Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56176 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240427005920

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Страстная седмица в картинах, фресках, песнопениях

На Страстной седмице Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя: Его деяния и беседы с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение.

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении и воскрешении. Как Бог, Он знал обо всем, что будет происходить, но как человек Он просил сострадания: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мф 26:34).

Каждый день Страстной недели – великий и святой. Страстная седмица готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел».

Великий Понедельник

В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Евангелие от Матфея:
проклятие бесплодной смоковницы

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете тó, чтó сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;
и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите.

Джеймс Тиссо. Проклятие смоковницы. 1886-94

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. (Мф. 21:18-19)»

Великий Вторник.
В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Тициан Вечеллио да Кадоре. Динарий кесаря 1516—1518гг.

видео "Чертог Твой вижду" Хор Сретенского монастыря

Неизвестный русский художник,"Богу-богово,кесарю -кесарево" школа Матвеева, XVIII век

В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии -

Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25, 1-30.

Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.

художник Антонио Ариас / Antonio Arias. Динарий Кесаря

Художник - Джеймс Кристенсен - "Десять дев"

«Се Жених грядет в полунощи…»"

Се Жених грядет в полунощи" - именно эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы.

В ней содержится призыв к духовному бодрствованию. Земная жизнь человека – это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной. Но никто не знает, когда, в какой момент, оборвется его земной путь.

«В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь.

«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите…» (Мф. 21, 22)

— эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. В ней содержится призыв к духовному бодрствованию. Земная жизнь человека – это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной. Но никто не знает, когда, в какой момент, оборвется его земной путь. «В чем застану, в том и сужу», — говорит Господь.
Текст этого песнопения вдохновлен христианской притчей о десяти девах: половина из них дождались жениха, бодрствуя и будучи готовы к великой встрече. Других же желанная весть застала врасплох, они спохватились лишь в последний момент, когда уж поздно было что-либо изменить, и потому остались ни с чем.

«Неразумным девам» подобны те нерадивые люди, которые знают, что им нужно явиться на суд Божий, но не готовятся к нему, пока еще живут на земле и пока не застигла их смерть; не каются в грехах своих и не совершают добрых дел.

«Масло в светильниках» означает добрые дела, в особенности дела милосердия (помощь бедным).

«Сон девиц» изображает смерть людей.

Придет на землю («Жених») Судия наш, Иисус Христос и всех мертвых разбудит от смертного сна, т. е. воскресит.

Каким кого застала смерть, — готовым или неготовым к суду Божию, — таким он и явится пред судом Божиим.

Тогда нерадивым людям неоткуда будет ждать себе помощи, и они услышат от Христа горькие слова: «Я не знаю вас; отойдите от Меня».

Художник Friedrich Wilhelm Schadow деталь Художник - Фридрих Вильгельм фон Шадов

Притча о талантах. Гравюра. 1712

«Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. (Мф. 25:14-30)»

фреска в православном храме

Виктор Васнецов. Страшный суд

Великая Среда.
Страстная среда — среда Страстной недели на которой вспоминается предательство Иудой Иисуса Христа и помазание его миром.

На литургии после «Буди Имя Господне...» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина.
После этого земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы).

Рубенс Питер Пауль. Христос у Симона фарисея (1618-1620)
« …сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. (Мф. 26:1-7)»

Корнуелл. Помазание Иисуса Марией. 1931

Альбрехт Баутс. Христос у Симона фарисея (1618-1620)

Дуччо ди Буонисенья XIII в. Предательство Иуды.

Тропарь Триоди,Глас 8 " Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе."..

Великий Четверг.
Страстной четверг (Чистый четверг, Великий четверток) — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы),

В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа-Спасителя :

Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии;

Омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним;

Молитва в саду Гефсиманском ;

Предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Господь объясняет смысл умовения ног апостолов. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу.(...)
Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.(...)

Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы низшему себя человеку.

* * *
Едва я вышла из собора,
Как в ветре встретила врага,
И потому погасла скоро
Свеча Святого Четверга.

Огонь, двенадцать раз зажженный,
Не сберегла на этот раз...
Он, дуновеньем оскорбленный,
С свечи сорвался и погас.

Огонь души горит незримо.
Его ли пламень сохраню,
И пронесу неугасимо
сквозь тьму?
1915 Елизавета Дмитриева

Тициан. Тайная вечеря

Основным песнопением этого дня является молитва, которую мы, православные, всегда читаем перед Святым Причащением: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими..."

Я предлагаю послушать одно и самых любимых православными богомольцами песнопений на текст "Вечери Твоея тайныя".

Песнопение музыки Алексея Федоровича Львова.

Оно исполняется и вместо Херувимской песни, оно исполняется и вместо Причастного стиха и оно же исполняется в конце Божественной Литургии после Причащения вместо молитвы: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи".

Львов "Вечери Твоея тайныя"...

Звучит песнопение Алексея Львова "Вечери Твоея тайныя" в исполнении хора иеромонаха Амвросия...

https://www.youtube.com/watch?v=1Umlw78b4k8

После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она "тайною вечерею".

Питер Пауль Рубенс .Тайная вечеря

Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов", (т.е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов).

Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: "пейте из нее все, это Моя Кровь Новаго Завета, за вас Проливаемая во оставление грехов".

Тайная Вечеря. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи.

Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством.

Причащение апостолов. Фреска монастыря Ставроникита, Афон

Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: "сие творите в Мое воспоминание".

Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней.

https://www.youtube.com/watch?v=7c_sIBARNE0

"Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий" Хор Московского Сретенского монастыря - (комп. Г.Львовский)

Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его.

Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: "не я ли Господи?"

Спросил и Иуда: "не я ли, Равви?"
Спаситель тихо сказал ему: "ты", но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем, Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь.

Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: "Господи! кто это?"

Иисус Христос так же тихо ответил : "тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам".
И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: "что делаешь, делаей скорее".

Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему.
А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику, или раздать милостыню нищим. Иуда приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

Карл Генрих Блох «Тайная вечеря». Уход Иуды с тайной вечери.

После 1865 г. Хранится в часовне дворца Фредериксборг, Дания.

 

Великая Пятница.
Страстная пятница (также Великий Пяток, лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения.

Николай Николаевич Ге.
«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад».1889.

Карл Генрих Блох.Христос в Гефсиманском саду

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.

И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.

Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

Моление о Чаше.Мозаика собора св.Марка.Венеция

Павел Попов.Взятие Христа под стражу.

Микеланджело Меризи да Караваджо.
«Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду».1602.

Михай Мункачи / Mihály Munkácsy. Христос перед Пилатом (1881),

Иван Глазунов(сын Ильи Глазунова) «Распни его!» 1994г.

Христос перед Пилатом.Афон.

Тьеполо, Джованни Доменико -- Увенчание тернием

Микеланджело Меризи да Караваджо.Бичевание Христа.

Икона. Господь шествует на страдания.

Орущий Иерусалим.

И тот смертельный ...Крестный ход,

Где мы пытаемся быть с Ним....

Душа Распятие несет.

Кругом насилуют и пьют.

...Ограблен и разбит народ.

Хоть как цепляйся за уют —

. ..Душа Распятие несет.

И стариков, и молодежь

...На бойню гонят, точно скот.

Уже с отчаянья ревешь!...

Душа Распятие несет.

Кайафы, Ироды, вожди

...Перекрывают кислород.

Любви и милости не жди!...

Душа Распятие несет.

Зло всё наращивает мощь ,

...А Правде затыкают рот.

И ты бессилен, нищ и тощ... .

..Душа Распятие несет.

14.09.06 Андрей Логвинов

Фёдор Антонович Моллер. Несение креста.1869 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Микеланджело Меризи да Караваджо.Крестный путь

Питер Брейгель Младший .Восхождение на Голгофу.

Питер Брейгель Старший.Несение креста

Рафаэль (1483 — 1520) Падение Христа на пути к Голгофе

Фреска монастыря Дионисиат, Афон.Пригвождение к кресту

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

Джотто.Фрагмент картины «Распятие».Воины делят богатые царские одежды Христа.

Роскошная ткань красного цвета, расшитая золотом.  У основания креста — череп Адама.

Уильям Блейк.Воины делят одежды Христа,бросая жребий

"Разделиша ризы Моя себе..хор Троице-Сергиевой лавры"

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=Axgb-ulymjY

Мантенья Андреа -Распятие, 1457-1460.Лувр (Париж)
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

песнопение Днесь висит на Древе..хор св.Троице-Сергиевой лавры

https://www.youtube.com/watch?v=CpzybgaaRYo

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

Нестеров Михаил — Распятие. 1908

фреска

В. М. Васнецов.Распятый Иисус Христос. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885–1896 гг. Холст, масло. 134×249 Государственная Третьяковская галерея

М. П. Боткин.Жены, издали смотрящие на Голгофу.1867 г.

В. П. Верещагин. Ночь на Голгофе.

В. Г. Перов.Снятие с креста.1878 г. Холст, масло. 150,5×242. Государственная Третьяковская галерея

В. М. Васнецов . Снятие с креста. Эскиз наружной мозаики для храма Воскресения в Петербурге. 1888–1901 г. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Омскe

Giovanni Girolamo Savoldo.Снятие со креста

Джованни Доменико Тьеполою. Снятие Христа со креста

Гаспар де Крайер. Оплакивание Христа 1584-1669-

Джованни (Джамбеллино) Беллини. Пьета - Около 1505.

Икона Положение во гроб

Н.А. Кошелев.Подготовка к погребению

В. М. Васнецов.Положение во гроб. 1896 г. Холст, масло. 171×213. Государственный Русский музей, Санкт-Петербур

Мастер Франке (даты жизни 1380–1430) Положение во гроб

В. М. Васнецов.Плащаница. 1896

Николай Ге.Возвращение с погребения

Великая Суббота.
Страстная суббота — суббота Страстной недели, посвященная воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад (согласно вероучению большинства христианских конфессий), также она является приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье. Освящение пасхальной еды.

В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

Питер Брейгель Старший. Сошестиве во Ад

Волною морскою

напев Глинской пустыни Объединенный хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских Духовных Академии и Семинарии Регент архимандрит Матфей

1. Волною морскою / скрывшаго древле / гонителя мучителя / под землею скрыша спасенных отроцы; / нo мы яко отроковицы, / Господеви поим, славно бо прославися.

3. Тебе на водах повесившаго / всю землю неодержимо, / тварь видевши на лобнем висима, / ужасом многим содрогашеся, / несть свят, разве Тебе, Господи, взывающи.

4. На кресте Твое Божественное истощание / провидя Аввакум ужасся, вопияше: / Ты сильных пресекл еси державу, Блаже, / приобщаяся сущим во аде, яко Всесилен.

5. Богоявления Tвоего, Xpисте, / к нам милостивно бывшаго, / Исаиа свет видев невечерний, / из нощи утреневав, взываше: / вос­креснут мертвии, и востанут сущии во гробех, / и вси земнороднии возрадуются.

6. Ят бысть, но не удержан / в персех китовых Иона: / Твой бо образ нося, / Страдавшаго, и погребению давшагося, / яко от чертога от зверя изыде; / приглашаше же кустодии, / хранящии суетная и ложная, / милость сию оставили есте.

7. Неизреченное чудо, / в пещи избавивый преподобныя отроки из пламене, / во гробе мертв бездыханен полагается, / во спасение нас поющих: / Избавителю Боже, / благословен еси.

8. Ужаснися, бояйся, небо / и да подвижатся основания земли: / се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый, / и во гроб мал странноприемлется. / Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки.

9. Не рыдай Мене, Мати, / зрящи во гробе; / Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: / востану бо и прославлюся, / и вознесу со славою непрестанно яко Бог, / верою и любовию Тя величающия.

Христос возводит из ада Адама и Еву. Фреска, монастырь Хора, XIV век.

Duccio di Buoninsegna.Сошествие во Ад

Андрей Рублёв (1360–1430) Сошествие во Ад. 1408-1410. Государственная Третьяковская галерея

Христос выводит праведников из ада

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые.
Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал.

Воскресение Христово видевше...хор Киево-Печерской лавры

https://www.youtube.com/watch?v=wXiIzLwBbEI&list=RDwXiIzLwBbEI&t=3

Воскресное утро в Москве

 

Смолкнут ненужные разговоры,

Чуть колоколен грянет молва.

Дышат покоем наши соборы.

Дышит простором утром Москва.

Кто даровал мне высшее право

Выпорхнуть в Вечность, выдохнуть: “ах!”

Сколь величава Божья Держава!

Свет её славы на куполах.

Звон к Литургии… Книги и святцы…

Тает на солнце дым голубой…

Боже, позволь мне тоже распяться,

Лишь бы остаться рядом с Тобой!..

Фресок старинных строгие лики…

Светлые лица… Сердце в пути…

Вечность создавший, Боже Великий,

Мощной десницей нас защити!

Чтоб не пропали жизни просторы,

Чтоб не увяли главы Кремля…

Дышат покоем наши соборы.

Дышит надеждой наша земля.

 

протоиерей Андрей Лонгвинов

все картины взяла из открытых источников,тексты с православных сайтов.

Это интересно
+8

04.04.2018
Пожаловаться Просмотров: 2306  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены