Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Что такое психообразование?

Психообразование в психиатрии.

Психообразование — это одна из перспективных форм психотерапии и социальной поддержки пациентов с психическими расстройствами и их семей. Оно способствует стимуляции активной позиции пациента в преодолении психического заболевания и его последствий, формированию ответственности за свое социальное поведение и выработке адекватной стратегии совладания с болезнью (приспособительного поведения), восстановлению нарушенных из-за психического заболевания социальных контактов и повышению социальной компетентности.

Психообразовательные программы ставят перед собой две основные задачи, которые у психически больных особенно тесно связаны между собой. Это собственно «образование», когда пациент получает информацию о психическом заболевании, чтобы правильное понимание своего состояния вело если не к управлению своим заболеванием, его ходом и течением, то хотя бы к своевременному распознаванию и контролю отдельных болезненных проявлений и симптомов.

Вторая задача, которая по значимости не уступает первой – обеспечение «психосоциальной поддержки», когда группа для больных является постоянным источником поддержки и одновременно лечебной средой, в которой пациенты могут в защищенных, эмоционально безопаных условиях вырабатывать адекватные навыки поведения, общения, совладания со сложными ситуациями. Кроме того, посредством участия в группе удовлетворяются потребности в общении.

Показания к проведению психообразовательной работы:

— включается в комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий для больных шизофренией и другими психическими расстройствами на различных этапах заболевания;
— сохранение правильного, упорядоченного, социально приемлемого поведения даже при наличии бредовых построений и галлюцинаций.

 

Противопоказания.

А. Психиатрические.
Не рекомендуется включать в группу больных:
— на высоте острых психотических расстройств;
— с грубым интеллектуальным снижением;
— выраженной тревожностью;
— расторможенностью;
— неспособностью контролировать поведение.

Б. Психологические.
— недоброжелательное отношение к другим участникам группы;
— категорический отказ от психообразования.

Существует мнение, что психологические критерии являются решающими, а диагноз или симптомы/клинические проявления не имеют принципиального значения при отборе пациентов в группу.

Психообразование в психиатрии.

Психообразовательный подход относится к обучающему, при котором занятия строятся по принципу тематического семинара с элементами социально-поведенческого тренинга. Занятия в группе позволяют поддержать пациента на стабильном уровне функционирования; помогают пациенту, и его «значимым другим» лучше понимать характер и особенности психического заболевания и то, как оно влияет на больного и членов его семьи; способствуют распознаванию жизненных стрессоров, которые могут запустить обострение; помогают надлежащим образом изменить семейное функционирование в период ухудшения состояния пациента.

Психообразовательную программу лучше проводить в закрытых группах, после начала цикла не принимают новых участников, с фиксированной датой начала и окончания обучающего курса и ограниченным числом участников от 6 до 10-15 человек. Каждый цикл состоит из 10-12 занятий продолжительностью 45 минут каждое. Ежедневные встречи не рекомендуются. Частота занятий – 1-2 в неделю (при ограниченной длительности пребывания больного в условиях стационара возможно увеличение до 3 раз в неделю). Каждая последующая встреча является продолжением предыдущей, так что участники группы должны посетить весь цикл.

 

Содержательную часть обучающей программы, которая является основным компонентом цикла, берет на себя врач-психиатр. Она включает в себя информацию о болезни, ее причинах, течении, прогнозе, индивидуальных особенностях, роли и характере медикаментозной терапии и побочных действиях препаратов. Ведущий врач не только предоставляет информацию, но и направляет дискуссию, активизирует больных. Образование – это только отчасти передача информации из одних рук в другие. В большей мере обучение должно стимулировать пациентов к получению информации.

 

Психообразовательная работа с родственниками в семье больного, страдающего психическим расстройством, в значительной степени направлена на предупреждение частых и повторных госпитализаций. Ответственность ухода за психически больными ложится в основном на семьи, которые часто оказываются не подготовленными к тому, чтобы в течение длительного времени нести бремя связанных с этим психосоциальных проблем.
Изучение семей психически больных показывает, что здесь связанные с недооценкой психических расстройств или непониманием того, что поведение члена семьи определяется болезнью. В связи с этим часто отмечается позднее обращение к врачу или отказы от лечения. Родственники должны знать, как признаки психической болезни проявляются в поведении больного, его действиях и высказываниях. В результате непонимания того, что неправильное поведение больного зачастую обусловлено заболеванием, члены семьи занимают по отношению к нему негативную, иногда даже враждебную позицию или, по крайней мере, отгораживаются от ситуации. Больной либо остается предоставленным самому себе, либо взаимоотношения с родственниками становятся для него постоянным психотравмирующим фактором.

 

Грамотный подход к организации отношений с больным в семье, установление благоприятного стиля общения и эмоционального климата в доме должны базироваться на информированности родственников о психических расстройствах, их проявлениях. Особенно важно, чтобы родственники были информированы о начальных признаках обострения и умели их распознавать.
Как и в группах для пациентов, информация в группах родственников предоставляется в стиле интерактивного обучения с использованием того преимущества, какое дает обмен опытом для преодоления заболевания в каждой отдельной семье. При схожести тематического расписания занятий, содержание преподносится с учетом того, что более важно знать именно родственникам. Допустимо менее щадящее обсуждение вопросов прогноза заболевания, долгосрочности поддерживающего лечения, возможности инвалидизации, проблемы стигмы.

Занятия для родственников проводятся циклами, по 10 занятий раз в неделю, длительностью до полутора часов. Вот их примерный список.

1. Знакомство.
Определение информационных запросов родственников больных. Определение базовых правил проведения занятий.

2. Симптомы и синдромы психических заболеваний. Краткое описание основных психических расстройств.
Основные симптомы, их распознавание. Сопоставление описания указанных симптомов с личным опытом участников. Обсуждение опыта решения данной симптоматики. На этом занятии родственники делятся своим опытом, рассказывают, каким образом впервые столкнулись с психическим заболеванием близкого человека, какие эмоции испытывали по данному поводу.

3. Шизофрения, клиника, течение, прогноз. 

Это занятие проходит в форме лекции, дается определение данного заболевания, особенности течения, какие опасности могут ожидать родственников, имеющих пациентов с этим диагнозом. Освещается тактика поведения с этими пациентами при совместном с ними проживанием. После освещения данного заболевания, участники, имеющие родственников с этим диагнозом, делятся своим опытом совместного проживания и проблемами, с которыми они столкнулись.

4. Биполярное аффективное расстройство, клиника, течение, прогноз.

Это занятие тоже проходит в форме лекции, дается определение данного заболевания, особенности течения, какие опасности могут ожидать родственников, имеющих пациентов с этим диагнозом. Освещается тактика поведения с этими пациентами при совместном с ними проживании.
5. Органические поражения головного мозга, особенности психических расстройств у пожилых пациентов, пациенты, страдающие деменцией.

Занятие также проходит в виде лекции, освещаются основные аспекты данных патологий, социальная помощь в уходе за беспомощными
пациентами, особенности совместного проживания с ними.

6. Выявление признаков рецидива заболевания.
Необходимые действия на раннем, среднем и позднем этапе рецидива. Почти все участники группы имеют родственников, которые неоднократно переносили обострения психического расстройства, поэтому, соответственно, имеют некий, не всегда положительный опыт разрешения проблемы. Объясняется взаимосвязь между приемом препаратов и профилактикой рецидива.

7. Психологические проблемы в семьях, пути их решения.

На этом занятии разбираются проблемы построения отношений с больными, каким образом не спровоцировать рецидив, как удержаться от агрессивного поведения по отношению к больному, как вести себя во время конфликта. Преодоление непонимания потребностей и чувств пациентов. Помощь семьи в реабилитации пациента.

8. Современная система психиатрической и социальной помощи.
Описание различных форм помощи и современных способов лечения: учреждения, оказывающие психиатрическую помощь и решающие неотложные проблемы, общественные организации, социальные службы, другие ресурсы общества.

9. Освещение правовых и юридических норм в психиатрической практике.

Родственникам предлагается ознакомиться с действующим законом РФ о психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании. Освещаются основные аспекты недобровольной госпитализации, принудительного лечения, вопросы лишения дееспособности пациентов.

10. Заключительное занятие.

Получение обратной связи от занятий. Обсуждение прошедших занятий, были ли они полезны, если были, то чем, на что следует обратить внимание при повторных циклах данных занятий.

источник

Это интересно
0

05.01.2018
Пожаловаться Просмотров: 1862  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены