Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Военная реформа с точки зрения военнослужащего


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые читатели! 7 мая 2002 года исполнилось 10 лет со дня создания Российской армии. За прошедшее время было предпринято много безуспешных попыток военного реформирования. Мне, проходящему службу в Российских Вооруженных Силах, пришлось и пока еще приходится на собственном опыте испытывать все эти многочисленные эксперименты.

Выпуск 36.

Исторически существовало расхожее мнение, что офицерство всегда являлось особой кастой, т.е. общественной группой, обособленной от остальных групп происхождением и правовым положением своих членов. Пожалуй, справедливым данный подход к определению общественного положения офицеров являлся лишь в XVIII веке до Екатерины Великой включительно. Что касается остального периода Русской армии, то кастовость офицеров поставлена под сомнение исследователями военной истории конца XIX -  начала XX века.

В данном выпуске использован материал следующих источников: 

  • Е. Месснер, С. Вакар, Ф. Вербицкий, В. Гранитов, С. Каширин, А. Петрашкевич, M. Рожченко, В. Цешке, В. Шайдицкий, И. Эйхенбаум. Российские офицеры. — Буэнос-Айрес: Южно-Американский отдел Института по исследованию проблем войны и мира имени генерала, профессора Н. Головина, 1959.
  • Офицерский корпус Русской армии. Опыт самопознания. – М., 2000. С.130-135.

О кастовости офицерского корпуса (часть первая)

Каста есть замкнутая группа людей, в которую включается человек лишь фактом рождения от родителей, принадлежащих к данной касте, и в которую нельзя проникнуть извне, а также из которой нельзя выйти. Рождение в касте предопределяет на всю жизнь права и обязанности рожденного. Офицерские права и обязанности проистекали не от рождения, а от вступления по собственной воле в офицерский корпус. И корпус этот не был замкнутым: в него ежегодно вливалось тысячи три молодых людей всех сословий, всех групп общества, всех имущественных положений.

Этот приток посторонних начинался в кадетских корпусах. Кадетские корпуса имели в XX в. своим назначением предоставлять офицерам возможность бесплатно давать образование своим сыновьям. Для офицеров, живших в большинстве своем в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, было облегчением, что в корпусе не только не надо было платить за обучение и учебники, но и пропитание, и обмундирование были бесплатными. Это побуждало большинство офицеров определять своих сыновей в кадетские корпуса. Побуждал к этому и военный дух в офицерских семьях. Но дух этот не был кастовым, и офицерские сыновья по своей воле или по воле родителей свободно могли поступать не в корпус, а в какое-либо среднее учебное заведение. 

Но бывало и обратное: родители, не принадлежавшие к военной среде, отдавали своих сыновей в кадетские корпуса, чему закон не препятствовал. Эти кадеты были «своекоштными», т.е. родители оплачивали их содержание и обучение. Наличие этих кадет «со стороны» опровергает мысль о кастовой замкнутости офицерства. Процент этих неофицерских детей в корпусах был различен, но, например, Николаевский кадетский корпус в Санкт-Петербурге заполнялся преимущественно купеческими детьми.

В кадетских корпусах воспитание было систематическим развитием любви к военной службе, и поэтому большинство кадет шло по окончании корпуса в военные училища. Однако образование было поставлено так, что кадет, не желавший стать военным, мог без затруднений, наравне с окончившими реальные училища поступать в высшие технические заведения и мог, как и реалисты, идти в университет, сдав экзамен по латинскому языку. Уход кадет «на сторону» был нередким явлением: офицерская среда не имела кастово замкнутыми ни входную, ни выходную двери.

В офицерскую среду ежегодно вливалось более полутора тысяч неофицерских детей, которые сливались с наследственно-военными, т.е. с детьми офицеров. Если в полках гвардии процент офицеров из неофицерских детей не превышал 10, то это происходило главным образом от того, что вакансии в гвардейские части разбирались преимущественно сыновьями гвардейцев. Но в армейских полках от 30 до 60% офицеров было из неофицерских детей.

Все военнослужащие устали от проводимых военных реформ. Надежда на то, что период дилетантского реформирования когда-нибудь завершится, продолжает теплиться у людей в погонах. Но постепенно затухает вместе с очередным витком неудач, преследующих нашу армию последнее десятилетие. Целью данных публикаций является информирование о ходе "очередного" этапа реформирования армии, о том, как эксперименты государственных мужей сказываются на жизни офицеров и их семей, на настроении офицерского состава и, в конечном счете, на отношении военнослужащих к военным преобразованиям и к военной службе. 

С уважением,
автор рассылки
Николай Алексеевич Баранов 
Адрес для электронной почты:
nbar@mail.natm.ru
Адрес сайта: http://nicbar.narod.ru
Адрес для обычной почты: Россия, 199106, Санкт-Петербург, Детская, 15-25



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное