Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа своего Тела

  Все выпуски  

Школа своего Тела


Добрый день, друзья!

День науки.

Сегодня, 8 февраля, профессиональный праздник ученых - День российской науки. Это и мой профессиональный праздник.

Поздравляю всех ученых, научных сотрудников, профессоров и людей, связанных с наукой, с нашим праздником!

В школах нашего города по случаю Дня науки отменили занятия, вместо занятий проводятся викторины и конкурсы, встречи с учеными.

Идеалом нашего школьного образования до сих пор остается кандидат или доктор наук, человек, посвятивший себя науке.

Существует такой стереотип представления ученого: ученый - это якобы болезненный, худосочной, рассеянный человек в очках с толстенными линзами, который ничего не понимает в современной жизни.

На самом деле, это, конечно, не так.

Во-первых, подавляющее большинство ученых - очень активные люди, как правило сочетающие свою научную деятельность со спортом. Они обычно здоровее, спортивнее и сильнее среднестатистического человека. Большинство моих знакомых кандидатов и докторов наук имеют спортивные разряды не ниже первого и работают в свободное время тренерами по стрельбе, фехтованию, альпинизму, конному спорту и т.п.

Во-вторых, люди интеллектуального труда живут дольше других категорий населения и болеют меньше. Немецкие врачи, изучив больничные листы, выданные за 2 года, установили, что люди физического труда (дворники и офисные уборщики) болеют примерно месяц в году, а интеллектуальные работники - в среднем всего четыре дня в году.

Долголетие ученого связано и с его профессиональной деятельностью. Ученый не уходит на пенсию, он и в 70-80 лет может возглавлять научный коллектив или принимать активное участие в научной деятельности. Он может решать научные задачи и публиковать статьи (и зарабатывать на этом приличные деньги), даже не выходя из дома.

Мир ученого - это особый мир. Это мир, который полон задач, и на эти задачи хочется искать ответы.

Научное мышление возникло отнюдь не случайно. Человек - биологическое существо и именно потребность в изучении нового стала главным средством выживания человека.

Давайте окунемся в далекое прошлое и посмотрим, как это происходило.

Группа приматов, к которым принадлежали и предки человека, возникли от общих примитивных млекопитающих. Они жили в лесах, питались насекомыми и плодами растений.

Когда 50-80 млн. лет назад начали исчезать различные вида динозавров (они исчезали постепенно, последние виды исчезли 5-10 млн.лет назад), наши предки стали вести вольготную жизнь - стада обезьян превратились в своеобразную лесную аристократию.

У них было вдоволь пищи в их лесном Эдеме, их не трогали крупные травоядные и хищники, живущие на земле, поэтому они спокойно жевали свои фрукты и занимались своими делами, со временем приобретая все более и более крупные размеры.

Но 15 млн.лет назад произошла катастрофа - лесные владения резко сократились. Часть крупных обезьян - шимпанзе, гориллы и гиббоны - остались жить там, где и жили - в лесу, но другая часть крупных обезьян - предки человека - были вынуждены покинуть лес и вступить в соперничество с наземными животными. Это было поистине изгнание из рая.

Попав в новую среду наши предки оказались перед мрачное перспективой - им надо было стать или лучшими хищниками, чем плотоядные, или лучшими грызунами, чем травоядными. Даже такой мелкий хищник, как кошка, соперничал с обезьяной в искусстве добывания себе пищи. Сейчас, оглядываясь назад, мы можем сказать, что мы стали и лучшими хищниками и лучшими травоядными. Мы уничтожили практически всех опасных хищников, откармливаем на убой крупный рогатый скот, засеяли поля пшеницей и рожью.

Но это сейчас, а в то время наши предки обладали всего одним преимуществом перед остальными видами животных - тягой к исследованиям - которое и позволило несколько по иному сформировать свойственную всем обезьянам групповую организацию. Охота группой принесла результат. Наши предки учились быстро бегать, что и привело к прямой осанке, руки стали сильными, освободились и смогли держать первое оружие - палку. Мелкая работа руками способствовала развитию мозга. Обезьяна, поедающая плоды, превратилась в прямоходящую обезьяну - охотника, которая охотится стадами, владеет палкой и имеет развитый мозг.

А теперь несколько слов о том важном отличии, которое и помогло человеку выжить. Животные по виду питания делятся на два больших вида - специалисты и неспециалисты (всеядные). Муравьед питается только муравьями, коалы - эвкалиптовыми листьями. Это специалисты и им не о чем переживать, пока есть муравьи или эвкалипты. Но как только наступит изменение внешних условий и муравьи или эвкалипты исчезнут, то муравьедов и коал ждет неминуемое вымирание, они не умеют приспосабливаться.

Неспециалисты - в гораздо большей степени приспособленцы. Мангуста может есть крыс и мышей. Но если их не будет, то она быстро переключится на птичьи яйца и улиток.

Но есть вид животных, которые являются поистине королем неспециалистов - это обезьяны. Обезьяны - самые большие приспособленцы. Но, чтобы обладать таким свойством, обезьяны вынуждены были стать и самым любопытным животным. Действительно, нет животного любопытнее, чем молодая обезьяна. Можно сказать, что обезьяны - это животные, которые специализируются в "неспециализации".

Для того, чтобы выжить, человек был вынужден и дальше развивать именно эту, свойственную всем приматам, черту.

И он ее развил до потрясающих масштабов. Если обезьяна по мере взросления теряет любознательность, то у человека любопытство год от года только усиливается. Мы никогда не устаем исследовать, полученные знания нас не удовлетворяют, каждый вопрос, на который мы находим ответ, приводит к возникновению нового вопроса.

Специализация на любопытстве и сделало из обезьяны человека и позволило выжить в новых условиях.

Любопытство и страсть к исследованиям - это биологическая основа существования человека. Причем, подчеркну, что это именно исследование ради исследования, а не ради какой-то выгоды. Ни одно животное к этому не способно. У нас в ходе эволюции тяга к исследованию превратилась в настоятельную биологическую потребность. Мы проводим эксперименты ради самого эксперимента, а не ради достижения какой-то цели.

Ученый использует свое воображение для поиска, как художник. Поиск для него и есть цель, так реализуется биологическая тяга человека к творчеству.

Биологические рефлексы не поддаются доводам разума, нельзя выключить у человека эту тягу к творчеству, исследованию ради исследования. Человек, который занимается творчеством, поиском нового, ежедневными интересными открытиями, только тот человек по настоящему счастлив.

Поиск интересных ответов - это и есть игра. Если дети играют в песочницах, то взрослые удовлетворяют свою тягу к игре и творчеству путем решения интересных задач.

Школы и ВУЗы как раз и помогают реализовать нам эту биологически заложенную в нас тягу к исследованиям. Ученикам даются задачи. Ученик решает их и переходит ко все более и более сложным задачам, задачам повышенной трудности, задачам на смекалку.

Конечно, в школьном образовании есть проблемы, нужно менять его и делать более творческим и интересным. И тут можно идти двумя путями.

Первый путь - делать задачи более интересными для детей, более эмоциональными. Например, вы видели учебник по математике Григория Остера? В этом учебнике содержатся задачки по математике для начальных классов примерно такого содержания:

"Военному летчику дали задание разбомбить пять вражеских объектов, но он перевыполнил задание вдвое, разбомбив заодно и свои объекты. Сколько всего объектов разбомбил военный летчик?"

"Когда Вася и Петя смотрят ужастики по видику, то по спине у них, от страха, бегают мурашки. У Васи бегает девять мурашек, а у Пети на три мурашки меньше. Сколько всего мурашек бегает по спине у Васи и у Пети, когда они смотрят ужастики по видику?"

Задачи должны вызывать эмоции. Вышеприведенные примеры вызывают эмоции, а значит будут интереснее, чем велосипедист, выехавший из пункта А в пункт Б.

Второй путь - школы Щетинина, где дети сами определяются в том, какую науку надо изучать, каким творчеством заниматься.

Должна быть четко сформулирована основная цель обучения в школе - выявление и развитие творческих способностей ребенка. Когда способности выявлены, то от них и надо отталкиваться и развивать их дальше, ставя все более и более трудные задачи и постепенно переходить к творчеству - моменту, когда ученик сам себе ставит задачи и сам их решает.

Но вернемся к биологии человека. Наши предки обезьяны жили группами, где владычествовал один самец. Он вождь, властелин и каждый член группы должен ему подчиняться. Жизнь любого члена группы обезьян вращается вокруг этой центральной фигуры - фигуры доминирующего вожака. Это миллионами лет эволюции вложено генетически в каждую особь обезьяны, а затем и человека. Но у человека все это несколько трансформировалось.

Вынужденные покинуть лес и начать добывать пропитание групповой охотой, предки человека столкнулись с большой проблемой. Если раньше обезьяны поедали в лесу плоды, висящие у них над головой, и никакой нужды в групповом сотрудничестве не было, то групповая охота вынудила наших предков начать между собой сотрудничать.

Если раньше вожака просто боялись, то теперь у всех членов группы должно было возникнуть желание ему помогать в трудной ситуации.

Другими словами, вожак был вынужден стать одним из них, лидером группы, а не всемогущим повелителем. Такой шаг к отношениям взаимопомощи внутри группы привел к тому, что вожак уже не мог рассчитывать на беспрекословное подчинение. Но генетически заложенная потребность к некой всемогущей фигуре осталась и эта потребность была удовлетворена изобретением разного рода богов. Влияние выдуманных богов и стало дополнять власть вожака.

Вдумайтесь, насколько сильна наша биологическая природа! 20 миллионов лет назад наши предки жили стаей на деревьях и боготворили вожака. Но уже давно они спустились на землю, стали прямоходящими, уже давно нет вожака стаи, но генетическая тяга к поклонению богоподобному вожаку осталась до сих пор, и находит свое воплощение в религиях.

Религия оказалась очень удачным изобретением, учитывающим нашу природу, поэтому существует столько лет, сколько существует сам человек. Религия способствовала сплоченности группы и позволяла добиться повиновения несмотря на фактическое равенство вожака и рядовых членов группы. Можно с уверенностью сказать, что без религии племена первобытных людей не смогли бы выжить. Они бы распались на отдельных охотников и были бы истреблены другими хищниками.

Мы просто биологически обязаны "верить во что-то". Вера нас объединяет и держит под контролем.

За тот миллион лет, которые прошли с момента, когда человек слез с дерева, существовало огромное множество вер. Веры были разные, некоторые изнурительны и отупляющие, вредные для здоровья и окружающей среды. Но постепенно, пробуя и отвергая, мы пришли к вере, которая вполне соответствует нашим природным наклонностям - соответствует нашей природной тяге к исследованиям.

Эта новая вера - вера в пользу приобретения знаний и в научное понимание мира.

На сегодняшний момент этой верой охвачена подавляющая часть человечества и с каждым годом количество людей, верящих в науку, становится больше и больше.

Познание и понимание являются для нас своего рода божеством. Невежество и глупость нас сердят - они противоречат нашему божеству.

Школа и ВУЗ являются своего рода храмом поклонения этому новому божеству. Местом, где человек реализует свою потребность поклоняться божеству.

Школа и ВУЗ реализуют две наших биологических потребности - потребность в изучении нового и потребность верить во что-то. Эти потребности физиологические, такие же, как и потребность к еде, продолжению рода и т.п. Они не могут быть отменены простым волевым решением. Институты общества, удовлетворяющие сразу две потребности человека, будут невероятно живучими и полезными.

Вряд ли человек найдет лучший способ удовлетворения потребности в поклонении божеству и в тяге человека к исследованиям. Сомневаюсь, что существует более действенный способ познания нового, чем научное исследование.

С Днем российской науки! :о)

*******

Промежуточные результаты прохождения курса "Похудение".

Письмо: Здравствуйте, Алексей.

Хочу обратиться к Вам со своей проблемой. С того времени, как я уменьшила количество потребляемых продуктов, у меня появились проблемы с опорожнением кишечника. Хотя они были и раньше, но тогда хоть помогали слабительные, а сейчас даже при приеме таких средств, как:фитолакс, лактусан, масло кедрового ореха, мне ничего не помогает.

Не могли бы Вы изучить мой пищевой дневник и подсказать - что необходимо предпринять для улучшения работы кишечника.

В остальном все идет нормально. Высылаю в Ваш адрес свой новый дневник и объемы на сегодняшний день. Лариса.

Рост - 159см.

 

 

 

возраст:50 лет

Наименование

05.12.06г

12.01.07г

06.02.07г.

Объем груди

101см.

98см.

95см

Объем талии

90см.

85см.

80см

Объем бедер

115см.

112см.

108см

Обхват прав.ноги

72см.

68см.

66см

Обхват лев.ноги

72см.

68см.

66см

Обхват прав.руки

34см.

32см.

31см

Обхват лев.руки

34см.

32см.

31см

Вес

76кг

72кг

68кг

Комментарий: За прошедшие 2 месяца Лариса похудела на 8 кг и ее талия уменьшилась на 10 см. Это очень хороший результат. Пожелаем Ларисе дальнейших успехов!

Что касается проблем с опорожнением кишечника - то это часто встречающаяся проблема при изменении питания на менее калорийное.

Бороться с запорами можно двумя путями.

1. Употреблять побольше супов. Жидкая пища очень полезна для нормальной работы кишечника.

2. Хлеб заменить на отруби или слайсы (сухие хлебцы из отрубей). Отруби  (слайсы) всегда запивать большим количеством воды, поэтому оптимально их есть вместе с супами. Однако, отруби быстро не подействуют - пройдет примерно 2-4 дня, прежде чем Вы ощутите их действие.

До этого времени можно попить слабительные травки - кора крушины (она помягче действует) или листья сенны.

К содержанию

 

Фалеев Алексей, telo_for_you@mail.ru

www.faleev.com

Внимание! Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке!

*******

Бумажные версии моих книг можно приобрести в Интернет-магазине www.bolero.ru .

Архив рассылки - http://subscribe.ru/archive/sport.news.telo/

К содержанию

  Школа

 

Почитать мои

статьи и книги

Курс

"Похудение"

Фотографии

похудевших

Некоторые

отзывы

Заказать

курсы

Об авторе

 

Далее идет реклама от Subscribe.Ru, к которой автор рассылки не имеет никакого отношения...


В избранное