Исполнилось 96 лет со дня рождения Николая Ивановича Бельды — уникального артиста, который хоть и прославился на весь СССР благодаря обаянию и голосу, но во многом остался недооценённым и незнакомым публике. И прожил жизнь, в которой было место и трудному детству, и решению отправиться на войну, и лишениям. Путь к славе у сына охотника вовсе не был простым...
Спев про чукчу, который в чуме ждёт рассвета, Кола Бельды навсегда связал себя с героями анекдотов: по-детски наивными северянами-оленеводами, которые никак не могут вписаться в образ жизни большого города. Кажется, он и сам был не прочь представлять на сцене народности Крайнего Севера. Хотя чукчей Кола Бельды и не был. Не был он и представителем северных народов, с которыми его чаще всего ассоциировали.
Герой эстрады по национальности — нанаец, выходец из малочисленного народа с Дальнего Востока, проживающего, в основном, вдоль Амура. И не имеющего никакого отношения к тундре, чумам и оленям.
Николай Иванович родился 2 мая 1929 года в нанайском селе Муха, что приблизительно в двух сотнях километров от Хабаровска. В наши дни этого населённого пункта уже и на карте нет.
Детство выдалось тяжёлым. Однажды Кола заблудился в лесу и угодил в яму для дикого зверя, от пережитого шока начал заикаться. Его отец не вернулся с охоты, мать по местным обычаям оставила сына в семье покойного супруга и перебралась в другую деревню. По достижении школьного возраста Кола воспитывался в школе-интернате.
В 1943 году Бельды принял взрослое решение — и сбежал через Хабаровск на фронт, приписав себе два лишних года. Беглеца-сироту взяли на борт моряки Тихоокеанского флота. Служа на минном тральщике, будущий певец участвовал в боевых действиях по освобождению Кореи. Был награждён медалью Нахимова, медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией», а также орденом Отечественной войны II степени.
К этому времени Кола Бельды уже почувствовал в себе певческий дар: разучивал оперные партии на слух и участвовал в самодеятельности. Он экстерном окончил музыкальное училище и вошёл в состав Ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота, откуда путь лежал вслед за сослуживцем в Саратовскую консерваторию. Учёбу Кола Бельды совмещал с работой на станкостроительном заводе и в местном драматическом театре.
Путь к всенародной славе для Кола Бельды открылся в 1957 году, когда он стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Талантливого артиста, отмеченного самой министром культуры Екатериной Фурцевой, пригласили во Всероссийское концертно-гастрольное объединение, впоследствии реорганизованное в Москонцерт.
1962 годом датируется первая телевизионная съёмка Кола Бельды. Под аккомпанемент рояля вокалист с экзотической внешностью исполнил песенку о превосходстве оленей над другими видами транспорта. В народе её прозвали «А олени лучше!»
Вскоре Кола Бельды сменил строгий костюм на малицу — традиционное ненецкое меховое облачение с капюшоном. Возможно, он придумал это сам, а может, кто-то из коллег или руководства подсказал, что так будет эффектнее. Молодой певец в национальном антураже с успехом гастролировал по стране и был частым гостем на телевидении, воплощая в советской культуре все северные народы разом.
Кола Бельды побывал в десятках стран мира, покорив своим этнографическим шоу и яркими эстрадными номерами среди прочего и прославленный парижский зал «Олимпия». В начале 1970-х певец пережил звёздный час. «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним» — эта строка из хита «Увезу тебя я в тундру» прогремела и на «Песне года» в 1972 году, и на фестивале в Сопоте год спустя.
Кола Бельды то пел от имени влюблённого якута, то прославлял полуостров Ямал, неизменно обыгрывая в своих песнях образы необозримых пространств на далёком Севере, разоблачая стереотипы о холодности обитателей лежащих в снегах регионов СССР: «Мне до любимой ехать только день, совсем немного — 200 километров!»
За эстрадной экзотикой и плясовыми, которые призывают ворваться прямо в снежную зарю, как-то теряются более серьёзные песни, в которых Кола Бельды затрагивал, например, тему советского интернационализма:
«Сколько нас, нерусских, у России —
У великой Родины моей!
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
Нас навек сдружили и сплотили
Годы жизни, боя и труда.
Отделить нельзя нас от России,
Это наше счастье навсегда».
Альбомы, выпущенные Кола Бельды в 1980-е, обычно вообще мало кто вспоминает. Но каждый из них способен удивить интереснейшим сочетанием подлинных этнических инструментов и аутентичного песенного материала, отобранного лично певцом, с аранжировками, в которых можно проследить влияние чуть ли не пост-панка. Не зря Кола Бельды выступал с «Поп-механикой» Сергея Курёхина!
Примерно в это же время на концерт заслуженного артиста Якутской и Бурятской АССР заявился Владимир Шахрин с товарищами. Но снисходительная ирония по отношению к звезде эстрады быстро сменилась культурным шоком: «На сцену выходят музыканты с инструментами, которые собираются играть живым звуком: длинноволосые двухметровые мужики в шкурах и мехах, с фантастическим по тем временам светом, с какими-то этническими бревнами на цепях. И они начинают играть достаточно сложную этническую музыку на джазовой основе. Мы вдруг понимаем, что они мегакруты. Ближе ко второму-третьему номеру на сцене появился сам Кола Бельды и начал петь северные песни шаманского характера. От этого просто вдавливало в кресла».
К сожалению, в «рыночные» 1990-е колоритный нанаец с его амплуа и богатым творческим наследием так и не вписался. Таёжный фолк-рок с варганом и шаманскими ритмами из альбома «Белый остров» (1989) прошёл практически незамеченным на фоне грандиозных событий в стране, когда всё сыпалось и каждый выживал, как мог.
Николай Иванович решил продать московскую квартиру и вернуться в родные края. Вместе с третьей супругой Ольгой, которая по стечению обстоятельств носила девичью фамилию Бельды, певец перебрался в Хабаровск.
Здесь не помогли ни звёздный статус, ни ордена и медали, которые бывший фронтовик не надевал без достаточного повода. Капиталов артист всесоюзного значения так и не скопил. Выслуживаться перед начальством не умел, делать деньги — тоже. Неработающий пенсионер Кола Бельды вместе с женой ютился на съёмном жилье. Зато у него в возрасте за 60 родилась дочь Елена — первый и единственный ребёнок.
Счастливая семейная жизнь не продлилась долго. 21 декабря 1993 года Кола Бельды скончался от инфаркта миокарда в помещении хозяйственного магазина. Бригада скорой помощи приехала слишком поздно. Артист совсем чуть-чуть не дожил до своего любимого праздника — Нового года.
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: