Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вторжение в Бельгию в мае 1940 года стало наиболее впечатляющим триумфом немецких парашютистов. Под командованием Штудента они провели тщательно спланированную операцию по пробитии бреши в системе мощных оборонительных укреплений на бельгийской границе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Есть ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА - нет задач невыполнимых!"

Выпуск № 15

 В выпуске  На сайте  Действия
  • ВДВ Германиии в Бельгии, Голландии и Греции.

  • Немного юмора.
  •  Вооруж. и техника
     Самолеты ВТА
     А тут - прыжки
     Память
     Гостевая книга
      Вопрос
      Письмо
    ВДВ Германиии в Бельгии, Голландии и Греции.




















































































































    Вторжение в Бельгию в мае 1940 года стало наиболее впечатляющим триумфом немецких парашютистов. Под командованием Штудента они провели тщательно спланированную операцию по пробитии бреши в системе мощных оборонительных укреплений на бельгийской границе.
    Эта система строилась с учетом опыта первой мировой войны. Ее ядром являлся пограничный полуподземный форт Эбен-Эмаэль и мощные крепости Льеж и Антверпен. Гарнизон Эбен-Эмаэля располагал 18 артиллерийскими орудиями, размещенных в бетонных казематах со стенами двухметровой толщины. Его восточный фас составлял одно целое с набережной канала, а три другие стороны были окружены противотанковым рвом четырехметровой толщины.
    Вооружение форта состояло из 2-х 120 мм, 16-ти 75 мм орудий и значительным количество позиций с противотанковыми средствами, минометами и пулеметных точек. Орудийные башни в случае бомбежки могли полностью спускаться под землю при помощи электромоторов. Имелась защита от газовых атак. Этот форт мог стать крепким орешком на пути любой армии, особенно если учесть, что сохранение высоких темпов наступления было основным фактором стратегии “блицкрига”.
    Добавим, что орудия этого монстра прикрывали три стратегически важных моста, ведших из Рурского бассейна к бельгийскому побережью, - Вельдвезельтский, Вренховенский и Каннский. Все мосты были подготовлены к взрыву, дистанционно управляемому из КП Эбен-Эмаэля.
    Расчет бельгийцев строился на том, что вермахт увязнет в этой паутине укреплений, а там и англо-французская армия подойдет. Кроме укреплений на пути немцев была сеть каналов и рек, оборудованных системой экстренного затопления прибрежных районов. Без овладения вышеупомянутыми переправами немцы не сумели бы выдержать заданный темп наступления. В этом случае мог повториться знаменитый «Бег к морю» тридцатилетней давности, за которым последовала позиционная война с известными итогами. Тот урок хорошо усвоили в немецком штабе. Ввиду угрозы срыва сроков наступления перед 7-й авиадивизией была поставлена задача захватить укрепления врага и дождаться прибытия основных сил. Всего было задействовано 6800 парашютистов.
    Для захвата форта Эбен-Эмаэль была создана специальная штурмовая группа во главе с капитаном В. Кохом. Для выполнения операции он получил свою роту из 1-го батальона 1-го полка и роту лейтенанта Витцига из 2-го батальона. Всего 438 человек. При подготовке был сделан точный макет форта в масштабе 1:1. Тренировки на нем были начаты с зимы 1939 года. Отряд был поделен на 4 группы.
    Только группа «Гранит», численностью 85 человек, под командованием Витцига, была предназначена для штурма форта. На ее вооружении находились, кроме обычного стрелкового оружия, 4 огнемета, противотанковые ружья, динамитные шашки и кумулятивные заряды весом до 50 кг. Группа «Сталь», обер-лейтенант Альтман, была нацелена на захват Вельдвезельтского моста, группа “Бетон”, лейтенант Шахт, - Вренховенский мост, группа “Железо”, лейтенант Шехтер, - Каннский мост. В случае успешного овладения этими пунктами группам предписывалось любой ценой удержать их до подхода основных сил. Все акции должны были осуществляться с помощью планеров - в отличии от Голландии, где намеревались выбрасываться с парашютами. Это объяснялось тем, что площадь форта не превышала одного квадратного километра, а существовала необходимость прицельной выброски парашютистов, не тратя времени на сбор. Все решали несколько секунд - больше времени бельгийцы бы не дали.
    Было 10 мая 1940 года. Перед прибытием планеров в район Эбен-Эмаэля германская авиация сбросила на форт большое количество дымовых бомб, поставив плотную завесу. Первыми приземлились группы “Бетон” и “Сталь”, в 5:15 и 5:20 утра, соответственно. Они сравнительно легко взяли свои цели, но их радость была преждевременной - весь день им пришлось отражать яростные контратаки бельгийцев. Лишь в 21:40 к ним подошли основные силы и переняли эстафету.
    В Эбен-Эмаэле знали о наступлении немцев, но считали, что находятся в безопасности - форт был далеко от передовой. Группа “Гранит” была построена на аэродроме в 3:30 ночи, а в 5:20 утра с Ю-52 отцепили 11 планеров DFS230 над фортом.
    Высадка прошла удачно - только 2 планера, в том числе и тот на котором находился Витциг, промахнулись мимо форта. В связи с этим атаку возглавил обер-фельдфебель Венцель. Бельгийцы совершенно не ожидали ничего подобного - даже огонь по планерам, которые приземлились на крышу форта, не открыли. Несмотря на отсутствие командира, атака началась без промедления.
    Планеры еще не остановились полностью, как открылись двери и из них посыпались десантники, увешанные оружием и кумулятивными зарядами. С этого момента для гарнизона Эбен-Эмаэль начался настоящий ад. Немцы первым делом завалили выходы из бункеров взрывами динамитных шашек, после чего расправились с артиллеристами, бросая в амбразуры и вентиляционные колодца гранаты. В броневых колпаках бреши пробивали кумулятивными зарядами, затем действовали гранатами или огнеметами. Торчащие орудия выводили из строя, вставляя внутрь заряды взрывчатки, которые распарывали стволы до казенной части. Таким образом, в течении считанных минут 7 казематов и 13 орудий, в том числе все 120 мм, были уничтожены.
    Все это происходило при минимальном противодействии защитников Эбен-Эмаэля - лишь в одном месте парашютистов задержал пулеметный огонь из бункера, но соседняя группа ликвидировала его, зайдя с другой стороны. В открытый бой с противником многократно превосходящим его по численности (1200 человек), гарнизон Эбен-Эмаэлья вступить не мог - все выходы были разрушены.
    В 5:40 Венцель передал по радио Коху: «Благополучно достигли объекта атаки. Все развивается по плану». Правда, большая часть форта еще находилась в руках бельгийцев. Одна башня весь день вела огонь по Каннскому мосту. В 8:30 наконец прибыл Витциг и принял командование на себя. Ситуация уже усложнилась. Бельгийские войска, дислоцированные в окрестностях, пришли в себя и начали контратаку, при поддержки орудий. Людям Витцига пришлось укрываться в брошенных казематах, предоставив самолетам прикрытия самим разбираться с атакующими бельгийцами. При этом особенно активно проявил себя XI авиакорпус - подразделение, непосредственно включавшее в себя всю транспортную авиацию парашютистов и бомбардировщики прикрытия.
    Отсидевшись под землей, немцы продержались в форте всю ночь с 10 на 11 мая, после чего к ним подошел на выручку саперный батальон. Получив подкрепление, немцы начали штурм оставшихся укрытий и орудий противника. Вскоре подошли передовые части и форт капитулировал, всего через 24 часа с начала вторжения в Бельгию, открыв дорогу немецким войскам вглубь страны.
    Последней группе «Железо» выпала самая тяжелая участь. Мост был уже взорван, когда они приземлились, а затем сразу группа попала под обстрел из последних башен Эбен-Эмаэля. Шехтер был убит, его сменил лейтенант Майснер. Его подразделение выдержало несколько крупных контратак, прежде чем в 23:30 к ним не подошли передовые части.
    Итак, переправы через канал Альберта и большинство мостов в течении суток были взяты и сохранены от уничтожения, по ним пехота и танки устремились к открытой французской границе.
    В “крепости Голландия”, изобилующей удобными для обороны естественными препятствиями, вроде рек, каналов и шлюзов, было решено сбросить несколько десантов. Численность группы Коха, брошенной против Бельгии, не превышала 500 человек, в Нидерланды же сбросили в 4 раза больше парашютистов, не считая 22-й авиадивизии, которая, как мы помним, предназначалась для усиления десанта первой волны. Основными целями десанта были мосты в Мурдейке и Дордрехте, а также аэродромы в Ваалхавене и Валкенбурге. Для этого выделялись: 1-й и 2-й батальоны 1 полка - для захвата мостов; 3-й батальон - Ваалхавен; 6 рот 2-го полка и 47-й пехотный полк - Валкенбург. При планировании немцы не знали, что голландцы сделали правильные выводы из скандинавской кампании и стянули в район Валкенбурга значительные силы.
    Первым пошел в бой 3-й батальон, капитана Шульц. Захват аэродрома был очень важен тем, что именно на него должна была высаживаться посадочным способом 22-я авиадивизия. Несмотря на то, что парашютисты попали под огонь прямо во время приземления, им удалось в ходе короткого боя захватить цель. Группы, высаженные для захвата мостов, действовали удачнее всех (правда во время высадки погиб герой захвата Сола фон Брандис). Они практически мгновенно взяли мосты и удержали их в руках до прибытия основных сил.
    В Валкенбурге все сложилось куда хуже. Голландцы, ожидавшие нападения с воздуха, открыли огонь по самолетам парашютистов, когда те появились в зоне видимости. Потеряв несколько десятков самолетов, немцы начали высадку второго эшелона посадочным способом, сажая самолеты около аэродрома. Однако лесная почва аэродрома оказалась слишком мягкой, чтобы выдерживать вес транспортника. Полоса заполнилась завязшими самолетами и оказалась забита. Несколько самолетов попытались сесть прямо на аэродроме, но посадочная полоса была загорожена связками бревен, предусмотрительно установленных голландцами.
    После опрокидывания нескольких самолетов немцы вынуждены были отступить. А так как голландцы продолжали ожесточенно сопротивляться, то и тем парашютистам, которым удалось высадится, пришлось отступить.
    Сразу после захвата Ваалхавена туда прибыл Штудент, лично приняв участие в бою. А 14 мая Голландия капитулировала. Захватить голландскую королеву не удалось - англичане эвакуировали ее на эсминце. В целом операция удалась - страна была захвачена в кратчайшие сроки. Были даже захвачены новейшие английские истребители “Спитфайры”. По иронии судьбы Штудент не смог разделить триумфа свих людей - 14 мая его и группу сопровождающих офицеров по ошибке обстреляли солдаты из частей СС. Генерал был ранен в голову и отправлен в госпиталь в тяжелом состоянии.
    Таким образом, применение ВДВ в войне против стран Запада увенчалось полным успехом, достигнутым ценой небольших потерь - 290 убитых, 480 раненых и 439 пропавших без вести. Мощная поддержка со стороны парашютистов стала основным фактором успеха блицкрига. Главный вывод из этой кампании - фактором успеха был своевременный подход главных сил на помощь к высаженным частям. Транспортная авиация потеряла 150 самолетов, что уже тогда заставило задуматься о возможности высадки в условиях противодействия неподавленной вражеской ПВО.
    Поскольку Штудент был в госпитале, на его должность временно назначили генерала Р. Путциера. Также ВДВ подверглись реорганизации. В составе 7-й дивизии появился еще один, 3-й полк. Группа Коха была превращена в Отдельный парашютный штурмовой полк под командование полковника Ойгена Майндаля. В его составе числилось 4 батальона. Был официально создан XI корпус, объединивший обе дивизии. Кроме них в состав корпуса вошли полк Майндаля, бомбардировочная авиагруппа, транспортная авиация и различные вспомогательные части. Командиром назначили Штудента, получившего чин полного генерала авиации, но вернулся в строй он только в январе 1941 года. На должность командира 7 дивизии назначили генерал-майора Вильгельма Зюсмана.
    В апреле 1941 года парашютистов направили в Средиземноморский театр, где они приняли участие во вторжении в Грецию. После разгрома объединенных английских и греческих сил, англичане отступали в южном направлении - на полуостров Пелопоннес, соединенный с материком узким перешейком. Последний был перерезан глубоким Коринфским каналом. Английские части стремились перейти через канал по единственному мосту, взорвать его и окопаться на другом берегу.
    В случае успешного осуществления этого плана выбить их оттуда было бы практически невозможно - канал был слишком глубок, а его отвесные высокие берега, “одетые” в гранит, не позволяли быстро подняться. Исходя из этого немецкое командование решило сорвать план противника и запечатать его к северу от Коринфского канала, оседлав перешеек раньше англичан. В операции приняли участие 1-й и 2-й батальон 2-го полка, которые должны были десантироваться с противоположных сторон моста.
    Операция началась 26 апреля в 5:00 утра. Взвод 6-й роты 2-го батальона, лейтенант Тойзен, в 4:30 погрузился на 6 планеров. В их задачу входил непосредственный захват моста. Двумя часами позже бомбардировщики нанесли удар по войскам англичан, а в 7:40 шестерка планеров под шквальным огнем приземлилась на мост. Парашютисты быстро справились с охраной, взяв 80 пленных и 6 орудий. Однако систему подрыва моста немцы не стали выводить из строя, рассчитывая в случае неудачного исхода операции взорвать его. Тем временам 40 Ю-52 высадили десант на северных и южных берегах, с целью задержать противника и оказать поддержку группе Тойзена. Операция была практически завершена, когда фортуна вдруг изменила немцам - по мосту открыло огонь замаскированное орудие англичан, бывшее в 200 метрах от моста.
    Один из снарядов сдетонировал заряд взрывчатки, укрепленный на опоре и мост рухнул в воду вместе с десантниками. При взрыве погибло много людей Тойзена, а сам он был ранен. Группа оставшихся в живых парашютистов, окруженная превосходящими силами англичан, могла быть легко уничтожена. Но противник, извещенный о появлении у него в тылу новых групп парашютистов, нервничал. Тойзен использовал сложившуюся ситуацию - встретившись с английским офицером, возглавлявшим подразделения около моста, он нахально заявил, что его группа является авангардом вторжения, а вскоре ожидается прибытие дивизии, поддержанной пикировщиками Ю-87. Англичане поверили этой угрозе, в результате израненный и обожженный Тойзен триумфально принял капитуляцию гарнизона.
    Итогом операции стало награждение Тойзена Рыцарским крестом и пленение 12000 англичан и греков. К сожалению приказ на операцию был отдан слишком поздно - основные силы англичан (50000 человек) успели эвакуироваться на Крит. Если бы приказ о десанте отдали бы раньше, то пленение всего английского корпуса на Среднем Востоке сильно повлияло бы на дальнейший исход североафриканской кампании.
    Юмор
    «... Что? Сложно посадить солдата на лопатки и проверить стул?... »
    «... из говна конфетку не сделаешь, если разве что завернуть во что-то по новой... »
    «... один из них бывший военнослужащий, другой гражданский... »
    «... сыра недодают по 20 граммов, в то же время я открываю холодильник — а там 3 килограмма масла... »
    «... ты видел, что он сказал? ... »
    «... я Вам эту сырую воду в одно место засуну... »
    «... разгромлю, как немца под Полтавой!..»
    На сегодня всё, всем удачи и до встречи, заходите в гости,

    http://subscribe.ru/
    http://subscribe.ru/feedback/
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: state.army.vseovdv
    Отписаться

    В избранное