Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] статья "ЛЕВЫЙ" АВТОБУС

"ЛЕВЫЙ" АВТОБУС
Автор: ЕЛЕНА ВОРОБЬЕВА
Программа "Школьный автобус" включена в федеральную программу "Дети
России". Хорошо ли от этого детям?
Можно ли сделать жизнь пятиклассницы Маши Казаковой из Карачевского села
Глухова брянской области культурной?
Пока Маша о своей культурной жизни вспомнила вот что.
Театр: новогодний утренник в районном Доме культуры. Маша читала стих про
зайцев. Дед Мороз вручил ей за это ходячего пластмассового пингвина.
Цирк: в прошлом году в Карачев приехал зверинец. Живого зайца хотели
скормить облезлому удаву прямо на глазах у детей. Колька Малышев открыл
зайцу дверцу. Служители, нехорошо ругаясь, гонялись за зайцем и Колькой
час с гаком...
Расспрашивала Машу я не случайно. Походив эдак с годик на всякие планерки,
коллегии и комитеты, обнаружила я глобальную озабоченность областной
власти положением таких Маш и Колек. Вот, например, директор Департамента
образования Иван Геращенков считает: "В идеале каждая сельская школа
должна иметь свой автобус. Ребята должны получить возможность ездить не
только в районный центр, но и в Брянск - в библиотеки, музеи, театры и
кинотеатры, чтобы их культурная жизнь была такой же насыщенной, как и у
горожан".
Не виноваты ведь сельские дети, что живут далеко от очагов культуры.
Поэтому, говорят власти, нужно их вписать в единое
информационно-культурное пространство. А для этого как раз и нужен
"Школьный автобус". Транспорт такой. И программа такая.
Федерально-губернаторская. И она уже действует два года. Но почему-то
буксует.
Радость для глаза
В Брянской области 710 сел. Там живут 6000 учащихся. В двухстах селах
школьники есть, а школ нет. Из тех школ, что есть, только пятая часть
укомплектована учащимися как положено. А так почти все - "малочисленные".
В год по пять-десять школ на селе закрываются. В связи с ухудшением
демографической ситуации. В Глухове, к примеру, раз в год рождаются, три
раза в месяц умирают. А кто рождается, те через шесть лет топают до школы
по федеральной трассе семь километров. Или как в юго-западных районах:
отходив свои девять лет по проселочным зигзагам, надышались радиационной
пылью и к выпускному вечеру стали официальными юными инвалидами.
Как же тут было не появиться областной программе "Школьный автобус",
включенной в федеральную программу "Дети России"? За три года, с 2005-го
по 2007-й, было решено создать парк специальных автобусов для школ.
Область выделила на это 45 миллионов рублей.
Дело пошло. 2005 год - 13 автобусов. 2006-й - уже 40. Подключается и
федеральный центр: 19 автобусов - уже родом из нацпроекта "Образование",
остальные 21 куплены областью.
Информсводки радуют глаз: "В рамках приоритетного национального проекта
"Образование" и при непосредственном участии партии "Единая Россия"...
в
Брянскую область поставлены современные школьные автобусы, которые были
вручены сельским школам области".
"...И автобусы ваши не ездят!"
Так резко заявил замгубернатора Николай Лучкин на ноябрьской коллегии
директору Департамента образования Ивану Геращенкову. Это что же, какие-то
неправильные автобусы купили?
Из бесед с помощником Лучкина, инспекторами ГИБДД, начальником отдела
автотранспорта Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН)
Василием Кузовниным выяснилось следующее.
Два месяца назад УГАДН проверял все школьные автобусы. Уверяют:
практически везде нарушения! Предрейсовый медосмотр водителя или вообще
не
проводится, или проводится чисто формально. Машины не обслуживаются и не
ремонтируются. Ответственные работники не обучены и не аттестованы. И еще
много чего по мелочам. Хотя в перевозках детей мелочей не бывает. В общем,
составили 40 представлений на имя губернатора. В декабре все школы уже
должны выполнить предписания. Иначе автонадзор грозит поставить автобусы
на прикол.
Почему буксует "Школьный автобус", в один голос объяснили директора школ:
- Автобус - это подарок. Но водитель в штате - это наш школьный бюджет.
Медсестра в школе есть, но не аттестована для проведения медосмотра. Ее
надо отправлять на платное обучение в наркодиспансер... Договор на
техосмотр надо заключать, где взять механика? Берем в районном АТП - по
договору платим. А бензин? А запчасти? Нет запчастей - все, стоим.
Родители грозят вообще не пускать детей в школу.
Высказались и начальники районных отделов образования:
- "Школьный автобус" - это дополнительные траты, они бюджетом областным
не
предусмотрены. Все падает на районные бюджеты. И наши главы как могут
вытягивают...
Один из примеров "вытягивания" - на Стародубщине.
- Школ у нас в районе 39, - рассказывает начальник РОО Альбина Ревкова.
-
Автобусы поступили по нацпроекту в пять из них. С нового года по областной
программе поступит еще один автобус. Все водители категории Д, на полной
ставке. Медиков взяли на четверть ставки, райадминистрация выделила 9
тысяч на обучение в наркодиспансере. А с техосмотром? Колхозные механики
осматривают. Так и ездим...
Беда в том, что не каждая районная администрация способна взвалить на свой
бюджет дополнительную финансовую ношу. Вот и получается: автобусы есть,
а
никого не возят.
"Голосуй" - или не доедешь
Я уточнила у коллег в Ярославской, Псковской, Курганской областях: почти
везде буксует "Школьный автобус". Отдельные тамошние директора вообще
подозревают нехорошее: "Эту программу придумали, чтобы был повод закрыть
некомплектные школы. Мол, даже при наличии автобусов школам этим не
выжить. А автобусы-то больше стоят в гараже! Зато утешают: "На сегодняшний
день обучение сельской детворы все чаще переносится в более крупные школы,
имеющие современную учебную и материально-техническую базу,
квалифицированные педагогические кадры".
В Ярославле учителя и родители почему-то по этому поводу не спешат
радоваться и проводят акции гражданского неповиновения.
Наши-то повинуются, но твердят: уменьшается количество учителей, особенно
молодых и квалифицированных. Треть кадров - пенсионеры. Учителям
приходится преподавать по нескольку предметов, поэтому знания учеников
далеки от образовательных стандартов.
С другой стороны, по результатам исследований депутатов облдумы, треть
сельских школ требует капремонта, в каждой пятой школе отсутствуют
пищеблоки и буфеты, в каждой шестой - спортивные залы. Действительно,
проще закрыть и вручить автобус, чтобы возить учеников до ближайшей
"нормальной" школы. Причем вручить как можно торжественнее.
- Вот как на таком ездить? Требования ГОСТа довольно жесткие: к примеру,
нижняя ступенька должна быть не выше 25 сантиметров от земли; в салоне
автобуса ширина прохода между креслами - не менее 40 сантиметров.
Автослесари из районных АТП сами подгоняют автобусы под перевозку
школяров: ремни безопасности, полки для рюкзачков, опускают слишком
высокие сиденья, регулируют выдвижную нижнюю ступеньку...
Александр Бирюков, начальник транспортного отдела Брянской областной
администрации подтверждает: только последние врученные школам автобусы
технически соответствуют своему назначению. Остальные надо доводить до
ума. Не всем школам это под силу...
ГИБДД и транспортная инспекция выдвигают свои условия. Проезжая часть на
протяжении всего маршрута должна быть с асфальтобетонным покрытием не ниже
4-й категории, ширина дорожного полотна - не меньше 6 метров,
оборудованные остановки и разворотные площадки и т.д.
А если дороги как таковой вообще нет и маршрут не отвечает даже самым
элементарным требованиям безопасности дорожного движения? Школьный автобус
стоит в гараже, шоссе постепенно начинают приводить в соответствие с
требованиями. Если есть деньги. Школьники как "голосовали" на дороге, так
и "голосуют". Или ходят пешком по 3-5 километров. Но о выполнении
очередного этапа программы "Школьный автобус" уже отрапортовано!
Думы о недодуманности
Выход предложил замгубернатора Лучкин: передать эти автобусы районным
автотранспортным предприятиям. Со школ снимутся материальная и юридическая
ответственность, расходы на бензин, запчасти, техобслуживание, медосмотр.
Не будет текучки среди водителей. Понятно, что придется школьные автобусы
использовать не только в школьных интересах. Или дотировать АТП из
бюджета, что, впрочем, совершенно не предусмотрено.
А вот Иван Геращенков считает, что плохо это - передавать автобусы на
баланс АТП. Его аргумент: разобьют, растащат, особенно если работать будут
не только на школу. Потому и пишет бравые отчеты губернатору: мол, порядок
наведен, повсеместно проводятся техосмотр и медконтроль, педагоги и
учащиеся изучают правила поведения в автобусах.
На одно только сетует: "Потребность в школьных автобусах удовлетворена
лишь на четверть".
Но нет никаких сомнений, что к концу 2007-го - началу судьбоносного
2008-го автобусов дадут столько, сколько нужно. Может, даже больше, чем
нужно. Беда только в том, что в последнее время блага с вершин вертикали
сыплются на нас бессмысленно и беспощадно. С поразительно малым КПД,
стремящимся к нулю.
И вот это смущает...
алексей мурманск
мой skipe aleksmur2
мобильный телефон 8 921 154 30 26


--

Выпуск 2603
Количество подписчиков: 145


Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru

Ответить   алексей Wed, 31 Jan 2007 12:23:17 +0300 (#634675)