Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Принцип Сологубова или что делать, когда дела идут вкось


Принцип Сологубова

или что делать, когда дела идут вкривь и вкось

Выпуск № 063 от 20.10.10

Круглый Квадрат

"знаю отлично я, как они произносятся,
 но что-то весьма неприличное на язык ко мне просится…"
(В. Высоцкий).

Представим сферу, в ней расположены объекты, обладающие естественным интеллектом в самом широком смысле этого слова. В центре находится явно обозначенная цель. Объекты элементарны (не имеют составных частей), изолированы друг от друга, но движутся к одной цели. Так как цель одна, то каждый объект (независимо от своего текущего месторасположения и объективных причин, вынудивших его оказаться именно в данной точке пространства) в любой момент времени видит своё индивидуальное направление движения. Для каждого из объектов изменить курс на основании видения цели иными объектами – от цели отклониться. Эта простейшая механистическая модель иллюстрирует субъективность оценки правильности чьего-либо пути или поступков.

Заполним сферу всевселенской информационной средой. Информацией, потенциально доступной для всего, обладающего естественным интеллектом. Представим: единая для всех цель невидима, неосязаема, стремление к её достижению является непреодолимым и обязательным.
В этом случае для любого объекта существует единственный способ её достижения: определять направление движения в меру своего ограниченного "понимания" цели и он не может не воспринимать это направление иначе, как "истинное". Оно на самом деле является для него в текущий момент времени истинным.
Из модели следует:
А. Принципиально невозможно взаимопонимание объектов в непересекающихся областях миропонимания, даже если объекты территориально едины (дерево и человек, собак и курица, читатель и автор, власти имущие и оных не имеющие, инопланетный разум и земной);
Б
. Принципиально невозможно отсутствие взаимопонимания в общих областях миропонимания, независимо от природы "разума" и территориального расположения объектов (дерево и человек, собак и курица, читатель и автор, власти имущие и оных не имеющие, инопланетный разум и земной).

Нарисованная картина относится к текущему положению объектов в привычном трёхмерном мире и всевселенской информационной среде одновременно.
Рассмотрим любой разумный объект, понимающий ограниченность своего миропонимания. Число направлений познания окружающего мира и глубина познаний бесконечны, но понимание ограниченности собственных знаний расширяет его личную сферу миропонимания до всевселенской: я знаю, что знаю не всё и понимаю, что понимаю не всё, что знаю.
В этом случае цель и объект совмещаются. Объект – центр миропонимания, цель – центр миропонимания. Личная "точка алеф" любого разумного объекта в любой момент времени.

Сейчас мы наглядно увидели одно из основополагающих положений рекуррентной теории самоорганизации естественного интеллекта А. В. Клименко применительно к процессу формирования миропонимания. Движение к любой цели – развитие собственного миропонимания, развитие миропонимания – уточнение видения цели. Цель движения (развития) разумного объекта и объект рекуррентно вложены, состоят как бы сами из себя. Цель является средством, средство – целью.
В ином случае из бесконечного число направлений познания выпадают целые сектора и достижение неявно обозначенной цели становится невозможным. Цель превращается в самоцель. Процесс познания прекращается – прекращается движение.

Посмотрим, как выглядит процесс освоения непознанного, естественно, как я это вижу.
С момента самоосознания единичного объекта в исходной сфере его миропонимания образуется множество игольчатых выбросов, проколов во вселенскую информационную среду. Прозрений, догадок. Это направления поиска цели, соответствующей текущему миропониманию разумного объекта. Все они равноценны и развиваются независимо друг от друга (идёт случайный поиск). Наконец, одно из пробуемых направлений достижения цели даёт более значимый для объекта результат, чем иные. С этого момента оно становится приоритетным (что-то подобное методу локальных вариаций при движение по градиенту, ищется локальный экстремум). По мере подтверждения стабильности положительных результатов и роста их значимости оно воспринимается разумным объектом как истинное.
Назовём этот прокол генеральным. Он растёт, обрастает локальными проколами по близлежащим направлениям, ответвления ветвятся, пересекаются, сливаются, разделяются и т.д. В формируемом объектом поле миропонимания образуются лакуны непознанного. В эти пустоты из познанного врастают иглы очередных локальных проколов, развивающихся аналогично генеральному. В результате область нового, расширенного, но изначально ущербного миропонимания вытягивается вдоль оси генерального прокола.
Рассматриваемый нами объект элементарен, един и неделим. Вся информация, полученная в результате материализации любого понимания, для него едина и неделима. Результаты, полученные в направлениях, отдалённых от направления генерального прокола не могут разумным объектом не сравниваться с результатами, полученными им на генеральном направлении. Потому все иные направления познания свойств окружающего мира, даже изначально диаметрально противоположные генеральному, не могут не иметь тенденции к развитию в направлениях, обеспечивающих получение объектом положительных результатов, схожих с полученными на генеральном направлении. Деформированная генеральным проколом исходная сфера миропонимания в конечном итоге превращается, образно выражаясь, в головастика в паутине. Испещрённого пустотами, ощетинившегося и пронизанного иглами локальных проколов. "Мозги" (центр "тяжести" области миропонимания) перетекают ближе к хвосту, завершающемуся мохнатой иглой.
По мере освоения доступного текущему пониманию границы непознанного отодвигаются, становятся видны новые направления движения к цели. Новые знания порождают новые умения, происходит материализация освоенной информации, новые умения порождают новые знания, рождается новая информация, которая становится частью всевселенской информационной среды. Границы непознанного в очередной раз отодвигаются и возникают новые направления движения, тоже истинные.
Наконец, генеральный прокол заходит в тупик. Локальный экстремум достигнут. Цикл повторяется. Центр сферы миропонимания в очередной раз смещается.

Обратите внимание: разумный объект – центр формирования сферы собственного миропонимания и мы видим, что центр этой сферы смешается. То есть мы зримо, графически, представили, как объект перемещается в многомерной вселенской информационной среде.
Согласитесь, это действительно интересно. Мы, как существа трёхмерного мира, зафиксированного в единственной для нас точке на оси времени, зримо представить многомерный материальный мир не можем. Но общую для многомерного физического мира модель многомерного процесса формирования миропонимания зрительно представили легко, так как непосредственно и непрерывно в нём участвуем, не задумываясь о том по причине обыденности явления.
На истину не претендую по очевидной причине, но для понимания хода эволюции процесса управления обществом модель применима. Если мы видим ход процесса, то в нём присутствуют некие закономерности. А коль они есть, то они могут быть нами поняты не только на уровне аттракторов теории катастроф. Если мы поймём природу появления аттракторов, то сможем управлять если и не ими, то, по крайней мере, самими собою, находясь в их области .

Чисто ради интереса, вдруг что-то занятное по пути встретится. Попытаемся представить, каким увидел бы поле миропонимания объекта сторонний наблюдатель. Начнём с генерального прокола. По прямой он движется или направление его движения подчиняется какой-то закономерности. Вспомним излюбленное субъективное человеческое: "дело правое" и "левые дела". "Хорошее" "справа", "плохое" "слева". Результаты положительны – тяготеет вправо. По мере продвижения положительных результатов становится меньше, а отрицательных больше. Изгибается влево, утончаясь по мере отдаления от центра миропонимания. Приобретает форму серпа или сабли. Аналогично выглядят и прочие проколы. Если объект не мазохист, т.е. его целью не является нанесения себе вреда, следующий генеральный прокол может начать формироваться только "справа" от освоенных направлений. Полагаем начальную точку системы координат сферы миропонимания фиксированной. Полагаем начальную точку системы координат сферы миропонимания фиксированной. Число направлений развития миропонимания бесконечно. Центр "тяжести", по мере освоения доступных в текущий момент времени направлений развития собственное миропонимания, вращается "по часовой стрелке", "наматывая" на себя освоенные области всевселенской информационной среды. Совершает "полный круг". Результаты первого генерального прокола (отрицательные или просто полагаемые неудачные на предыдущем этапе формирования миропонимания) переосмысливаются. И т.д. бесконечно. Для стороннего наблюдателя сфера миропонимания приобретает вид вселенной, такой, как её изображают астрономы и физики.
Если разумный объект как единое целое состоит из разумных объектов одной природы, процесс развития миропонимания резко ускоряется. Но в каком направлении идёт формирование генеральных проколов внутренних объектов? Достаточно, искомое нашёл. Понял, как можно показать составную часть процесса эволюции процесса управления, профанацию положительных результатов.

Фактически мы представили модель многомерного процесса самоорганизации абстрактного разума. Модель функционирования самоорганизующегося процесса, направленного на достижение некой неявно выраженной цели, осознание которой основано на бесконечном познании бесконечного мира. Если процесс познания мира бесконечен, то конечное познание неявно выраженной цели, "цели жизни", принципиально недостижимо, а прекращение её познания – прекращение развития разумного объекта, его существования.
В этой модели для нас интересны два момента.
1. Расположении центра "тяжести" сферы личного миропонимания постоянно меняется, он "движется" во вселенской информационной среде.
2. Центр сферы (области) миропонимания, заведомо ущербной, перемещается в направлении генеральных проколов.

Разумный объект состоит из конечного множества составляющих его "разумных" объектов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из более мелких, в него вложенных и т.д. до бесконечности. Рассмотрим Землю как единую самоорганизующуюся систему, обладающую естественным интеллектом. Состоит из привычных эко-гео-био, прочих др. и человечества.
Выделяем один. Человечество, единая, но делимая самоорганизующуюся система, обладающую естественным интеллектом. Предел её делимости – человек, венец творения природы, царь её самозваный.

Любая цель, независимо от степени её текущего понимания окружающего мира, имеет некие основные признаки, воспринимаемые всеми изначально одинаково. Изначальной и неизменной целью "жизни" всего "разумного" является "жизнь" как таковая, независимо от форм её воплощения, проявлений разума, степени разумности, понимания смысла и конечной цели жизни. Её поддержание – движущая сила процесса миропонимания.
Очевидно, что разумные объекты, имеющие общую территорию, но не имеющие общих областей миропонимания, могут воспринимать друг-друга только как сырьевую базу собственного жизнеобеспечения.
Единственное и обязательное условие выживания более слабого, пользуемого для своих нужд более сильным, – вхождение в область миропонимания поработителя. Человек не исключение.
Путей вхождения два: пассивный и активный.

Пассивный. Нанесение вреда. Принцип, по которому строятся отношения человека с природой и борцов за народное счастье со злодеями. Человек вырубает лес и распахивает землю близь оврагов до тех пор, пока его природа не прижмёт: воды мало, дышать плохо. Человек вынужден включать заботу о природе в сферу своего миропонимания. Бунты, мятежи, саботаж, противодействия беспределу – пассивный путь слабого. Слабый создаёт условия, когда сильному невыгодно продолжать действовать привычным образом.
Собаки и чашка похлёбки. Грызутся, тявкают, друг-друга в жадности и корыстолюбии обвиняют… Подходит огроменный пёс по кличе Мурло, шавок отпихивает и начинает хлебать. Шавки начинают гавкать. Проповеди читать: "Так поступать нехорошо, а эдак плохо". Не по совести, мол. Мурло чавкает и ухом не ведёт, разве что тех, кто укусить норовит, на закуску пускает. Подходит к кормушке Мурло-бис: "Право первохлебания моё, обещаю чашку досуха не вылизывать, ну-ка хором, ну-ка дружно…". Малость не политорректно, зато доходчиво и верно.
… На исходе века взял и ниспроверг
Злого человека добрый человек.
Из гранатомета шлеп его, козла!
Стало быть, добро-то посильнее зла! (Е. Лукин)

Вот-вот, сильнее. Если "злого" прижать, он человеку "доброму" и ядерным фугасом ответит, не постесняется. Меньше народа – больше кислорода.
Потому и назван этот путь пассивным. Да, сильный вынужден расширять сферу собственного миропонимания, включая в неё часть сферы миропонимания слабого, но делает он это САМ. Делает потому, что ему так выгодно. Проповеди бесполезны, если проповедуемое не входит в сферу понимания сильного.

Активный. Слабый не может расширить сферу миропонимания сильного. Это собственное, личное миропонимание сильного, изменить его может только он сам. Если ему это будет выгодно. Но слабый может расширить собственное. Целенаправленно, чтобы в его сферу миропонимания вошла та часть сферы миропонимания сильного, от чего слабому будет выгода. Цель – получить для себя пользу. Путей её достижения два.
Первый путь. Понять, каким именно образом сильный достиг желаемого слабым положения, научиться использовать его инструментами. Стать сильным. Сфера миропонимания слабого не совпадает с мировоззрением сильного. В голову ему он залезть не может, но внешние результаты действий сильного уже стали составной частью всевселенской информационной среды. Желающий стать сильным всегда находится в режиме случайного поиска: наткнулся на внешние проявления действий сильного – вот она, цель. Средство сильного – цель слабого. Происходит профанация применяемых сильным методик. Слабый стал сильненьким и желает стать сильным. Конкурент, на святое покушается. Надо его давить. Идущий следом впитывает внешние проявления и этих методик, давит за ним следующих в меру своего понимания и настырно лезет вверх, плюя на всё, что ниже его. И т.д. до самого низа.
Если разумный объект, единый именно как самоорганизующийся, состоит из конечного множества самоорганизующихся объектов, неизбежна профанация результатов, полученных на генеральном направлении одним из элементов единого, живого в полном смысле сообщества, другим(и).
Предельный результат бесконечного следования этому пути – всевселенский вред.

Второй путь. Добиваться желаемого не лезя вверх, а ликвидировать негативные результаты действий сильного. Говно за ним подтирать. Не нравится, понимаю. Как за малым ребёнком. Не хотите, понимаю. Как за больным. Фи-и-и… Понимаю. Какашку убрал – бакс. Не смешно. 100 баксов. Фу-у-у… Миллион … Сто миллионов … Все блага и монетный двор в придачу … Наследную монархию на веки веков … Листок в отрывном календаре, с тремя датами … С четырьмя, когда к лику причислили …  Хорошо, с тремя, без последней даты …
У всего есть своя цена, форма оплаты, расплаты, заказчик, исполнитель и потребитель. Идущий впереди всегда находится в режиме случайного поиска, результаты его "поиска" не могут нами восприниматься иначе, как вред, наносимый персонально нам. Эти результаты перестают восприниматься как отрицательные, когда завершается один (любой из бесконечного множества вариантов) цикл формирования общей сферы миропонимания. Движение (срез) в одной плоскости, образованной различными направлениями познания мира. Объединение плоскостей в сектор. Объединение секторов. И т.д., в глубины геометрии Лобачевского, теории множеств и алгебры Буля. В конце каждого цикла процесса формирования миропонимания область, в которой находился прокол, давший негативные результаты, оказывается не "слева", а "справа". Осталась слева – время не пришло. То, что осталось для нас отрицательным, просто пока не водят в сферу нашего нынешнего "полного" миропонимания, в некую "плоскость", осваиваемую нами наиболее интенсивно. Мы ещё не способны понять, какую пользу можем извлечь из этого знания, а если понимаем –  не знаем как. Вспомните гонения медиков, потрошивших трупы, травниц, свою собственную первоначальную реакцию на обязательность автострахования, обязательность езды с ближним светом днём или требование родителей мыть руки перед едой, а не только после. Это же было так очевидно: до еды руки чистые, чего их мыть, а после еды – грязные, все в манной каше. Рыбий жир, бр-р-р… Просто циклы расширения сферы миропонимания в этих случаях шли по малому кругу, мало направлений познания мира охватывали.

То есть, в момент понимания слабым необходимости расширить собственную сферу миропонимания (включить в неё часть сферы миропонимания сильного) возникает развилка, два направления расширения сферы миропонимания слабого. Один из них отрыт постоянно и, в конечном итоге, вводит человеческое сообщество в состояние неустойчивого равновесия, начинается очередной переходной этап эволюции процесса управления обществом. Разваливаются и рождаются новые племенные союзы, государства, социальные строи, происходят сопутствующие тому катаклизмы.

Второй путь открывается исключительно редко, только на особых, переломных этапах эволюции процесса управления, в переходный период, когда природа требует от общества синергийного сотрудничества.
В этот период "слабому" выгодно войти не только в ту часть сферы миропонимания "сильного", из которой он может почерпнуть не только умение наступать сильному на пятки, действовать ему во вред. Бороться за лучшую для себя жизнь, используя методы сильного.
Ему выгодно войти ещё и в ту часть сферы миропонимания сильного, в которой интересы сторон совпадают. Собственно, войти в это область он может всегда и начать проповедовать. Путь закрыт потому, что сильный не услышит слабого, когда сильному и так хорошо. Переходные периоды коротки, все они, без исключения, носили локальный характер и протекали в различных сообществах в разное время. Соответственно носили локальный характер сопутствующие им катаклизмы, которые были связаны с нарушением каких-то законов природы отдельными сообществами людей. Одни нарушали и гибли, другие их печальный опыт анализировали и делали соответствующие выводы. Потому по пальцам можно перечислить людей, реализовавших путь синергии. В народной памяти они отмечены как мудрецы, шуты-советники или святые.

Длительность периодов и интенсивность сопутствующих негативных процессов растёт по мере повышения степени централизации управления. В нынешние времена мы входим в первый в истории человечества переходный период глобального характера.
Далее мы увидим, что ныне применяемый вариант единственного предусмотренного природой способа управления обществом в условиях централизации управления планетарного масштаба будет приводить к несоблюдению каких-то ограничений, определённых пусть и неизвестными нам, но существующими законами природы. Как мы подготовимся к этому периоду, так его и переживём.
 
Система, ресурс которой безмерен, не видеть этого не может. Хранилища зерна, информации (и Бог ведает чего ещё) именно отсюда, а не столько в ожидании неизбежных природных катаклизмов, что само собой разумеется. То ли в предвидении возможной потери управляемости системы, то ли в предвидении возможной потери главенствующего положения. Какая разница: система управления пойдёт "вразнос" – всё может сгореть синим пламенем; вожжи отдавать – гори всё синим пламенем. Хрен редьки не слаще. Какая разница, по какому сценарию и что именно может произойти. Потому и написал: понадобится взорвать – взорвут всё, что понадобится, выиграют время. Не остановит ничто, даже вероятность того, что новое царство "от моря до моря" придётся строить с "нуля.


Этот цикл рассылки у меня идёт тяжко, так как обращение идёт сразу к трём сторонам, притом рекуррентно вложенным. Да и достаточно редко бывает возможность сосредоточиться. Хотя, что Бога гневить, хорошо, что есть те, кому я нужен, Слава тебе, Господи.
Две из них – власти имущие и власти неимущие. Антагонисты по природе. Власти имущие власти неимущим могут либо помогать, либо мешать, работу за слабых они не будут делать никогда. А слабые приучены бороться. То за тёплое место под солнцем, то за право быть живым.
Нет у власти неимущих другого пути, кроме борьбы.
Третья – интеллектуальная элита. Как первых, так и вторых. Необходимость синергийного сотрудничества слоёв общества озвучивается, а воз и ныне там. Академик РАЕН В. Н. Волченко
(Хельсинская группа?) в своё время написал книгу "Миропонимание и экоэтика XXI века", сотрудничество всех и вся. К.П. Петров – "Тайны управления человечеством", сотрудничество всех, но не вся. О "борцах за счастье народное" даже и упоминать не стоит, результаты известны и стабильны.

Сейчас мы фактически пробуем подойти к теме синергии всех слоёв общества с другого конца, не с позиций морали и этики, гадов и прочих, борьбы и предательства, а сугубо прагматично, как к задаче технической. Мало ли что общество – система социальная. Для нас важно, что это – система управления. А уж что-что, а законы функционирования систем управления изучены вдоль и поперёк. Пробуем? Бог даст – получится, момент подходящий.

С уважением, С . И. Сологубов.
sologoobov@gmail.com
В разделе "портфолио" сайта Волгоградского издательства "Станица-2" вы, уважаемый подписчик, можете скачать файл с книгой
"Круглый Квадрат" в формате "дежавю", а также программу WinDjView для чтения в этом формате.
При использовании материалов книги и (или) рассылки ссылка на автора обязательна.


В избранное