобное. А после Honda стала использовать
Mugen для полуофициальных проектов, да и для вовсе неофициальных.
Именно поэтому Mugen пришел в Формулу-1 в 1991 году. В это время Honda решила
разработать 12-цилиндровые двигатели для Формулы-1. И вместо традиционных V10
стала поставлять V12 команде Tyrrell, которая тогда выглядела совсем неплохо.
Попытка была неудачной, и в 1992 Honda передала Mugen свои 10-цилиндровые
двигатели, чтобы Mugen готовил их для гонок от своего имени. Так и
было в середине 1990-х
Когда Honda официально покинула Формулу-1 в конце 1992 года, инженеры компании
продолжали следить за развитием Формулы-1, делая доработку старого V10. Работа
была проделана хорошая, и в 1996 году Ligier с двигателем Mugen смогла
победить в Монако. Несколько гонок с этим двигателем выиграл Jordan.
Такое положение дел всех устраивало, пока Honda не решила вернуться в Формулу-1
с официальным статусом. Mugen стал мешать, и Хиротоши Хонде несомненно пришлось
участвовать во многих политических битвах внутри компании по поводу дальнейшего
пути развития в Формуле-1.
Сначала предполагалось, что у Honda будет своя команда, но затем эту идею
отменили и заключили сделку с BAR. Большого успеха не было, и чтобы обеспечить
прикрытие, Honda решила поставлять также заводские двигатели второй команде,
Jordan. И для Mugen неожиданно не осталось места. Хиротоши ничего не мог
с этим поделать. Инженеры, управлявшие Honda после ухода его отца, уже
также покинули компанию, и теперь во главе стояли бухгалтеры вместо
первоклассных инженеров.
Хиротоши надеялся оставить старые двигатели и развивать их под маркой Mugen,
но Honda сочла это плохим вариантом. У Honda и так достаточно конкуренции
(как внутри компании, так и снаружи), и совсем неприятной была бы перспектива
поражения от своих же старых двигателей. А у Хиротоши нет ресурсов, людей и
опыта, чтобы развивать собственные двигатели независимо от Honda.
Так что - он выбывает из игры.
Интересно будет понаблюдать, что с этим будет делать Mugen. Вся компания
основывается на продуктах Honda, и нет большого смысла куда-то уходить. Но в
то же время у Хиротоши есть мечта, чтоб Mugen создавал собственные машины и
участвовал в гонках. В современном мире, где осталось лишь несколько
производителей автомобилей, эта мечта малореалистична, но то же самое говорили
об Энцо Феррари, компанию которого в те давние времена рассматривали лишь как
придаток Afla Romeo. В итоге он стал их соперником.
И теперь перед Mugen стоит выбор. Сможет ли компания позволить себе начать
создание дорожных машин, и финансировать программу Формулы-1? Наиболее
вероятный ответ - нет. Это сейчас стоит настолько дорого, что фактически
не возможно.
Но нет ничего невозможного, если есть торговая марка и инвесторы. Автомобильный
бизнес всегда строился подобным образом. И теперь будем ждать, примет ли
Хиротоши Хонда этот вызов. Он не слишком нуждается в деньгах или популярности.
Согласится ли он на компромисс или пойдет путем
своего отца, который в итоге победил?
Нелегко быть сыном известного человека, и рано или поздно приходится
доказывать, что ты этого достоин. Для Хиротоши Хонда настал именно такой
момент.