Немецкие солдаты пользовались отечественными парашютами, весьма простыми по конструкции, - RZ.
В начале 1940 года на вооружение поступили усовершенствованные парашюты RZ16. Причиной стали постоянные сообщения о опасных раскачиваниях в воздухе и периодически происходящих неполадках при раскрытии, весьма часто приводящих к трагедии. RZ16 получил широкое распространение, а последним массовым парашютом стал выпущенный в 1941 году RZ20.
Культура изготовления парашютов в Германии не была так высока, как в Англии или США, поэтому их примитивное устройство не позволяли управлять ими в воздухе. К тому же боец спускался с большой скоростью и мог легко травмироваться. Кстати, запасные парашюты не предусматривались.
Белый купол парашюта (на Крите они использовались уже с маскировочной окраской) имел длину 8.5 метров и состоял из 28 деталей. Сложенный купол укладывался в матерчатую сумку, верхушку купола с ее горловиной связывало тонкая стропа, а сама сумка жестко связана с фалом - отрезком тесьмы с карабином на конце. Никаких колец для выдергивания не предусматривалось - сумка с фалом отрывались от парашюта и раскрывался он за счет сильного рывка в момент полного разматывания фала.
Другим средством десантирования был планер. Основной была модель DFS230. Изобретен в 1937 году. Пилотировал его один человек, в десанте - 8-9 человек. К цели его доставляли на буксире Ju52, после чего их отцепляли и они планировали на цель.
В целях гашения скорости у земли выпускался тормозной парашют. Имел планер и вооружение - 1 пулемет, MG15. В ходе войны ВВС сочли целесообразным заменить его на более совершенную модель. Им стал Go 242. Он нес на борту 21 парашютиста, также снабжался тормозным парашютом. Для защиты имелись 4 MG 15, кроме того, десантники могли стрелять из личного оружия через окна в грузовой кабине. В процессе эксплуатации планер снабдили 2 двигателями, тем самым избавив их от самолетов-буксировщиков. Эту модель использовали с 1942 года до конца войны.
В ходе подготовки к несостоявшейся высадки в Англии предполагалось использовать десантников для захвата ключевых точек. Но им, по оценкам аналитиков, не хватало тяжелого оружия, чтобы надежно удержать плацдарм.
С целью доставки такого оружия был разработан планер-гигант - Me 321, весом 40 тонн. Он мог перевозить 88 мм зенитную пушку с тягачом и основной немецкий танк Т-IV или до 200 человек десанта. Вели этот планер два пилота. Кроме них были 2 стрелка, радист и техник по погрузке.
Взлет осуществлялся с помощью 8 ракетных ускорителей и связки трех истребителей Me 110. Эта громоздкая и неуклюжая связка требовала от экипажей фантастического мастерства. Катастрофы на испытаниях следовали одна за другой, а список жертв переваливал далеко за сотню (во время одного взлета погибло 129 человек - экипажи планера и буксировщиков плюс 120 человек десанта).
К счастью от их использования, как десантных средств, отказались, но как транспортный планер, Me 321 использовался в Африке и под Сталинградом. Учитывая трудности при взлете его снабдили 6 моторами, что также позволило обойтись без буксировщиков.
Подлинной революцией стал Fa 223 - первый нацистский вертолет. Он мог перевозить 12 человек и горнострелковую пушку. К сожалению (или к счастью), так как обнаружилось, что модель неустойчива в воздухе, его так и не использовали в реальной боевой ситуации.
Было еще множество великолепных моделей планеров и буксировочных самолетов, но ни один из них не был реализован до конца - у Германии просто не хватило времени.
Схема прыжка парашютиста.
"Гроза"
"Гроза"
Во время перелета в Ю-52, основном самолете десантирования, 12 или 18 человек сидели внутри грузовой кабины лицом друг к другу. При подлете к району десантирования выпускающий давал приказ встать и выстроиться в линию, вдоль фюзеляжа.
При этом бойцы зажимали конец вытяжного фала в зубах, чтобы руки оставались свободными. После соответствующего приказа, парашютисты зацепляли крючья карабина к продольной балке. Карабин свободно перемещался вдоль нее, по мере того, как боец подходил к выходу из самолета. Подойдя к двери парашютист широко расставлял ноги, обеими руками брался за поручни по обеим сторонам от двери и резко выбрасывался головой вниз (этот маневр довольно долго отрабатывался на тренировке).
Когда вытяжной фал разматывался на всю длину (9 метров), вес солдата и импульс, созданный противоположным движением самолета заставляли его резко вырвать содержимое ранца, распахивая клапаны горловины.
В продолжающемся падении сумка с куполом парашюта выскакивала наружу - в этот момент небольшая застежка, удерживавшая сумку вместе с парашютом, отрывалась и сумка сдергивалась с парашюта фалом. Они оставались висеть в двери самолета, а спирально свернутые стропы еще продолжали разматываться, после того, как купол наполнялся воздухом полностью.
Все это время боец летел к земле вниз головой и только расправившиеся стропы резко «выдергивали» его в нормальное положение, что сопровождалось довольно чувствительным рывком.
Такой метод раскрытия парашюта сильно отличался от принятого в английских и советских ВДВ, и признавался ими достаточно примитивным, особенно если сравнить силу удара при раскрытии парашюта. Кроме того, пикирование головой вниз было не бравадой, а необходимым элементом. Если бы боец, во время раскрытия парашюта, находился бы в горизонтальном положении, то рывок в области талии «переломил» бы его (голова к ногам) с очень болезненными ощущениями и с опасностью травмы. А если бы он летел «солдатиком», то тот же самый рывок вздернул бы его ногами вверх с хорошим шансом запутаться в стропах.
Однако немецкая методика имела свои преимущества. Неприятные ощущения с лихвой компенсировались малым временем раскрытия парашюта, что позволяло немцам прыгать с меньшей высоты, чем это могли себе позволить их коллеги из Англии. В случае, когда парашютист попадал под огонь с земли, беспомощно болтаясь под куполом, это играло неоценимую роль. В германских ВДВ нормальной высотой считался промежуток между 110 и 120 метрами. Но на Крите, в условиях сильного противодействия ПВО противника, парашютисты выбрасывались и с высоты 75 метров.
Но это еще не все. Немецкие парашюты не позволяли регулировать скорость и место падения. Чтобы снизить риск при приземлении, парашютистов учили приземляться в положении «наклон вперед». В последние секунды перед касанием земли десантник должен был развернуться по ветру, производя руками и ногами судорожные «плывущие» движения.
После этого он падал на бок и быстро перекатывался вперед. Этим объясняется наличие у бойца массивных амортизаторов-щитков на коленях и локтях, в массе своей совершенно неизвестных ВДВ союзников. Однако, даже с ними, для тяжело нагруженного немца-десантника, использовавшего примитивный парашют (скорость падения даже в безветренную погоду, составляла 3-6 м/с) «посадка с перекатом» была сопряжена с большим риском - травмы и ушибы при прыжках были обычным и распространенным явлением.
После приземления десантник не мог сразу освободится от лямок парашюта: ему надо было отстегнуть 4 довольно неудобные пряжки. Довольно затруднительным было и гашение купола после посадки: стропы находились за спиной десантника. Пока он до них пытался дотянуться, мог подуть ветер и утащить его в сторону. Недаром в тренировке немецких парашютистов присутствовал такой прием, как гашение купола товарища с помощью броска своего тела на его купол.
Однако и на этом все проблемы парашютистов не заканчивались. Все их снаряжение: оружие, гранаты, боеприпасы, рации и аптечки находились в специальных десантных контейнерах. Это было связано с опасением неполного раскрытия парашюта из-за зацепки строп за предметы экипировки на теле парашютиста.
Контейнеры сбрасывали одновременно с личным составом. После посадки боец должен был как можно быстрее найти первый попавшийся контейнер, раскрыть его и вооружиться. До этого его единственным оружием являлся пистолет «Парабеллум». Поэтому без преувеличения, быстрое обнаружение контейнера было вопросом жизни и смерти.
Юмор
«... я постригся почти на лысо, чтобы шапка не улетала когда волосы подымаются ... »
«... мы с Вами ходим по ножу, по острию тоненькому, влево, вправо, мы падаем с этого здания... »
«... все, что может гореть, должно быть сожжено ... »
«... если бы я был ротным, и мне давали выходной за наряд по КПП, я был бы черным до одурения... »
«... техника стала и не шевелится... »