Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Искусство России и бывших советских республик в Лондоне представляет Айдан Салахова

Искусство России и бывших советских республик в Лондоне представляет Айдан
Салахова

"Откровения" - так называется первая персональная выставка Айдан Салаховой в
Великобритании. Яркое сочетание символов феминизма и религии. Художник и
скульптор
из России сумела удивить искушенных посетителей лондонской галереи.

Для престижной выставки "Женщины в мировой культуре" галерея "Саатчи"
сделала нестандартный выбор. Искусство России и бывших советских республик в
Лондоне
представляет Айдан Салахова, нашедшая золотую жилу в необычном соединении
феминизма и исламской символики.

"В принципе, выставка у меня посвящена женщинам, и я бы хотела, чтобы
женщины были откровенны сами с собой", - говорит художница и скульптор Айдан
Салахова.

Убеждённая атеистка и светская львица, Айдан считает, что, надевая паранджу,
женщина становится более свободной. Чёрная ткань не ограничивает, а,
напротив,
дарит женщине возможность не подчиняться социальным правилам и религиозным
условностям.

"Когда вы надеваете паранджу, внутри вы себя чувствуете свободно. Потому что
вы закрыты, вы можете улыбаться, когда хотите, злиться, когда хотите,
проявлять
разные эмоции, и вас никто не увидит", - объясняет она.

Художественный поиск женского начала через призму ислама у духовенства не
вызывают раздражения. Работы её без проблем выставлялись в Дубаи. Но две
скульптуры
власти Азербайджана убрали из павильона этой страны на венецианском
Биеннале. В Лондоне организаторам выставки на всякий случай предложили
дополнительную
охрану.

"Специальных мер безопасности мы не собираемся делать. И считаем, что даже
если будет провокация, это моё личное мнение, то будет ещё больше интереса к
выставке, и больше людей сюда придёт", - говорит куратор выставки Игорь
Цуканов.

Прессу на предварительный показ не пустили, так что любоваться женским
внутренним миром пришлось заранее и почти в одиночестве.

В этом зале у Айдан Салаховой разные женщины в парандже. Но то, каким
причудливым образом они расположены, дают возможность посетителю самому
решить: это
незнакомка в парандже или ангел с крыльями?

Художница не видит необходимости объяснять смысл своих работ. Что это?
Гадать можно бесконечно. Но в описании скульптуры одно слово: любовь. Хотя
возле
мраморных книг на постаментах автор делает необходимые пояснения.

"В последнее время меня очень раздражает большое количество информации,
которая нас окружает. И от этого количества уже не хочется читать тексты.
Слово
девальвируется, и я захотела сделать книгу знаний, но без слов", - объясняет
Айдан Салахова.

Хотя на каменных страницах ни строчки, любую из этих книг можно прочесть.

Если в начале экспозиции абстрактные фигуры, знаки и орнаменты, в последнем
зале Айдан - дочь советского классика Таира Салахова - выступает
скульптором-реалистом.
Эта работа об отношениях мужчины и женщины.

"Вы видите, как мужчина расселся на женской душе, на белой ткани. А такая же
белая ткань, её душа, перекидывается через её руку. И вот эта энергетика
является
главной составляющей этой скульптуры", - отмечает Айдан Салахова.

На замечание, что у нее чёрно-белый мир, она поясняет: "На самом деле -
чёрно-белое отражает то, что сейчас происходит в мире. Потому что у нас люди
либо
кардинально одного мнения, либо другого".

Окончательного мнения о Салаховой лондонские критики ещё не составили. Хотя
первым посетителям пришёлся по душе изящный минимализм и смелое, при этом
уважительное
отношение к символам веры.

"Сразу чувствуется её хорошее классическое образование, московская,
советская школа. Она знает историю культур Запада и Востока, и интересно
использует
их символы", - отмечает искусствовед Джени Кристинсен.

У художницы, превратившей в объект искусства манекенщицу Наоми Кемпбел,
мужчина выглядит как дополнение женщины или актер второго плана. Но
мужчины-коллекционеры

готовы за эти работы расстаться с большими деньгами.
Источник
http://www.1tv.ru/news/culture/300019
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Fri, 15 Jan 2016 22:17:21 +0300 (#3357624)