Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1155 участников
Администратор Людмила 59
Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Революция 1917 года: от торговли детьми до диктатуры детства.

 

Рос­сий­ская им­пе­рия, как из­вест­но, была самой лучшей стра­ной в мире, где счаст­ли­вые гим­на­зи­сты сияли ру­мян­цем, от­прав­ля­ясь по утрам учить­ся, мо­лить­ся и меч­тать отдать жизнь за царя. Ко­неч­но, были и неболь­шие про­бле­мы (свя­зан­ные с вли­я­ни­ем извне или со сму­тья­на­ми, ко­то­рых всегда хва­та­ет), на­при­мер, то­таль­ная без­гра­мот­ность осталь­но­го народа. Но в 1908 году, как рас­ска­зы­ва­ют нынче "белые пат­ри­о­ты", цар­ское пра­ви­тель­ство при­ня­ло про­грам­му все­об­ще­го обу­че­ния для детей России – по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние могли все неза­ви­си­мо от пола, на­ци­о­наль­но­сти и со­сло­вия! Про­грам­му за­ду­мы­ва­лось ре­а­ли­зо­вать через 20 лет, тех самых "спо­кой­ных лет", ко­то­рые просил неко­гда Сто­лы­пин, после чего мы бы "не узнали страну".

И если бы, го­во­рят нам по­чи­та­те­ли цар­ской эпохи, кро­ва­вые боль­ше­ви­ки не раз­ру­ши­ли про­цве­та­ю­щую и доб­рей­шую к детям им­пе­рию, то время все­об­ще­го и обя­за­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния пришло бы раньше – в 1928 году, а не как в СССР, в 1934-м, когда была до­стиг­ну­та все­об­щая гра­мот­ность.

Воз­мож­но, кто-то и верит в эти сказки о пре­крас­ном цар­стве, но се­год­ня, когда в России от­ме­ча­ют сто­ле­тие Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции, ради раз­но­об­ра­зия об­ра­тим­ся к фактам.

В 1908 году не была при­ня­та ни­ка­кая про­грам­ма о все­об­щем об­ра­зо­ва­нии. Это был лишь за­ко­но­про­ект, ко­то­рый ко­мис­сия по на­род­но­му об­ра­зо­ва­нию рас­смат­ри­ва­ла еще два года, и после блуж­да­ний до­ку­мен­та по столам в Думе, в Го­су­дар­ствен­ном совете, после бес­плод­ных об­суж­де­ний среди чи­нов­ни­ков пре­крас­ная мечта стала той самой ми­фо­ло­ги­че­ской па­поч­кой, ко­то­рая для устой­чи­во­сти служит под­пор­кой к шкафу в одном из вы­со­ких ка­би­не­тов. В 1912 году за­ко­но­про­ект был от­кло­нен Гос­со­ве­том.

Склон­ные к иде­а­ли­за­ции цар­ско­го про­шло­го граж­дане, между тем, с вы­со­ких кафедр про­дол­жа­ют утвер­ждать, что воз­мож­ность по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние и сде­лать ка­рье­ру для бед­но­го кре­стья­ни­на или ба­тра­ка еще в цар­ство­ва­ние Алек­сандра III была очень высока, а то, что народ оста­вал­ся темным и нищим – его соб­ствен­ный выбор, да еще и след­ствие гре­хов­но­сти. Ну, а в цар­ство­ва­ние по­след­не­го им­пе­ра­то­ра воз­мож­но­стей стало еще больше. Осо­бен­но с тео­ре­ти­че­ским все­об­щим об­ра­зо­ва­ни­ем, о ко­то­ром шла речь выше. Ора­то­ры, если и упо­ми­на­ют в ско­боч­ках, что закон этот принят не был, то всегда за­бы­ва­ют уточ­нить, какого рода это об­ра­зо­ва­ние должно было быть, а мы упо­мя­нем – речь у Сто­лы­пи­на шла не о сред­нем, а о все­об­щем на­чаль­ном об­ра­зо­ва­нии.

инфографика, образование до и после Октябрьской революции, образование, "которое мы потеряли"|Фото: Накануне.RU

Раз­ра­ба­ты­вая про­грам­му, чи­нов­ни­ки брали за основу цер­ков­но-при­ход­ские школы и их пред­мет­ный пе­ре­чень.

"В до­ре­во­лю­ци­он­ной на­чаль­ной школе пре­по­да­ва­лись сле­ду­ю­щие пред­ме­ты: Закон Божий, чтение, письмо, четыре дей­ствия ариф­ме­ти­ки, цер­ков­ное пение, на­чаль­ные све­де­ния из ис­то­рии церкви и Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства, а также всегда – ре­мес­ла и ру­ко­де­лия". (Рустем Ва­х­и­тов, "Ре­во­лю­ция, ко­то­рая спасла Россию").

Именно эти пред­ме­ты и тре­бо­ва­лись для пе­ре­хо­да огром­ной аг­рар­ной страны на новый тех­но­ло­ги­че­ский уро­вень вслед за дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми, уже пе­ре­шаг­нув­ши­ми через про­мыш­лен­ную ре­во­лю­цию, именно Закон Божий и четыре дей­ствия ариф­ме­ти­ки должны были обес­пе­чить про­цве­та­ю­щей ни­ко­ла­ев­ской России "боль­шой рывок" и пол­но­мас­штаб­ную ин­ду­стри­а­ли­за­цию, правда, только через 20 лет. Если бы эти 20 лет были "спо­кой­ны­ми". А спо­кой­ны­ми они бы не были и, на­вер­ное, не могли быть – все шло к пе­ре­де­лу мира и даже к ми­ро­вой войне.

Важно от­ме­тить еще один момент. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние не было сту­пень­кой к сред­не­му, как мы все к этому при­вык­ли. Даже за­кон­чив на­чаль­ную школу, к сред­не­му об­ра­зо­ва­нию под­сту­пить­ся было невоз­мож­но. Сред­нее об­ра­зо­ва­ние давала гим­на­зия, а гим­на­зи­че­ское обу­че­ние было до­ступ­но только при­ви­ле­ги­ро­ван­но­му со­сло­вию: гим­на­зи­ста­ми ста­но­ви­лись дети дворян, чи­нов­ни­ков и бо­га­чей. Вот тут мы воз­вра­ща­ем­ся к образу пре­крас­но­го и силь­но­го царя Алек­сандра III, при ко­то­ром якобы, по словам вос­хи­щен­ных "бело-пат­ри­о­тов", со­ци­аль­ные лифты но­си­лись со ско­ро­стью света туда и об­рат­но. Именно Алек­сандр за­пре­тил доступ детям про­сто­лю­ди­нов в гим­на­зии – речь идет о цир­ку­ля­ре ми­ни­стра про­све­ще­ния Де­ля­но­ва от 1887 года, по­лу­чив­ше­го в народе на­зва­ние "указ о ку­хар­ки­ных детях". Есте­ствен­но, все дело в день­гах – от­се­и­ва­лись те уче­ни­ки, чьи ро­ди­те­ли за­ве­до­мо не могли бы по­не­сти всех тягот плат­но­го обу­че­ния, по­куп­ки формы и так далее.

инфографика, образование до и после Октябрьской революции, количество грамотных мужчин и женщин, российская империя|Фото: Накануне.RU

Сред­нее об­ра­зо­ва­ние в цар­ской России было не для всех, еще и плат­ное, о все­об­щем на­чаль­ном только за­ду­мы­ва­лись. Что же с высшим? Вот гим­на­зи­сты уже могли думать о по­ступ­ле­нии в уни­вер­си­те­ты. Сред­нее тех­ни­че­ское об­ра­зо­ва­ние давали ре­аль­ные учи­ли­ща, вы­пуск­ни­кам поз­во­ля­лось по­сту­пать в тех­ни­че­ские и тор­го­вые вузы, но не в уни­вер­си­те­ты. В 1913 году, на­ка­нуне войны, в России было 276 ре­аль­ных училищ, где про­хо­ди­ли обу­че­ние 17 тыс. че­ло­век, при этом детей школь­но­го воз­рас­та на­счи­ты­ва­лось около 45 млн че­ло­век. А ведь через год страна вста­нет перед внеш­ней угро­зой и будет ис­пы­ты­вать нужду в ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих больше, чем в фи­ло­со­фах и ли­те­ра­то­рах. Новый век делал запрос на ин­же­не­ров, тех­ни­ков, стро­и­те­лей ин­ду­стри­а­ли­за­ции. Си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния в цар­ской России, при всем же­ла­нии, без смены уклада, ко­то­рая про­изо­шла в 1917 году, не могла бы обес­пе­чить про­мыш­лен­ный рывок ни за 20, ни за 200 лет.

Да, цар­ское пра­ви­тель­ство не ску­пи­лось на фи­нан­си­ро­ва­ние об­ра­зо­ва­ния: стро­и­лись школы и со­зда­ва­лись вузы, но си­сте­ма никак не ме­ня­лась и не улуч­ша­ла жизнь 80% на­се­ле­ния страны. Да и тот самый "бурный рост" ас­сиг­но­ва­ний на об­ра­зо­ва­ние длился совсем неболь­шой период. Затем, как мы знаем, на­ча­лась война, и го­су­дар­ствен­ные сред­ства пошли на другие заботы.

Се­год­ня нам го­во­рят – про­мыш­лен­ность раз­ви­ва­лась бур­ны­ми тем­па­ми, не менее бур­ны­ми, чем стро­и­тель­ство и раз­ви­тие школ для детей. Тем не менее, именно в цар­ской России был огром­ный про­цент детей, за­дей­ство­ван­ных в про­мыш­лен­но­сти на­пря­мую.

Чем же за­ни­ма­лись 80% детей, если не учи­лись?

Дет­ский труд очень вы­го­ден и оттого в ка­пи­та­ли­сти­че­ской си­сте­ме, на­це­лен­ной на по­лу­че­ние как можно боль­шей при­бы­ли, был чрез­вы­чай­но рас­про­стра­нен. В цар­ской России жен­ский и дет­ский труд был по­пу­ля­рен из-за того, что пла­тить этой ка­те­го­рии граж­дан можно было на по­ря­док меньше, чем обыч­но­му низ­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­му ра­бо­че­му. Ко­неч­но, си­ту­а­ция в осталь­ном мире мало от­ли­ча­лась.

Вот данные от аме­ри­кан­ско­го бюро труда 1904 года, сред­ний за­ра­бо­ток чер­но­ра­бо­че­го в пе­ре­сче­те на рубли в месяц рав­нял­ся:

  • в Со­еди­нен­ных Штатах – 71 руб. (при 56 ра­бо­чих часах в неделю);
  • в Англии – 41 руб. (при 52,5 ра­бо­чих часах в неделю);
  • в Гер­ма­нии – 31 руб. (при 56 ра­бо­чих часах в неделю);
  • во Фран­ции – 43 руб. (при 60 ра­бо­чих часах в неделю);
  • в России – от 10 руб. до 25 руб. (при 60-65 ра­бо­чих часах в неделю).

А труд ма­ло­лет­них и женщин це­нил­ся еще ниже, со­глас­но таб­ли­це ис­сле­до­ва­те­ля Де­мен­тье­ва, в Мос­ков­ской гу­бер­нии муж­чи­ны по­лу­ча­ли 14,16 руб., жен­щи­ны – 10,35 руб., под­рост­ки – 7,27 руб., а ма­ло­лет­ние дети – 5 руб. и 8 коп.

В России, со­глас­но данным из от­кры­тых ис­точ­ни­ков, в ме­тал­ло­об­ра­бот­ке на каждую тысячу ра­бо­чих при­хо­ди­лось 11 детей 12-15-ти лет обоего пола, в об­ра­бот­ке пи­та­тель­ных ве­ществ – 14, в об­ра­бот­ке бумаги – 58, ми­не­раль­ных ве­ществ – 63, на фрук­то­вых, ви­но­град­ных, во­доч­ных за­во­дах – 40, на та­бач­ных фаб­ри­ках – 69, спи­чеч­ных – 141. Также дет­ский труд ис­поль­зо­вал­ся в об­ра­бот­ке дерева, жи­вот­ных про­дук­тов, хи­ми­че­ских и во­лок­ни­стых ве­ществ, на неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих, ви­но­ку­рен­ных, пи­во­ва­рен­ных, свек­ло­са­хар­ных и во­доч­ных за­во­дах.

Но не надо думать, что царя совсем не бес­по­ко­ил дет­ский труд и по­ло­же­ние ре­бен­ка в про­мыш­лен­ной си­сте­ме, на шахтах и вред­ных про­из­вод­ствах их не было, а, на­при­мер, на стек­лян­ных фаб­ри­ках детей раз­ре­ша­лось ста­вить на ночную работу только в те­че­ние 6-ти часов – очень гу­ман­ное ре­ше­ние.

Как из­вест­но, боль­шая часть про­мыш­лен­но­сти в Рос­сий­ской им­пе­рии при­над­ле­жа­ла ино­стран­цам, ко­то­рым при­хо­ди­лось идти нав­стре­чу и кор­рек­ти­ро­вать су­ро­вые законы в от­но­ше­нии детей в пользу по­лу­че­ния при­бы­ли. Ис­то­ри­ки от­ме­ча­ют, что, да, го­су­дар­ство было вы­нуж­де­но огра­ни­чи­вать права несо­вер­шен­но­лет­них.

Революция 1917, детский труд в Российской Империи, Челябинск, Чаеразвесочная фабрика Высоцкого|Фото: livejournal.com

Были по­пыт­ки за­ко­но­да­тель­но уре­гу­ли­ро­вать хотя бы усло­вия труда – за­пре­тить работу детям, не до­стиг­шим 12 лет, огра­ни­чить для детей работу 8 часами, но про­мыш­лен­ни­ки не спе­ши­ли во­пло­щать слабые по­пыт­ки го­су­дар­ства стать гу­ман­ным – ведь это вопрос дохода. И если ин­спек­ции в боль­ших го­ро­дах хоть немно­го улуч­ша­ли жизнь ре­бен­ка, то в глу­бин­ке экс­плу­а­та­ция про­дол­жа­лась вплоть до 1917 года, пока не был принят кодекс о труде, впер­вые в мире га­ран­ти­ро­вав­ший 8-ча­со­вой ра­бо­чий день ДЛЯ ВСЕХ и за­пре­ще­ние ис­поль­зо­вать детей на ра­бо­тах до 16-ти лет.

Только после ре­во­лю­ции 1917 года и другие страны были вы­нуж­де­ны оза­бо­тить­ся пра­ва­ми ра­бо­чих и по­ду­мать о за­пре­те дет­ско­го труда.

Революция 1917, детский труд в Российской Империи, подросток, уральский горнорабочий, Пермская губерния, 1900 год|Фото: Валерий Москальков

"Котя, котя, продай дитя"

Дет­ский труд ис­поль­зо­ва­ли не только ино­стран­ные про­мыш­лен­ни­ки на фаб­ри­ках и за­во­дах. Купцы сво­зи­ли в Пе­тер­бург с окраин детей бед­ня­ков и кре­стьян, как "живой товар", ко­то­рый поль­зо­вал­ся боль­шой по­пу­ляр­но­стью – на­равне с дро­ва­ми, дичью и сеном.

Тор­гов­ля детьми, скупка и до­став­ка де­ше­вой ра­бо­чей силы ста­но­ви­лась спе­ци­а­ли­за­ци­ей от­дель­ных кре­стьян-про­мыш­лен­ни­ков, ко­то­рых в быту име­но­ва­ли "из­воз­чи­ка­ми". Скуп­щи­ки пла­ти­ли ро­ди­те­лям 2-5 руб. и за­би­ра­ли их 10-летнее чадо в лучшую жизнь, если, ко­неч­но, чадо не успе­ва­ло уме­реть с дру­ги­ми детьми во время нелег­ко пу­те­ше­ствия.

В ис­то­рии оста­лись фольк­лор­ные па­мят­ни­ки этих "бизнес-про­ек­тов" (очень по­хо­див­ших на ра­бо­тор­гов­лю на аме­ри­кан­ском юге начала 19 века, только вместо негров – дети), такие как игра "Котя, котя, продай дитя".

Из­воз­чик "про­да­вал" детей ла­воч­ни­кам или ма­сте­рам, новый хозяин мог рас­по­ря­жать­ся ре­бен­ком по своему усмот­ре­нию – взамен обес­пе­чи­вая кровом и кое-какой едой. Стоит от­ме­тить, что детей "про­да­ва­ли" не от хо­ро­шей жизни, ведь лишние руки в хо­зяй­стве нужны, а тут подрос по­мощ­ник – и его от­да­вать? Дело в том, что дома ре­бе­нок, скорее всего, был об­ре­чен на го­лод­ную смерть. И даже при таких усло­ви­ях мно­же­ство детей бежали от хозяев, рас­ска­зы­ва­ли о побоях, на­си­лии, голоде – пешком они воз­вра­ща­лись домой обо­рван­ны­ми или оста­ва­лись бес­при­зор­ни­ка­ми, затем ока­зы­ва­лись "на дне" сто­лич­ной жизни. Неко­то­рым везло больше – и они могли вер­нуть­ся в родную де­рев­ню в новых га­ло­шах и модном шарфе, это счи­та­лось успе­хом. Тем не менее, этот "со­ци­аль­ный лифт" го­су­дар­ством никак не ре­гу­ли­ро­вал­ся.

Ок­тябрь

"Вот у нас мо­нар­хи­сты рас­ска­зы­ва­ют, какая Россия была об­ра­зо­ван­ная страна. Но у меня только один-един­ствен­ный вопрос – а боль­ше­ви­ки совсем идиоты, что ли? Зачем они вообще со­зда­ва­ли си­сте­му лик­беза? У них других задач не было, что ли? Вот сидят, думают – дай-ка мы при­ду­ма­ем себе какую-нибудь про­бле­му! О! Давай будем гра­мот­ных обу­чать гра­мо­те! Ну, как это по­ни­мать? Дей­стви­тель­но, мо­ло­дое по­ко­ле­ние под­дан­ных Рос­сий­ской им­пе­рии было более-менее гра­мот­но, кто успел пройти через си­сте­му цер­ков­но-при­ход­ских и от­ча­сти зем­ских школ. Но этих зем­ских школ было, как ост­ров­ков в океане", – ком­мен­ти­ру­ет пре­об­ра­зо­ва­ния ре­во­лю­ции ис­то­рик, со­вет­ник рек­то­ра МПГУ Ев­ге­ний Спицын в беседе с кор­ре­спон­ден­томНа­ка­нуне.RU.

Прин­ци­пы бу­ду­щей си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния были сфор­му­ли­ро­ва­ны еще в 1903 году в про­грам­ме РСДРП: все­об­щее бес­плат­ное обя­за­тель­ное об­ра­зо­ва­ние детей обоего пола до 16 лет; лик­ви­да­ция со­слов­ных школ и огра­ни­че­ний в об­ра­зо­ва­нии по на­ци­о­наль­ным при­зна­кам; от­де­ле­ние школы от церкви; обу­че­ние на родном языке и другое. 9 ноября 1917 г. была учре­жде­на Го­су­дар­ствен­ная ко­мис­сия по про­све­ще­нию.

инфографика, образование до и после Октябрьской революции, как проходила ликвидация безграмотности|Фото: Накануне.RU

В ок­тяб­ре 1918 власти утвер­ди­ли по­ло­же­ние о бес­плат­ном, сов­мест­ном обу­че­нии детей школь­но­го воз­рас­та. Через год под­пи­са­ли декрет об об­ра­зо­ва­нии, и теперь все на­се­ле­ние страны в воз­расте от 8 до 50 лет, не умев­шее читать или писать, обя­зы­ва­лось обу­чать­ся гра­мо­те на родном или рус­ском языке — по же­ла­нию. Си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния про­хо­ди­ла раз­лич­ные этапы, как и само го­су­дар­ство – рас­ска­зы­ва­ет На­ка­нуне.RU ис­то­рик Андрей Фурсов:

"После экс­пе­ри­мен­тов 20-х годов, в ко­то­рых были по­пыт­ки от­ри­ца­ния рус­ской клас­си­че­ской си­сте­мы (в начале 20-х годов были за­пре­ще­ны как бур­жу­аз­ные дис­ци­пли­ны: гре­че­ский, латынь, логика, ис­то­рия), но в се­ре­дине 30-х годов все это было вос­ста­нов­ле­но так же, как и по­яви­лось по­ня­тие "со­вет­ский пат­ри­о­тизм". И 7 ноября пе­ре­стал быть празд­ни­ком ми­ро­вой ре­во­лю­ции, а стал днем Ве­ли­кой Ок­тябрь­ской со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции. Так вот, со­вет­ская си­сте­ма раз­ви­ла то, что было за­ло­же­но в рус­ской клас­си­че­ской си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния. И то, что со­вет­ское об­ра­зо­ва­ние, каким оно было в 1970-ые, в 1980-ые годы, было лучшим – это при­зна­но во всем мире. Со­вет­ская си­сте­ма была лучшей  теперь нор­веж­цы и японцы ее ко­пи­ру­ют".

Всего к 1920 году уда­лось обу­чить гра­мо­те 3 млн че­ло­век. Теперь школа от­де­ля­лась от церкви, а цер­ковь — от го­су­дар­ства, за­пре­ща­лось пре­по­да­ва­ние в учеб­ных за­ве­де­ни­ях какого бы то ни было ве­ро­уче­ния и ис­пол­не­ние об­ря­дов ре­ли­ги­оз­но­го культа, также за­пре­ща­лись фи­зи­че­ские на­ка­за­ния детей, и все на­ци­о­наль­но­сти по­лу­чи­ли право обу­че­ния на родном языке. Более того, боль­ше­ви­ки оза­да­чи­лись со­зда­ни­ем об­ще­ствен­но­го до­школь­но­го вос­пи­та­ния. Это была куль­тур­ная ре­во­лю­ция. В со­вет­ское время впер­вые в ис­то­рии России была до­стиг­ну­та прак­ти­че­ски все­об­щая гра­мот­ность, близ­кая к 100%. Страна по­лу­чи­ла бес­плат­ное сред­нее об­ра­зо­ва­ние и вполне до­ступ­ное высшее. Про­фес­сия учи­те­ля ува­жа­лась. Школа не предо­став­ля­ла услугу за деньги, а вос­пи­ты­ва­ла детей, уделяя время и мо­раль­но-эти­че­ским сто­ро­нам раз­ви­тия мо­ло­до­го че­ло­ве­ка.

Ка­че­ствен­ное высшее тех­ни­че­ское об­ра­зо­ва­ние сде­ла­ло воз­мож­ным невоз­мож­ное – пре­одо­ле­ние про­мыш­лен­ной про­па­сти между СССР и стра­на­ми раз­ви­то­го ка­пи­та­лиз­ма. Новый подход к об­ра­зо­ва­нию можно на­звать успеш­ным, стоит только вспом­нить число все­мир­но из­вест­ных со­вет­ских ученых и изоб­ре­та­те­лей.

"Да, был так на­зы­ва­е­мый "фи­ло­соф­ский па­ро­ход"  уехал ряд ученых, фи­ло­со­фов, ар­хи­тек­то­ров, ху­дож­ни­ков, но это был мизер по срав­не­нию с мас­шта­ба­ми нашей страны. По сути, была со­зда­на ве­ли­кая куль­тур­ная ци­ви­ли­за­ция заново – с нуля прак­ти­че­ски. Ра­зу­ме­ет­ся, опи­ра­ясь, на ко­лос­саль­ные до­сти­же­ния наших пред­ков: Пушкин, Тур­ге­нев, Некра­сов и другие клас­си­ки, пи­са­те­ли и ху­дож­ни­ки, ко­то­рые от­ра­жа­ли верно душу народа,  го­во­рит доктор ис­то­ри­че­ских наук Вя­че­слав Те­те­кин в беседе с На­ка­нуне.RU Но тех­ни­че­ская сто­ро­на была со­зда­на заново. Ко­лос­саль­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ло именно тех­ни­че­ское об­ра­зо­ва­ние, прежде всего  не то аб­стракт­ное гу­ма­ни­тар­ное об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое счи­та­лось эта­ло­ном. Мы со­зда­ли такое оружие, ко­то­рое пре­вос­хо­ди­ло оружие, со­зда­вав­ше­е­ся всей объ­еди­нен­ной Ев­ро­пой. Почему это было воз­мож­но? Потому что в этот крат­чай­ший срок были со­зда­ны новые тех­ни­че­ские кадры. Об­ра­зо­ва­нию уде­ля­лось огром­ное вни­ма­ние, вкла­ды­ва­лись ко­лос­саль­ные сред­ства. Об­ра­зо­ва­ние было го­су­дар­ствен­ным при­о­ри­те­том. Очень быстро раз­ви­ва­лась фун­да­мен­таль­ная наука, Ака­де­мия наук СССР была мощ­ней­шим учре­жде­ни­ем, и никто, как сейчас, не пре­тен­до­вал на то, что чи­нов­ни­ки будут "рулить" тем, чем за­ни­ма­ет­ся Ака­де­мия наук".

комсомол, СССР|Фото:

Помимо тех­ни­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, в со­вет­ской си­сте­ме стоит от­ме­тить и такие при­ят­ные бонусы, как вы­со­кая сти­пен­дия, раз­ви­тое до­школь­ное и вне­класс­ное об­ра­зо­ва­ние, бес­плат­ные ясли и дет­ские сады, дворцы пи­о­не­ров и дома твор­че­ства на бес­плат­ной основе, му­зы­каль­ные школы, спор­тив­ное об­ра­зо­ва­ние и лагеря дет­ско­го отдыха – в СССР шутили, что если и есть какая-то дик­та­ту­ра в стране, то это дик­та­ту­ра дет­ства.

Что ка­са­ет­ся бес­при­зор­ни­ков после Граж­дан­ской войны и детей, остав­ших­ся без ро­ди­те­лей после Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной, то си­сте­ма дет­ских домов кар­ди­наль­но от­ли­ча­лась от ны­неш­ней, поз­во­ляя вы­ход­цам этих со­ци­аль­ных учре­жде­ний на­хо­дить свое, за­ча­стую вы­со­кое, место в об­ще­стве, со­зда­вать семьи, по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние, иметь равные воз­мож­но­сти, о чем сейчас при­хо­дит­ся только меч­тать.

москва 1938 год молодежь ссср|Фото:

Раз­ви­тие рес­пуб­лик

"Ок­тябрь 1917-го  со­бы­тие эпо­халь­ное, и пе­ре­чис­лить в двух словах все, чего не слу­чи­лось бы, если бы не эта ре­во­лю­ция, трудно. Ко­неч­но, никого из нас се­го­дняш­них не было бы. И дело не в том, что папы с мамами, де­душ­ки с ба­буш­ка­ми не встре­ти­лись бы – сам со­вре­мен­ный облик во многом сфор­ми­ро­ван именно ре­во­лю­ци­ей и воз­ник­шим после ре­во­лю­ции со­вет­ским го­су­дар­ством. Я говорю здесь и об об­ра­зо­ва­нии, есте­ствен­но, и о со­вер­шен­но другом со­ци­аль­ном об­ще­ствен­ном укладе,  го­во­рит в беседе с На­ка­нуне.RU жур­на­лист, со­ав­тор про­ек­та о со­вре­мен­ном об­ра­зо­ва­нии "По­след­ний звонок" Кон­стан­тин Семин. – Всем есть за что бла­го­да­рить Ок­тябрь. До ре­во­лю­ции в на­ци­о­наль­ных рес­пуб­ли­ках им­пе­рии (в Тур­ке­стане, Уз­бе­ки­стане, Кыр­гыз­стане) уро­вень гра­мот­но­сти не до­хо­дил до 2%. Неко­то­рые народы  в том числе ко­рен­ные народы России, как мы на­зы­ва­ем их се­год­ня  не об­ла­да­ли даже соб­ствен­ной пись­мен­но­стью. Се­год­ня – это рав­но­прав­ные граж­дане нашей страны".

Дей­стви­тель­но, одним из важ­ней­ших от­ли­чий СССР от им­пе­рии было именно раз­ви­тие на­ци­о­наль­ных рес­пуб­лик, рав­но­мер­ное рас­про­стра­не­ние об­ра­зо­ва­ния.

"СССР – это го­су­дар­ство, ко­то­рое до­стиг­ло высот прак­ти­че­ски во всех сферах жизни. Тут, без­услов­но, наука, об­ра­зо­ва­ние, куль­тур­ная ре­во­лю­ция. Боль­шой толчок в раз­ви­тии по­лу­чи­ли на­ци­о­наль­ные рес­пуб­ли­ки. В пику тому, как дей­ство­ва­ли те же Бри­тан­ская Им­пе­рия либо США в фор­ма­те по­ли­ти­ки ко­ло­ни­а­лиз­ма и нео­ко­ло­ни­а­лиз­ма, Со­вет­ский Союз вместо того, чтобы вы­ка­чи­вать деньги из своих окраин, на­о­бо­рот, от­прав­лял зна­чи­тель­ные сред­ства для того, чтобы наши на­ци­о­наль­ные рес­пуб­ли­ки раз­ви­ва­лись", – на­по­ми­на­ет за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра Ин­сти­ту­та стра­те­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний и про­гно­зов РУДН Никита Данюк.

инфографика, образование до и после Октябрьской революции, количество школ|Фото: Накануне.RU

Что дала ре­во­лю­ция 1917 года России? Именно об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое стало до­ступ­но для всех после смены уклада, обес­пе­чи­ло стране воз­мож­ность "боль­шо­го рывка", ин­ду­стри­а­ли­за­ции, Победы в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне, воз­мож­ность впер­вые от­пра­вить­ся в космос, оно обес­пе­чи­ло нас, се­год­ня жи­ву­щих, за­щи­той в виде "атом­но­го зон­ти­ка".

"Что такое атом­ная бомба? Это про­дукт ко­лос­саль­но­го на­пря­же­ния фун­да­мен­таль­но-при­клад­ной науки, это со­зда­ние сотен про­из­вод­ствен­ных пред­при­я­тий, ко­то­рые бы обес­пе­чи­ли в ко­опе­ра­ции со­зда­ние этого вы­со­ко­тех­но­ло­гич­но­го оружия,  го­во­рит экс­перт Вя­че­слав Те­те­кин.  За этим стояло не просто со­зда­ние атом­ной бомбы, это было бы упро­ще­ние, за этим стояло со­зда­ние мощ­ней­шей фун­да­мен­таль­ной науки, ко­то­рой фак­ти­че­ски, осо­бен­но в ин­же­нер­ном плане, до 1917 года у нас не су­ще­ство­ва­ло. И про­мыш­лен­но­сти у нас до 1917 года такой не было. Ни авиа­ци­он­ной, ни ав­то­мо­биль­ной".

В со­вре­мен­ной России, как мы видим, про­ис­хо­дит распад со­вет­ской си­сте­мы все­об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, по­яв­ля­ют­ся эли­тар­ные школы, высшие учеб­ные за­ве­де­ния все больше пе­ре­хо­дят на ком­мер­че­скую основу, до­ступ­ность об­ра­зо­ва­ния падает так же стре­ми­тель­но, как и ка­че­ство.

"О том, какой мощной была си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния в СССР, сви­де­тель­ству­ет очень про­стой факт – вот уже 25 лет наши неисто­вые рев­ни­те­ли на деньги МВФ пы­та­ют­ся эту си­сте­му сло­мать. Они, дей­стви­тель­но, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ее под­пор­ти­ли, введя ЕГЭ, бо­лон­скую си­сте­му, но до конца они ее не до­ло­ма­ли, потому что фун­да­мент слиш­ком прочен. Наше об­ра­зо­ва­ние – и школь­ное, и высшее  это одно из ве­ли­чай­ших до­сти­же­ний со­вет­ской си­сте­мы",  ре­зю­ми­ру­ет ис­то­рик Андрей Фурсов.

советская школа|Фото: maxpenson.com

 

Ре­во­лю­ция 1917 года: от тор­гов­ли детьми до дик­та­ту­ры дет­стваРеволюция 1917 года: от торговли детьми до диктатуры детстваРе­во­лю­ция 1917 года: от тор­гов­ли детьми до дик­та­ту­ры дет­стваРос­сий­ская им­пе­рия, как из­вест­но, была самой лучшей стра­ной в мире, где счаст­ли­вые гим­на­зи­сты сияли ру­мян­цем, от­прав­ля­ясь по утрам учить­ся, мо­лить­ся и меч­тать отдать жизнь за царя. Ко­неч­но, были и неболь­шие про­бле­мы (свя­зан­ные с вли­я­ни­ем извне или со сму­тья­на­ми, ко­то­рых всегда хва­та­ет), на­при­мер, то­таль­ная без­гра­мот­ность осталь­но­го народа…

Ком­мен­та­рий автора: 

Как упоительны в России вечера, 
Любовь, шампанское, закаты, переулки. 
Ах, лето красное, забавы и прогулки, 
Как упоительны в России вечера. 

Балы, красавицы, лакеи, юнкера 
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки. 
Любовь, шампанское, закаты, переулки, 
Как упоительны в России вечера. 

Это интересно
0

04.11.2017
Пожаловаться Просмотров: 752  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены