Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] статья Свято место больше не пусто

Свято место больше не пусто

После феноменального успеха фильма <Остров> в России начались массовые поездки
к православным святыням

Фильм <Остров>, показанный по телевидению в январе, неожиданно раскачал российскую
духовность. Никто не ожидал такой реакции народа на малобюджетную, почти
библейскую притчу о чудаковатом православном старце. Видно, наелись люди бездуховного
Голливуда и даже отечественных блокбастеров. Народ, похоже, настолько
стосковался по вере, что - неслыханное дело - премьеру <Острова> на федеральном
канале не позволили прервать ни одной рекламной вставкой! А в паломнических
службах, их в России свыше 30, выстроилась очередь (!) из желающих посетить святые
места, старцев, монастыри.

Чуть ли не половина людей собирается в паломничество первый раз. К сожалению,
многие не понимают, что туризм - дело развлекательное, а паломничество - молитвенное.
Например, перед поездкой к святым местам верующий должен получить благословение
батюшки. Или не получить. И тогда отложить поездку.

А куда, собственно, можно поехать? Где в России эти святые места?

Религиозные праздники в святых местах сейчас собирают тысячи людей. Большинство
приезжают специально.

Религиозные праздники в святых местах сейчас собирают тысячи людей. Большинство
приезжают специально.

<Комсомолка> обратилась за консультацией в старейшую паломническую службу - православное
братство <Радонеж>.

Оказывается, поездка по святым местам России паломничеством не является. Паломниками
на Руси называли тех, кто отправлялся поклониться восточно-христианским
святыням. Тех, кто отправлялся к святыням православным, зовут богомольцами. Слово
это благодаря атеистической пропаганде получило в XX веке уничижительную
окраску, поэтому сейчас его употребляют нечасто. Как сказал <КП> Евгений НИКИФОРОВ,
председатель братства, когда паломничество в России возрождалось, были
даже сомнения: может быть, лучше использовать <религиозный туризм>?

- А в чем разница? И там, и там люди ездят по святым местам.

- Разница выяснилась очень быстро, - говорит Евгений Никифоров. - Паломничество
- это не просто удовлетворение своего любопытства к памятникам религиозной
культуры. Это непосредственное участие в религиозной жизни. Это не экскурсия
на Валаам, пикник среди валунов и посещение бара на теплоходе. Нет. Паломничество
- это всегда духовный подвиг и некоторое преодоление себя. Посещение монастыря
- это значит послушание, пусть и не очень обременительное. Хотя мы всегда
помогаем монастырям по хозяйству. Это многочасовые молебны с братией, участие
в таинствах, исповеди, причащении. В общем, жизнь в паломничестве сосредоточенная,
христианская. Вот отличие паломничества от религиозного туризма, паломничество
- его вершина.

То, что происходит сейчас, я могу назвать паломническим движением. Это не бизнес,
паломничество не приносит прибыли, тем более в провинции... Бизнес - это
организация отдыха. Набрал аэробус людей, а потом заселил их в 20-этажный отель.
Здесь совсем другое.

- Образ паломника у большей части соотечественников сложился давно: бабуля в
платочке или калика перехожий с клюкой. Что-то изменилось?

- По моим впечатлениям, православие сейчас - городская, я бы даже сказал, интеллигентская
религия. Потому что православие - религия книжная, требует знания
и размышления. Паломникам есть о чем поговорить, кроме закупки шуб. Поездка -
это же всегда приключение, которое сближает людей. Посетив какую-то святыню,
люди прикипают к ней душой, находят себе духовных отцов и наставников. И группа,
как правило, сохраняет между собой дружеские связи. И потом той же группой
отправляется к другим святыням. Я знаю очень много молодых людей, которые нашли
в этих поездках себе мужа или жену. У меня знакомый бизнесмен, несмотря
на свою молодость, не знал, куда приложить свои силы. Отправился в паломничество,
повстречал будущую жену, сейчас у них пятеро детей. Я заметил, что в
паломничестве люди четче формулируют для себя духовные и нравственные переживания.

Кажется, что именно паломничество раскручивает маховик духовной жизни в стране.
Устанавливает горизонтальные связи, подпитывает монастыри...

В 90-е годы, во время распада страны, наши паломники спасли Пюхтицкий монастырь
в Эстонии. Физически спасли, от голода. И везли туда пакетики с гречкой,
книги духовные, иконки, свечи. Чтобы матушки смогли просто просуществовать. Паломничество,
конечно, не кроветок, скорее лимфосистема, в которой совсем
незаметно перемещается масса верующих людей.

СПРАВКА <КП>

Паломничество христиан издревле было направлено к местам, связанным со Спасителем,
и считалось <личным подвигом благочестия>. Первые паломники Руси ушли
на Святую землю из Киево-Печерской лавры: в XI веке преподобные Антоний и Феодосий
посетили Афон и Иерусалим. Потом в паломничество отправились Великие
князья Владимир Мономах и Ярослав Мудрый. Настоящий расцвет народного, массового
паломничества начался ближе к третьей четверти XIX века, после отмены
крепостного права. Был даже специальный печатный орган - журнал <Русский паломник>.
К концу XX века российское паломничество окончательно возродилось.
Вплоть до того, что среди нашего политического и бизнес-бомонда стало модно посещать
Пасхальное богослужение в Иерусалиме. Естественно, не пешком, а на
личном самолете...

Соловецкий монастырь

В 1429 году в этот дикий безлюдный край прибыл ученик Кирилла Белозерского преподобный
Савватий с помощником - преподобным иноком Германом. Установив крест
и построив кельи, они положили начало освящению соловецкой земли. Работа по преображению
мира достигла высшего напряжения в середине XVI века, во время
игуменства Филиппа Колычева, в будущем Святителя Московского. Монастырь украсился
чудесными зданиями Преображенского собора и Успенской трапезной церкви.
Весь остров покрыла сеть рукотворных каналов, соединивших десятки озер, превратившихся
в единую гидросистему. Количество известных имен пустыножителей
соловецких исчисляется десятками, неизвестных - сотнями. Они уходили в удаленные
части острова, перебирались на другие острова архипелага. Так возникли
многочисленные скиты и пустыньки. В 20-е годы XX века на месте закрытого монастыря
был устроен Соловецкий лагерь особого назначения. Среди тех, кто был
здесь уничтожен за свое действительное или мнимое инакомыслие, тысячи новомучеников
и исповедников православия.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

По воздуху: вылет из Москвы, <Шереметьево-1>, в понедельник и пятницу, в 10.00.
Стоимость билета (туда и обратно) - 6200 рублей.

По воде: поездом из Петербурга или Москвы до города Кемь, далее до поселка Рабочеостровск,
откуда каждый день на Соловки ходят катера и баржи. Стоимость
билета - 300 рублей.

Валаам

По преданию обитель основана самим апостолом Андреем Первозванным, который разрушил
языческое капище и воздвиг каменный крест. А житие первоначальников
монастыря, преподобных Сергия и Германа, относят ко временам крещения Руси. Их
мощи хранятся в главном - Преображенском - соборе обители. Валаам уникален
особенностями своей службы: ночные богослужения, особое, унисонное молитвенное
пение.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

От Речного вокзала в Петербурге на теплоходе ежедневные рейсы. Или с Финляндского
вокзала до города Приозерск, оттуда на теплоходе паломнической службы.
Стоимость проезда - 200 рублей. В зимнее время посещение обители затруднено.
Можно добраться от Приозерска на снегоходах с рыбаками.

Храм Спаса Нерукотворного. Чудотворная икона Божией Матери <Умиление>

Икона является точным списком с образа, перед которым Серафим Саровский молился
в течение многих лет. До революции святыня пребывала в Серафимо-Дивеевском
монастыре. После революции обитель разрушили, но несколько монахинь сумели сохранить
благодатный образ, а также часть кельи преподобного Серафима и частицу
камня, на котором он молился 1000 дней и ночей. Сейчас икона увешана драгоценностями,
которые люди принесли в благодарность за исцеление. Икона помогла
в продолжении потомства супружеским парам, у которых не было детей по 5 - 14
лет, были случаи исцеления от рака. Каждое воскресенье в 17.00 иконе читается
акафист.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

С Ярославского вокзала до ст. Ашукинская, далее авт. ? 34 (ходит строго по расписанию:
6.04, 7.03, 9.02, 11.29, 14.25, 15.33, 18.11, 19.30) до музея-усадьбы
<Мураново>.

Александро-Свирский монастырь

В 1484 году валаамский инок Александр во время молитвы услышал в своей келье
голос Божией Матери, повелевшей ему идти на новое место подвига. Выйдя из пещерки,
он оглянулся на Ладогу и увидел, как вдали среди ночи воссиял свет: он указывал
место, где текла река Свирь. Покинув Валаам, Александр отправился в тот
безлюдный край и поселился на берегу Рощинского озера. В своей убогой келье,
в безмолвии, плаче и молитвах инок провел в полном уединении семь лет. Позже
вокруг него стали собираться люди, также желавшие жить вдали от мира. Устав монастыря
до сих пор отличается суровостью. Преставился преподобный Александр
30 августа 1533 года и был погребен в Преображенской церкви. Мощи святого были
обретены в 1641 году. Его тело было мягким, как у живого человека, и совсем
целым, с дивным благоуханием нежных цветов от исходившего мира. После десятилетий
запустения и забвения обитель на Свири восстанавливается, а чудотворные
мощи в 1998 году были обретены вторично.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездами на Мурманск и Петрозаводск до станции Лодейное Поле. Далее автобусом
от автовокзала.

Кирилло-Белозерский монастырь - Валдай

В конце XIV века последователи Сергия Радонежского Кирилл и Ферапонт основывают
ставшие впоследствии знаменитыми монастыри, до сих пор называемые по имени
их создателей.

По повелению Царицы Небесной преподобный Кирилл вместе со своим другом и сопостником
Ферапонтом покинул Симонов монастырь в Москве и отправился в глухие,
тогда еще необжитые <заволжские> леса. В XV веке Кирилло-Белозерский монастырь
уже не уступал по своим размерам Троице-Сергиевой лавре. В монастыре до
сих пор покоятся нетленные мощи его основателя преподобного Кирилла.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездами на Вологду, Архангельск, Воркуту до станции Вологда. С автовокзала до
города Кириллов ходят пять автобусов в день.

Введенский Владычный женский монастырь

В обители хранится чудотворная икона <Неупиваемая чаша>, которая была явлена
в 1878 году отставному солдату-инвалиду, пропившему пенсию. С тех пор в монастырь
устремляются сотни паломников, надеющихся получить исцеление от пьянства, курения,
наркомании. В монастыре каждый день перед чудотворной иконой читается
акафист, по субботам и воскресеньям служится водосвятный молебен. Взять святую
воду и масло можно в любой день. Чудотворная икона <Всецарица> поможет в
исцелении раковых заболеваний, а икона царевича Димитрия Угличского - в лечении
зубов. Также исцеления происходят и на гробнице преподобного Варлаама Серпуховского.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

С Курского вокзала до станции Серпухов или маршруткой от станции метро <Южная>.
В Серпухове до монастыря идет автобус ? 4 или маршрутка.

Тихвинский Богородицкий Успенский монастырь

В монастыре хранится одна из самых почитаемых православных святынь - икона Тихвинской
Божией Матери, обретенная чудесным образом. Чудеса сопровождали эту
икону во все время ее пребывания в Тихвине - она мироточила, источала слезы,
от нее исцелялись больные, утешались скорбящие, получали вразумление грешные.
Во время войны икона была вывезена в Псков, потом в Европу, а потом за океан,
в Чикаго. В 2004 году икона вернулась туда, где была обретена.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до станции Тихвин.

Покровский собор Пятигорска

В храме хранятся мощи преподобного Феодосия Кавказского. По народной молве Угодник
Божий жил на земле 148 лет, приняв на себя подвиг юродства. При этом
Феодосий Кавказский сохранил в тайне свое монашество и священство. В 1948 году,
после смерти юродивого, его могила становится местом народного поклонения.
После молитвы у могилы в семьях наступает мир, отходят болезни и скорби. Обретение
мощей преподобного Феодосия Кавказского Чудотворца произошло в 1996
году.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до города Пятигорска или самолетом до Минеральных Вод, собор находится
в историческом центре.

Абалакский Знаменский мужской монастырь

Основан в 1783 году после чудесного явления Божией Матери. Икона Абалакской Божией
Матери и поныне хранится в монастыре, который является духовным центром
Сибири. В нем молилась семья Николая Второго и в 1918 году жила несколько месяцев
перед трагической гибелью. В этом же монастыре молился и Григорий Распутин,
и этот факт повлиял на место ссылки последнего императора. В монастыре сохранилась
старинная традиция: в начале июня проводятся тридцатикилометровые крестные
ходы в Тобольск с чудотворной иконой.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до Тобольска, далее от городского автовокзала в 6.05, 6.10, 9.15, 13.00,
15.20, 17.20 отправляются маршрутные автобусы до Абалака.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь

По преданию Матерь Божия ежедневно обходит обитель по канавке, и на всех паломников,
монахинь и послушниц сходит благодать. И каждый день по канавке, окружающей
монастырь, проходят крестным ходом монахини и паломники. Духовником обители был
батюшка Серафим Саровский Чудотворец, предсказавший, что именно здесь будут
почивать его святые мощи. В монастыре есть несколько источников, прославленных
исцелениями. Богослужение обители сохраняет особенный устав прп. Серафима:
по воскресеньям поется Параклисис (канон Пресвятой Богородице нараспев), читается
неусыпаемая псалтирь в храме Рождества Христова.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до станции Арзамас-2, далее автобусом с городского автовокзала. Во время
религиозных праздников в Дивеево специально для паломников открывается
железнодорожная касса.

Псково-Печорский монастырь

Когда-то, еще в XII веке, на месте монастыря в пещерах стали селиться первые
пустынники, впоследствии образовавшие обитель. В пещерах монастыря хранятся
нетленные мощи старцев, которые свыше пятисот лет оберегали Россию своими молитвами.
Сейчас в монастыре подвизаются богоносные старцы архимандрит Иоанн
и архимандрит Адриан. Неподалеку от монастыря, на острове Залит, находится могила
самого удивительного старца нового времени отца Николая Гурьянова.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до станции Псков, автобусом с городского автовокзала. До острова Залит
можно доехать автобусом ? 142 от площади Ленина в 8.55 и 14.55 до д. Большая
Толба.

Задонский Богородицкий монастырь

Основан в 1615 году двумя монашествующими старцами Кириллом и Герасимом. После
разрушительного пожара в 1692 году из пламени спаслась лишь икона Владимирской
Божией Матери, чей образ с тех пор считается чудесным. В монастыре хранятся мощи
Тихона Задонского - одного из заступников Руси. Мощи были открыты в 1861
году, в 1919 году изъяты и вновь возвращены в монастырь 15 лет назад.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Поездом до города Липецк, автобусом (три раза в сутки) или маршрутным такси до
города Задонска.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице

Храм прославлен подвигами одного из самых почитаемых старцев нового времени Серафима
Вырицкого. Тысячи паломников приезжают в часовню, где почивают честные
мощи преподобного Серафима. И, как и при его жизни, получают утешение и помощь
духовную.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Из Петербурга с Витебского вокзала электричкой до станции Вырица.

О том, как корреспондент <КП> побывала у известного в России старца отца Власия
в Боровском Свято-Пафнутьевском монастыре, читайте в еженедельнике 8 февраля.


--

Выпуск 2611
Количество подписчиков: 145


Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru

Ответить   алексей Fri, 2 Feb 2007 13:00:31 +0300 (#635161)