Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
6926 участников
Администратор Yes"s
Модератор Людмила 59

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240602161513

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Будущий председатель КГБ о депортации народов

alexsword Аватар пользователя alexsword

В развитие темы о гневе репрессированных народов, которое вызвал учебник истории. Из мемуаров Ивана Серова (будущий председатель КГБ, на момент описываемых событий замглавы НКВД, т.е. лицо очень ответственное и информированное и на тот момент времени) о депортации народов.  Понятно, что это личные субъективные оценки, но они характеризуют.  Первичная информация, какой бы она ни была, это ценное историческое свидетельство. 

Обратите внимание, что бандитствующий элемент был представлен не только криминалом и люмпенами, но и руководителями (председатель райисполкома, республиканский министр просвещения и т.д.).

В то же время даже Иван Серов считал, что хотя явление бандитизма и "ждунов" было среди некоторых народов массовым, оно не было поголовным, и значительная часть населения честно работала на общее дело.   Но, увы, обстановка была предельно горячей, и разбираться тщательно кто есть кто возможности не было.  Серов указывает, что решение о депортации не было волюнтаризмом отдельных руководителей, ему предшествовали многочисленные ходатайства офицеров, как мера сокращающая военные риски. В принципе, интернирование типовая мера военного времени, она и сейчас предусмотрена законодательством.

Слово Ивану Серову:   


...

Обстановка к тому времени складывалась следующая: у нас были данные, что Гитлер приказал частям во что бы то ни стало захватить Майкоп и Грозный, иначе нечем будет немецкой армии без горючего воевать, и, кроме того, он рассчитывал, что, захватив Кавказ (если Гитлер захватит Кавказ), Турция выступит войной против СССР. Эти данные похожи на правду. Было видно, с каким упорством он двигал войска на перевалы и Владикавказ.

...

Вдоль Военно-Грузинской дороги я организовал так называемую «дивизию НКВД» из работников НКВД, милиции, пожарной охраны, подсобных отделов НКВД и других организаций. Эту дивизию, когда уже была готова, я в районе Грозного осмотрел и представил им командира дивизии, комиссара милиции Орлова. Здоровый парень, достаточно волевой.

Этой дивизии была поставлена задача курсировать по Военно-Грузинской дороге, выставлять боевые посты, а в наиболее уязвимых точках, ущельях, на поворотах дороги — боевые точки с пулеметами, подготовить взрывные шашки для обвалов в наиболее узких местах и т. д.

Это все они быстро выполнили, я приехал, осмотрел, вроде все было хорошо. Затем мне Орлов стал докладывать, что в ряде мест чеченцы начинают безобразничать. Застрелили несколько бойцов дивизии, зарезали командира роты, подрывают заложенные мины и т. д. Я приказал начальнику УНКВД Грозненской области чеченцу Албогочиеву разобраться в этом и доложить. Тут что-то дело нечисто…

К несчастью, где тонко, там и рвется. В Грозном получены данные, что немцы в тыл за Грозный в горы выбросили несколько офицеров во главе с полковником, задача которого организовать из чеченцев и ингушей диверсионный отряд 200–300 человек, с тем чтобы в нужный момент, когда будет по радио дана команда, они бы ударили нам в тыл и заняли Грозный.

...

Утром я послал в аул двух сотрудников-чеченцев с задачей разузнать поподробнее об этом отряде, и послать на место хорошего агента…

После совещания приказал Албогачиеву* (нарком внутренних дел) часов в 10 вечера собрать на конспиративной квартире лучших из лучших чекистов 10 человек русских и 2 чеченцев, наиболее преданных. Туда подбросить солдатских шинелей, телогреек и сапоги. Албогачиев удивился, для чего это нужно, однако пошел выполнять.

Обстановка в г. Грозном, как мне доложили, тревожная. Боятся немцев. Чеченцы ходят нагло, а в некоторых случаях грозят русским убить, когда придут немцы.

Имелись случаи, когда находили трупы солдат, которые везли продовольствие на фронт. Лошадей забирали вместе с продовольствием. Поступили данные от агентов, что нарком просвещения Чентиева* через своих людей связывает заброшенных в горы немцев с антисоветски настроенными чеченцами. Придется завтра допросить ее.

В 22.00 с Албогачиевым пошли на конспиративную квартиру. Сотрудники собрались. Кто-то не растерялся, принес нам покушать. Очень кстати.

Я ребятам сказал: «С сего часа вы все бандиты. Один из вас дезертир из Советской Армии, другой уклонился от призыва, третий — антисоветчик, бежавший из Грозного и т. д., придумывайте всякий себе легенду и соответственно одевайтесь и берите оружие». Все смотрят на меня и думают: «Рехнулся генерал».

Продолжаю дальше: «На рассвете отдельными группами выйдите в район Ведено (бывшая крепость Шамиля) недалеко от Грозного. Там вы сходитесь в горах в лесу в одну банду и питаетесь за счет местных жителей. Задача: разведать, где находятся немцы и их пособники, что они замышляют. Все это разведать и выслать ко мне человека или, возможно, двух. Самим оставаться до моего приказания в горах. Ясно?» — «Ясно». Албогачиеву остаться до утра, отработать все вопросы до деталей, проводить и доложить.

...

Через два дня после этого, ночью мне позвонили из Курчалоевского района и доложили, что туда вечером явилась банда в 200 человек, все местные власти разогнала, а имевшийся взвод солдат блокировала и предлагает им сдаться.

...

На обратном пути уже почти темно было, имел место курьезный случай. Я еду впереди, маузер в руке, вальтер в кармане, вдруг из кустов выскакивает бандит с автоматом и ко мне.

«Товарищ комиссар, мы бандита поймали!» Ничего не пойму. Где, что, кто вы. Отвечает: «Я из вашей группы».

Наконец, я понял, что это мои «бандиты». Спешился. Повел меня в кусты. Там стоят два «бандита» и держат человека, на голову которого одета конская торба, чтобы он не видел.

Оказалось следующее. Этот бандит был полгода назад председателем Веденскою райисполкома, член партии. Забрав деньги и оружие, ушел к бандитам. Затем поругался с бандой и ходил в одиночку.

Встретив нашу «банду», он решил примкнуть к ней. Все это он рассказал и в подтверждение привел ряд случаев, кого он за полгода убил из советских людей. Наши сотрудники знали об этих убийствах, но не знали, что это он сделал.

Видя такое дело, наша «банда» разоружила его под видом провокатора, который может выдать «бандитов», и сказали ему: «Мы тебя покажем нашему главарю и тогда решим».

Когда я стал с ним разговаривать через торбу, то он мне все время доказывал, что он кадровый бандит и имеет заслуги в убийствах. Я тогда приказал снять с него торбу. Когда он увидел мои ромбы, побелел как бумага и сел на землю.

После этого мы с группой бойцов нашли в горах ущелье, где скрывались немцы, и забросали гранатами. Много было побито. Изъято было до 200 винтовок с иранскими клеймами. Потом выяснилось, что это немцы изготовляли под видом иранцев.

...

Мне также приходилось организовать борьбу, я уже говорил с «представителями мусульманского народа», которые в тылу Грозного и Владикавказа организовали банды и чинили подлости Красной Армии. Нашлись отщепенцы и трусы, которые пошли за немцами.

Но их было немного. И не уверен в том, что их так много, как об этом говорили мне не раз русские, проживающие в Грозном и Владикавказе, якобы их ежедневно чеченцы и ингуши пугают, что зарежут, когда придет Гитлер.

В отличие от чеченцев, северо-осетинцы вели себя хорошо. Помогали Красной Армии, и я не слышал от них жалоб, ни нытья от бомбежек немцами Владикавказа.

Почти весь декабрь 1942 года я и занимался чеченцами-бандитами. Эта подлая Чентиева так и не сказала, через кого она связывалась с немцами, никого не выдала. Вела себя нагло. Расплакалась, а отказалась сказать правду.

Председатель Совнаркома Чечено-Ингушской АССР Моллаев и секретарь обкома Иванов требовали арестовать её. Я донес в Москву об этом и оттуда получил указание Кобулова: «Нарком приказал направить Чентиеву в Москву». Видно, ему сказали, что она красавица, и вот решил посмотреть на нее.

Нужно объективно сказать, что она была действительно красавица, 26 лет. Потом я узнал, что ее завербовали, а толку не было никакого. Глупо!..

...

Созвонился с секретарем Чечено-Ингушского Обкома партии Ивановым, и условились, что проведем совещание, на котором будут присутствовать секретари обкомов партии, председатель Совнаркома Чечено-Ингушской автономной области Моллаев и его заместители.

На совещании мы с Ивановым сообщили о принятом ГОКО и Правительством СССР решении о выселении, и какие обвинения Советское Правительство предъявляет чеченцам и ингушам.

Я привел ряд примеров предательского поведения чеченцев и ингушей, в том числе сказал и о бандитском отряде из числа чеченцев и ингушей, находившихся в тылу г. Грозного в горах, которым руководили фашистские офицеры, об оружии, которое немцы забросили туда, а чеченцы и ингуши с радостью готовились с тыла в тяжелый момент для Грозного вонзить нож в спину.

Между прочим, руководящие работники обкома и Совнаркома знали о подлом поведении своих братьев, а выступивший председатель Совнаркома Чечено-Ингушской области Моллаев добавил несколько фактов предательства к моему выступлению. Строго предупредили никому об этом решении не говорить, и они разошлись.

Подготовка длилась несколько дней, после чего я вызвал зам. наркомов Внутренних дел СССР проверить готовность в других районах. На этом совещании выявились факты враждебного поведения чеченцев и ингушей и в других тыловых районах, а некоторые, наиболее антисоветски настроенные, в открытую ждали немцев и угрожали русским и работникам НКВД, что они с ними «скоро расправятся».

Конечно, я уверен, что не все чеченцы и ингуши были так настроены, потому что много из них работали на нефтяных заводах и в других организациях, получали неплохо и вряд ли так рассуждали.

Когда я проверил готовность вагонов на станциях погрузки, наличие войск и полную готовность «оперсекторов», как мы условно называли себя, после этого дал команду о дне и часе начала операции.

В день операции началось движение. Выселяемым разрешили взять личные вещи, продукты и т. д.

К вечеру все было закончено, поезда ушли, и мы собрали совещание, на котором уже установили окончательную цифру выселенных — 475 тысяч человек, и я донес в Москву о выполнении постановления ГОКО.

...

Выселение некоторых национальностей, изображено так, словно Серов вздумал и выселял. Я рассказал тов. Петровой и сейчас хочу повторить следующее:

Многим, кто был в прифронтовых районах Северного Кавказа, известно, что бандитские элементы из числа чеченцев и ингушей убивали солдат и офицеров фронта, препятствовали подвозу для фронта боеприпасов и продовольствия, распространяли панические слухи о приходе немцев, угрожали местью партактиву с приходом немцев и так далее.

Командующие фронтами Северо-кавказского — Масленников, Ростовского — Еременко, Толбухин и др. в телеграммах в Ставку вносили предложения о выселении этих лиц, так как они препятствуют успешному наступлению войск Красной Армии. ГКО рассматривал эти вопросы и выносил постановления о выселении этих национальностей полностью в тыловые районы страны.

Бывшие члены ГКО товарищи Ворошилов, Микоян, Каганович, Маленков и другие живы, и они могут сказать, насколько военная обстановка того времени вызывала эти меры.

Меня, как и других генералов и офицеров, обязывали выполнить эту работу. Я думаю, любой бы из нас выполнил это решение. В записке же указано, что выселялись все без исключения, и приводились выдержки из инструкции, написанной мной по исполнению решения ГКО.

Упор делается на абзац, где говорится о применении оружия, причем не указывается, в связи с чем этот пункт вставлен. Я поясню это.

Когда в Карачае двигался наш батальон в ущелье, карачаевцы из укрытий обстреляли. Были убитые и раненые.

В Учкулане (областном центре) были бандитами убиты сотрудники МВД и милиции из числа русских. Когда немцы заняли этот район, то «благодарное» население послало Гитлеру белого коня, шашку и бурку.

Перед тем, как вышло постановление ГОКО по выселению чеченцев, в течении 2 месяцев оперативная группа МВД проводила борьбу с бандитскими группами, и лишь когда немцы приблизились к Владикавказу, вышло постановление ГОКО о выселении.

За эти два месяца в борьбе с бандитами погибло много советско-партийного актива, бойцов и офицеров Красной Армии.

Когда немцы выбросили в тыл района Грозного группу офицеров во главе с полковником, то эта группа в течение недели обросла чеченцами и насчитывала не одну сотню.

Этих предателей немцы вооружили иранским оружием, которое сбрасывали в контейнерах, и рассчитывали, что с подходом немцев к Грозному в тылу будет организованно восстание.

...

Сейчас, через 20 лет, не зная обстановки того времени, можно писать, что инструкция о применении оружия не нужна.

Другое дело, что из-за этих отщепенцев-предателей не следовало бы выселять весь народ.

  Использованные источники:  Иван Серов Иван Серов - Записки из чемодана Иван Серов - Записки из чемодана LibKing.Ru @     Комментарии Аватар пользователя Сергей Ольховский Сергей Ольховский11:19

Полагаю, это еще один довод к тому, что нельзя оценивать события прошлого с позиций сегодняшнего дня.

Аватар пользователя Дерсу Узала Дерсу Узала11:28

Так точно!

Аватар пользователя Сергей Ольховский Сергей Ольховский11:40

Да! Немного добавлю. Сегодня депортация народов (тут даже само название кричит о преступлении «режима») осуждена, а тогда это была насущная необходимость в государственных интересах. Даже несмотря на то, что она проводилась грубо и топорно, с многочисленными нарушениями сегодняшних прав человека, но «вчера» это не «сегодня». Другие времена – другие нравы.

Аватар пользователя абра абра12:39

Даже несмотря на то, что она проводилась грубо и топорно, с многочисленными нарушениями сегодняшних прав человека, но «вчера» это не «сегодня».

Другие времена – другие нравы.

И многих тогда выселяли - про чеченов с ингушами - целыми сёлами и аулами, вместе с сельсоветами и колхозами - просто потому, что только так можно было организовать в указанные сроки выселение/депортацию/интернирование.

У многих из них сыновья и мужья были в Красной Армии, на фронтах сражались с фашистами. Но без их организующей роли депортация населения и соответственно обеспечение безопасности тыла в заданные сроки была невозможна. Вот так многие были выселены безвинно, даже семьи Героев Советского Союза некоторые были высланы.

Аватар пользователя Дерсу Узала Дерсу Узала11:27

По законам военного времени! Всё сделано правильно и не стоит оправдываться. Считать нужно проценты, если коллаборационистов на 100 миллионов населения 100 человек, то это действительно отщепенцы. А если на 1 миллион несколько тысяч или даже десятков тысяч, то это уже предатели активные, а остальных можно записать в ждуны. Тем более, у них же клановая ответственность, вот и ответили всем народом.

Снимаю шляпу перед нашими контрразведчиками, работали чётко. 

Аватар пользователя kolos kolos11:38

По законам военного времени эти тысячи и тысячи мужиков в расцвете сил подлежали уничтожению. Или в бою, или по приговорам трибунала.

Им оставили жизнь.

А коллективная ответственность в традиционном обществе, это норма.

События с учебником истории показали, насколько все тонко.

И партии, которая как раньше могла выдернуть и привлечь разжигателя любого уровня,  нет.

Аватар пользователя абра абра12:43

А коллективная ответственность в традиционном обществе, это норма.

Особенно на Кавказе. Люди помнили, что было век назад - "и в Сибири люди живут", и понимали, - альтернативы нет, или будущее - или смерть. 

Аватар пользователя fox hunter fox hunter11:33

пугают, что зарежут, когда придет Гитлер.

угрожали местью партактиву с приходом немцев и так далее.

Что интересно, те люди, видимо, называли себя мужчинами. Как они это делают - загадка...

Аватар пользователя segerist segerist11:39

Почитать познавательно по теме:

За что сталин выселял народы - читать онлайн

В бумаге: ISBN:978-5-9955-0251-7

За что Сталин выселял народы Аватар пользователя А судьи кто А судьи кто12:53

  Это он?

  Аватар пользователя kobist kobist11:36

Депортация спасла эти народы от уничтожения. За те подлости, что они делали, их могли и истребить. Но они этого не понимают и по сей день.

Аватар пользователя абра абра12:44

Депортация спасла эти народы от уничтожения.

smile9.gif

 

Аватар пользователя H264 H26413:11

А сколько горя принёс ваш сраный коммунизм? Жили люди никого не трогали, пришли сатанисты и говорят - ваш Бог говно! Вот вам нового и прошу в колхозы, а кто против, в Сибирь. А потом хотят шоб за них воевали. Мой сводный дед освобождал Польшу, а его семью с его народом в тот момент отправляли под Омск.

Аватар пользователя kobist kobist13:46

Ваш это чей? Коммунизм вообще-то англичане придумали. А сильнее всего от коммунизма пострадали русские. Русофобия в управлении с 1917 года стала визитной карточкой власти на территории бывшей империи. Что продолжается и по сей день. Я же говорю, люди не понимают своего счастья. Коммунисты депортацией спасли многие малые народы от уничтожения. А кому-то создали культуру и письменность, которой не было вообще. А эти народы вместо благодарности пеняют что-то русским, которые больше всех пострадали. Это абсурд. 

Аватар пользователя И-23 И-2314:01

Хватит уже удовлетворять запрос на утверждение догмата о монополии мраксизма на представление коммунистических идей.

ЗЫ: Вообще-то русофобские тенденции постарше семнадцатого года. Вспомните любимый фетиш енерала Ермолова (того самого). И некоторые события позапрошлаго века.

ЗЗЫ: Малые народы были разные. Только о тех, кто сделал «неправильный» с точки зрения чесателей темы репрессиц выбор обычно не вспоминают.

С. Сергеев: «Хозяева» против «наемников» — Арена борьбы: наука и культура (И-23) С. Сергеев: «Хозяева» против «наемников» — Арена борьбы: наука и культура (И-23) Процитирую интересную и важную для понимания целого ряда процессов… начиная с эпопеи еврореформирования Державы и по крайней мере до ВОВ включительно главу научного… памфлета. В оправдание Николая Павловича могу сказать лишь, что второй сценарий много проще и дешевле с точки зрения управляемости. Хотя с другой стороны качество оной управляемости — не только величина переменная, но и... Аватар пользователя kolos kolos14:17

А вот и декоммунизатор  ))

Аватар пользователя shoork shoork15:29

Вот так прям, кровавый режим брал и миллионами в Сибирь? И прям горе -то какое- всего лишь отправлял, а не замесил из пулемёта в застенках Лубянки?  Недоработка. Давай уже вываливай всю ПРАВДУ, а то мемориалы не справляются.

Аватар пользователя Sasha1200 Sasha120013:35

smile9.gif

Аватар пользователя Разведка Погоды Разведка Погоды11:37

Там ещё и калмыки успели заслужить депортацию. К сожалению, депортированным народам не рассказывают веских причин, приведших к депортации. Делают только упор на страдании и безвинности, хотя вина была и про неё надо напоминать, чтобы не было повторений.

Аватар пользователя И-23 И-2311:39

С калмыками было интересно и, НЯП, ещё в осьмандцатом веке…

ЗЫ: Самый интересный вопрос: КТО (как и с какой целью) гальванизирует измерения «страданий» и «вины» на фоне полного исключения категории причинности?

Аватар пользователя Разведка Погоды Разведка Погоды11:49

С калмыками было интересно и, НЯП, ещё в осьмандцатом веке…

О, да))) Был в Элисте, сходил в их музей и офигел от величия (сарказм) Надо будет заметку написать, а то люди не знают... 

Аватар пользователя И-23 И-2313:39

Не…
Вы сейчас говорите о *современных* отражениях.
Я же пытаюсь напомнить историю Разделения. И судьбу поверивших в сказку о лучшей доле в прекрасном далёко.

Аватар пользователя Разведка Погоды Разведка Погоды13:45

Сказ про то, как ойратские племена гоняли ссаными тряпками по всей Азии, пока они не бухнулись на колени перед русским царём, мол прими сирых?

Аватар пользователя И-23 И-2314:06

Ну… описывать историю взаимоотношений кочевых народов (не только обсуждаемого, но и разнообразных киргиз-кайсаков и не только их) можно долго.
А если при этом ещё пытаться контролировать правильность понимания… тады воообще «ой».

ЗЫ: Указание на описание эпизода в памфлета тов. Нестерова («Люди, принесшие холод. Книга первая. Лес и степь») не узнали?
Можно оттуда скопи-пастить. как минимум пролог к анонсированной статьей.
Ну и описание свидетельств из современного музея (особенно пикантно на фоне моды к замене физических экспонатов модными мультимедийными роликами) весьма интересно.

Аватар пользователя Разведка Погоды Разведка Погоды14:25

С трудами Нестерова пока не ознакомился. В части мультимедиа в музее настоятельно рекомендую посетить музей Память в Волгограде. Очень круто вписали современные технологии в классическую экспозицию.

Память, музей, городской округ Волгоград, Центральный район, площадь Павших Борцов, 2 — Яндекс Карты Память, музей, городской округ Волгоград, Центральный район, площадь Павших Борцов, 2 — Яндекс Карты Рейтинг 5,0. 811 отзывов, 421 фото. Посмотреть номер телефона, часы работы, вход на карте и построить маршрут — вы можете в Яндекс Картах Аватар пользователя И-23 И-2314:31

Знакомиться стоит с осторожностью.
Ибо налицо то ли импринтинг научности норманской теории, то ли некоторые ненаблюдаемые инструменты принуждения к соблюдению видимости толерантности к консенсусу.

За рекомендацию спасибо.
Буду иметь в виду.
Главное и самое интересное тут — удержаться от закономерных соблазнов.
На достаточно продолжительном интервале Времени.

Аватар пользователя абра абра12:47

ЗЫ: Самый интересный вопрос: КТО (как и с какой целью) гальванизирует измерения «страданий» и «вины» на фоне полного исключения категории причинности?

Цель - то понятна, просто чтобы мифический холокост не был уж слишком заметен - типа замараем и затеним всё и всех!

Ну а кто - типа организаторы холокоста и их потомки же! 

Аватар пользователя не дождетесь не дождетесь11:41

из призванных на фронт чеченов две трети сбежало по пути

Аватар пользователя alexsword alexsword11:44

Такие утверждения принято подкреплять документами и источниками.

Аватар пользователя Бронепоезд42 Бронепоезд4212:59

Я вас умоляю... Ну какие от него ссылки могут быть на реальные документы:-) 

Хотя, я и сам ничего не приведу. Но в 80-х почитал кое-что, дядька с работы приносил из документов 40-х, с грифом. Как раз у них шла работа по снятию судимостей.  Было познавательно.

Аватар пользователя Джыгит Джыгит13:28

ФСБ пойдет?

http://www.fsb.ru/fsb/history/author/single.htm!id%3D10318088@fsbPublication.html

 

Ну и докладная записка упомянутого Кобулова Берии:

Б. Кобулов

"О положении в районах Чечено-Ингушской АССР"
9 ноября 1943

Населенных пунктов в республике насчитывается 2288. Население за время войны сократилось на 25886 человек и насчитывает 705814 человек. Чеченцы и ингуши в целом по республике составляют около 450000 человек.

В республике 38 сект, насчитывающих свыше 20 тысяч человек. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов.

При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 человек членов ВКП(б), в т.ч. 16 руководителей райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов.

Антисоветские авторитеты, связавшись с немецкими парашютистами, по указаниям немецкой разведки организовали в октябре 1942 года вооруженное выступление в Шатоевском, Чеберлоевском, Итум-Калинском, Веденском и Галанчожском р-нах.

Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии.

При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек.

В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва.

В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава.

В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам.

В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек...

Аватар пользователя alexsword alexsword13:48

Да.    

Аватар пользователя LLORD LLORD13:35

Ну в источнике выше (ссылка на "За что Сталин...") есть докладные записки из архивов, где есть статистика:

В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва.

В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава.

В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам.

В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек.

Аватар пользователя Непонял Непонял13:44

В 1943 году из 3000 добровольцев число дезертиров составило 1870 человек.
 

Это что ж за добровольцы такие, если они дезертируют?

Аватар пользователя LLORD LLORD14:13

Они рассчитывали получить оружие, продпайки, обмундирование и остаться дома. А тут на фронт стали посылать...

В той же книге еще интереснее было про крымских татар, когда численность партизан в Крыму была 6 человек, при чем все - верхушка партии, которою 100% фашисты расстреляют. Все схроны оружия, продовольствия, скот на секретных выпасах, всё сдали фашистам сразу, чтобы получить свою долю. При чем вычистили так, что эти 6 несчастных партизан голодали и им продовольствие с самолетов сбрасывали.

Аватар пользователя Рогацци3 Рогацци314:54

Визг про записку Кобулова поднимали ещё лет 10 назад, когда кто-то из МГУ попытался опубликовать исследование. С ДОКУМЕНТАМИ!!!

Аватар пользователя И-23 И-2315:25

По мне тут необходимо и достаточно вспомнить историю первой публикации эпохального труда сэра Чарльза.
Но можно и заполировать например отношением к критике сочинений А. Эйнштейна.

Аватар пользователя Бронепоезд42 Бронепоезд4212:57

Первое. ГСС и орденоносцев среди чеченов было много, они реально геройски воевали. Деды имели претензии к ним в бытовом плане и прочих моментах, но никогда не слышал что чечены воевали плохо, врать не приучены.

Второе. Ваши две трети - это про национальные дивизии, формирование которых из-за массового дезертирства было прекращено в Грозном. Азерские, армянские, грузинские дивизии точно также обосрались... И побегов было море, и на фронте бежали при первых выстрелах.

Прадед перед тем как попасть коноводом к Плиеву, в составе отрядов НКВД гонял банды по горам. Их было немного больше чем одна, но как правило не более 50 человек, прятаться сложно большим отрядам, и с прокормом сложности. По его словам, многие банды были созданы еще в 20-х и 30-х годах, их интересовал исключительно грабеж, задачи, которые ставили немцы почти никто не выполнял. Связь была у многих, радистов сбрасывали массово. Как и помощь от фашистов - такие картонные сигары метра три, в которых было оружие, боеприпасы, обмундирование, консервы какие-то. 

В принципе, боролись достаточно успешно с бандами, и милиционеры местные помогали хорошо. Ведь они грабили по большей части аулы, в которых семьи милиционеров и жили. Равнинные и городские нохчи к 40-м уже были достаточно цивилизованными, встроенными в общество, и по призыву нормально ушли на фронт. Сложности были когда пытались из горских формировать национальные подразделения.

Аватар пользователя LLORD LLORD13:44

В принципе, боролись достаточно успешно с бандами, и милиционеры местные помогали хорошо.

Да неужели? А как же эти записи:

В республике 38 сект, насчитывающих свыше 20 тысяч человек. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов.

При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 человек членов ВКП(б), в т.ч. 16 руководителей райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов.

Антисоветские авторитеты, связавшись с немецкими парашютистами, по указаниям немецкой разведки организовали в октябре 1942 года вооруженное выступление в Шатоевском, Чеберлоевском, Итум-Калинском, Веденском и Галанчожском р-нах.

...

Возникает резонный вопрос: а куда же все это время смотрели местные органы внутренних дел? НКВД республики возглавлял тогда капитан госбезопасности С.И.Албогачиев. Однако С.Албогачиев отнюдь не спешил выполнять постановления своих товарищей по партии. Какие-либо активные карательные меры против распоясавшихся бандитов в этот период предпринимались, как правило, лишь по прямому указанию Л.Берии, занимавшего тогда пост наркома внутренних дел СССР. Так, 8 июля 1941 г. Берия отдал приказ №00792 "О проведении чекистско-войсковой операции в Ахалхевском районе Грузинской ССР" с целью "ликвидации остатков чеченских банд, укрывшихся в Хильдихароевском и Майстинском ущельях Ахалхевского района Грузинской ССР"34, 18 сентября 1941 г. - приказ №001171 о ликвидации террористических выступлений в Чечено-Ингушетии35.

Чем же объяснялась пассивность чечено-ингушского наркома внутренних дел? В докладной записке оперуполномоченного 2-го отделения доротдела милиции НКВД Орджоникидзевской железной дороги Семенова от 24 июля 1943 г. сообщается, что бороться с бандами сложно, так как Албогачиев имеет родственников среди бандитских отрядов в Назрани36. Н.Ф.Бугай в своей книге, не вдаваясь в подробности, деликатно сообщает, что "Албогачиев поддерживал переписку с X.Исраиловым и другими контрреволюционными элементами"37. Понятно, что в наши дни, после телефонных разговоров Черномырдина с Басаевым, этот факт не вызывает особого удивления, но в те суровые времена подобные эпистолярные упражнения были, мягко говоря, событием неординарным, и поэтому заслуживали бы более пристального внимания.

К счастью, в ходе одной из чекистско-войсковых операций военнослужащими 263-го полка Тбилисской дивизии войск НКВД лейтенантом Анекеевым и старшиной Нециковым был обнаружен вещмешок Исраилова-Терлоева с его дневником и перепиской. В этих документах находилось и письмо от Албогачиева. Что же писал руководитель НКВД республики главарю бандитов?

"Дорогой Терлоев! Привет тебе! Я очень огорчен, что твои горцы раньше положенного времени начали восстание. Я боюсь, что если ты не послушаешь меня, и мы, работники республики, будем разоблачены ... Смотри, ради аллаха, держи присягу. Не назови нас никому.

Ты же разоблачился сам. Ты действуй, находясь в глубоком подполье. Не дай себя арестовать. Знай, что тебя будут расстреливать. Связь держи со мной только через моих доверенных пособников.

Ты пиши мне письмо враждебного уклона, угрожая мне возможным, а я тоже начну преследовать тебя. Сожгу твой дом, арестую кое-кого из твоих родственников и буду выступать везде и всюду против тебя. Этим мы с тобой должны доказать, что будто мы непримиримые враги и преследуем друг друга.

Ты не знаешь тех орджоникидзевских агентов ГЕСТАПО, через которых, я тебе говорил, нужно послать все сведения о нашей антисоветской работе.

Пиши сведения об итогах настоящего восстания и пришли их мне, я их сразу сумею отослать по адресу в Германию. Ты порви мою записку на глазах моего посланника. Время опасное, я боюсь.

Писал (подпись) Орел.
10.XI.1941 г."

Аватар пользователя Бронепоезд42 Бронепоезд4214:10

В чем мой пост не соответствует вашему?

Ну 20 тысяч помогают, на несколько миллионов населения. Много это или мало? Если на то пошло, на 42 год в бандах было несколько больше, чем 20тыс. Так ведь уничтожили почти всех к концу 43-го. 

Документы конечно важны. Но в них обычно пишут то, что выгодно тому, кто опишет...

Из воспоминаний моих родственников, имевших отношение, так сказать. Практически вся республиканская верхушка, в том числе НКВД (местные национальные кадры) продвигалась антисоветским подпольем с 20-х годов во власть. Указание от английской разведки такое пришло, она с царских еще времен на Кавказе имела большую силу и множество агентов. А вот районные и низовые работники во многих случаях были честными людьми. И кстати кое-кого в конце 43-го отправили с семьями служить в другие регионы, откуда в 50-е они вернулись в Грозный, заняв не последние должности. Сейчас в руководстве республики их внуки, фамилий не будет.

P.S. В НКВД/КГБ республики одна из ветвей нашей семьи еще в 30-х начала работать.

Аватар пользователя И-23 И-2314:33

Ну да.
Мы помним описание научного метода оценки свидетельств источников.

Аватар пользователя Бронепоезд42 Бронепоезд4214:59

Я в этой теме пишу не для того, чтобы спорить. Скорее воспоминания о детстве и юношестве, о людях с которыми общался. Документов не привожу, ссылок тоже :-) 

Можете считать художественным бредом, если хотите.

Аватар пользователя И-23 И-2315:27

Дык и я этот комментарий пишу не для спора, а как указатель на более общий характер описываемой тенденции.

Аватар пользователя LLORD LLORD14:34

Ну 20 тысяч помогают, на несколько миллионов населения. Много это или мало?

Выслали менее чем 400 тыс.чеченцев, никаких миллионов. Так что 20 тысяч - это каждый 20-й являлся активным участником. Ну и соответственно, при выселении изъято около 20 тыс. ед. огнестрельного оружия.

Допускаю, что некоторые представители простого народа, которые видели улучшения в жизни, были за советскую власть, но учитывая национальную особенность чеченцев - нелюбовь к честному труду, не думаю, что хотя бы половина была готова "жопу рвать за советскую власть". И тот факт, что усмиряли бандитов не соплеменники и их старейшины, а армия и НКВД как бы намекает.

Аватар пользователя Бронепоезд42 Бронепоезд4214:57

400 тыс. (официально почти 480 тыс) это цифра тех, кто доехал до поселения. Сколько барж утопло в штормах на Каспии, никто не считал. Как и тех, кто замерз или умер от голода в эшелонах. Была такая байка, что аулы, где все мужчины ушли в банды - поголовно грузили как раз на баржи, из которых до Казахстана добрались всего несколько.

По разным оценкам за 41-43 было арестовано и уничтожено от 10 до 50 тыс. бандитов на территории ЧИАССР. Я в реальных документах этих цифр сам не видел, поэтому спорить сложно.

Также были банды из казаков, у которых репрессировали семьи, в основном с Сунженской линии. Но общее количество менее тысячи человек. Кстати с начала 20-х в горах скрывались, и достаточно успешно.

20 тыс. оружия при выселении это ни о чем, причем это охотничье и старые образцы типа берданок по большей части. В схронах осталось в разы больше. За 42-43 года изымались десятки тысяч единиц. В 80-х купить шмайсер с ведром патронов в Грозном трудности не представляло :-) 

Старейшины на тот момент не имели настоящего влияния. Силу обрели как раз в ссылке, помогая людям и принимая на себя ответственность. Бандитов, которым было плевать и на старейшин, и на ислам, и на вообще все - уничтожили и посадили, так что в Казахстан отправилось уже более или менее адекватное население. Во всяком случае, так нам рассказывал мулла из Автуров в 80-х, когда зашел разговор о традициях и понятии "есть Коран, но есть и Адаты".

P.S. Сам видел фотографии, как в начале 80-х недалеко от Сержень-Юрта нашли транспортный контейнер в идеальной сохранности. Оружие в смазке, немецкая форма хоть сейчас одевай, консервы только не стали пробовать.

Аватар пользователя shoork shoork15:41

Благодарю за столь содержательную экскурсию в прошлое, тем более от очевидца и причастного. Тему репрессий будут непрерывно качать, пока не будут оформлены в большую книгу с документами , фотографиями и свидетельствами, но, видно руки не доходят у историков.  Сколько я не искал такого труда - всегда утыкаюсь в словестные баталиии ,сильно разные цифры, эмоции и откровенный бред. Да и грифы секретности этому не способствуют.

Аватар пользователя Бронепоезд42 Бронепоезд4215:56

Историки в это скорее всего никогда не лезут, слишком сложная и больная тема. Чтобы не написали, все равно обвинят во лжи :-)

В 90-м 23 февраля в школу приходить не рекомендовали, на всякий случай. Поэтому всем классом устроили алкоголическую пьянку на свободной квартире. В первый раз видел в хлам упитых одноклассниц :-) Впрочем и мужскую половину не минула чаша сия. В общем всем так понравилось, что 8 марта повторили...

Аватар пользователя И-23 И-2316:17

Причём оно мало чем отличается от например истории утверждения теории эволюции.

Аватар пользователя shoork shoork16:49

Это не так важно, автор не претендует на истину, а лишь литературное изложение. Но мне, вот такое изложение , в своё время помогло приблизиться к истине по поводу своих родственников, которых "кровавая гебня" реперссировала на ДВ. как кулаков. Откопал документы, где так и оказалось- всю семью ветви моих родственников репрессировали, не зря, а за дело, (я бы их главаря к стенке поставил по заслугам, будь моя воля, но это взгляд на историю из нашего времени), но государство оказалось гуманнее. И в итоге надзиратель над "репрессированными" породнился с репрессируемыми и роды породнились и живут в поколениях.

История-дело такое, документальное, бумажное.

Дарвин не утвержал и половины того, что ему приписывают. Развили тему уже другие- что скорее помогло науке, чем помешало.)

Аватар пользователя И-23 И-2316:53

Ну да.
Сер Чарльз всего лишь выразительно промолчал при виде перегибов назначенных им популяризаторов.

Страницы 1 2 следующая ›


25.09.2023
Пожаловаться Просмотров: 625  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены