Дорогой читатель, если Вас пригласили на какой-либо официальный
прием, придете ли Вы туда в джинсах, кроссовках и кожаной куртке? А в спортивный
клуб на тренировку в бабочке и смокинге? Уже вижу, как Вы крутите у виска
пальцем. Охотно верю, что нет.
В зависимости от места мы одеваемся и ведем себя по-разному. С
этим согласятся, думаю, все. И это естественно и логично (по крайней мере, для
нашего социума). Но тогда позвольте спросить, почему многие из Вас не учитывают
фактор среды, в которую Вы помещаете свою рекламу?
Если не понятно, то объясню подробнее. Восприятие человека и
его внимание в течение дня постоянно изменяется в зависимости от места и
времени. Когда он едет на машине, оно у него узко направлено и сосредоточено;
когда гуляет по пешеходной зоне – оно рассеяно и расфокусировано. Причем во
втором случае человек имеет возможность, если его что-то заинтересовало,
внимательно это изучить, в первом случае такой возможности нет – он поедет
дальше. Разные газеты и журналы подразумевают различный внутренний настрой.
Утром, просматривая “новостную” газету, человек спешит, но внимание
сфокусировано хорошо; вечером или в выходной он настроен более благодушно. А в
таких местах, как лифты, очереди, метро, пробки, человек вообще испытывает
информационный голод, “рыская” глазами по сторонам в поисках за что бы
“ухватиться” и почитать.
Из вышесказанного ясно, что на билбордах, расположенных вдоль
трасс, размещать рекламу, содержащую большое количество текстовой и графической
информации, не совсем эффективно, так как у потенциального клиента очень мало
времени для считывания коммуникационного послания. Другое дело – билборды,
расположенные в пешеходных зонах, или хотя бы на перекрестках.
В местах “информационного голода” – очередях, транспорте и
т.д., наоборот, можно и нужно давать текстовую информацию. Прочитают. И
несколько раз.
Печатные СМИ. Самая распространенная ошибка это использование
одного и того же креатив-макета в различных печатных изданиях без учета их
специфики и целевой аудитории. Мне часто приходилось видеть модули с текстом,
содержащим технические термины в газетах, ориентированных на
женщин.
Высшим пилотажем
был бы учет при подготовке креатив-макета не только целевой аудитории, но и
месторасположения Вашего модуля в газете по отношению к его “соседям”.
Понаблюдайте, какие размеры модулей, какие цвета и т.д. используют Ваши
конкуренты (как правило, модулям одной тематики отведен в газете конкретный
раздел). И сделайте такой модуль, который выделялся бы на фоне всех
остальных.
Попробуйте попросить рекламного менеджера из газеты поместить
Ваш модуль в определенное место. Если хорошо попросите или он уже с вами
работает очень давно, то вам непременно пойдут на встречу.
У меня, например, есть излюбленный прием оставлять достаточно
много пустого места в качестве полей, компонуя элементы ближе к центру. Такой
модуль всегда эффектно смотрится посреди перегруженных модулей
конкурентов. Смещение его на края газетной полосы снижает эффект “спотыкания”
внимания читателя о мою рекламу, так как пустое место модуля сливается с полями
газеты, поэтому я просил менеджера по возможности размещать мой модуль в
середине полосы. И, как правило, моё желание учитывалось.
Очень хороший эффект дает привязка рекламы к календарным датам,
и обыгрывание их в текстах. А добавление к этому ещё и юмора вообще давало
убойный эффект. Года два назад я работал директором по маркетингу и рекламе в
одной начинающей компьютерной фирме. Она была настолько начинающей,
что
ютилась в
полуподвальном помещении, и рекламный бюджет, которым я располагал и который я
мог потратить, равнялся трем тысячам рублей в месяц. Не долларов, а
рублей! Мне приходилось биться за каждую копейку и торговаться с менеджерами из
газет, как на восточном базаре :)
Ну, так вот, я готовил креатив-макеты для каждого нового
номера, адаптируя тексты под ситуацию, часто используя юмор. Например, модуль,
который очень хорошо “выстрелил”, был опубликован в районе майских праздников, и
содержал текст: “Активным участникам майских демонстраций 1905 года скидка
100%”. Слова “скидка 100%” были напечатаны большим и жирным шрифтом, что,
несомненно, привлекало внимание. Правда, я рисковал. Если бы пришел “участник” и
сумел бы доказать свою активность, то пришлось бы дарить компьютер :)
В копирайтинге существует правило, которому крайне желательно
следовать при подготовке рекламы в печатных изданиях, если Вы хотите, чтобы
реклама не только окупала себя, но и приносила доход. Это формула
AIDA – Attention, Interest, Desire, Action (Внимание, Интерес, Желание и Действие). На Вашей
рекламе должен “спотыкаться” взгляд потенциального клиента, независимо от его
состояния просыпаться интерес, и в конце контакта с рекламой возникать желание
приобрести, переходящее в конкретное действие. Кстати, компоновка рекламного
текста подобным образом отличается от правил написания текстов в журналистике.
Чуть позже я планирую вплотную коснуться интересного вопроса – почему
журналисты, несмотря на свои литературные способности, как правило, испытывают
затруднения при написании УТП (уникальное торговое предложение), а представители
так называемых творческих профессий, создают НЕ продающий
креатив.
Меня очень часто спрашивают, как я пишу рекламные тексты.
Честно признаюсь, с трудом и достаточно долго. Большую часть времени и энергии
занимает этап понимания целевой аудитории, настройки на неё, потому что до тех
пор, пока Вы не влезете в шкуру потенциального клиента, не поймете его ценности,
образ мышления и не осознаете его реальные потребности, ничего толкового
не получится. Несмотря на то, что текст, который Вы напишете, с точки зрения
русского языка будет “красивым”, эффекта никакого не будет.
И теперь о том, чему будут посвящены следующие выпуски
рассылки. В настоящее время я уже несколько месяцев занимаюсь копирайтингом. До
этого занимался интернет-бизнесом, у меня была компания с партнерами в Америке.
Ещё раньше работал в компьютерной фирме директором по маркетингу и рекламе. А
начинал я свой трудовой путь с научной деятельности (около пяти лет работы в
университете и академическом институте, не считая учебы). Все эти годы к
креативу я имел непосредственное отношение: и как исполнитель, и как
потребитель. И сейчас, выбрав копирайтинг как вид бизнеса, меня интересуют
вопросы взаимодействия рекламодателей и креаторов. Мне пришлось посмотреть на
эту проблему глазами и тех и других, знаю потребности и проблемы обеих сторон, и
считаю, что мне есть, что сказать, а самое главное – конструктивно предложить по
этому поводу.