Слесарный талант
Что такое Талант? Слово это слышал каждый, но не каждый задумывался, что оно означает. В Древней Греции была такая мера для взвешивания золотых слитков- талант. Она равнялась приблизительно 16 нынешних килограммов. Мало кто мог похвастаться тем, что у него есть талант! Талант- это был редкий дар богов, а боги далеко не ко всем были щедры!
Давно уже забыта мера веса талант. Но остался редчайший и прекраснейший дар богов- Талант! Мы говорим: талантливый певец- о том, кто имеет дар слушать музыку и управлять своим голосом; талантливый писатель- о человеке, кому открыты самые сокровенные уголки человеческой души и кто сумел это свое знание донести людям через свои книги; талантливый ученый- о том, кто сумел силой своей мысли разгадать одну из бесконечного множества тайн природы...
Довелось и мне встретить талантливого человека.
Я тогда работал в механическом цехе токарем. Вершин в токарном ремесле я не достиг. У меня из семи токарных разрядов был третий- немного выше ученического. Мне поручали работу третьего, иногда- четвертого разряда. Обычно это были всякого рода болты, гайки, шайбы, штуцера для гидравлических шлангов...
Однажды цеховое начальство решило устроить соревнование. Нас разделили в соответствии с разрядом и каждому дали задание. Задания были вполне практическими- после приемки изготовленные нами детали шли на сборку. На этом соревновании я занял почетное 3-е место. Правда, от конца... Один из токарей- совсем парнишка- от волнения засверлил заготовку не с того конца. Второй- запорол на операции расточки внутреннего отверстия. Оба сошли с соревнования, а их детали отправились в мусорный бак. Ну, а третьим был я. Моя деталь прошла контроль и ее допустили на сборку. Я видел на столе жюри эти 5 штук одинаковых деталей, сделанных по одному чертежу. И я узнал свою! Это ведь только человеку непосвященному кажется, что все гайки или болты одинаковые. На самом деле это не так! Каждая деталь несет на себе отпечаток руки мастера, который ее сделал. Моя деталь годилась на сборку. Но в ней не было той красоты и изящества, с которыми были сделаны остальные 4. Вот тогда я впервые понял, чем отличается мастер от подмастерья. Деталь помнит руки того, кто ее сделал. И станок помнит того, кто на нем работал. Я, включая утром станок, по его настроению догадывался, кто был передо мной в смене. Я редко ошибался.
Я точил на своем станке болты и гайки, а напротив меня, через проход, за своим верстаком и тисками трудился слесарь. Ему было лет 35- невысокого роста, худощавый и очень подвижный. Было интересно наблюдать за его работой. Он работал легко, без всякого видимого напряжения! Казалось, он не работает, а играет! Это было красиво! Кто- то скажет: -Ну что красивого может быть в сером железе и машинном масле?- И будет неправ! Потому, что красоту надо еще научиться понимать- и неважно, будь то красота балета, живописных полотен или красота производства! Человек неподготовленный равнодушно пройдет мимо полотен Рембранта или великого Леонардо. Они ничего не скажут ему и не вызовут никаких чувств. Но точно так же какой- нибудь утонченный эстет с тем же равнодушием пройдет мимо заводских цехов, не поняв, не услышав их музыку, их ритм! Прекрасны античные скульптуры. Но столь же прекрасен и современный мост, перекинутый через ущелье! А разве не красив Керченский мост, соединивший 2 части России в единое целое? Мост, в котором слились воедино инженерный талант разработчиков и усилия тысяч рабочих...
Его детали всегда были точными. Его даже не проверяли- все знали, что если деталь изготовил он- то ее можно без всякого сомнения отправлять на сборку. И все знали, что она точно встанет на свое место! Он никогда не спешил, но странное дело: он успевал сделать больше, чем его соседи- такие же слесари! Любую работу он начинал с того, что очень тщательно и подолгу изучал чертеж. В нашем ремонтном цехе чертежи были разные: Были очень серьезные, выполненные по всем требованиям стандартов и с кучей подписей и грозных печатей. Были и чертежи, накорябанные наспех на сигаретной пачке каким- то инженером из бригады обслуживания. Затем он уходил к себе и принимался сооружать какое- то одному ему понятное приспособление с какими- то гайками и зажимами... Потом, когда приспособление было готово, он вставлял лист металла, зажимал эти свои болты- и клал все сооружение под ручной пресс. Поворот рукоятки- и лист послушно принимал нужную форму! Он мог сделать все! Он чувствовал металл, понимал его характер. И металл платил ему взаимностью. Казалось, что он заключил с ним какой- то тайный договор...
Как- то ему принесли задание. По своему обыкновению, он с полчаса изучал чертеж, кое- как нарисованный от руки на клочке бумаги. Потом притащил из кладовки лист стали и принялся его размечать. Тщательно, строго по чертежу, нанес риски, кернером сделал опорные точки. Потом подошел к резаку. Нажал на педаль- и в бункер упал первый обрезок! А он крутил этот свой лист железа, тщательно сверяясь с нанесенными метками и нажимал на педаль. Обрезки посыпались дождем! Потом подошел к верстаку, взял в руки киянку- и начал колотить ей по заготовке. Цех наполнился грохотом! Он работал как обычно, без всякого видимого усилия. Со стороны казалось, что это не он гнет жесткий стальной лист, а просто указывает ему своим молотком, в какую сторону надо гнуться. И металл его слушался!
А он все продолжал колотить, вертя лист из стороны в сторону...
Наконец, грохот стих. Он подошел к сварочному агрегату. Нажал на педаль- и из- под электродов вырвался сноп искр! Снова нажал- и вырвался еще один сноп. Есть еще одна сварная точка! А он продолжал вертеть заготовку, подсовывая под электроды все новые точки сварки и нажимая на педаль. Искры дождем сыпались на пол! Ну вот и готова последняя сварная точка. Осталось молотком подправить покоробившийся металл, снять напильником заусенцы- и изделие готово!
Это был железный бак для мусора. Никто его не проверял. Но я знаю, что все размеры- строго по чертежу, что все заусенцы тщательно запилены, а в верхней части бака, чтобы не порезаться, вставлена проволока! Это изделие не проходило приемку. Но сделан этот бак с той же тщательностью, с какой он делал детали на самолет...
Потому, что мастер- это не тот, кто может сделать хорошо. Настоящий мастер- тот, кто не умеет делать плохо.
Июнь 2018
![]()
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: