О РАЗНОМ
СМЫСЛ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
вчера в 22:14 124
А А А |
глобализация государственное управление дипломатия ключи к разумению политика Россия союзы
Когда титулованные китаеведы "академических кровей" рассказывают в публичном пространстве о нюансах своих непрестанных поездок в Китай и на Тайвань, о том, с кем они там встречаются, о чём беседуют и что там открывается их взору, это занимательно, но, когда они при этом ничтоже сумняшеся заявляют о "военном союзе России и Китая", это вызывает недоумение. Да, и меня, скромного автора, тоже раздражают "интернет-знатоки" и прочие "тролли", которые смысл своего существования видят в том, чтобы "поймать за язык" пишущего или говорящего на отдельных неточностях, однако в данном случае речь не о "троллинге", а о вопросе очень принципиальном, влияющем на принятие решений высшим военно-политическим руководством. Выступая в публичном пространстве, маститые китаеведы порой апеллируют к "статьям серьёзных китайских экспертов, а не каких-то там блогеров", но при этом не звучат ни имена этих китайских экспертов, ни названия их статей.
Действующая концепция межгосударственных отношений России и Китая была сформулирована в совместном заявлении РФ и КНР от 5 июня 2019 года, и называется она "отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнёрства в новую эпоху" - 新时代全面战略协作伙伴关系 7 сентября 2019 года в №14 за 2019 год журнала "Шицзе чжиши" ("Мировые знания") была опубликована статья заместителя директора НИИ России, Восточной Европы и Средней Азии Китайской Академии общественных наук Пан Дапэна "Китайско-российские отношения в новую эпоху: новые условия и новое содержание", в которой этот автор в частности писал:"Что касается Китая, то ему следует рассматривать китайско-российские отношения в новую эпоху С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОБСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОСНОВНЫХ УСТАНОВОК КИТАЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ...
Стратегической особенностью современной китайской дипломатии является её глобализм, а основой современной китайской дипломатии являются отношения Китая с соседями. В этом смысле Россиия - центральное звено китайской дипломатии..."
25 ноября 2019 года в №21 за 2019 год этого же журнала "Шицзе чжиши" была опубликована статья приглашённого исследователя НИИ международных технических и экономических исследований Центра развития при Госсовете КНР, почётного члена учёного совета Китайской Академии общественных наук Лу Наньцюаня, в которой этот автор в частности писал:"... В каких-то определённых международных ситуациях или в какие-то определённые моменты динамика единения Китая и России для противостояния США действительно может усиливаться. Однако КИТАЙ И РОССИЯ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ СОЮЗНИКАМИ, а в отношениях с США и Китай и Россия исходят из принципа "бороться, но не ломать, противостоять, но не заводить в тупик"... Понимание этой глобальной политической реальности важно для дальнейшего выстраивания китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнёрства, которые с одной стороны имеют прочную и стабильную основу для развития, а с другой стороны подвержены влиянию происходящих в мире изменений..."
24 февраля 2022 года Россия решительно пошла на "слом и тупик" в отношениях с Америкой, однако Китай, заняв позицию политического нейтралитета, явно пытается и дальше следовать принципу "бороться, но не ломать, противостоять, но не заводить в тупик" в отношениях с американцами. Иными словами, на данный момент концепции отношений с США у России и у Китая заметно отличаются, что так или иначе не может не влиять и на российско-китайские отношения.
Лу Наньцюань также писал: "На политическом уровне Китай и Россия должны выстраивать отношения на основе трёх принципов: ОТКАЗ ОТ УСТАНОВЛЕНИЯ СОЮЗНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ; отказ от взаимной конфронтации; ненаправленность китайско-российских отношений против третьих сторон".
В совместном заявлении РФ и КНР от 28 июня 2021 года тема отказа России и Китая от союзнических отношений была конкретизирована, там в частности сказано (часть 2):"... российско-китайские отношения НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМ СОЮЗОМ, ПОДОБНЫМ СОЮЗАМ, СЛОЖИВШИМСЯ В ПЕРИОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ, ПРЕВОСХОДЯТ ТАКУЮ ФОРМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ..."
Ориентиром же №1 российско-китайских отношений в совместном заявлении РФ и КНР от 28 июня 2021 года (часть 2) названа "стратегическая поддержка и взаимопомощь". Кстати, то, что в русскоязычном варианте "Совместного заявления" от 28.06.2021 названо "стратегической поддержкой и взаимопомощью", в китайскоязычном варианте оного именуется во всяком случае не эксклюзивным для отношений с Россией (по-моему ещё свои отношения с Мьянмой китайцы так характеризуют) устойчивым выражением китайского дипломатического языка "помогать друг другу быть наготове для отражения возможного нападения" - 守望相助 , которое восходит к глубокой китайской древности, когда жители соседних деревень сообща отслеживали приближение врага. Иными словами, именно "совместное отслеживание на предмет приближения общего врага", а не объединение военных усилий на предмет борьбы с общим врагом" имеют в виду китайцы под тем, что русские называют "стратегической поддержкой и взаимопомощью", вероятно, наивно ожидая от китайцев некоей конкретной "военной помощи".
Ещё одним принципиальным тезисом совместного заявления РФ и КНР от 28 июня 2021 года (часть 2) являются слова:"Российско-китайские отношения ... отличаются зрелостью". О "зрелости" китайско-российских отношений рассуждал в том числе директор НИИ России, Восточной Европы и Средней Азии Китайской Академии общественных наук Сунь Чжуанчжи, статья которого "20 лет добрососедства, дружбы и сотрудничества и китайско-российские отношения в новую эпоху" была опубликована 25 июля 2021 года в №11 за 2021 год журнала "Шицзе чжиши". Он в частности писал:"Отношения Китая и России ... строятся на... ВЗАИМНОМ ПОНИМАНИИ ТОГО, ЧТО ДЛЯ ДРУГОЙ СТОРОНЫ ОЧЕНЬ ВАЖНО ЕЁ СОБСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ..."
О том, насколько важно для Китая его собственное внутреннее развитие, писал в частности член Политбюро ЦК КПК, руководитель Канцелярии Рабочей комиссии ЦК КПК по внешним делам (партийный орган над МИДом КНР) Ян Цзечи в опубликованной 3 июля 2021 года "Жэньминь жибао" статье "Выдающиеся успехи внешнеполитической работы КПК в свете идей Си Цзиньпина о внешней политике". Ключевой тезис этой статьи:"Руководствуясь идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, КПК выстраивает свою внешнеполитическую работу, ИСХОДЯ ИЗ ЗАДАЧ ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ..."
3 сентября 2021 года в приветственном видео выступлении на открытии 6-го Восточного экономического форума Председатель КНР Си Цзиньпин в частности заявил:"... Движущая сила китайско-российских отношений - в ... ДЕРЖАВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КИТАЯ И РОССИИ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ... ЧЕРЕЗ 76 ЛЕТ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ КИТАЙ И РОССИЯ РЕШИТЕЛЬНО ЗАЩИЩАЮТ МИР И СТАБИЛЬНОСТЬ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ..."
Тезис Си о "державной ответственности Китая и России за обеспечение мира и стабильности в Дальневосточном регионе" подкрепляется периодическими совместными патрулированиями стратегической авиации двух стран в АТР, совместными военно-морскими учениями в Японском море и, скорее всего, невысказанными надеждами Китая на поддержку России в случае военного конфликта на Тайване. О чём, например, прямо заявил исследователь Центра европейских исследований Китайского университета политики и права (Пекин) Ван Сяовэй, который 7 сентября 2021 года выступал на Международной научно-практической конференции в РУДН "Российско-китайское стратегическое партнёрство: глобальный, региональный, двусторонний аспекты". Этот китайский эксперт в частности сказал:"...Освобождение Тайваня и завершение таким образом великого дела объединения Китая - давняя мечта каждого потомка Хуанди/Жёлтого императора, первопредка всех китайцев, и я верю, что этот день недалёк... Я полагаю, что когда мы станем освобождать Тайвань, американцы вмешаются обязательно, в этом сомнений нет, вопрос в том, насколько интенсивным будет это вмешательство, и в какой форме оно будет происходить. В настоящее время китайско-российские отношения представляют собой отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия, их также можно характеризовать как "НЕ СОЮЗ, НО ЛУЧШЕ, ЧЕМ СОЮЗ". Освобождение Тайваня - один из ключевых интересов Китая, и РОССИЯ ДОЛЖНА ОКАЗАТЬ КИТАЮ РЕШИТЕЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ В ЭТОМ ВОПРОСЕ. ТАКАЯ ПОДДЕРЖКА ...КАК МИНИМУМ НЕ ДОЛЖНА ДОПУСТИТЬ НЕЗАКОННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВНЕШНИХ СИЛ НА ТАЙВАНЬ, ДОЛЖНА ДАТЬ КИТАЙСКОМУ НАРОДУ ВОЗМОЖНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗОБРАТЬСЯ В СВОИХ ДЕЛАХ. ВЕРЮ, ЧТО В ЭТОМ ВОПРОСЕ РОССИЯ СУМЕЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ С НАМИ СВОЕЙ БЕСЦЕННОЙ МУДРОСТЬЮ И ПОДДЕРЖКОЙ".
Следует отметить, что "серьёзные китайские эксперты, а не какие-то там блогеры", изящно обходя тему "военного союза Китая и России", рассуждают о "квазиальянсе"-准同盟 двух стран. Например, бывший военный атташе КНР в РФ генерал-майор НОАК Ван Хайюнь в статье "70 лет дипломатических отношений между Китаем и Россией: взгляд в прошлое и в будущее", опубликованной в №4 за 2019 год "Академического журнала исследований России", издаваемого Хэйлунцзянским университетом, в частности писал:"... китайско-российские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнёрства в новую эпоху предлагается как можно скорее повысить до отношений "квазиальянса"...
Суть отношений "квазиальнса" можно описать как "ОТНОШЕНИЯ ТЕСНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА, НЕ ОБРЕМЕНЁННЫЕ ДОГОВОРНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ"..."
Подводя итог краткого обзора мнений китайских экспертов по теме отношений КНР и РФ, приведём тезисы исследователя НИИ России, Восточной Европы и Средней Азии Китайской Академии общественных наук Лю Сяньчжуна в статье "Об истории 70 лет китайско-российских дипломатических отношений и вопросы двусторонних отношений, на которые следует обратить внимание в будущем", опубликованной в №4 за 2019 год "Академического журнала исследований России":"Для того, чтобы поддерживать нормальные двусторонние отношения, юридически оформленного союза недостаточно, необходимо ещё политическое взаимодоверие и общность стратегических интересов. В отношениях между собой государствам следует делать всё, чтобы находить общее несмотря на имеющиеся различия, с уважением относиться к законному праву друг друга отстаивать собственные государственные интересы и реализовывать собственные стратегические интересы... Стороны не должны предъявлять требования друг другу, исходя из собственных морально-этических ценностей и норм, особенно недопустимы действия в ущерб интересам другой стороны, исходя из собственных национально-эгоистических соображений, - на первом месте должны стоять общие стратегические интересы. В противном случае всё может обернуться так, как было в китайско-советском союзе, когда юридически оформленный альянс превратился в пустую бумажку. Отказ современных Китая и России от заключения союза ограждает их от опасности нового взаимного противостояния, как это случилось прежде. Возможно, ОТКАЗ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОЮЗА - ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА СОСУЩЕСТВОВАНИЯ ТАКИХ ДВУХ ДЕРЖАВ, КАК КИТАЙ И РОССИЯ. Союзные отношения зачастую существенно ограничивают свободу действий сторон на международной арене, ведут к ущемлению их интересов. А ведь именно конфликт интересов явился ключевым фактором раскола китайско-советского альянса. Кроме того, КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЙ СОЮЗ МОЖЕТ СТАТЬ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ ДЛЯ США. Да и потом, современные китайско-российские отношения способны достичь такого уровня, на котором общность интересов двух стран станет ещё больше, а это главное".
Современные российско-китайские отношения прежде всего характеризуются своей неоднозначностью.
Такого рода неоднозначность прежде всего проявляется в том, что, заявляя об отсутствии союзнических отношений, стороны тем не менее подчёркивают необходимость укрепления взаимной стратегической поддержки. Однако, как теперь выясняется, Россия и Китай не вполне одинаково толкуют "взаимную стратегическую поддержку". И дело даже не в лингвистическом "размазывании" китайской конкретики данного понятия в русском дипломатическом языке, а в том, что СВО в принципе стала серьёзным испытанием на прочность отношений РФ и КНР. Изначально сделав акцент на необходимость совместных усилий для обеспечения мира и стабильности в Дальневосточном регионе, Пекин с одной стороны "законным образом" политически дистанцировался от событий на Украине, а с другой стороны, опять же "законным образом", безусловно рассчитывает на поддержку России в случае раскручивания конфликта вокруг Тайваня. России же политического нейтралитета Китая в ситуации вокруг СВО недостаточно, "не бьются" с концепцией "взаимной стратегической поддержки" и постоянные призывы Пекина к "мирному разрешению конфликта", читай, к "засушиванию на корню" едва наметившихся серьёзных успехов России на Украине. Но Китай неплохо понимает русскую ментальность, в которой "моральный долг перед партнёром", не говоря уже о "долге писанном", не пустой звук, а потому, "не додавая" России в ситуации на Украине, он тем не менее уверен в том, что в возможной ситуации вокруг Тайваня Россия, что называется, "выложится полностью". И это не политический цинизм современного Китая, а специфика древней ханьской ментальности, во многом выстроенной на конфуцианских ценностях, одна из которых о том, что "благородный муж гармоничен в отношениях с окружающими, но это не значит, что он с ними заодно; во всём заодно с другими недостойный человек, - но ведь это не гармония".
Шитов Александр Викторович
Последние откомментированные темы: