Начав исследовать территорию малобюджетного жанрового кино с зомби и продолжив вампирами, австралийские самородки по фамилии Спириг набрались уверенности и вышли к научной фантастике. В то же время они мудро решили снизить риск и вместо того, чтобы сочинять оригинальную историю, взяли за основу рассказ классика жанра, чей сюжет размотали до длины полнометражки.

Учитывая успех их предыдущего фильма, удивительно, что режиссёры решили не возводить на оригинальном тексте даже среднебюджетную постановку на уровне той же «Петли времени» — последнего заметного киновысказывания на заданную тему. Экшн здесь минимален, а фантастика, как и все исторические периоды — действие целиком происходит в прошлом — преподнесена без изысков и лишних объяснялок, долгое время она вовсе не пытается вторгаться на территорию персонажей.

Если «Воины света» выделялись на фоне собратьев по жанру своей изобретательностью в построении мира, но проигрывали сюжетом, который становился всё менее и менее плотным по ходу дела, то в «Предопределении» (не слушайте прокатчиков) Спириги работают с минимальным количеством локаций и действующих лиц, зато, неожиданно дотошно следуя букве Хайнлайна, пытаются извлечь из них всю драму, изначально в них заложенную.

В итоге практически в любой отдельно взятой сцене актёры имеют больше пространства для действий, чем во всех «Воинах света» от начала до конца. Хоук получает возможность сыграть как лаконичного агента в шляпе, так и разговорчивого, приземлённого бармена, как будто зашедшего сюда из фильмов Ричарда Линклейтера; одновременно с этим он уступает центральное место Саре Снук, которая получает богатейшую роль и исполняет её не просто с видимым, но с заразительным удовольствием и харизматическим азартом, напоминающим молодую Джоди Фостер.

Режиссёры, достаточно уверенные в материале и актёрах, не отвлекают на себя внимания и не перегружают кадр лишними деталями, зато устанавливают ровный, пульсирующий ритм, не допускающий никаких длиннот и твёрдо держащий зрителя за руку в течение подробно разыгрываемых диалогов и флэшбэков.

Так оно продолжается примерно две трети хронометража, а затем на свет понемногу начинает выходить главный парадокс, закравшийся внутрь самого фильма. Он исходит из того, что Хайнлайн не ставил себе цель сочинять драму, но открыто играл со стандартными сюжетами о путешествиях во времени, растягивая один конкретный временной парадокс до его логического, невероятного абсолюта.

Спириги же, не считая вольно рассыпанных по фильму как бы намекающих реплик, снимают вполне серьёзно и жмут на эмоциональные кнопки, но загоняют самих себя в тупик, когда выясняется, что концовку они все равно могут лишь повторить за классиком.

В результате, честно достигнув драматической вершины где-то на часовой отметке, сюжет съезжает вниз, возвращаясь к форме аттракциона, которую уже имел в прологе фильма и в первоисточнике. Чем больше в кадре происходит прыжков во времени, тем слабее становится отголосок как от происходящего непосредственно под зрителем, так и от всего, что он уже увидел. Финальная ирония фильма — в том, что он сам становится тем самым уроборосом, ухватившим себя за хвост.

С другой стороны, а могло ли быть иначе?

Автор: Никита Комаров

Комментарий Главвреда: При просмотре «Патруля времени» нужно быть готовым к тому, что вся «фантастика» и весь «боевик» тут занимают в сумме пару минут хронометража, остальное же время происходит чистой воды разговорная мелодрама, причём перенесённая создателями в семидесятые годы: и «временные переходы», и «космическая программа» — это просто такой антураж эпохи, где неон, пластик, феминизм, сексуальная революция и маньяки.

Оставим на совести прокатчика неправильное зрительское позиционирование фильма, ведь на деле он куда ближе к «Меняющим реальность», нежели к «Петле времени». Впрочем, внезапно прорывающиеся точечно цитаты из того самого цикла повестей «Патруль времени» (к данному проекту отношения не имеющего, это всё благоглупости прокатчиков) в фильме всё-таки есть, именно так агентов Бюро и набирали. Хотя неожиданная смена пола, конечно, не из этой оперы, как и прочие анахронизмы — Патруль с ними боролся, а никак не плодил в прямом смысле этого слова.