По России и Европе на авто

Путешествия по России и не только. Святыни Соборной горы. Фотоотчет о поездке.

Наша поездка в Серпухов состоялась в воскресенье 15 июля 2012 г. Поездка на автомобиле семьей - четверо взрослых и маленькая София. Путешествовать большой компанией интереснее, в этом я убедилась который раз. Нашу программу мы выполнили и даже перевыполнили. Помимо всех главных интересных мест Серпухова успели успели посетить Вознесенскую Давидову пустынь, которая находится в 24 км. от города. Итак, начнем.

Серпухов - районный центр Московской области. Он находится в 99 км. к югу от Москвы. Ехали по шоссе Москва-Симферополь. Выехали около 9 часов утра, доехали очень быстро. Расстояние от нашего дома до Серпухова, если верить картам Яндекс, около 150 км. Предполагаю, что цифра слегка завышена, т.к. добрались мы очень быстро - через полтора часа въезжали в Серпухов. Мне даже не удалось качественно сфотографировать стеллу при въезде в город - не была готова, что мы уже в городе!

Вообще Серпухов город интересный, со своей уютной атмосферой, этакой приятной провинциальностью. У меня Серпухов о ставил самые лучшие впечатления. Для меня мерило того, понравился ли мне город, является то, хочется ли мне вернуться туда или нет. В Серпухов вернуться хочется. Есть ощущение, что я увидела еще не все. Да в общем так оно и есть.

В городе сохранилось большое количество церквей и зданий городской застройки 18-19 веков - многочисленные одно- и двухэтажные деревянные и кирпичные дома мещан, купцов, дворян. Много самобытных домов и если бы у нас был другой план поездки, то можно было бы пройтись по улочкам города с фотоаппаратом. Думаю, что много интересных фотографий получилось бы. Но у нас была другая программа, и очень насыщенная. Программа с посещением трех главных достопримечательностей Серпухова: двух монастырей и Соборной (Красной) горы. Места достаточно удаленные друг от друга, но т.к. мы были на машине, для нас это не было проблемой.

Немного истории. Впервые Серпухов упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты под 1339 годом. Город возник на берегу небольшой речки Серпейки, впадающей в Нару, приток Оки. По имени реки он и получил название. Серпухов издревле был форпостом южных рубежей Москвы и входил в общую систему обороны наряду с другими городами-крепостями, которые окружали Московское княжество - Тула, Коломна, Серпухов, Зарайск, Можайск.

В городе были сооружены валы и деревянная крепость, а при Иване Грозном Кремль стал белокаменным. Располагался он на Соборной (Красной) горе. Это очень красивое место над рекой на холме. Кремль простоял на горе 6 веков, а потом в 1934 году был разобран, материалы пошли на строительство московского метро. Сейчас осталось лишь два небольших фрагмента стены. А когда-то это был большой белокаменный кремль с 20-ю башнями и полубашнями... Сейчас всего этого рукотворного великолепия нет. Но Соборная гора стоит во всем своем великолепии. Поднимаемся на нее.

При подъеме на гору мы разделились. Малышка поехала на машине с папой, мы - взрослые - пошли пешком. Рядом с Соборной горой когда-то находился торг. Сейчас мы можем видеть в том месте три церкви - Успенскую, Ильинскую, Троицкую. Это самое живописное место, особенно когда стоишь на горе и видишь все это великолепие, как на ладони.

С другой стороны от горы стоит кафедральный собор Николы Белого - Никольский собор. Он построен в стиле московского ампира в середине 19-го века. На колокольне храма установлен самый большой городской колокол весом 5 тонн. Нам повезло - мы подъехали к нему, побродили вокруг. Он огромный, невероятно красивый, стоит на холме. А какая ухоженная вокруг него территория! Просто райский уголок. Но вернемся на Соборную гору.

На вершине горы стоит Троицкий собор. Он был выстроен в 1696 г. пятиглавым, но затем сильно перестроен, таким образом, в архитектуре этого здания сочетаются элементы ампира и нарышкинского барокко. В Троицком соборе располагается филиал Историко-художественного музея. С 16 сентября 2010 там уже начались регулярные службы. Когда мы приехали, то застали там церемонию венчания.

Напротив Троицкого собора располагается мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне. Мемориал в форме прямоугольного кургана. На табличках выбиты имена павших.

Рядом с мемориалом - стеклянная пирамида. На месте этой стеклянной пирамиды археологами были найдены остатки церкви, о чем свидетельствуют надписи: "Алтарь храма Святителя Николая построен в 1721 году, каменная кладка открыта в результате археологических раскопок в 2007 году". Рядом: "Ранее на месте Никольского храма стояла церковь Святого Димитрия Солунского, построенная князем Владимиром Андреевичем, в честь двоюродного брата - Великого князя Дмитрия Донского".

Ныне Кремль - это частично сохранившиеся очень высокие земляные валы, Троицкий собор, два небольших фрагмента крепостной стены и мемориал павшим воинам. Заключение. В средневековом Серпухове Кремль был главной крепостью, но не единственной.

Ниже него по обе стороны реки Нары почти одновременно были основаны два монастыря. На правом берегу - Владычный, он был основан митрополитом Алексием в 1360 г., на левом - Высоцкий, основанный Сергием Радонежским в 1373 г. В этот день мы также их посетили. Вместе это были три мощных оборонительных сооружения, благодаря которым шесть веков назад Серпухов был превращен в город-крепость, город-форпост.

О Владычном монастыре вы можете прочить статью здесь. В ближайшее время напишу статью о Высоцком монастыре. Посещением Высоцкого монастыря закончилась наша поездка в Серпухов. Но этим путешествие в целом не закончилась. Мы заехали в Серпуховский историко-художественный музей, купили книги, сувениры и на выезде из города немного заблудились и приехали к Оке, чему были очень рады. Здесь место отдыха жителей Серпухова. Место живописное, просторное, убедитесь сами. Дальше наше путешествие продолжилось - мы отправились Вознесенскую Давидову пустынь. А вот об этом в следующий раз.

Фото поездки в Серпухов смотрите здесь