Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


У Адама был старший брат

Всевышний, похоже, создавал человеческий род дважды. В разных местах и в разное время

Изучение ДНК скончавшегося недавно Альберта Перри - негра, жившего в американском штате Южной Каролины, выявило: его род почти в три раза старше человеческого. На это, если верить Майклу Хаммеру (Michael Hammer), генетику из университета Аризоны (University of Arizona in Tucson), указывает странная Y-хромосома потомка "старожилов Земли". Она не похожа на другие - человеческие.

Мужская Y-хромосома позволяет установить, когда на нашей планете появился общий предок современных людей - эдакий Адам. Ученые оценивают возраст нашего - общечеловеческого - Адама не более, чем в 140 тысяч лет. Адаму же, от которого ведет свой род негр Альберт Перри, примерно 338 тысяч лет.

Хаммер сначала не поверил собственным глазам. Но потом он проанализировал более 6 тысяч образцов ДНК, собранных у африканских негров. И нашел среди них еще 11 носителей древних Y-хромосом. Они жили в Камеруне, в одной и той же деревне. Получалось, что случай с Перри отнюдь не ошибка в анализах: прародителей людей по мужской линии было как минимум двое: Адам и его некий старший брат. Всевышний, похоже, создавал человеческий род дважды. В разных местах и в разное время. И оба раза удачно.

Источник: http://www.hronika-2012.com/news/2013-03-11-3840

 

Дрезденская галерея вновь открыла двери для посетителей

Одна из главных достопримечательностей Дрездена и всей Германии — Галерея старых мастеров, которую называют Дрезденской картинной галереей, открылась 27 марта после реконструкции. Здесь хранится одно из самых крупных в мире собраний живописи разных эпох. Гордость галереи — известная всему миру «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

Дрезденская картинная галерея открылась для публики, несмотря на масштабный капитальный ремонт в отдельных ее залах. В новой временной экспозиции, которая в ее нынешнем виде останется без значительных изменений предположительно вплоть до 2018 года, можно увидеть лишь часть шедевров.

До начала капитального ремонта в выставочных залах постоянно находилось около 700 картин. Сейчас в 23 залах на трех этажах здания, построенного по проекту архитектора Готфрида Земпера в XIX веке, развешено около 400 полотен. Всего во владении Дрезденской картинной галереи находится 2500 работ, составляющих одно из крупнейших в мире собраний живописи XV-XVIII веков.

Несмотря на значительное сокращение выставочного пространства, Дрезденская картинная галерея остается привлекательным музеем для любителей изобразительного искусства. Все самые известные шедевры коллекции будут представлены и в рамках временной экспозиции. Остался на месте один из самых известных шедевров коллекции — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Знаменитые картины Ван Дейка, Вермеера, Корреджо, Веронезе, Гольбейна и Кранаха также представлены во временной экспозиции.

Часть полотен, убранных в запасники, будет восполнена картинами из музейных фондов, которые уже давно не видели света выставочных залов. Лишь одно произведение искусства останется на своем прежнем месте — «Динарий кесаря» Тициана, для которого была сооружена специальная витрина.

По кураторскому замыслу, новыми тематическими акцентами в Галерее старых мастеров станут портретная живопись эпохи Дюрера, алтарная живопись рубежа XV-XVI веков, натюрморты европейских художников XVII столетия и искусство эпохи Просвещения.

Коллекция Дрезденской картинной галереи была собрана между 1560 и 1763 г. преимущественно усилиями саксонских курфюрстов и одновременно польских королей Августа II Сильного и Августа III Фридриха. Первоначально собрание размещалось в резиденции правителей Саксонии, замке Виттенберг. В конце XV века коллекция была перенесена в Дрезден, в помещение Кунсткамеры.

В 1746 году Августом III было приобретено одно из богатейших художественных собраний того времени — коллекция из 100 картин, принадлежавшая моденскому герцогу Франческо III д’Эсте. В 1747 году для Картинной галереи было построено здание на площади Ноймаркт. Нынешнее здание Картинной галереи, органично вписанное в ансамбль Цвингера, было пристроено к нему в 1847–55 гг. по проекту Готфрида Земпера. Новое здание было специально приспособлено для хранения уникальных полотен; кроме того, оно и само являлось настоящим произведением искусства.

Во время Второй мировой войны Цвингер был почти полностью уничтожен в результате бомбардировок, картины были размещены в бомбоубежище, а затем в 1945 году вывезены в СССР. В 1956 году всемирно известные полотна вернулись в Дрезден, а в 1960 году восстановленный Цвингер принял первых посетителей.

Источник: http://culture.ru/press-centre/news/6220/

 

Зал русского искусства откроется в Лувре после 2015 года

В одном из крупнейших музеев мира — Лувре — появится экспозиция русского искусства. Президент-директор музея Анри Луаретт сообщил в ходе встречи с журналистами в Париже, что работы по созданию в Лувре русского зала начнутся в 2015-2016 годах.

В будущем русском зале будет представлено искусство от иконописи до середины XIX века. На данный момент проект находится только на начальной стадии развития, в частности, создается фонд, который будет заниматься закупкой экспонатов. Предполагается, что в формировании коллекции также будут участвовать меценаты.

Напомним, в феврале этого года Анри Луаретт и представители Франко-российской торгово-промышленной палаты подписали соглашение, предусматривающее поддержку развития экспозиции, в которой будет представлено русское искусство.

Сейчас крупнейший французский музей из русского искусства владеет только коллекцией древнерусских икон. Однако Лувр планирует не только пополнить собственную коллекцию, но и делать привозные выставки из разных российских собраний.

Идея создания русского зала в Лувре пришла директору музея Анри Луаретту после выставки «Святая Русь: русское искусство от начала до Петра Великого». В 2010 году в перекрестный год России-Франции в Лувр привезли более 400 уникальных экспонатов из 24 российских хранилищ. Эта выставка имела огромный успех среди французской публики.

Стоит отметить, что Анри Луаретт покинет пост директора Лувра уже в апреле 2013 года. Кто займет его место, пока неизвестно.

Источник: http://culture.ru/press-centre/news/6243/

 

Музей Эрнста Неизвестного станет самым современным в Свердловской области

Для создания экспозиции музея Эрнста Неизвестного будут использованы современные мультимедийные технологии, профессиональные музейные сейф-витрины, посетителей будет встречать виртуальное приветствие знаменитого земляка. Об этом сообщается на официальном сайте правительства Свердловской области.

Первый Музей Эрнста Неизвестного на Урале откроется 9 апреля. Сегодня на пресс-конференции инициаторы и создатели Музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге рассказали о том, как идут работы по реконструкции здания будущего учреждения культуры, о создании экспозиции и о значении этого события для культурной жизни Свердловской области.

По словам генерального директора Свердловского областного краеведческого музея Натальи Ветровой, в экспозицию войдёт порядка 100 экспонатов, в том числе шесть бронзовых скульптур, 22 офорта из серии «Судьба художника», предоставленных самим Неизвестным.

«Кроме подаренных работ, а это гравюры, гипсовые модели, рисунки, книги и многое другое, для создания экспозиции мы приобретаем некоторые работы. На днях мы уже получили контейнер из Сингапура с 13 скульптурами. Все работы — подлинники и это большая ценность», — рассказала Наталья Ветрова.

На проведение ремонтных работ особняка 19 века на улице Добролюбова, где расположится музей, из областного бюджета направлено 11,8 млн руб. На создание экспозиции — 15,2 млн руб.

При работе над концепцией будущей экспозиции проектировщики учли практически все механизмы, отражающие современный музейный уровень. Для создания экспозиции музея Эрнста Неизвестного будут использованы современные мультимедийные технологии, профессиональные музейные сейф-витрины с вращающимися элементами, посетителей музея будет встречать виртуальное приветствие знаменитого земляка.

«Для того, чтобы широко показать географию творчества скульптора, мы хотим наших посетителей познакомить не только с теми работами, которые будут находиться в здании музея, но и с тем многообразием произведений, которые находятся в разных музея мира и здесь нам на помощь придут как раз современные технологии», — рассказала генеральный директор Уральского регионального института музейных проектов, Ольга Лобанова.

Напомним, что с инициативой открыть музей Эрнста Неизвестного в 2012 году выступила культурная общественность Екатеринбурга, в том числе художники Виталий Волович и Миша Брусиловский. Инициатива была поддержана Губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. В настоящее время региональным министерством культуры разработана концепция будущего музея и развернута масштабная работа по комплектованию фондов.

Источник: http://culture.ru/press-centre/news/6251/

 

Орнелла Мути считает себя русской

Знаменитая актриса Орнелла Мути, признанная читателями журнала "Class" в 1994 году самой красивой женщиной мира, рассказала о своих русских корнях.

Актриса, приехавшая в Прагу в качестве председателя жюри конкурса красоты "Чешская мисс — 2013", говорит, что родилась в Италии и всю жизнь там жила, за исключением нескольких лет, проведенных у тети в Швейцарии.

При этом свою генеалогию Мути считает сложной, передает "Пражский экспресс". Хотя в официальной биографии звезды кино сообщается, что ее мать родом из Эстонии, актриса делает акцент на своем русском происхождении: "Мои прародители из Санкт-Петербурга, поэтому я всегда ощущала между мамой и папой различия двух культур".

"Когда я впервые приехала в Россию, я почувствовала какую-то связь с этой страной, как будто здесь есть что-то мое. И, несмотря на то, что я побывала там лишь во второй половине своей жизни, считаю это очень важным для себя событием. Кто знает, может я больше русская, чем итальянка", — заявила Мути.

Орнелла Мути (настоящее имя Франческа Романа Ривелли) — итальянская киноактриса. Ее отец неаполитанец, а мать родом из Эстонии. Родилась 9 марта 1955 года в Риме. В кино играет с 15 лет. Мути работала с итальянскими режиссерами Марко Феррери и Дино Ризи. Орнелла Мути — постоянная почетная гостья Каннского кинофестиваля. Российскому зрителю актриса больше всего известна по фильму "Укрощение строптивого" (1980). Недавно снялась в фильме — посвящении Риму у Вуди Аллена.

Источник: http://www.rosbalt.ru/style/2013/03/27/1110383.html

 

Лики войны: Алексей Ботян, герой Истории

Рубрика "Лики войны" рассказывает о героях Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, большинство персонажей уже нет в живых: одни ушли недавно, другие погибли еще в военную годину, одних казнили "свои", другие погибли в схватках с врагом. Потому так важно успеть отдать долг памяти ныне здравствующим. Успеть низко поклониться им за их гражданский подвиг. Один из таких героев жив, а в прошлом году отпраздновал 95-летний юбилей. Представляем — Алексей Николаевич Ботян.

Белорус по национальности, Ботян родился в 1917 году на территории Западной Белоруссии, которая позже, в марте 1921 года, отошла к Польше. В войну Алексей Ботян вступил в звании унтер-офицера польской армии (тогда его зенитный расчет сбил несколько самолетов люфтваффе), а закончил советским разведчиком, спасшим древнюю польскую столицу, место коронации польских королей — Столичный королевский город Краков.

Советских разведчиков, которые участвовали в спасении заминированного королевского дворца на Вавеле и Мариацкого костела, было несколько. Чаще всего прототипом легендарного "майора Вихря" в романе Юлиана Семенова и одноименного трехсерийного фильма называют ветерана советской разведки Евгения Степановича Березняка. "Правда.ру" уже рассказывала о нем.

Оба легендарных советских разведчика (и проживающий в Киеве Березняк, и живущий в Москве Ботян) в один голос утверждают, что в спасении Кракова участвовали не одна, а несколько разведывательно-диверсионных групп. Собирательный образ "майора Вихря" создавался Семеновым на основе материалов Главного разведуправления Генштаба, а Ботян был сотрудником 4-го управления НКВД, созданного в годы войны для проведения партизанских и диверсионно-разведывательных операций в тылу врага. Во главе ведомства стояли генералы Павел Судоплатов и Наум Эйтингон.

По паспорту Ботян — белорус, но его, почему-то, считали то армянином, то молдаванином. Наверное, из-за характерного окончания фамилии. Во Франции он мог бы сойти даже за гасконца. На самом деле фамилия Ботян — имеет польско-белорусские корни. По-белорусски — бусел, в переводе на русский означает — аист.

Впервые к званию Героя Советского Союза Алексея Николаевича Ботяна представили в 1943 году за операцию по уничтожению 80 офицеров вермахта в Житомирской области. Вот как об этом рассказывает сам Ботян: "В глухих лесах на границе Белоруссии и Украины нужно было организовать партизанскую базу. Вырыли землянки, поставили баню, медпункт, обжились. Во главе нашей группы стал капитан госбезопасности Виктор Карасев, я числился при нем помощником. Стал ходить в разведку. В одной из деревенек ночевал как-то у бывшего красноармейца, и тот признался, что у него родственник в Овруче у немцев завхозом служит в гебитскомиссариате (Gebietskommissariat - немецкая администрация на оккупированных территориях. — Ред.). Звали его Яков Каплюк. У немцев был на хорошем счету, но человек наш, советский".

Его жена Мария в свертке под видом запеленутого младенца принесла в здание гебитскомиссариата 150 килограммов взрывчатки. Ботян и его товарищи, обучили Якова, как правильно пользоваться взрывчаткой. Осталось выждать наиболее удачного момента. Когда из Берлина в Овруч прибыла группа высоких военных чинов для подготовки карательных акций против партизан, прогремел взрыв. Это случилось 9 сентября 1943 года.

Советское командование долго проверяло результаты той диверсии. 26-летнему партизану тогда дали орден Красного Знамени. Во ознаменование двадцатой годовщины победы над фашистским захватчиком Ботяна вторично выдвинули на получение звания Героя Советского Союза. Но… снова заменили Звезду Героя на орден Красного Знамени. Свой отказ присвоить высокое воинское звание в 1965 году чиновники в погонах объяснили тем, что в 1939 году Ботян служил в польской армии маршала Пилсудского. Хотя уже зимой 1941-го он в составе ОМСБОНа (отдельной мотострелковой бригады особого назначения. — Ред.) участвовал в обороне Москвы.

В мае 1944 года Алексей Ботян, во главе группы из 28 человек, был заброшен в Польшу, благодаря хорошему знанию польского языка и своим организаторским способностям. Алексей Ботян сумел наладить взаимодействие и совместные боевые операции с такими разными политическими силами, как части Армии Крайновой, Армии Людовой и крестьянскими Батальонами Хлопскими. Местное население знало Ботяна как "партизана Алешу".

Отряд Ботяна объединился с выброшенной под Краковым диверсионной группой Ивана Золотаря. После того, как сорвалась операция по ликвидации гауляйтера Польши Франка, в их задачу входило обеспечение беспрепятственного наступление частей Красной Армии. "В конце 1944 года моя группа случайно захватила инженера-картографа из штаба тыловых подразделений вермахта — поляка Зигмунда Огарека, — вспоминал позднее Ботян. — При нем — карты оборонительных сооружений Новы-Сонча".

Новы-Сонч (Nowy Sącz) — старинный город в польских Татрах считался "ключом к Кракову". Снова дадим слово самому Ботяну: "Выяснилось, что в здешнем Ягелонском замке, древней резиденции польских королей, немцы устроили огромный склад боеприпасов. Завезли вагонами взрывчатку, снаряды, фаустпатроны. Собирались заминировать мосты через реку Дунаец, Рожновскую плотину и культурные памятники Кракова. И при отступлении — взорвать. В результате все было бы затоплено, и Красная Армия не прошла бы. Перевербованный нами Огарек нашел польского коммуниста, который под видом грузчика внес в замок мину и вложил ее в штабеля со снарядами. Взрыв прогремел 18 января 1945 года рано утром. Гитлеровцев погибло — сотни. По уцелевшим мостам, по незатопленной местности Красная Армия беспрепятственно вошла в Краков. Его спасение — самое важное, что я сделал в жизни". 19 января в Краков вошли передовые части 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И. С. Конева.

В 1983 году Алексей Николаевич Ботян в звании полковника был уволен в отставку, но до 1989 года продолжал работать в органах КГБ СССР в качестве гражданского специалиста. В свои 96 лет Алексей Николаевич продолжает играть в волейбол, катается на велосипеде, а во время посещения базы для подготовки десантных подразделений, Ботян стрелял намного лучше иных молодых.

Источник: http://www.pravda.ru/society/fashion/models/01-04-2013/1150649-botjan-0/

 

Тайна рождения Николая Гоголя

1 апреля — день рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Однако вопрос с годом рождения Гоголя весьма спорный. Так, на простой вопрос о дате рождения Гоголь всегда отвечал уклончиво. В чем же причина такой секретности? Тайна рождения писателя, возможно, берет начало в юношеских годах матери Николая Васильевича Гоголя.

На вопрос о дате рождения Гоголь отвечал уклончиво…

Еще бы: по спискам Полтавского поветового училища, где он учился вместе со своим младшим братом Иваном, значилось, что Иван был 1810 года рождения, а Николай — 1811 года. Биографы объясняли это маленькой хитростью Василия Яновского, который не хотел, чтобы старший сын был переростком среди своих однокашников по учебе. Но в свидетельстве о рождении, выданном в Нежинскую гимназию высших наук, говорилось, что Гоголь родился в 1810 году. А через сто лет он стал старше еще на один год. В 1888 году в журнале "Русская старина" впервые была опубликована выписка из метрической книги Спасо-Преображенской церкви местечка Сорочинцы, Миргородского повета, Полтавской губернии: "1809 год. №25 — Месяца марта 20 числа у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещен. Молитвовал и крестил священнонаместник Иоан Белобольский. Восприемником был господин полковник Михаил Трахимовский".

Восприемник — крестный отец поэта — после двадцати лет военной службы вышел в отставку и поселился в Сорочинцах. Семьи Трахимовских и Гоголей-Яновских были дружны издавна и состояли в дальнем родстве. Все логично, но вопросы оставались. Потому что из Васильевки ближе было до Миргорода (где была церковь), до Кибинцев (где служили мать и отец Гоголя). Можно было проехать дальше в другую сторону, ибо в легендарной Диканьке, овеянной старинными преданиями, было две церкви: Троицкая и родовая церковь Кочубеев, святителя Николая, которую посещали Гоголи на правах дальних родственников. Говорили, что именно перед ним юная Мария дала свой обет: в случае появления на свет долгожданного сына его назовут Николаем, а в Васильевке поставить церковь.

В 1908 году, в канун столетнего юбилея со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, отделение русского языка и словесности Российской императорской академии наук официально подтвердило факт рождения Н. В. Гоголя — 20 марта (1 апреля по настоящее время) 1809 года.

Театральный роман

Родословная матери Гоголя изложена историками подробно. Дед Косяревский после военной службы стал Орловским почтмейстером с окладом 600 рублей в год. Его сын был "приписан" по почтовому ведомству… В 1794 г. у супругов Косяровских родилась дочь Маша, которую отдали на воспитание ее тетке Анне, в семью генерал-майора А. П. Трощинского, поскольку сами родители жили слишком скромно. Маша "стартовала" рано. Играла в домашнем театре Трощинского много ролей, в том числе — кающейся Магдалины. И — доигралась…

В 14 лет (пишу прописью — в четырнадцать лет), вопреки российским законам, запрещавшим браки в раннем возрасте, вышла замуж за Василия Гоголя-Яновского (1777-1825), владельца небольшого хутора Купчин, который именовали Яновщина, а затем Васильевка. А Марии досталось в наследство имение Яреськи: всего 83 десятины земли (около 83 га), численность "населения", находящегося в собственности у Косяровских — 19 человек. Отчего скороспело породнились Яновские и Косяревские? Потому что "школьница" Маша была беременной. От кого?

В 1806 году, находясь в опале, генерал Дмитрий Трощинский появился в Кибинцах. У него, старого холостяка, была внебрачная дочь и "воспитанница" Скобеева, ставшая его фавориткой. В те времена действовал строгий закон Петра I: всех внебрачных детей лишать дворянского звания, записывать в солдаты, крестьяне или художники. Вот почему в России за два поколения появилась так много художников, поэтов и писателей. Кстати сказать, не потому ли Тарас Шевченко стал художником? Легко вычислить — чей он внебрачный сын. Но в отличие от Энгельгардта, Дмитрий Трощинский досконально знал законы российского государства и лазейки в этих законах. Не случайно его назначили министром юстиции и генерал-прокурором. Поэтому для "юридического" подтверждения дворянского происхождения своего внебрачного сына, он отдал его "на усыновление" своим бедным родственникам.

Когда юная Маша "потяжелела" в 14 лет, то ему, как сейчас сказали бы, светила статья "за растление малолетних". А внебрачного ребенка нужно было отдавать в солдаты или художники. Генерал подстраховался дважды. Поручил своему управляющему Васе Яновскому срочно жениться на Маше. И дал в приданное огромную сумму. (Сестра Гоголя указывает на 40 тысяч, но, видимо, она сделала поправку на инфляцию, которая была в России после войны 1812 года). А когда родился Николай Гоголь, то его сделали старше на два года. Так он, по школьным документам Полтавы, родился в 1811 году. Потому что Маше (1794 года рождения) к тому времени уже было 17 лет. Все законно. (Трощинскому стукнуло 59 лет. Он достиг возраста, о котором говорят в народе: "Седина в бороду — бес в ребро").

Как потом ни "копали" под министра юстиции конкуренты, но доказать ничего не смогли. Тогда еще не было проверки отцовства на ДНК. Тем не менее, "доброжелатели" регулярно докладывали об интимных делах Трощинского. Все знали в округе все: кто с кем ходит… И сейчас, и двести лет назад, если чихнешь на одном краю села, то на другом скажут: "Будьте здоровы"! Вот и пришлось отправлять Машу рожать к давнему другу — военному врачу Михаилу Трахимовскому в Большие Сорочинцы. Место там бойкое. Из местечка выходит сразу пять дорог: есть откуда приехать и куда, в случае чего, уехать…

Существовала даже легенда "прикрытия", что Гоголь родился в дороге, чуть ли не у самого моста через реку Псел, которую он так красочно описал в повести "Сорочинская ярмарка". Я проверял "на местности": по дороге из Васильевки (ныне Гоголево) до Сорочинцев моста нет. Тут "служба безопасности" министра юстиции, распуская эти слухи, что-то недоработала. Читатель вправе спросить: а куда пошли деньги генерала?

Они стали "инвестициями". Яреськи ожили, в них регулярно устраивались ярмарки. Там был построен крупный винокуренный завод, на котором применялась паровая машина. Винокурение (производство водки) было неплохим бизнесом. В. А. Гоголь впоследствии управлял хозяйством Трощинских, будучи секретарем Дмитрия Прокофьевича, который с 1812 г. был избран предводителем дворянства Полтавской губернии. А в домашнем театре Д. П. Трощинского в Кибинцах ставили комедии Василия Афанасьевича. Всем хорошо.

Кстати, часть денег ушло на строительство церкви в Васильевке, на обучение Гоголя в Нежине: 1200 рублей в год (затем Трощинский сэкономил: перевел Колю на "госзаказ"). Когда Гоголь в Питере "схватил Венеру за интимное место", то на лечение "дурной болезни" в Германии (дорога, питание, лекарства, консультации) ушло 1450 рублей серебром. (Для сравнения: один гусь стоил тогда один рубль. Через несколько лет за постановку "Ревизора" Гоголь получил 2500 рублей). Дорого поэту обошлось посещение публичного заведения. С тех пор он к женщинам относился сдержанно, а начал хорошо: "Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщину. (Николай Гоголь, "Женщина", "ЛГ", 1831 г.)

Комментарий гоголеведов: "Существует упоминание о таинственной незнакомке, произведшей на молодого Гоголя, только что приехавшего из провинции в Петербург, "ужасное и невыразимое впечатление". И побудившей его силою удивительных чар к бегству из России. Вся эта история выдумана им от начала до конца с одной лишь целью: как-то объяснить матери и окружающим свой неожиданный отъезд за границу". Болезнь и лечение подкосили поэта. Его дух, душа и тело превратились в "мертвые души"! "Я стал наделять своих героев, сверх их собственных гадостей, моею собственною дрянью" — писал Гоголь. ("Выбранные места из переписки с друзьями", 1847 г.). Но именно эти "гадости" и привлекают к нему весь "больной на правое и левое полушарие" наш земной шарик… В каждом из нас, в разных пропорциях, живут герои Гоголя. Из "Мертвых душ" и "Ревизора", из "Вечеров"… вокруг герои -Герои Гоголя все те же на историческом манеже. Например, один из моих друзей-поэтов по имени Гарик похож на Собакевича (когда выпьет) или на Манилова (когда трезвый). Но сам себя называет "редкой птицей, которая долетает до середины Днепра".

Эпиграфы и эпилоги

Напомню, что останки царской семьи, которую расстреляли большевики, были идентифицированы после анализов ДНК. В Васильевке (ныне — Гоголево), на месте церковного погоста, чудом сохранилась могила родителей Гоголя. В Москве покоятся останки автора "Мертвых душ", которые перенесли в 1932 году из одного кладбища на другое. При желании можно найти могилу Трощинского. Стоит сравнить анализы ДНК и тайна рождения Гоголя будет раскрыта. Лучше всего это сделать в честь 225-летия со дня рождения писателя: в 2034 году. Убежден: биографическая тайна Гоголя будет раскрыта в 2034 году. Сенсация неизбежна!… История переписывается часто. Но тем не менее, с гоголевской высоты, давайте будем ждать от Прошлого только хорошего!

Источник: http://www.pravda.ru/culture/literature/rusliterature/01-04-2013/1150643-gogol-0/

 

Семёново, Онег и далее — везде

1 апреля исполняется 140 лет со дня рождения композитора Сергея РАХМАНИНОВА

Почти полтора века минуло со дня рождения Сергея Рахманинова, а споры о том, где именно он увидел свет, не прекращаются. Хотя, кажется, все, вроде бы, известно со слов самого композитора, который в 1896 году писал своему другу, композитору Александру Затаевичу, что «родился в Новгородской губернии в одном из наших имений. Если Вам нужно знать название этого имения, в чём я сомневаюсь, то название его «Онег».

О пользе сомнений

Именно это «в чём я сомневаюсь» и не давало долгое время покоя исследователям. Например, в «Новгородской правде» от 17 ноября 1968 года Тамара Самсонова, исследователь жизни и творчества Рахманинова, опубликовала воспоминания жившего тогда в Ленинграде, «много помнящего» Якова Нетлау.

Яков Фёдорович родился и жил в Онеге. Он был сыном управляющего имением и Паулины Яновны Авик, которая в 1873 году была «девочкой для услуг». В четвёртом часу утра 20 марта Паулина, по описанию Самсоновой, открыла «левое от парадного входа» окно дома в Онеге. «Когда она вошла в комнату, где находилась Любовь Петровна, ребёнок уже был. Увидел свет Сергей Рахманинов, представитель десятого поколения Рахманиновых».

Что тут сказать? Конечно, новорожденный не мог помнить, где увидел свет. Усадьба Семёново была выставлена на продажу в 1878 году (в 80-м продана), когда ему было всего пять лет. И Сережа уже год жил в Онеге. Но в принципе записи в метрической книге достаточно, чтобы поставить точку в споре о месторождении.

Пока новгородский архивист-краевед Марианна Трунина в 1973 году нашла в областном архиве подлинник метрической книги Старо-Дегтярёвской церкви, в которой записано: «Месяц и день: рождение — март, 20, крещение — апрель, 2. Имя родившегося — Сергий. Звание, имя, отчество и фамилия родителей: Старорусского уезда усадьбы Семёново помещик, отставной лейб-гвардии гусарского полка штаб-ротмистр Василий Аркадиев сын Рахманинов и законная жена его Любовь Петровна Рахманинова, оба православные.

Восприемники — мировой судья 3-го участка Старорусского уезда отставной гвардии поручик Алексей Николаев сын Валков и Новгородского уезда усадьбы Онеги помещика, отставного генерал-майора Петра Ивановича Бутакова жена Софья Александровна Бутакова (бабушка будущего композитора. — Ред.)».

К слову, многие годы эта книга спокойно себе хранилась в архиве Старорусского районного бюро ЗАГС. А в Новгородский госархив была передана 2 апреля 1963 года, то есть на следующий день после 90-летия со дня рождения Сергея Рахманинова. Скорее всего, это не совпадение, но документального подтверждения нет. Сейчас книга находится в составе объединенного архивного фонда «Церкви Старорусского уезда Новгородской губернии».

…Крестили новорожденного священник Платон Савицкий и псаломщик Пётр Любочский в этой самой Старо-Дегтярёвской церкви, что в двух верстах от усадьбы Семёново, которая стояла по соседству с имением Новые Дегтяри и усадьбой Кошели, полученными отцом композитора в подарок от тестя.

Всему своё время

Как известно, Сергей Рахманинов родился в семье генеральской дочери Любови Бутаковой и отставного гусарского офицера Гродненского полка Василия Рахманинова. Мать композитора получила в приданое пять имений с земельными угодьями (одно — родовое, другие — в награду ее отцу за службу). Правда, отец композитора хозяином не стал (не был деловым человеком).

К слову, в книге «Сергей Рахманинов. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном», читаем: Родители часто ссорились. Мы, дети, больше любили отца. Это, наверное, было несправедливо по отношению к матери, но поскольку отец обладал добрым и ласковым нравом, удивительным добродушием и сильно нас баловал, неудивительно, что наши сердца неудержимо тянулись именно к нему. Мать, напротив, отличалась чрезвычайной строгостью. Отец большую часть отсутствовал, и все домашние обязанности ложились на мать. С самых первых дней мы были приучены ею к тому, что «для всего есть свое время». Кроме подробного расписания уроков, строго определенные часы отводились игре на фортепьяно, гулянию, чтению, и только чрезвычайные обстоятельства могли нарушить этот четкий распорядок».

14 апреля 1879 года «Новгородские губернские ведомости» извещали: Судебный пристав Новгородского окружного суда П.В. Никитский объявляет, что 14 апреля 1879 года с 10 часов утра будет произведена публичная продажа движимого имущества, принадлежащего гвардии штаб-ротмистру Василию Аркадьевичу Рахманинову, заключающегося в: мебели, двух ружьях, биллиарде и других вещах, подробно означенных в описи, оцененного в 531 рубль. Продажа будет производиться в усадьбе Рахманиновой Онеги Новгородского уезда на иск Згибарцева. Так вот и шло — от малого к большому, но все на продажу!

Уже к 1885 году все имения были проданы. Последним ушел Онег (приход села Захарьина Новгородского уезда), в котором вырос Сергей Рахманинов и который долго считали местом его рождения. 8 марта 1880 года «Новгородские губернские ведомости» объявили: 31 мая 1880 года в 10 часов при Новгородском окружном суде будет продаваться недвижимое имение, принадлежащее жене гвардии штаб-ротмистра Любовь Петровне Рахманиновой, за иск по закладной старорусского купца Ивана Гавриловича Мелихова 10 000 рублей с процентами с 19 августа 1879 года, состоящее: Новгородского уезда усадьба под названием Онег с принадлежащими к ней землями... Имение оценено в 13 500 рублей. Сразу продать Онегу не удалось, а когда все-таки получилось (1885), семья Рахманиновых переехала в Петербург и в Новгородскую губернию уже не возвращалась.

Пинаевская пустошь

Сегодня от усадьбы Семёново ничего не осталось. Только забытая всеми пустошь километрах в 10–12 от деревни Пинаевы Горки… Правда, в «Новгородских губернских ведомостях» от 3 мая 1880 года можно найти описание дома, где родился композитор. Это описание сделано для покупателей. Итак, усадебный дом в Семёнове:

Одноэтажный, сильно вытянутый в плане, под вальмовой кровлей объем, на высоком, оштукатуренном цоколе. Стены здания деревянные, обшиты досками. Трехчастная композиция главного фасада, со слегка выступающим ризалитом центрального входа и тремя симметричными оконными проемами — типичный прием жилого дома провинциальной жилой архитектуры.

Резной декор служит основным украшением фасада.

Четко поставленные высокие окна с лучковыми завершениями обрамлены наличниками накладной резьбы с рисунком в духе эклектики и ступенчатыми сандриками.

Центральный вход оформлен высокой двухстворчатой дверью с лучковым завершением. Дверь украшена филенками, ее верхняя часть застеклена.

Здание венчает узкая полоса карниза пропильной резьбы.

Терраса (открытая веранда) с сильно вынесенным крыльцом полуциркульного очертания оживляет фасад здания. С террасы организованы три расположенные веером схода. Два аналогичных схода расположены по торцам здания, напротив оконных проемов.

Ограждение террасы из фигурных резных балясин является одним из основных украшений фасада.

Вряд ли стоит надеяться, что в скором времени найдется энтузиаст и меценат, который (-ые) возьмутся по данному описанию восстановить дом композитора. Для новгородцев память о нем остается в музыке…

Путешествие из Петербурга в Москву

Новгородский период жизни композитора лирично описала его двоюродная сестра Софья Сатина (1879–1975), друг и биограф Рахманинова. Вот фрагмент из книги «Материалы для биографии Рахманинова» (1944):

Северная русская природа, деревенское раздолье где-то на Волхове, близ древнего Новгорода, большой дом, семья, добрый балующий отец, любящая, но строгая мать и больше всего и ярче всего — старая бабушка, заступница и защитница всех проказ и шалостей, милая, ласковая — вот первые детские впечатления Рахманинова. Здесь, в Онеге, в одном из имений матери провел он с братьями и сестрами свое счастливое раннее детство, не зная ни нужды, ни забот.

Простая помещичья жизнь в деревне, среди лесов, озер и цветущих лугов, имела, несомненно, глубокое влияние на растущего мальчика. С какой любовью, как часто вспоминал Рахманинов много лет спустя Волхов с его живописными окрестностями, заливные луга, покосы, в особенности какой-то запах, в котором были смешаны запахи травы, воды и дым рыбачьих костров.

Но широкий образ жизни его отца, очень доброго, но весьма легкомысленного, его неопытность в делах и неуменье вести хозяйство, перешедшее к нему после смерти тестя, разорили семью. Рахманиновы, жившие безвыездно с пятью детьми в деревне, должны были продать имения, отпустить всех служащих и переехать в Петербург. Вместо привольной свободной жизни в большом благоустроенном доме семье пришлось поселиться в нанятой наспех тесной и неудобной квартире, в душном и шумном городе. Дети почувствовали себя там совсем потерянными. Теснота повела к тому, что один из мальчиков должен был даже на время переехать в совершенно незнакомую ему семью своей тети, М.А. Трубниковой, младшей сестры его отца. Выбор пал на Сережу. По словам ее, он был очень самостоятельным, мрачно молчал и, отклоняя всякую предлагаемую ему помощь, произносил почти шепотом только одно слово — «сам». Его так и прозвали тогда в шутку «Сам».

Когда старшая дочь, Елена, была помещена в пансион, а старший сын, Володя, был принят в один из кадетских корпусов Петербурга, Сережа вернулся домой. Благодаря его выдающимся музыкальным способностям и хлопотам его бывшей учительницы музыки, А. Орнатской, он получил стипендию и девяти лет поступил в консерваторию.

К слову, в Петербурге Сергей Рахманинов задержался ненадолго. Скоро родители развелись. Дети большую часть времени стали предоставлены сами себе. Сережа занимался в консерватории и школе, но постепенно школьные занятия совсем забросил. И за неуспеваемость был лишен консерваторской стипендии. С большим трудом его удалось отправить на просмотр в Москву, где Рахманинов сразу был принят в частную музыкальную школу. Это произошло, когда ему было 12 лет.

Источник: http://novved.ru/kultura/23311-semnovo-oneg-i-dalee--vezde.html

 

Гражданам Испании запретили именоваться “Лениным”

Носить имя “Ленин” в Испании теперь запрещено. Министерство Юстиции страны поддержало позицию органов регистрации актов гражданского состояния Испании об отказе присвоить гражданину имя идеолога советского коммунистического строя. Признавая тот факт, что с исторической точки зрения, “Ленин” – это псевдоним, испанские власти аргументируют свой отказ тем, что “при присвоении гражданину такого имени, в дальнейшем оно может быть перепутано с фамилией”.

В ответе на запрос, направленный депутатом “IU” Гаспара Льямасареса по данному вопросу, министр юстиции Испании Альберто Руис-Гальярдон ответил, что запрет на регистрацию имён граждан, “противоречащих установленным нормам”, распространяется как на новорождённых граждан Испании, так и на иностранных лиц, претендующих на гражданство страны.

Теперь, если иностранец, получающий испанское гражданство, предъявит документ о том, что на своей родине ему было присвоено имя “Ленин”, он должен будет сменить имя в соответствии с законодательством Испании. В похожую ситуацию здесь зачастую попадают китайцы – например, множеству мужчин по имени “Хуанито” при получении гражданства Испании пришлось менять имя во избежание дальнейших затруднений при оформлении документов.

Источник: http://www.espanarusa.com/article.sdf/ru/news/sociedad/344765

/

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное