Саркофаг, в котором, возможно, были захоронены останки Иакова Праведного.
С Иаковом, братом Господним, связана одна интересная находка, которая стала обсуждаться в начале 2000-х годов. Один французский специалист в области эпиграфики в 2002 году объявил, что в его руках оказался саркофаг, на котором была надпись: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», и вроде бы этот саркофаг и надпись могут быть датированы I веком.
Соответственно, если посмотреть на именослов того времени, хотя каждое из трех имен очень популярное, но именно в такой комбинации в тот момент его могло носить не очень большое число людей. А именование человека по имени брата могло быть вызвано только одной-единственной причиной: этот брат был кем-то очень известным.
Соответственно, когда об этом стало известно, то все стали говорить о том, что обнаружен саркофаг того самого Иакова, брата Господня, о котором мы читаем в Новом Завете и у Иосифа Флавия, тем более что в рассказах об убиении Иакова говорилось, что он был погребен где-то возле храма и что там была некая памятная стела, какой-то памятник.
И, соответственно, его могила почиталась, возможно, даже не только христианами, но иудеями, если Иаков действительно был таким своего рода цадиком, праведником и с точки зрения иудейской традиции.
Но достаточно быстро стали раздаваться голоса скептиков, потому что этот саркофаг, с одной стороны, действительно имел патину, и его исследования показали, что сам саркофаг древний, но в том месте, где была процарапана надпись, ее не было, и сразу стали говорить о том, что надпись фальшивая и, соответственно, сам этот памятник, который находился в коллекции собирателя античных древностей О. Голана, является фальшивкой, которую либо сам Голан изготовил, либо кто-то ему продал, а он не смог сразу идентифицировать.
Ну и в дальнейшем на Голана подали в суд.
Причем ему инкриминировали еще 44 эпизода изготовления фальшивок, и, в общем, репутация его сразу была резко испорчена. Многие ученые стали говорить о том, что появилась еще одна такая фальшивка.
Но в ходе расследования Голан смог предъявить фотографию 1976 года, на которой изображен этот саркофаг и на нем уже есть надпись.
То есть вряд ли такого рода фальшивка могла быть изготовлена так давно и столько времени пролежать в неизвестности, чтобы потом неожиданно всплыть и быть обнаруженной. Обычно, когда делают такие громкие фальсификации, то их стараются сразу предъявить публике и получить от этого выгоду.
Специалисты в области языка, эпиграфики говорят о том, что есть некие необычные черты в этой надписи, которые могут не соответствовать реалиям того времени. С другой стороны, есть то, что фальсификатор вряд ли мог выдумать, скорее всего, это действительно нечто подлинное.
Одна из специалистов в этой области даже заявила, что она готова уйти в отставку, если кто-то на сто процентов докажет, что надпись фальшивая.
В общем, ситуация сейчас некоторым образом повисла в воздухе.
Большинство археологов убеждены, что если памятник не обнаружен на месте, а всплыл в частных коллекциях, то, скорее, это все-таки фальшивка.
Говорят, что его обнаружили где-то в Кедронской долине, там, где действительно есть масса таких вторичных захоронений, в соответствии с иудейской традицией, то есть когда после истления тела собираются кости, перемываются, складываются вот в эти коробочки из известняка, саркофаги и вторично погребаются.
И уже вот это место, если человек был какой-то известный, почитавшийся святым, то оно может даже стать местом паломничества. То есть сказать однозначно, имеет ли отношение этот саркофаг к тому самому Иакову или нет, очень сложно.
Параллельно с этим, чуть раньше, развивалась похожая ситуация, связанная с так называемой гробницей Тальпиот (это в 5 километрах от Иерусалима), где было обнаружено захоронение I века. И там, кажется, десять саркофагов, на одном из которых было имя Иисуса, на другом — Мариамны, на третьем — Иосифа и еще какие-то имена, и некоторые исследователи стали говорить о том, что это семейная гробница Иисуса и что останки, обнаруженные в саркофагах с надписью «Иисус» и «Мариамна», принадлежат мужу и жене.
Соответственно, отсюда пошла та волна разного рода литературных и научных гипотез, связанных с отношениями между Иисусом и Марией Магдалиной, что вызвало в 1990-е годы много шума.
Но исследователи говорят о том, что в данном случае опираться на имена невозможно, и приводят примеры архивов, содержащих юридические, коммерческие документы, где встречается такой же набор имен, который, очевидно, относится, скажем, уже ко II веку после Р.Х., и явно это не те самые Иисус, Иосиф и Мария, о которых идет речь в Новом Завете.
То есть то, что эта гробница, скорее всего, никак не связана с Иисусом и Его сродниками по плоти, это большинством все-таки сейчас признается.
В отношении оссуария Иакова сложнее сказать. Если бы это было обнаружено при раскопках, то да, но почему надпись не содержит патины, тоже, в общем, понятно. При изучении, видимо, протерли какими-то химическими веществами, для того чтобы она была лучше видна. Она действительно так процарапана, что не сразу бросается в глаза. Очевидно, что сразу не было понятно, является ли эта находка ценной или она не очень ценная.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: