Вашему вниманию представляется история о человеке, который, будучи лидером историков-марксистов, не признавал общепризнанные марксистские догмы, по сути не был материалистом, был академиком АН СССР, но осознавал непознаваемость объективной реальности научным путем и публично заявлял об этом, а после всего этого умудриться умереть своей смертью.
Если бы не статья Сергея Васильева, я наверное и не стал бы публиковать это. Все таки достаточно узкая тема, которую по-настоящему мало разбирают, а чаще всего даже не вспоминают. Но тот ажиотаж, который она вызвала, свидетельствует как о несомненном таланте автора на ниве публицистики, так и о некоем интересе к самому феномену "школы Покровского". Поэтому представляю вашему вниманию небольшой очерк, написанный почти 10 лет назад в стол.
Данная работа будет посвящена рассмотрению феномена так называемой «школы Покровского». Следует отметить довольно малую вероятность того, что Покровский считал себя главой некой научной школы, тем более, имени себя самого. По крайней мере, он не упоминал данный факт в печатных публикациях и частных беседах, содержание которых нам известно, что, в общем-то, абсолютно закономерно. После расправы с Троцким и его сторонниками любые политические фракции, объединения стали, по сути, поводом для обструкции (в лучшем случае) их членов. А на момент 20-х – середины 30-х годов не было отрасли научного знания более политизированного, чем история. Если прибавить к этому также то, что Покровский был одним из активнейших борцов с оппозицией, противником раскола внутри партии, то даже теоретическая вероятность существования некой «школы» Покровского до его последней посмертной публикации в 1933, становится крайне сомнительной. Упомянем также ряд очевидных вещей. Термин «школа» Покровского широкое распространение получил во время кампании против идейного наследия Покровского (официально началась в 1936 году), его учеников, а также исследователей, которые серьезно расходясь во взглядах с самим Покровским, имели особое мнение касательно «закономерностей исторического развития». Среди последних оказались, в том числе такие критики Покровского как П. С. Дроздов, А. И. Ломакин, Э. Я. Газганов, С. А. Пионтковский.
С другой стороны, за редким исключением, все исследователи, относящиеся к т. н. «школе», были учениками М. Н. Покровского. Данный факт также вполне естественен, так как он занимал руководящие посты в Институте Красной Профессуры и Российской ассоциации научно-исследовательских институтов, через которые проходили наиболее перспективные исследователи. Это позволяет рассматривать «школу Покровского» как некоторую разновидность научно-образовательной школы. Пусть взгляды учеников были далеко не всегда похожи между собой и тем более не совпадали в некоторых принципиальных вопросах со взглядом учителя, однако, сложно представить, что нахождение рядом с лидером историков-марксистов прошло бесследно хотя бы для методологического подхода исследователя.
В качестве промежуточного вывода отметим тот факт, что, хотя термин «школа Покровского» (как научная группировка) был сконструирован искусственно, мы можем с определенной долей уверенности подтверждать существование данного феномена в педагогической плоскости и, возможно, в виде научного течения.
Как бы это ни было парадоксально, для рассмотрения идей этого ученого удобнее всего воспользоваться критикой его партийными идеологами. В данном случае опираться мы будем на статью Емельяна Ярославского «Антимарксистские извращения и вульгаризаторство так называемой "школы" Покровского». Автор статьи неизменно указывает на довольно оригинальные идеи Покровского, после чего старается разгромить их с догматических позиций. Глядя сегодня на данную критику можно с уверенностью признать ее антинаучный характер.
Прежде чем приступать к подробному рассмотрению основных положений, обратим внимание на своеобразный краеугольный камень научного мировоззрения Покровского. Будучи образованным человеком, опытным исследователем, учеником Ключевского и Виноградова, он призывал к ликвидации академической науки как таковой, сомневался в необходимости преподавания истории в школе в качестве отдельного предмета, утверждал, что история – это политика, опрокинутая в прошлое.Есть определенный соблазн с ходу заклеймить этого ученого и даже более того, обвинить его в оболванивании народных масс, ведь он попытался, по сути, отнять у народа его историю. Но так как все вышеперечисленное уже сделали за нас, попытаемся найти другое объяснение. Предоставим слово ему самому: «"И мой завет вам, — говорил М. Н. Покровский, — не идти академическим путем, каким шли мы, ибо "академизм" включает в себя, как непременное условие признание этой самой объективной науки, каковой не существует…" (Сборник "Историческая наука и борьба классов". Вып. 2, стр. 406)». Если рассмотреть исходный посыл, который заключается в отрицании возможности полностью объективного исследования, то вряд ли его согласится опровергнуть хотя бы один серьезный исследователь. Сегодня это стало данностью, которой никого уже не удивишь, даже в естественных науках (возьмем, например, квантовую физику, которая экспериментально доказала, что сам факт наблюдения влияет на результат эксперимента). Но отчего Покровский выбрал подобный путь, который заключается в отрицании возможности научного познания мира и, в частности, прошлого? На данный вопрос у нас нет точного ответа, только лишь неоднозначная гипотеза, которой мы попытаемся объяснить подобное стечение обстоятельств.
Начнем издалека. Термин «революция» обычно воспринимается как коренное изменение существующего общественно-политического и экономического строя, которое, по традиции, считается прогрессивным (за редким исключением). Если же мы посмотрим на этимологию данного термина и историю его применения, то увидим нечто иное. Понятие «революция» в общественные науки пришло из астрологии, от латинскогоre-volutio, что адекватнее всего можно перевести как "обращение", "возвращение на круги своя". То есть, мы имело дело не с прогрессом, а скорее с регрессом, хотя данные термины здесь неуместны. Какой, скажите, прогресс или регресс может быть в хождении по кругу гороскопа. Это отражение довольно древней мировоззренческой ситуации, когда человек не был включен в круг Священной Истории, какой ее понимают авраамические религии — от сотворения до Страшного Суда, а обращался по малому кругу, условиями существования которого было ежегодное символическое обновление мироздания. Историческое миропонимание в такой ситуации абсолютно не актуально, т. к. история — есть, по большому счету, летопись перемен. В отсутствии принципиальных перемен отпадает необходимость и в истории как таковой. Советский Союз не зря сравнивают с древневосточной деспотией (М. Джилас «Новый класс» и др.). Революционные ветры пригнали корабль империи в такую гавань, где сам ход времени перестает ощущаться. «Марксизм и ленинизм ориентируются не на прошлое, а на будущее» утверждал Покровский. По видимому его идея была довольно проста — не конструировать заново всю Священную историю, но объявить своеобразный «конец времен», запустив сознание человека по малому кругу, где функционировало бы мировоззрение, опиравшееся на мифологическое восприятие мира, не привязанное к абсолютному (линейному) течению времени. Создание Комакадемии, отдельной от Академии Наук, призывы сделать историческую науку большевистской — первые шаги на этом пути.
Теперь приступим к более подробному рассмотрению некоторых положений, на которых стояла «школа Покровского». Отметим, что мировоззрение Покровского трудно отнести к материализму. В 1904 г. Покровский доказывал, что "действительность есть только наше представление. Мир есть совокупность наших "переживаний" (М. Н. Покровский. "Историческая наука и борьба классов", вып. 2, стр. 18). Приведу цитату из Емельяна Ярославского: «Покровский не признавал, что существуют объективные законы природы независимо от нашего сознания. Ленин же вслед за Марксом и Энгельсом писал: "Признание объективной закономерности природы и приблизительно верного отражения этой закономерности в голове человека есть материализм". (Том XIII, стр. 127). Покровский отрицал объективную закономерность. Он заявлял, что "закон — это даже не план действительности, не ее схема: это — ее мерка, масштаб". (М. Н. Покровский. Сборник "Историческая наука и борьба классов", вып. 2, стр. 23). Данная позиция также роднит его взгляды со взглядами современных историков-постмодернистов.
Довольно специфическое отношение Покровского и его учеников можно проследить к вопросу о крещении Руси. Он отрицает эпохальную роль этого события, утверждая, что результаты его ограничивались внешней переменой обрядности для верхушки древнерусского общества. Религией большинства остался до сего дня анимизм. Если данное утверждение рассмотреть с нейтральных позиций, то мы увидим, что она во многом сходна с позицией Дж. Фрезера, которую он озвучил в своем труде «Золотая Ветвь», где подробно разбирает традиционные крестьянские практики. Но нам нет необходимости лезть в дебри, так как сегодня преобладает мнение, что механическое исполнение обрядов той или религии без фактического изменения своей жизни, ведет к спасению души. Что же это? Примитивная магия и анимизм. Таким образом, мы видим, что это положение не лишено смысла, хотя абсолютизировать его, на наш взгляд, не стоит.
Своеобразной визитной карточкой школы Покровского является его теория о роли торгового капитала в развитии государства Российского. Он, как известно, абсолютизировал эту роль, что приводило к излишней схематичности и упрощенности его теорий (хотя, вспомнив его отношение к историческому исследованию как таковому, можно предположить, что вряд ли сам Покровский видел в этом проблему). К сожалению, подробный разбор данного вопроса займет не один десяток страниц, что мы не можем себе позволить. Заметим лишь, что к нему практически не возвращались после смерти Покровского (в таком контексте), поэтому мы поостережемся высказывать свое мнение, не подкрепленное результатами исследования.
Остановимся также на мнении Покровского о движении декабристов. "Никакие фразы, — писал он, — взятые из буржуазных конституций, не могут замаскировать того факта, что движение декабристов было, в сущности, дворянским движением". (К. Левин и М. Покровский "Декабристы".) Для Покровского декабрист не передовой представитель европейской демократии, а «обиженный самодержавием дворянин», аристократ, прежде всего.
Ученики Покровского занимались различными историческими вопросами. Ванаг, например, занимался кругом проблем, связанных с влиянием иностранного капитала и приходил к выводу о его тотальном господстве. Однако, ученики Покровского для нас уже не так интересны. Сам учитель подбирал и ценил учеников, в немалой степени руководствуясь критерием их политической активности. Характерный пример — когда Покровский подыскивал нового ответственного секретаря журнала «Историк-марксист» и делился своими соображениями об этом с Кагановичем в письме от 21 декабря 1931 г., кандидатура Б. Н. Тихомирова, по его же словам «одного из самых талантливых моих учеников», была названа последней из-за того, что он «мало проявил себя политически» (Судьбы историков школы М. Н. Покровского (середина 1930-х годов) А. Н. Артизов). С другой стороны, много историков, прошедших через школу Покровского, уцелели в 30-е годы и подарили миру прекрасные исследовательские работы. Яркий пример — А. Л. Сидоров, чей стиль напоминает характерное для Покровского изложение материала.
Авторство: Авторская работа / переводика

|


он призывал к ликвидации академической науки как таковой, сомневался в необходимости преподавания истории в школе в качестве отдельного предмета, утверждал, что история – это политика, опрокинутая в прошлое.
Интересно откуда вы это взяли? Да ещё и приписали Покровскому слова британского историка-позитивиста)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии


Из доклада «Общественные науки в СССР за 10 лет» (22 марта 1928 г.) советского историка-марксиста Михаила Николаевича Покровского (1868—1932). Он говорил это в порядке осуждения, имея в виду «буржуазно-дворянскую историографию», в которой «история [...] ничего иного, кроме политики, опрокинутой в прошлое, не представляет». М. Н. Покровский, видимо, тем самым хотел упрекнуть «буржуазную» науку в ее политизированности, идеологизированности и конъюнктур-ности.
Известно также другое его высказывание: «История — это есть политика прошлого, без которой нельзя понять политику настоящего». Это парафраз известной максимы британского историка Эдварда Фримана (1823-1892): «История есть политика прошлого, а политика — история настоящего» («Методы исторического исследования», 1886).
http://www.bibliotekar.ru/encSlov/9/127.htm
Покровский. История это политика опрокинутая в прошлое- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии


Я знаю этот доклад, вы полную цитату приведите и ответьте себе, что же говорил Покровский? Может быть он говорил, что для буржуазных историков и для буржуазной исторической науки история - это политика, обращённая в прошлое?
насчет школ, вот это не Покровский писал?
Кстати, так как у нас в моде был недавно еще спор о том, преподавать историю в школе или нет, то позвольте напомнить знаменитое замечание Вл. Ильича на полях тезисов Надежды Константиновны о политехнической школе, где Ленин писал, что в школе в необходимо преподавать историю вообще, историю революций, историю революции 1917 г. — три совершенно четко намеченных цикла, которые, к сожалению, еще до сих пор не проводятся в наших школьных программах и которые должны, мне кажется, напомнить, людям, которые протестуют против преподавания истории в нашей школе II ступени, что они просто говорят антиленинские вещи. Это — наша наука, наша основная наука, на которой мы стоим, но только через 11 лет после революции мы, наконец, догадались, что у нас нет своего центра для изучения этой науки и что центр, где занимаются этим изучением, не наш центр, а чужой центр, заполненный историками, сложившимися до 1917 г. и с историей революции 1917 г., изучения которой требовал Ленин во всех школах, не имеющими ничего общего.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии


Именно это оно и говорил. Беда в том, что в тот момент никакой другой истории, кроме буржуазной, еще не было. Отсюда сомнения, стоит ли ее преподавать. Мы с Вами говорим об одном и том же. Возможно я несколько утрировал его позицию по вопросу школьного образования. Но согласитесь, 20-е - это время смелых экспериментов, в том числе и в области образования. Тезис из статьи как минимум имеет право на жизнь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии


Покровский фигура неоднозначная, он попытался сформировать марксистско-ленинскую историю, он попытался рассматривать историю с точки зрения экономической и социальной борьбы - это плюс, к сожалению в последующем этот подход стал превращаться в догму - это смерть для исторической науки.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии


«Все эти Чичерины, Кавелины, Ключевские, Чупровы, Петражицкие, все они непосредственно отразили определенную классовую борьбу, происходившую в течение XIX столетия в России, и, как я в одном месте выразился, история, писавшаяся этими господами, ничего иного, кроме политики, опрокинутой в прошлое, не представляет»
доклад «Общественные науки в СССР за 10 лет» (22 марта 1928 г.)
Вот вам полная цитата Покровского
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии


Исполнение обрядов, без изменения жизни, ведёт к спасению души - ЗАБЛУЖДЕНИЕ!!!!
ВЕРА без ДЕЛ мертва! А это есть не только изменение жизни, но и изменения мышления. Изменение себя! Это и есть сам путь веры и смысла существования. Работа над собой.
Спаси себя сам, и спасёш многих - это один из ключевых моментов того, что говорил Христос.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии


полностью с Вами согласен
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии



Разрешите внести в пасторальный облик академика несколько свежих красок:
В апреле 1929 г. на пленуме Коммунистической академии Покровский призвал «положить конец ... мирному сотрудничеству марксистов с учеными, далекими от марксизма или даже вредными марксизму», и «начать решительное наступление на всех фронтах научной работы, создавая свою собственную марксистскую науку»
Диспут о книге Д. М. Петрушевского4 «Очерки из экономической истории средневековой Европы» (1928 г.), критика научного творчества Е. В. Тарле, торжественное чествование в связи с юбилеем М.Н.Покровского, Всесоюзная конференция историков-марксистов стали прологом «академического дела» и «перетряхивания» научных кадров, «вождизма» в науке и догматизации ее теоретико-методологических основ.Летом 1929г. была развернута кадровая «чистка» Академии наук,сопровождавшаяся массовыми увольнениями ее сотрудников, а осенью начались аресты ученых в рамках сфабрикованного ОГПУ «академического дела», по которому проходило 115 чел
Ну и конечно же не мог академик не пнуть классиков - обвинения С. А. Пионтковским В. О. Ключевского в великорусском шовинизме, академик Покровский, подводя итоги IВсесоюзной конференции историков-марксистов, дополнил словами о «запахе тлена», идущем от остатков школы Ключевского.
Волна арестов сопровождалась инсценированной травлей репрессируемых историков, в которой ведущую роль играла «красная профессура», составлявшая костяк Общества историков-марксистов. Именно ее силами в конце 1930 г. – начале 1931 г. в Москве и Ленинграде были организованы несколько собраний «исторической общественности», подвергших публичному остракизму опальных историков. В своих выступлениях участники заседаний ставили себе целью «разоблачение целого ряда буржуазно-исторических концепций, особенно концепций тех историков, которые оказались связанными с контрреволюционными и вредительскими организациями»
Погром среди «буржуазных историков», пополнивших тюремные камеры и лагеря или просто отлученных от любимого дела, с ликованием принимали историки-марксисты, призвавшие рассматривать каждого немарксиста «антимаркистом» и, в силу этого, «потенциальным вредителем»
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/iyshr93jy7/direct/1...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии


"Интеллектуал и леворюция", бхх. От биологии и истории до экономики и ракетостроения и одна и та же картина: конкурирующие за бюджетный пирог "школы" громят друг-дружку руками представителей передового отряда рабочего класса.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии


Что же Вы об этом в своей статье не писали? Там это было бы куда более к месту. Вместо комментирования странных цитат.
Тут речь идет о его научных воззрениях, а не о том, какой он был молодец. Могу свой коммент прикрепить как авторский, не зря же я тогда вместо работы рецензию писал на Ваш опус.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии



Что же Вы об этом в своей статье не писали?
Именно об это я и писал в своей статье.
Последние откомментированные темы: