Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1178 участников
Администратор Людмила 59
Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Джон Глабб: Судьба империй и как выжить.

VVI

При­ня­то го­во­рить, что че­ло­век ни­ко­гда не учит ис­то­рии, ко­то­рая  –  девка-по­тас­ку­ха по вызову. Но вот по­па­лось в Ин­тер­не­те нечто по­тря­са­ю­щее (даже не знаю как на­зы­вать – про­грам­ма, де­кла­ра­ция, проект, ис­сле­до­ва­ние, заявка) от сэра Джона Глабба, ко­то­рый боль­шую часть жизни провел на Ближ­нем Во­сто­ке и даже на­пи­нал из­ра­иль­ским гоп­ни­кам в первую арабо-из­ра­иль­скую войну своими араб­ски­ми от­ря­да­ми.

Вот его ма­те­ри­ал (26 стра­ниц, но очень ре­ко­мен­дую про­чи­тать по­дроб­но) -http://​people.​uncw.​edu/​kozloffm/​glubb.​pdf, опуб­ли­ко­ван он в 1977 году. Для тех, кто пока не может это про­чи­тать, крат­кое из­ло­же­ние

Во Вве­де­нии он рас­суж­да­ет о том, что жиз­нен­ный опыт го­во­рит нам о по­вто­ря­е­мо­сти со­бы­тий  и яв­ле­ний, о цик­лич­но­сти и все­общ­но­сти их. Между тем у них в школах му­со­лят сказки про борьбу Тю­до­ров со Стю­ар­та­ми и мелкие битвы на этом ост­ро­ве Бри­та­ния, где всё родное – бравое и смелое, а всё при­ш­лое – мерз­кое и темное. Джон Глабб же уверен, что сле­ду­ет изу­чать ис­то­рию че­ло­ве­че­ства, а не от­дель­ной страны или пе­ри­о­да.

И вот что у него по­лу­чи­лось.

Судьба им­пе­рий.

Для начала он рас­смот­рел срок су­ще­ство­ва­ния им­пе­рий, по боль­шей части на­хо­див­ших­ся в ре­ги­оне, где он провел свою жизнь и до­ста­точ­но много со­би­рал ин­фор­ма­ции:

 

Страна                       Годы воз­ник­но­ве­ния и па­де­ния                Срок су­ще­ство­ва­ния

Ас­си­рия                     859-612 до н.э.                                             247

Персия                       538-330 до н.э.                                             208

(Кир и его по­том­ки)

Греция                       331-100 до н.э.                                             231

(Алек­сандр и по­сле­ду­ю­щие пра­ви­те­ли)

Рим­ская Рес­пуб­ли­ка            260-27 до н.э.                                   233

Рим­ская Им­пе­рия     27 до н.э.- 180 н.э                                        207

Араб­ская Им­пе­рия   634-880                                                         246

Им­пе­рия мам­лю­ков 1250-1517                                                     267

От­то­ман­ская им­пе­рия 1320-1570                                                  250

Ис­па­ния                     1500-1750                                                     250     

Россия Ро­ма­но­вых   1682-1916                                                     234

Бри­та­ния                   1700-1950                                                     250

 

Автор по­яс­ня­ет, что многие даты до­ста­точ­но услов­ны, так как (кроме мам­лю­ков) точную дату воз­ник­но­ве­ния и ис­чез­но­ве­ния им­пе­рий на­звать сложно, однако именно в эти сроки – при­мер­но 10 че­ло­ве­че­ских по­ко­ле­ний по 25 лет  - они прошли все опи­сы­ва­е­мые ниже стадии. Ис­то­рия Рима раз­де­ле­на на рес­пуб­ли­ку, когда город стал вла­сте­ли­ном Италии, и им­пе­ри­ей от Ав­гу­ста до смерти Марка Авре­лия – хотя после этого дня им­пе­рия су­ще­ство­ва­ла но­ми­наль­но еще не менее сто­ле­тия, но уже при по­сто­ян­ном раз­драе, вос­ста­ни­ях, граж­дан­ских войнах и на­па­де­ни­ях вар­ва­ров. Неко­то­рые им­пе­рии ушли раньше – Ва­ви­лон­ское цар­ство На­ву­хо­до­но­со­ра про­жи­ло лет 70, т.к. было раз­ру­ше­но Киром.

Стадии.

Все им­пе­рии про­хо­дят сле­ду­ю­щие стадии в своем раз­ви­тии – Взрыв (пер­во­по­ход­цы), За­во­е­ва­ния, Ком­мер­ция, Бла­го­ден­ствие, Разум, Упадок.

  1. Взрыв (Эра пер­во­про­ход­цев).

Толпы го­лод­ных негра­мот­ных и аван­тюр­ных диких племен вне­зап­но по­лу­ча­ют откуда-то боль­шой толчок и лезут на со­се­дей. (Гу­ми­лев это на­зы­вал пас­си­о­нар­но­стью, но скорее похоже на то, что у них просто гвоздь в ж*пе за­стрял). Для ил­лю­стра­ции Джон Глабб сна­ча­ла го­во­рит о Фи­лип­пе Ма­ке­дон­ском, а потом о том, что в 600 году нашей эры ев­ро­зи­ат­ский мир был по­де­лен между двумя сверх­дер­жа­ва­ми – Ви­зан­ти­ей и Пер­си­ей, ко­то­рые раз­де­ли­ли Ближ­ний Восток – Сирия, Па­ле­сти­на, Египет и Се­вер­ная Африка были ви­зан­тий­ски­ми, а Ирак – пер­сид­ским. Пророк Му­хам­мед про­по­ве­до­вал в Аравии с 613 по 632 год. На сле­ду­ю­щий год арабы вы­рва­лись из своей пу­сты­ни на по­лу­ост­ро­ве и од­но­вре­мен­но на­бро­си­лись на обе им­пе­рии. Через 20 лет пре­кра­ти­ла су­ще­ство­ва­ние Пер­сид­ская им­пе­рия, а спустя 70 лет после смерти про­ро­ка арабы со­зда­ли им­пе­рию от Ат­лан­ти­ки до равнин се­вер­ной Индии и границ с Китаем.

При­чи­ны необык­но­вен­ной энер­гии, сме­ло­сти, са­мо­по­жерт­во­ва­ния, аван­тю­риз­ма, ини­ци­а­ти­вы трудно объ­яс­нить, но эти люди готовы штур­мо­вать джунгли, горы и моря, дви­га­ясь все дальше и дальше. Так, в 711 году арабы в со­ста­ве 12-ты­сяч­но­го войска пе­ре­пра­ви­лись через Ги­брал­тар и на­нес­ли по­ра­же­ние гот­ской армии, ко­то­рая пре­вос­хо­ди­ла их вдвое по чис­лен­но­сти, затем про­дви­ну­лись еще 250 миль по незна­ко­мой вра­же­ской тер­ри­то­рии и за­хва­ти­ли сто­ли­цу готов Толедо. При­ме­ров можно при­во­дить неме­ре­но.

  1.  Вторая стадия – эпоха за­во­е­ва­ний. Тот же гвоздь в одном месте по­буж­да­ет новое го­су­дар­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние к рас­ши­ре­нию тер­ри­то­рий, при этом старые им­пе­рии уже давно на­хо­дят­ся в обо­ро­ни­тель­ной па­ра­диг­ме, а новые за­во­е­ва­те­ли – ушлые уче­ни­ки и быстро усва­и­ва­ют методы во­ен­ных дей­ствий и во­ору­же­ние старых им­пе­рий, успеш­но их при­ме­ня­ют и на­хо­дят новые спо­со­бы, что неиз­мен­но при­во­дит их к победе.

 

2. Эпоха ком­мер­ции. Когда огром­ные тер­ри­то­рии ока­зы­ва­ют­ся объ­еди­не­ны под одной вла­стью, то ис­че­за­ют тор­го­вые ба­рье­ры в виде гос­гра­ниц, пошлин, раз­бой­ни­ков и пр. , что при­во­дит к рас­цве­ту тор­гов­ли. Им­пе­рия Чингиз-хана обес­пе­чи­ла бес­пре­пят­ствен­ный доступ то­ва­ров от Китая до Европы, и потоки то­ва­ров хлы­ну­ли в обоих на­прав­ле­ни­ях.

Те­ку­щее в им­пе­рию бо­гат­ство делает тор­гов­цев очень бо­га­ты­ми, и про­бле­мой для них ста­но­вит­ся, куда по­тра­тить свое бо­гат­ство. У ис­кус­ства и ар­хи­тек­ту­ры по­яв­ля­ют­ся со­сто­я­тель­ные по­кро­ви­те­ли. Тор­гов­цы строят дворцы, деньги вкла­ды­ва­ют­ся в ком­му­ни­ка­ции, дороги, мосты, отели – в за­ви­си­мо­сти от эпохи. При этом старые доб­ро­де­те­ли такие как храб­рость, пат­ри­о­тизм и вер­ность долгу еще не про­па­ли

3. Эпоха бла­го­ден­ствия. Именно деньги в эту эпоху обес­це­ни­ва­ют старые доб­ро­де­те­ли. Однако эти из­ме­не­ния про­ис­хо­дят по­сте­пен­но. В это время про­ис­хо­дит из­ме­не­ния в пси­хо­ло­гии ко­рен­но­го на­се­ле­ния ос­но­ва­те­лей им­пе­рии – если раньше они готовы были к са­мо­по­жерт­во­ва­нию, пре­вы­ше всего це­ни­лась храб­рость, отвага, ини­ци­а­ти­ва; юношей вос­пи­ты­ва­ли в стро­го­сти и труд­но­стях, готовя к тя­же­лой и слав­ной доле воина, то теперь при­о­ри­те­том ста­но­вит­ся бо­гат­ство – деньги и прочие сред­ства. Деньги за­ме­ня­ют честь и подвиг, и муж­чи­ны стре­мят­ся к день­гам не ради своего со­об­ще­ства или страны, а ис­клю­чи­тель­но для себя. Мед­лен­но и неза­мет­но эпоха бла­го­ден­ствия пол­но­стью сти­ра­ет по­ня­тие долга и слу­же­ния стране. Также мед­лен­но и по­сте­пен­но ме­ня­ет­ся об­ра­зо­ва­ние. Школа уже не стре­мит­ся вос­пи­тать пат­ри­о­тов, ко­то­рые будут без­огляд­но слу­жить от­чизне. Ро­ди­те­ли и уче­ни­ки хотят по­лу­чить такое об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое обес­пе­чит вы­со­кие оклады. «Араб­ский мо­ра­лист Газали (1058-1111 гг.) жа­лу­ет­ся теми же сло­ва­ми на сни­же­ние жиз­нен­ных целей в араб­ском мире его вре­ме­ни. Сту­ден­ты, го­во­рит он, учатся не ради при­об­ре­те­ния знаний и доб­ро­де­те­лей, а для по­лу­че­ния ква­ли­фи­ка­ции, ко­то­рая обес­пе­чит им бо­гат­ство. Такая же си­ту­а­ция оче­вид­на се­год­ня и у нас на Западе».

Джон Глабб вы­де­лил пе­ре­ход­ный период от эпохи за­во­е­ва­ний к эпохе бла­го­ден­ствия и назвал его High Noon  (зенит, по­во­рот­ный пункт, точка выс­ше­го раз­ви­тия) – это период прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Ав­гу­ста в Риме, Гаруна аль-Рашида в Баг­да­де, Су­лей­ма­на Ве­ли­ко­леп­но­го в Осман­ской им­пе­рии и ко­ро­ле­вы Вик­то­рии в Ве­ли­ко­бри­та­нии. Во всех станах этот период имел сход­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. На­блю­да­те­ля ослеп­ля­ет на­коп­лен­ное стра­ной бо­гат­ство. Еще оста­ет­ся до­ста­точ­но доб­ро­де­те­лей му­же­ства, энер­гии и пат­ри­о­тиз­ма, чтобы за­щи­тить ее гра­ни­цы. Но под этой по­верх­но­стью жад­ность к день­гам по­сте­пен­но за­ме­ня­ет чув­ство долга и слу­же­ния родине. По су­ще­ству, это пе­ре­ход можно на­звать пе­ре­хо­дом от слу­же­ния к эго­из­му.

Еще одной чертой пе­ре­хо­да к эпохи бла­го­ден­ствия яв­ля­ет­ся рас­про­стра­не­ние обо­ро­ни­тель­но­го по­ве­де­ния. Страна уже не нуж­да­ет­ся в славе и по­дви­гах, а лишь желает со­хра­нить свое бо­гат­ство и рос­кошь. В этот период стро­ят­ся стены – Ве­ли­кая ки­тай­ская стена, Ад­ри­а­нов вал на гра­ни­це с Шот­лан­ди­ей, линия Мажино во Фран­ции в 1939 году. По­сколь­ку денег у страны больше, чем му­же­ства, то вместо оружия ис­поль­зу­ют суб­си­дии, чтобы от­го­нять врагов. Для этого тут же при­ду­мы­ва­ют оправ­да­ние – ци­ви­ли­зо­ван­ным на­ро­дам во­е­вать не поз­во­ля­ет гор­дость. За­во­е­ва­ние одной страны другой объ­яв­ля­ет­ся амо­раль­ным. «Мы не боимся во­е­вать, - го­во­рим мы, - но мы счи­та­ем это амо­раль­ным».

5. Пятую эпоху Джон Глабб назвал эпоха разума. Принцы-тор­га­ши стре­мят­ся к славе и при­зна­нию, не только спон­си­руя музыку и ли­те­ра­ту­ру. Они также ос­но­вы­ва­ют и со­дер­жат уни­вер­си­те­ты. Это про­ис­хо­дит на удив­ле­ние ре­гу­ляр­но от одной им­пе­рии к другой, несмот­ря на сто­ле­тия между ними. «В 11-м веке на­хо­див­ша­я­ся в пол­ней­шем по­ли­ти­че­ском упадке Араб­ская им­пе­рия на­хо­ди­лась под управ­ле­ни­ем сель­д­жук­ско­го сул­та­на Малик-Шаха. Арабы уже не были пер­вы­ми среди воинов, но все еще оста­ва­лись ин­тел­лек­ту­аль­ны­ми ли­де­ра­ми мира. Во время прав­ле­ния этого сул­та­на стро­и­тель­ство уни­вер­си­те­тов пре­вра­ти­лось в одер­жи­мость. Если во вре­ме­на рас­цве­та араб­ско­го ха­ли­фа­та хва­та­ло неболь­шо­го числа уни­вер­си­те­тов в круп­ных го­ро­дах, то теперь уни­вер­си­тет по­явил­ся в каждом городе. В наше время мы на­блю­да­ем то же самое  в США и Англии. Когда эти страны на­хо­ди­лись на вер­шине славы, им хва­та­ло Гар­вар­да, Йеля, Окс­фор­да и Кем­бри­джа. Сейчас же почти в каждом городе есть свой уни­вер­си­тет».

По­след­ствия ин­тел­лек­ту­а­лиз­ма до­воль­но неожи­дан­ны. Ка­за­лось бы, рас­про­стра­не­ние знаний без­услов­но по­лез­но, однако в каждой им­пе­рии период упадка со­про­вож­дал­ся рас­ши­ре­ни­ем ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти. В эпоху разума наука до­сти­га­ет уди­ви­тель­ных успе­хов, но это все равно не спа­са­ет им­пе­рии от рас­па­да. На­при­мер, в 9-ом веке во время прав­ле­ния Мамуна  арабы с по­ра­зи­тель­ной точ­но­стью из­ме­ри­ли длину окруж­но­сти Земли (за­пад­но­ев­ро­пей­цам по­на­до­би­лось еще семь веков, чтобы до­га­дать­ся о том, что Земля не плос­кая), однако это не спасло араб­скую им­пе­рию от хаоса. В Де­я­ни­ях Апо­сто­лов (17:16) го­во­рит­ся: «все афи­няне и даже жи­ву­щие в их городе ино­стран­цы ни в чем так охотно не про­во­ди­ли время, как в том, чтобы слу­шать или об­суж­дать что-нибудь новое». Пу­сто­по­рож­ние споры и  рас­суж­де­ния не при­во­дят к со­гла­сию, по­сколь­ку каждый че­ло­век имеет свое мнение. Однако дис­кус­сии про­дол­жа­ют­ся, несмот­ря на то, что ко­рабль об­ще­ства уже на­пря­мую гонит на скалы. Одним из опас­ных по­боч­ных про­дук­тов эпохи разума яв­ля­ет­ся углуб­ля­ю­ща­я­ся вера в то, что че­ло­ве­че­ский мозг может решить все про­бле­мы мира. Однако это невоз­мож­но без са­мо­по­жерт­во­ва­ния и аль­тру­из­ма. 

 В эту же эпоху воз­ни­ка­ет об­ще­ствен­ное бро­же­ние и распри. По­след­ние 50 лет су­ще­ство­ва­ния Ви­зан­тии ее граж­дане бо­да­лись между собой, пока османы не пришли и не по­кон­чи­ли с этим.

Приток ино­стран­цев - еще одна ха­рак­тер­ная черта им­пе­рий на­ка­нуне их упадка. Соб­ствен­но, ино­стран­цы на­чи­на­ют при­бы­вать в эпоху ком­мер­ции и бла­го­ден­ствия. Тя­нут­ся, они, есте­ствен­но, к вы­со­ко­му уровню жизни и бо­гат­ству. Рим­ские ис­то­ри­ки часто жа­ло­ва­лись на боль­шое число ази­а­тов и аф­ри­кан­цев в Риме. В период рас­цве­та в 9-м веке на улицах Баг­да­да бродил на­сто­я­щий ин­тер­на­ци­о­нал -  персы, турки, арабы, армяне, егип­тяне, аф­ри­кан­цы и греки. В се­го­дняш­нем Лон­доне (1977 г.) в ав­то­бу­сах и метро тол­ка­ют­ся ки­при­о­ты, греки, ита­льян­цы, рус­ские, аф­ри­кан­цы, немцы, ин­дий­цы, так что бри­тан­ца порой и не уви­дишь. В Нью-Йорке си­ту­а­ция даже похуже.  

Джон Глабб видит несколь­ко опас­но­стей от им­ми­гран­тов: 1) их при­сут­ствие в сто­ли­це им­пе­рии может ока­зы­вать боль­шее вли­я­ние на по­ли­ти­ку по срав­не­нию с их числом; 2) во втором и тре­тьем по­ко­ле­нии они ка­жут­ся ас­си­ми­ли­ро­вав­ши­ми­ся, но они по-преж­не­му будут от­ли­чать­ся от ко­рен­но­го на­се­ле­ния, что может при­во­дить к рас­ко­лам и тре­ни­ям при ка­жу­щей­ся ло­яль­но­сти; в чрез­вы­чай­ных слу­ча­ях с мень­шим же­ла­ни­ем готовы жерт­во­вать своими жиз­ня­ми или иму­ще­ством; 3) им­ми­гран­ты часто со­зда­ют свои со­об­ще­ства и за­щи­ща­ют прежде всего свои ин­те­ре­сы; 4) многие из им­ми­гран­тов – по­том­ки по­ко­рен­ных на­ро­дов, во время бла­го­ден­ствия они гор­дят­ся тем, что яв­ля­ют­ся частью им­пе­рии. Но на ее закате уди­ви­тель­но, как память о древ­них войнах и сра­же­ни­ях вне­зап­но ожи­ва­ет и мест­ные или про­вин­ци­аль­ные жители на­чи­на­ют тре­бо­вать неза­ви­си­мо­сти. Просто по­ра­зи­тель­но, на­сколь­ко долго могут су­ще­ство­вать такие на­стро­е­ния.

Здесь Джон Глабб (1977г.) до­бав­ля­ет про­вид­че­ские слова о судьбе СССР: «Когда-нибудь это яв­ле­ние, несо­мнен­но, по­явит­ся в ныне мо­но­лит­ной и ав­то­ри­тар­ной со­вет­ской им­пе­рии».

Рас­пу­щен­ность – еще одна черта эпохи упадка. По мере умень­ше­ния бо­гат­ства и силы людьми овла­де­ва­ет пес­си­мизм, что еще более уско­ря­ет упадок. Пес­си­мизм часто со­про­вож­да­ет­ся рас­пу­щен­но­стью и фри­воль­но­стью – да­вай­те есть, пить и ве­се­лить­ся, ибо завтра мы все умрем. Рим­ская толпа тре­бо­ва­ла бес­плат­ной еды и игрищ. Битвы гла­ди­а­то­ров, гонки ко­лес­ниц и со­рев­но­ва­ния ат­ле­тов были ее стра­стью. В Ви­зан­тии про­ти­во­сто­я­ние синих и зе­ле­ных на ип­по­дро­ме имело зна­чи­мость важ­ней­ших со­бы­тий. В США и Англии, судя по уде­ля­е­мо­му вре­ме­ни и ма­те­ри­а­лам в прессе и на ТВ, народ больше всего ин­те­ре­су­ет со­от­вет­ствен­но бейс­бол и футбол. Ге­ро­я­ми на­хо­дя­щих­ся в упадке стран всегда яв­ля­ют­ся одни и те же – спортс­ме­ны, певцы или актеры.

В первой по­ло­вине 9-го века Багдад на­хо­дил­ся в зените и был самым ве­ли­ким и бо­га­тым го­ро­дом мира. Однако в 861 году ту­рец­кие на­ем­ни­ки убили пра­вя­ще­го халифа Му­та­в­ак­ки­ля, раз­лич­ные ре­ги­о­ны и до­ми­ни­о­ны стали пре­сле­до­вать свои мест­ные ин­те­ре­сы и до­би­вать­ся неза­ви­си­мо­сти, а Багдад остал­ся сто­ли­цей одного лишь Ирака. Нам до­ступ­ны работы ис­то­ри­ков начала де­ся­то­го века. Они с глу­бо­кой го­ре­чью опи­сы­ва­ют раз­врат того вре­ме­ни, в ко­то­рое им до­ве­лось жить, осо­бен­но под­чер­ки­вая без­раз­ли­чие к ре­ли­гии, воз­рос­ший ма­те­ри­а­лизм, сек­су­аль­ную рас­пу­щен­ность, кор­руп­цию вла­стей и пра­ви­тель­ства, а также то, что по­ли­ти­ки умуд­ря­лись на­кап­ли­вать огром­ные со­сто­я­ния, пока на­хо­ди­лись у власти.  Ис­то­ри­ки с го­ре­чью опи­сы­ва­ли, как по­пу­ляр­ные певцы за­во­е­вы­ва­ли огром­ную по­пу­ляр­ность у мо­ло­де­жи, что при­во­ди­ло к полной по­ло­вой амо­раль­но­сти. Баг­дад­ские «поп» му­зы­кан­ты при ис­пол­не­нии своих эро­ти­че­ских песен подыг­ры­ва­ли себе на лютне – ин­стру­мен­те, на­по­ми­на­ю­щем гитару. В ре­зуль­та­те много оскор­би­тель­ных сек­су­аль­ных слов вошло в обиход, что ранее было немыс­ли­мо. Несколь­ко ха­ли­фов из­да­ва­ли указы, из­го­няя «поп»-певцов из Баг­да­да, но они неиз­мен­но воз­вра­ща­лись через несколь­ко лет.

Уси­ле­ние вли­я­ния женщин часто также было связан с упад­ком страны. Древ­ние рим­ляне в конце су­ще­ство­ва­ния им­пе­рии с го­ре­чью го­во­ри­ли, что Рим правит миром, а Римом управ­ля­ют жен­щи­ны. В де­ся­том веке по­доб­ная тен­ден­ция на­блю­да­лась и в араб­ской им­пе­рии, где жен­щи­ны до­би­ва­лись про­фес­сий, ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли муж­чи­нам.

 Ин­те­рес­ная цитата из Джона Глабба: «Бес­по­ряд­ки, по­сле­до­вав­шие после пе­ре­во­ро­та 861 года и развал им­пе­рии при­ве­ли эко­но­ми­ку к хаосу. Можно было ожи­дать, что в этот момент каждый пред­при­мет еще боль­шие усилия , чтобы спасти страну от банк­рот­ства, но ничего по­доб­но­го не про­изо­шло. В этот момент об­ру­шив­шей­ся тор­гов­ли и нехват­ки фи­нан­сов жители Баг­да­да про­го­ло­со­ва­ли за вве­де­ние пя­ти­днев­ной ра­бо­чей недели. Когда я читаю опи­са­ния Баг­да­да в 10-м веке, я с трудом верю своим глазам. Я говорю себе – это на­вер­ня­ка шутка! По­сколь­ку эти опи­са­ния могли быть взяты из се­го­дняш­не­го номера газеты Таймс. От сход­ства де­та­лей пе­ре­хва­ты­ва­ет ды­ха­ние — развал им­пе­рии, сек­су­аль­ная амо­раль­ность, «поп» ис­пол­ни­те­ли с ги­та­ра­ми, жен­щи­ны на новых про­фес­си­ях, пя­ти­днев­ная неделя. Я даже не буду пы­тать­ся объ­яс­нить это!»

 Собес (Го­су­дар­ство все­об­ще­го бла­го­ден­ствия). Когда в Бри­та­нии ввели в дей­ствие про­грам­му соц­обес­пе­че­ния, это на­зва­ли новым до­сти­же­ни­ем в раз­ви­тии че­ло­ве­че­ства. Однако ис­то­рия по­ка­зы­ва­ет, что в период упадка ве­ли­кие страны неред­ко де­мон­стри­ру­ют стрем­ле­ние к фи­лан­тро­пии и сим­па­тии к ино­пле­мен­ни­кам. Эта фаза не про­ти­во­ре­чит опи­сан­но­му выше, так как до­ми­ни­ру­ю­щая нация должна пра­вить миром, и она готова быть щедрой к другим, хотя и с неко­то­рым снис­хож­де­ни­ем. Через эту фазу прошла Рим­ская им­пе­рия, когда граж­дан­ство да­ва­лось любому, и они даже ста­но­ви­лись се­на­то­ра­ми и им­пе­ра­то­ра­ми. Баг­дад­ский ха­ли­фат был еще более щедрым. Гос­под­держ­ка мо­ло­дым была очень зна­чи­тель­ной, и не только арабам.  Сту­ден­ты уни­вер­си­те­тов по­лу­ча­ли гранты на время обу­че­ния. Го­су­дар­ство также пред­ла­га­ло бес­плат­ное ле­че­ние бедным. Первая бес­плат­ная боль­ни­ца от­кры­лась в Баг­да­де в годы прав­ле­ния Гаруна ар-Рашида (786-809), а в прав­ле­ние его сына Мамуна бес­плат­ные боль­ни­цы по­яви­лись на всей тер­ри­то­рии им­пе­рии от Ис­па­нии до ны­неш­не­го Па­ки­ста­на. Ве­ро­ят­но, это одна из обя­за­тель­ных стадий упадка им­пе­рий, когда они вовсю тратят сред­ства на свое бла­го­со­сто­я­ние, пока эко­но­ми­ка не придет в полный упадок.

Если при­во­дить весь текст Джона Глабба, то ма­те­ри­ал по­лу­чит­ся слиш­ком боль­шим. На самом деле у него очень здра­вые мысли. После раз­ва­ла им­пе­рий их судьбы могу быть  очень раз­лич­ны­ми – распад на мно­же­ство мелких го­су­дарств (араб­ский ха­ли­фат) или же со­хра­не­ние своего ядра как неза­ви­си­мое го­су­дар­ство (Ис­па­ния, Бри­та­ния). Он также го­во­рит, что упадок им­пе­рии не озна­ча­ет упадка от­дель­ных лич­но­стей, и при пе­ре­ме­ще­нии в другое окру­же­ние де­ка­ден­ству­ю­щий житель им­пе­рии может по­лу­чить тот же пистон в нужное место и стать че­ло­ве­ком.

Глав­ное, что автор при­зы­ва­ет сде­лать пред­ме­том ис­то­рии  ис­то­рию че­ло­ве­че­ства, а не от­дель­ных пе­ри­о­дов или на­ро­дов. Вывод будет изы­вест­ный - ничто не ново под луной, но по кранй­ей мере будет ясно, куда ка­тим­ся и на каком месте этой трассы с обрыва на­хо­дим­ся.

Мне ка­жет­ся, Джон Глабб с его вер­си­ей эт­но­ге­за Гу­ми­лёв-лайт на самом деле на­по­ми­на­ет Мен­де­ле­е­ва – он вы­стро­ил си­сте­му, ко­то­рая объ­еди­ня­ет эле­мен­ты при их мно­го­чис­лен­ных раз­ли­чи­ях на основе оди­на­ко­вых за­ко­нов раз­ви­тия. Она на стыке ис­то­рии, эт­но­пси­хо­ло­гии, просто пси­хо­ло­гии и со­цио­ло­гии. Его работа очень про­све­ща­ет, и я еще раз на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­дую озна­ко­мить­ся с ней по­дроб­нее.

Ин­те­рес­но, что выводы Глабба вы­пук­ло по­ка­зы­ва­ет край­нюю стадию упадка, в ко­то­рой на­хо­дит­ся им­пе­рия США (офи­ци­аль­но им 243 года), но его си­сте­му также можно по­про­бо­вать при­ме­нить к ис­то­рии/раз­ви­тию от­дель­ных на­ци­о­наль­ных го­су­дарств и их кон­сер­ва­ции на опре­де­лен­ных ста­ди­ях/эпохах.

Его со­ци­аль­ные мар­ке­ры раз­ви­тия об­ще­ства очень ин­те­рес­ны и для ана­ли­за те­ку­щей си­ту­а­ции в нашей стране. Как, впро­чем, и воз­мож­ный внеш­ний ин­жи­ни­ринг.

В общем, губит им­пе­рии бабло, ох губит.


26.05.2019
Пожаловаться Просмотров: 146  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены