«Разгро́м неме́цких войск под Москво́й» — советский документальный фильм о Битве за Москву в Великой Отечественной войне. Производство Центральной студии кинохроники, октябрь 1941 — январь 1942 годов. Первый из советских фильмов получивший награду Американской киноакадемии — премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» в 1943 году.
В ноябре 1941 года Сталин решил начать снимать документальный фильм о боях под Москвой. В конце ноября он вызвал из Средней Азии председателя Госкино (Комитет по кинематографии при СНК СССР) И. Г. Большакова и сообщил ему: «Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад… Надо всё это заснять на плёнку и сделать хороший фильм». Сталин потребовал лично докладывать ему о подготовке и ходе съёмок.
Были определены два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов, в том числе Роман Кармен и Анатолий Крылов. Позже Кармен вспоминал, что одна из основных трудностей для создания документального фильма заключалась в длине фронта сражения, который развернулся на огромном протяжении, почти в тысячу километров и ограниченном количестве кинооператоров. Так, по словам Кармена:
Киногруппа Западного фронта вместе с операторами Центральной студии, снимавшими в Москве, насчитывала не более тридцати человек. Нетрудно представить, какая нагрузка падала на каждого, снимавшего в те дни. Кинорепортёры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать манёвренно, не ожидая приказа.
— Кармен Р. Л. Но пасаран!
Из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина:
Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.
Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучивание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками.
23 февраля 1942 года картина вышла на экран. Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован (разделён на четыре части). Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»)
Смотрим фильм:
https://youtube.com/watch?v=lmwG_WaqaFc
Съёмочная группа
Режиссёры: Леонид Варламов, Илья Копалин
Операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Владимир Ешурин (в титрах не указан), Павел Павлов-Росляков (в титрах не указан).
Звукооператоры: Виктор Котов, Игорь Гунгер
Музыкальное оформление: В. Смирнов
Автор сценарного плана — Пётр Павленко
Диктор: Н. Дубравин
Текст от автора в американской версии — Эдвард Г. Робинсон
Награждение
В США картина получила от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а в 1943 году на 15-я церемонии вручения наград премии Американской академии первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». В том году ещё была одна общая категория для полнометражных и короткометражных документальных фильмов, но уже с 1944 года эти номинации разделили. На латунной табличке статуэтки было написано: «За героизм русского народа при защите Москвы и за работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности». Позже призовые статуэтки для Варламова и Копалина были переданы фронтовым операторам на приёме вице-консула СССР.
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: