Компания Фор-Экспо приглашает Вас принять участие в 6-й ежегодной Международной Конференции "Международный риск-менеджмент и особенности развивающихся рынков"
Подробнее >>
Минимизация кредитных рисков в рамках актуализации стратегии развития МСБ
А.C. Малышева, независимый эксперт
Основные рыночные тенденции и перспективы
Последние годы рынок кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) России находился в стадии становления, особенно активное развитие наблюдалось в 2006 — первой половине 2008 года, когда на рынок стали массово выходить банки, предлагая заемщикам разнообразные программы кредитования МСБ. Рост конкуренции был обусловлен факторами, действующими с обеих сторон — как бизнеса, так и банков.
Развитию кредитования МСБ способствовала растущая конкуренция на смежных сегментах: потребительского кредитования и кредитования корпоративных заемщиков. По некоторым данным, удовлетворенность потребности населения в кредитных ресурсах (потребительское кредитование) достигла в 2007 году 80–90%, а темпы прироста кредитных портфелей банков упали до 57% (по данным «Эксперт РА»). Рост конкуренции и амбициозные планы по росту объемов кредитования заставляли банки значительно улучшать условия кредитования
для заемщиков, в том числе снижать ставки кредитования до минимальных значений рентабельности, упрощать требования к заемщикам, что привело к принятию банками чрезмерного кредитного риска. Аналогичная ситуация наблюдалась и в корпоративном кредитовании, с той лишь особенностью, что в случае заинтересованности в ключевых клиентах и сохранении своих позиций на рынке банк мог сознательно работать с такими клиентами с отрицательной собственной маржой и повышенными рисками.
В связи с этим логичным явился шаг в сторону кредитования малого и среднего бизнеса как низкоконкурентного рынка с высокой маржой (кредитные ставки доходили до 20–25%). Долгое время банки игнорировали сегмент МСБ в силу его непрозрачности и отсутствия массовых технологий работы, в том числе методик по управлению кредитными рисками в небольших бизнес-структурах без развитого корпоративного управления и прозрачной официальной отчетности. (В результате среди предприятий МСБ сложился миф о невозможности
получения кредита на бизнес. Заемщики перетекали в смежные сферы: по экспертным оценкам до 30–40% всех потребительских кредитов привлекалось на финансирование малого и микробизнеса.)